интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 1-2 классов "Королевство Звукоречье"
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме
Обобщение знаний по русскому языку для учащихся 1-2 класса пло темам "Фонетика", "Правописание", "Лексика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korolevstvo_zvukoreche.rar | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Малиновский.
Сценарий
интеллектуальной игры
«Королевство Звукоречье»
для учащихся начальной школы (1- 2 класса).
Место проведения: Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Малиновский, актовый зал или просторный класс.
Участники игры: учащиеся 1-2 классов.
Цель: В игровой форме обобщить знания, умения и навыки учащихся, по темам русского языка «Фонетика», «Лексика», «Синтаксис» и «Правописание» , изученных в 1 классе.
Задачи:
- Повышение интереса детей к урокам русского языка.
- Развитие творческих способностей детей.
- Совершенствовать полученные навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
- Воспитание коллективизма, умения работать в коллективе и группе.
- Популяризация и пропаганда внеклассной работы в школе по предмету «русский язык».
Оборудование и оформление:
- Оформление сцены.
Нарисованный сказочный город с домами и улицами, над городом надпись «Королевство «Звукоречье» ( можно на электронном панно через компьютер).
2.Шары.
3. Пословицы, поговорки и скороговорки о речи.
Азбука – наука, а ребятам - мука.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Столы для работы в группах.
На столах: цветные карандаши, фломастеры, листы А-4 c заданиями, маркеры, фишки для звукового анализа, колокольчики.
Подготовительная работа в группах:
1. Представление команды:
-Название,
-девиз,
-обращение к жюри и другим командам,
-эмблему.
Группы будут награждаться по номинациям:
-Дружная команда,
-Умники и умницы,
-Самые внимательные,
-Самые активные,
-Самые быстрые.
Личные номинации:
-Самый активный,
-Самый быстрый,
-Самый умный,
-Самый внимательный.
Ход проведения праздника:
Дети сидят за столами по командам.
Звучит мелодичная музыка.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня вам представится замечательная возможность совершить сказочное путешествие в волшебное королевство. В этом королевстве мы должны будем найти «Великую книгу знаний», которая откроет нам тайну, как стать грамотным, научиться правильно говорить, читать и писать. Но прежде чем мы откроем с вами эту книгу, мы должны пройти ряд испытаний и конкурсов, которые приготовили нам сказочные жители волшебного королевства.
А оценивать вас будут наши волшебные магистры.
(Представление членов жюри - три человека в колпачках).
НА ЭКРАНЕ:
Кадр 1
Нарисовано королевство за стеной и воротами.
Ведущий:
И так внимание всем начинается наше сказочное путешествие в волшебное королевство…
(заставка на экране, присказка с бабушкой)
Ведущий:
Это была присказка, а вся наша сказка пройдет вот в этом сказочном королевстве…Посмотрите, какие здесь сказочные улицы, дома, замки…Сейчас мы пройдем по этим улицам…Сможем познакомиться с его жителями.
(заставка- сказочный город)
Ведущий:
Посмотрите, вот это королевство перед нами…( заставка королевства)
- Какое название у этого королевства?
-Как вы думаете, кто живет в этом королевстве?
-А буквы там живут? Почему?
-А живут ли в этом королевстве слова и предложения?
Вы знаете, мы с вами пока не можем попасть в королевство, ворота для незнакомых гостей закрыты, Давайте представимся и расскажем о себе.
КОНКУРС 1 «Визитка» ( название команд, девиз, обращение к жюри, соперникам и т.д.)
Ведущий:
Вот мы и познакомились. И теперь мы можем войти в сказочное королевство, но что это ребята на двери замок с загадочным кодом.
НА ЭКРАНЕ:
Кадр 2
Замок с 6 окошками пустыми. А, О, К, Н, Р, У
Ведущий:
Надо нам его открыть. Чтобы открыть этот замок надо быть очень внимательными. В коде расположены буквы в разной последовательности, надо их запомнить в течении 30 секунд и вписать в свои листочки. А второклассникам еще из этих букв составить слова ( чем больше тем лучше). И так время пошло…
КОНКУРС 2
На зрительное внимание.
Дети запоминают код, который загорается на замке и запоминают его в течении 30 секунд, а затем на листках, где нарисованы замки с пустыми окошечками записывают буквы в той последовательности, в которой запомнили.
Члены жюри оценивают и говорят, кто открыл замок, а кто нет…
Ведущий:
Не все смогли открыть замок, поэтому нам предстоит еще одно испытание, чтобы попасть в волшебное королевство. Замок работает и на голос. Внимательно послушайте волшебное заклинание, запомните его после трех прочтений и запишите…А для второклассников просим их отгадать закодированное слово, которое состоит из первых букв этих смешных слов…
Внимание, читаю волшебное заклинание: Зак, Вак, Ук, Как...
КОНКУРС 3
На слуховое внимание и память.
Дети слушают слова, запоминают их и записывают на листах. А затем прочитывают.
НА ЭКРАНЕ:
Кадр 3
Происходит открытие замка и ворот.
Ведущий: Посмотрите, мы с вами вместе открыли дверь в королевство «Звукоречье», потому что были очень внимательными и правильно набрали код и назвали слова заклинаний.
Посмотрите, как здесь красиво…
НА ЭКРАНЕ
Кадр 4
План города. Улочки с домами и магазинами, клумбами и т.д.
В конце стоит замок.
Ведущий:
И так мы с вами в самом начале пути. Нам надо попасть в замок, в котором и находится волшебная книга знаний. Но что это? Город заколдован. В нем нет ни названия улиц, ни номеров домов… Наверно злая колдунья Мракобесья заколдовала этот город. Никто нас с вами не встречает и не приветствует… Давайте поможем жителям этого волшебного королевства, расколдуем улицы города и познакомимся с его жильцами…
Посмотрите внимательно мы на первой улице этого королевства. На улице три дома: красного, синего и зеленого цвета.
НА ЭКРАНЕ
Кадр 5
Улица с тремя домами. Красного, синего и зеленого цвета. В домах подъезды со звонками и без.
Ведущий: Кто же живет в этих домиках?
Кто живет в красном домике?
Кто живет в синем домике?
Кто же живет в зеленом домике?
( ответы детей)
Молодцы! Правильно эта улица, где живут звуки речи. А как ее название?
( предположения детей и ответы)
НА ЭКРАНЕ загорается: улица Звуковая.
КОНКУРС 4
Звуки приготовили нам свои испытания…
Я называю звуки, а вы рисуете на листочках их цветовую гамму или схему. А второму классу - напротив цветной схемы написать транскрипцию. И так внимание, рисуем и подписываем…
А.В.П.Э.Ш.Ч.О.Р.М. ( называются гласные, согласные твердые и мягкие)…
Давайте проверим, правильно ли вы нарисовали схемы этих звуков и подписали транскрипцию.
НА ЭКРАНЕ: Нарисована звуковая схема выложенных звуков в виде бус ( красный, синий, зеленый, красный, синий, зеленый).
Ведущий: Кто не допустил ошибки? У кого получились красивые звуковые бусы, давайте проверим. Молодцы!
А теперь еще одно испытание от звуков речи. Мы попали с вами в сказочный лес звуков речи. Здесь растут сказочные деревья: ( на экране картинки деревьев). Назовите эти деревья. А теперь просигнальте звуковые схемы слов на своих листочках, а для ребят 2 класса надо рядом написать транскрипцию этих слов, но помните, время ограничено… Это надо сделать за 3 минуты.
(Раздать листы детям со словами. Дети рисуют рядом со словами звуковые схемы).
НА ЭКРАНЕ
Картинки: клен, дуб, липа, ива, сосна.
Дети составляют звуковые схемы слов. Подписывают транскрипцию.
Ведущий: Просим проверить составленные схемы, наших магистров.
( проверка, выставление баллов)
Ведущий:
Молодцы! Звуки речи очень рады за вас и они вам желают счастливого пути по волшебному королевству «Звукоречье». И мы с вами шагаем дальше и переходим на следующую улицу… А как название этой улицы вы должны догадаться сами. На этой волшебной улице живут 33 сестренки. Что это за сестры?
( ответы детей)
НА ЭКРАНЕ
Три домика с пустыми окошками. Один домик - гласных букв, второй согласных- твердых, третий- мягких.
Ведущий:
Что бы попасть в замок королевства, надо расколдовать эту улицу и выпустить ее жильцов из заточения. Как же название этой улицы и кто живет в этих домиках?
А вы всех жильцов этой улицы знаете? Давайте с вами повторим алфавит.
( повторение алфавита детьми).
Молодцы, буквы довольны вами, и они приготовили нам небольшие испытания.
А теперь первое задание: надо расколдовать первый красный домик.
КОНКУРС 5
Гласные первого и второго ряда.
Ведущий:
Как вы думаете, какие буквы живут в этом домике, там десять окошечек и два подъезда?
( ответы детей)
А какие буквы живут в первом подъезде?
Какие буквы во втором подъезде?
Почему?
НА ЭКРАНЕ
В пустых окошечках появляются гласные буквы.
Ведущий:
Посмотрите, мы с вами расколдовали первый домик, правильно ответили на все предложенные вопросы и буквы нас с вами приветствуют из своих квартир. Они освобождены от злых чар колдуньи Мракобесьи.
А теперь следующее испытание, мы должны освободить буквы ,которые живут в другом домике.
Испытание: напишите на своих листах только те буквы, которые всегда твердые.
А второклассники не только напишут буквы, которые дают т олько тведый звук, но и напишут слова, в которых первая буква слова всегда твердая.
(Дети пишет на листочках твердые согласные буквы)
КОНКУРС 6
Твердые согласные
Ведущий: Давайте проверим, правильно ли вы написали эти согласные буквы.
( на экране высвечиваются ответы).
А какие слова написали второклассники?
Ведущий:
Прошу ваши ответы передать нашим магистрам.
А теперь буквы просят вас написать только те буквы, которые всегда мягкие.
А старшие ребята пусть еще и напишут слова, в которых первая буква всегда мягкая…
КОНКУРС 7
Мягкие согласные.
Ведущий: Давайте проверим, правильно ли вы написали эти согласные буквы.
( на экране высвечиваются ответы).
Все справились с заданием? Прошу передать ваши ответы.
-Назовите мне буквы, которые живут и в зеленом и в синем домике. Это что за буквы?
( ответы детей)
А теперь посмотрите на домик согласных букв и ответьте мне: почему над одним подъездом есть звоночек, а над другим его нет?
( ответы детей)
Правильно, согласные звуки и буквы бывают звонкие и глухие.
И давайте сейчас с вами немного в них поиграем. Прошу всех встать со своих мест. Я буду показывать букву, и если она дает звонкий звук - вы поднимаете колокольчики и звоните в них, а если глухой - вы опускаете его вниз. Будьте внимательны!
Второй класс- называет пару ( по звонкости и глухости).
ИГРА на внимание
Звонкие и глухие согласные.
Ведущий показывает буквы, дети звонят в колокольчики. Можно поднять и гласные буквы, чтоб спутать детей.
Ведущий: Молодцы! Вы все были очень внимательны и буквы вас за это благодарят.
Ответьте мне на вопрос: может ли буква давать и звонкий и глухой звук?
Какое свойство есть у звонких и глухих?
Назови мне пару: З, Ж, Г, Д. Какие они?
Назови мне пару: С, П, Ф. Какие они?
А теперь давайте посмотрим, кто в какой квартире и подъезде живет в домике согласных букв.
НА ЭКРАНЕ
В окошечках согласного домика появляются согласные буквы.
Ведущий:
Молодцы! Буквы приветствуют вас из своих окошечек, но еще не прощаются с вами. Они просят выполнить последнее их задание: Вставить на своих листочках пропущенные буквы. А второклассники должны правильно вставить пропущенные буквы, с помощью проверки данных слов.
КОНКУРС 8
Дифференциация звонких и глухих согласных.
На листах слова 1 класс:
Вставь буквы С и Ш:
Мы.ка, .умка, кры.а, колба.а, пыле.ос, каранда., ми.ка, ма.ина, .тул, .уба, .лон, камы., лап.а, .арф, .анки.
На листах 2 класс:
Ложка
Кружка
Чашка
Мышка
Плюшка
Стрижка
Клюшка
Фляжка
Бляшка
Мышка
Варежка
Стружка
Сережка
Наташка
(дети вставляют пропущенные буквы)
Ведущий:
Прошу сдать выполненное задание нашему жюри.
Молодцы! Пока наши магистры проверяют выполнение этого задания. Буквы с нами прощаются и благодарят вас за знания, которыми вы владеете.
Мы переходим с вами на следующую улицу, но что бы расколдовать название этой улицы нам надо ответить на один вопрос: что можно составить из букв?
( ответы детей)
Правильно из букв можно составить слова и это улица слов.
НА ЭКРАНЕ
Три домика с черными полосками, поделены на слоги. Первый домик с одной дугой ( один слог), второй домик- с двумя дугами ( два слога), третий домик -с тремя дугами ( три слога).
Ведущий:
И так мы все ближе и ближе к заветной книге знаний. Слова тоже заколдованы.
Как вы думаете, какие слова живут в первом домике? А во втором? А в третьем?
( ответы детей)
Давайте расколдуем слова и поселим их в свои домики. На листах вам даны слова, которые надо поселить или в первый, или во второй, или в третий домик. Поставьте над словом номер его домика, в котором оно живет. А старшим ребятам надо еще и поставить в данных словах ударение. Но для начала ответьте, как определить количество слогов в слове?
( ответы детей)
КОНКУРС 9
Деление слов на слоги и постановка номера домика над словами.
Слова на листах:
Тетрадь, пенал, мел, доска, учебник, карандаши, фломастеры, линейка, книга, ручка, парта, ученик, школа, школьники, ученики, зал, класс.
(дети выполняют задание)
Ведущий:
Выполнение закончили и давайте проверим, правильно ли мы с вами поселили слова.
( На экране высвечиваются правильные ответы первого, второго и третьего домика)
А я прошу вас сдать свои листочки нашим волшебникам.
А теперь ответьте мне на вопросы:
-Сколько слогов может быть в слове? Как это определить?
-Как найти ударный слог в слове?
( ответы детей)
Ведущий:
И так, вы все замечательно справились с заданием, и слова вам желают победы в этой игре и доброй дороги на улицу…Что это за улица?
Как вы догадались, что эта улица предложений?
Что такое предложение?
НА ЭКРАНЕ
Улица с домиками, где нарисованы схемы предложений: повествовательного, побудительного и вопросительного.
( ответы детей)
Ведущий:
Правильно, это улица предложений. Здесь слова построились по смыслу и встали в предложения.
Предложения тоже приготовили вам последнее и самое простое испытание. В конвертах даны слова, из них вы должны составить 3 предложения, которые будут разные по цели высказывания, и которые вы поселите в свои домики. А вторым классам надо еще найти и главные члены предложения и подчеркнуть их.
КОНКУРС 10
Составь предложения согласно предложенной схеме.
На листках схемы и слова:
Дети , В, идут, школу.
Читают , книги, интересные, школьники.
Кто, мяу, сказал.
( дети составляют предложения и их записывают на листах)
Ведущий:
Прошу сдать последнее выполненное задание нашим магистрам.
И так какую улицу мы с вами расколдовали, как ее название?
Смотрите, двери замка нам открываются. Мы со всеми испытаниями справились на отлично! И перед нами книга великих знаний и открытий.
Давайте прочтем, что же в ней написано!
НА ЭКРАНЕ
Книга, которая открывается и на ее листах написаны слова:
Дорогие ребята!
Сегодня вы стали великими волшебниками!
Показали, как вы много знаете и умеете.
Вы просто умницы!
Не останавливайтесь на достигнутом, а идите дальше по волшебной и великой стране знаний! Желаю вам учиться только на 4 и 5! Быть добрыми , трудолюбивыми и честными!
Самый великий волшебник страны «Звукоречье» ПИШИЧИТАЙКА.
Ведущий:
Вот мы с вами и открыли волшебную книгу, прочитали заветные слова, расколдовали улицы волшебного королевства «Звукоречье», побывали в гостях у звуков, букв, слов и предложений! А теперь давайте посмотрим, кто с заданием справился лучше всех! И слово предоставляется нашим магистрам для поздравления и награждения.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
Выступление по итогом игры членов жюри. Награждение и поздравление.
ЗАДАНИЕ №1
Впиши код замка
СОСТАВЬ И ЗАПИШИ СЛОВА ИЗ ЭТИХ БУКВ (чем больше, тем лучше)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №2
Напиши заклинание
ИЗ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ, СОСТАВЬ И ЗАПИШИ СЛОВО:_________________
ЗАДАНИЕ №3
ПРОСИГНАЛЬ ЗВУКИ (кружочками):
НАПИШИ ТРАНСКРИПЦИЮ ЭТИХ ЗВУКОВ:
ЗАДАНИЕ №5
1.ЗАПИШИ, КАКИЕ БУКВЫ ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ:
НАПИШИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ЭТИХ БУКВ:
____________________________________________________________________________________________
2.ЗАПИШИ, КАКИЕ БУКВЫ ВСЕГДА МЯГКИЕ:
_____________________________________________
НАПИШИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ЭТИХ БУКВ:
____________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №6
НАПИШИ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ПАРАМИ:
ЗАДАНИЕ №4
ПРОСИГНАЛЬ, А РЯДОМ СДЕЛАЙ ТРАНСКРИПЦИЮ
КЛЕН
СОСНА
ДУБ
ИВА
ЛИПА
Напиши только твердые буквы:
Напиши только мягкие буквы:
ЗАДАНИЕ №7
Вставь буквы С-Ш:
Мы . ка
. умка
Колба . а
Пыле . ос
Каранда .
Ма .ина
.тул
. уба
. лон
Камы .
Лап . а
. арф
. анки
ЗАДАНИЕ №7
ВСТАВЬ Ш-Ж, напиши рядом проверочное слово:
ЛО…КА
КРУ…КА
ЧА…КА
МЫ…КА
ПЛЮ…КА
СТРИ…КА
КЛЮ…КА
ФЛЯ…КА
БЛЯ…КА
ВАРЕ…КА
СТРУ…КА
Сере…ка
Ната…ка
ЗАДАНИЕ №8
Поставь возле слова
номер домика, а так же ударение в словах:
Тетрадь
Класс
Пенал
Доска
Учебник
Мел
Карандаш
Фломастер
Пять
Линейка
Книга
Ученик
Зал
Школа
Лист
Дети идут в школу .
Дети идут в школу .
Дети идут в школу .
Читают школьники
интересные
книги !
Читают школьники
интересные
книги !
Читают школьники
интересные
книги !
Кто сказал мяу ?
Кто сказал мяу ?
Кто сказал мяу ?
Таблица результатов оценивания классов в игре-соревновании «Королевство «Звукоречье»».
Класс Название команды | Визитка ( до 5 баллов) 1 | Зрительное внимание и память ( до 5 баллов) 2 | Слуховое внимание и память ( до 5 баллов) 3 | Звуковые схемы ( до 5 баллов) 4 | Звуковой анализ слов ( до 5 баллов) 5 | Твердые согласные ( до 5 баллов) 6 | Мягкие согласные ( до 5 баллов) 7 | Звонкие и глухие согласные ( до 5 баллов) 8 |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 |
Деление слов на слоги ( до 5 баллов) 9 | Ударение ( до 5 баллов) 10 | Состав ле ние предло же ний (до 5 баллов) 11 | Дополнитель ные баллы за правильные ответы в процессе игры ( до 1 балла) | Общее количество Баллов за игру ИТОГ: место | Награждение номинаций команд: Запись фамилий самых активных участников. |
| |||||
АЗБУКА-
НАУКА,
А РЕБЯТАМ-
МУКА.
ГРАМОТЕ
УЧИТЬСЯ-
ВСЕГДА
ПРИГОДИТЬСЯ
УЧЕНЬЕ-
СВЕТ,
А
НЕУЧЕНЬЕ-
ТЬМА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"
Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....
Интеллектуальная игра по русскому языку"Игра словами и со словами"
Игра проводится для учащихся 2 классов во время проведения недели русского языка в школе. Участвуют команды учащихся, учителей и родителей. В ходе проведения игры учащиеся вспомнят разделы русского яз...
Интеллектуальная игра по русскому языку для 3класса"Ты наш друг, русский язык"
Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели....
Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»
Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»...
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 класса.
Презентация к проведению интеллектуальной игры по русскому языку для учащихся 3 класса. Материал можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе. Последовательность слайдов составлена так,...
интеллектуальная игра по русскому языку и литературному чтению для учащихся 3-4 классов.
Игра для учеников 3-4 классов по русскому языку и литературному чтению....
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 - 4 классов. Проводится в виде ТВ программы «Своя игра»
Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...