Развитие письменной речи
рабочая программа по русскому языку по теме

Система упражнений по развитию письменной речи учащихся 2-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по развитию письменной речи.

2 класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

1.

Речь в жизни человека

1

2-3.

Знакомство с тематическими группами слов.

2

4.

Подбор слов по темам.

1

5-6.

Предложение. Выделение признаков предложения.

2

7.

Составление предложений. Порядок слов в предложении.

1

8.

Что такое текст? Выделение признаков связного текста.

1

9.

Порядок предложений в тексте. Составление текста из данных предложений.

1

10.

Составление предложений из отдельных слов и объединение их в связный текст.

1

11.

Членение сплошного текста на предложения.

1

12.

Сравнение текста со словом и предложением. Деление текста на части. Озаглавливание.

1

13.

Выделение главной мысли. Определение темы текста.

1

14.

Восстановление деформированного текста.

1

15.

Знакомство с планом текста.

1

16-17.

Составление текста по данному плану.

2

18.

Написание предложений с комментированием.

1

19.

Письмо по памяти небольшого текста.

1

20.

Составление и запись небольшого рассказа по картинке.

1

21.

Составление небольшого рассказа по личным наблюдениям.

1

22.

Развитие умения формулировать вопросы по прочитанному тексту  и давать письменные ответы на них.

1

23.

Редактирование  текста.

1

24.

Изложение текста на основе его зрительного восприятия по вопросам.

1

25.

Восстановление деформированного текста и запись его по логическим частям.

1

26.

Развитие умения писать зрительные диктанты, обучение орфографическому проговариванию.

1

27.

Упражнение в составлении тематических групп слов, их классификация, нахождение обобщающих слов.

1

28.

Составление устного рассказа и его запись.

1

29.

Составление рассказа на основе наблюдения предмета.

1

30.

Закрепление умения составлять план, делить текст на части, озаглавливать  каждую часть.

1

31.

Составление предложений на данную тему.

1

32.

Выборочное списывание текста по данному плану.

1

33.

Письменные ответы на данные вопросы.

1

34.

Деление текста на структурные элементы: начало, середина, концовка. Выделение основной мысли.

1

3 класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Язык как средство общения, речь как средство общения.

1

Речевые единицы: предложение, текст. Выделение признаков предложения, текста.

1

Членение сплошного текста на предложения.

1

Тема текста.

1

Заголовок текста.

1

Составление коллективного рассказа по заглавию и данному началу.

1

Составление предложений из слов, объединённых одной темой. Порядок слов в предложении.

1

План текста. Составление рассказа по готовому плану и заглавию.

1

Восстановление деформированного текста с опорой на план.

1

Членение сплошного текста на предложения.

1

Обучающее изложение по готовому плану на основе зрительного восприятия текста.

1

Редактирование текста.

1

Сочинение по материалам текущих наблюдений и впечатлений на тему «Первый снег».

1

Анализ образцов детских сочинений.

1

Восстановление деформированного текста. Закрепление умений учащихся делить текст на части, Выделять главную мысль, определять тему.

1

Свободный диктант.

1

Особенности текстов с точки зрения их назначения: описание, повествование, рассуждение.

1

Изложение текста повествовательного характера по коллективно составленному плану.

1

Чтение и анализ детских работ.

1

Составление рассказа с элементами описания.

1

Сочинение – рассуждение.

1

Анализ детских работ.

1

Составление предложений из словосочетаний и объединение их в связный текст.

1

Деление текста на части по готовому плану.

1

Составление предложений – ответов на вопросы.

1

Формулирование вопросов по прочитанному тексту, письменные ответы на них.

1

27-28

Особенности текстов деловых, научных, художественных, публицистических.

2

29

Работа над художественным описанием.

1

30

Изложение текста с изменением лица рассказчика.

1

31

Сочинение по сюжетной картинке.

1

32

Анализ образцов детских сочинений.

1

33

Составление предложений из данных слов и текста из предложений.

1

34

Выборочное списывание текста по данному плану.

1

4 класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Повторение. Речевые единицы: предложение, текст. Выделение признаков предложения, текста.

1

Членение сплошного текста на предложения.

1

Свободный диктант на тему «Признаки осени в лесу».

1

Систематизация материала по теме «Золотая осень». Работа над планом, заголовком.

1

Текст – описание. Домашнее сочинение с подготовкой в классе по материалам наблюдений «Я видел листопад».

1

Анализ детских работ. Работа над предложением.

1

Изложение по готовому плану.

1

Редактирование. Восстановление деформированного текста.

1

Составление  из данных слов предложений, объединение их в связный текст.

1

Работа над порядком слов при составлении предложений, объединённых темой.

1

Сжатое изложение текста по коллективно составленному плану.

1

12-13

Сочинение по картине. Анализ детских работ.

2

14

Письмо по памяти.

1

15

Коллективное составление небольшого текста – описания первого зимнего дня (или снегопада) по наблюдениям.

1

16

Письменные ответы на вопросы.

1

17

Выборочное списывание текста по данному плану.

1

18

Составление плана после деления текста на части.

1

19

Выборочное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

20

Составление письменного рассказа по готовому плану и опорным словам повествовательного характера.

1

21

Анализ детских работ.

1

22

Составление и запись рассказа с элементами описания.

1

23

Сочинение – рассуждение.

1

24

Формулирование вопросов по прочитанному тексту, письменные ответы на них.

1

25

Подготовка к сочинению о весне. Лексическая работа.

1

26

Выборочное списывание по заданию.

1

27

Составление рассказа с элементами описания по материалам наблюдений.

1

28

Составление и самостоятельная запись рассказа по серии картинок.

1

29

Анализ детских работ.

1

30

Подробное изложение текста по самостоятельно составленному плану.

1

31

Работа над сокращением текста. Сжатое изложение.

1

32-33

Сочинение по картине. Работа над художественным описанием. Анализ образцов детских сочинений.

2

34

Свободный диктант.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

Развитие письменной речи. Изложения.4 класс

Подборка текстов изложений, которые можно использовать на уроках....

Приёмы развития письменной речи учащихся в начальной школе.

В материале представлены основные виды работ по развитию письменной речи учащихся начальных классов....

Развитие письменной речи у учащихся начальных классов на уроках основного цикла.

Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного ра...

Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха

Материал содержит категории нарушений письменной речи у детей с нарушением слуха....

200 упражнений для развития письменной речи

200 упражнений для развития письменной речи...

«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».

Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...