Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_skloneniya._algoritm_opredeleniya_skloneniya.docx | 71.46 КБ |
tipy_skloneniya._algoritm_opredeleniya_skloneniya.pptx | 198.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Учитель: Ачкасова Е.Н..
Тема урока: «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
Тип: урок построения системы знаний.
Цель обучения:
Образовательная: закреплять знания о типах склонения имен существительных, составить алгоритм определения склонения имени существительного; уметь пони-
мать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.
Развивающая: обучение анализу, сравнению, умению доказывать и опровергать; развитие
качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры
труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и
самооценки деятельности.
Воспитательная: привитие интереса к предмету, желание трудиться, чувство гордости за
выполненную работу.
Задачи: создать условия для наблюдения, сравнить и обобщить новые знания; составить алгоритм применения новых правил; упражнять в применении алгоритма; закрепление знания о склонении существительных; содействовать развитию внимания, наблюдательности, , привитие интереса к предмету.
Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структуирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, таблица «Типы склонений имён существительных», презентация, листы А4, фломастеры, карточки для создания алгоритма, карточки с признаками сущ. и склонения для групп, рефлексивный лист «Ступени успеха»
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: общеклассная дискуссия, работа парами, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём «Расскажи соседу»
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода
Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Работа с текстом», «Работа над лексическим значением слова», Изобразительное искусство
Ход урока:
Этап | Ресурсы | Цель | Действия учителя | Действия ученика | УУД |
1.Мотивация | тетради | Создание ситуации успеха | -Здравствуйте, урок русского языка. Настроились на успешную работу. -Запишем число, классная работа. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу, записывают число, классная работа, четверг. | Регулятивные (Р): Нацеливание на успешную деятельность Личностные (Л): Положительное отношение к процессу знаний Коммуникативные (К): Формирование умения слушать и слышать |
2Актуализация знаний. Словарная работа, необходимая для определения темы урока. | -Ребята, мы начинаем наш урок с повторения словарных слов, если вы правильно их запишите, то получите ключ к теме урока. -Отгадайте слова по их лексическому значению:
| Записывают слова с проговариванием по очереди, комментируют постановку ударения, выделяют непроверяемые написания. | Осуществляют ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата. Принимают и сохраняют учебную цель Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Осуществлять анализ. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | ||
Повторение изученного. Подготовка к изуч нового м-ла | - По третьим буквам этих слов вы прочитаете слово, которое поможет вам определить тему урока. (В помощь слабым детям раздаются листочки, чтобы они выписали буквы, составили и прочитали слово.) | По третьим буквам читают слово «СКЛОНЕНИЕ»: | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | ||
3. Актуализация знаний | Презентация (слайд №3) | -Выпишите существительные 3-го склонения в начальной форме. Подчеркните орфограммы в словах. 1. В окно пахнуло утренней свежестью. 2. Наша деревня находится в лесистой местности. 3. Очень полезен сок из моркови. 4. На белой скатерти темнело чернильное пятно. 5. От усталости дрожали и подгибались ноги. 6. В лесу пахло сыростью и грибами. 7. По степи ехал на лошади всадник. - Проверка в парах. Поставьте на полях нужный смайлик (всё верно, недочёт, много ошибок). Один ученик читает слова и называет орфограммы. | Дети выписывают сущ.3-го скл. Работа в парах. Проверяют у соседа, ставят смайлик. | Р.: волевая саморегуляция П.: анализ, квалификация К.: создание ситуации для обсуждения | |
4. Самоопределение к деятельности | Карточка с текстом у каждой группы, листы А4, фломастеры, Презентация (слайд №5) Презентация (слайд №6) Карточки к алгоритму | -Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибку. В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения.
Проверка работы группы. -В чём заключается ошибка? -С чего надо начинать определение склонения существительного? -Назовите начальную форму -Что нужно сделать дальше? -Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения? -Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения. -Сформулируйте задачи урока. | Работа в группах. Читают карточку с текстом, находят ошибку, рассуждают, записывают верный ответ на листе. Приём «Карусель» Передают свой листок в соседнюю группу, те проверяют работу. Оценивают. -не поставил в начальную форму, не определил род существительных -Поставить в н.ф. -И.П., ЕД.Ч -Определить род -Да, например, ж.р.-1 и 3 скл., а м.р. – 1 и 2 скл. Составляют на доске алгоритм из карточек -Упражняться в определении склонения существительных в косвенной форме, используя алгоритм. | Р.: саморегуляция, контроль, коррекция П.: построение логической цепи рассуждений К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
5. Работа по учебнику | С100 -Прочитайте сведения по учебнику -Дайте оценку нашему алгоритму | Читают правило с 100 -Правильно составили алгоритм | Р.: учебно-познавательный интерес П.: структурирование знаний К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | ||
. Физкультминутка | |||||
6 Самостоятельная работа | Катались на машине, шли по площади, отплыл от пристани, приехал к бабушке, плыли по реке, кружились в воздухе, прошли по тропинке к пристани, отдыхали в лагере, свернули с дороги к роще. | Списывают, определяют склонения по алгоритму. | Р.: саморегуляция, контроль, коррекция П.: построение логической цепи рассуждений К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
7 Работа в группах. Закрепление | Работа в группах. | В данном стихотворении в подчеркнутых словах выделить окончание, обозначить склонение и падеж 1 группа. Милая Родина! Я узнаю тебя в голосе диктора, В лязге лебёдок, морских якорей, В атомной станции, в запуске спутников, В рёве пропеллеров, в шуме людей. В. Боков 2 группа Над лугом, над рекой, над бором Стоит такая тишина, Что слышно, как по косогорам Наверх взбирается луна. Г. Глушков | В группах определяю падеж и склонение, вывешивают на доску, проверяем. | ||
изученного | |||||
9. Рефлексия | Карточки к алгоритму | -Соедините стрелками типы склонения и их признаки -Алгоритм определения склонения рассыпался. Соберите в нужном порядке. | Карточки-признаки имени существительного соединить стрелкой с карточкой нужного склонения Работа в группах. Собирают из карточек порядок определения склонений у имени существительного. | ||
10. Инструктаж домашнего задания | С101, №179 будете выполнять аналогично, как в №177 | ||||
11. Подведение итога урока | Рефлексивный лист «Ступени успеха» | - С какой задачей встретились? - Решили ли учебную задачу? Каждый ученик получает рефлексивный лист «Ступени успеха» Своей работой на уроке: «Я доволен» «Не совсем доволен» «Не доволен» Поясните свой выбор (выборочно) | Определять склонение имен существительных по алгоритму. Ребята заполняют рефлексивный лист, отмечают себя на «Ступени успеха». Рисуют человечка на ступеньку. Своей работой на уроке: Я доволен, потому что… Не совсем доволен, потому что… Не доволен, потому что… |
П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы склонения имён существительных.
1 склонение 2 склонение 3 склонение М. р. - а, - я. М.р . - Ж.р . - ь, Ж.р . - а, - я Ср. р. - о, - е. Папа дом ночь Мама село жизнь Склонение имён существительных.
В окно пахнуло утренней свежестью. Наша деревня находится в лесистой местности. Очень полезен сок из моркови. На белой скатерти темнело чернильное пятно. От усталости дрожали и подгибались ноги. В лесу пахло сыростью и грибами. По степи ехал на лошади всадник. Выпишите существительные 3-го склонения в начальной форме. Подчеркните орфограммы.
Свеж е сть, мес т ность, м о рко в ь, скат е рть, устал о сть, сырость, степь, лоша д ь. Проверка
В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле , клочья, тумана . Выделяю окончания. В слове з емле окончание –е. Это существительное 2 -го склонения. В слове к лочья окончание –я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание –а. Это существительное 1-го склонения. Прочитайте рассуждение ученика, найдите ошибку
Алгоритм определения склонения. 1. Ставлю слово в начальную форму ( И.п ., е д.ч .) 2. Определяю р од 3 . Нахожу окончание 4. Определяю склонение
Катались на машине, шли по площади, отплыл от пристани, приехал к бабушке, плыли по реке, кружились в воздухе, прошли по тропинке к пристани, отдыхали в лагере, свернули с дороги к роще. Самостоятельная работа.
Катались на машине (1 скл .), шли по площади (3 скл .), отплыл от пристани (3 скл .), приехал к бабушке (1 скл .), плыли по реке (1 скл .), кружились в воздухе (2 скл .), прошли по тропинке (1 скл .) к пристани (3 скл .), отдыхали в лагере (2 скл .), свернули с дороги (1 скл .) к роще (1 скл .). Проверка.
Милая Родина! 1 группа Я узнаю тебя в голосе диктора, В лязге лебёдок, морских якорей, В атомной станции, в запуске спутников, В рёве пропеллеров, в шуме людей. В. Боков 2 группа Над лугом, над рекой, над бором Стоит такая тишина , Что слышно, как по косогорам Наверх взбирается луна. Г. Глушков
Своей работой на уроке: «Я доволен» «Не совсем доволен» «Не доволен» Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...
Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»
Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного " определяет следующие цели:закреплять знания о типах склонения имён существител...
Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс
Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс....
Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс
Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс...