Программы курса “Занимательная грамматика” 4 класс (64часа) №
| Тема занятия, виды работ
| 1-2
| Транскрипция. Звуковой анализ слов. Игра “В мире звуков”. Анкетирование.
| 3-4
| Способы словообразования.
| 5-6
| Словообразовательный анализ слова.
| 7-8
| Сложные и сложносочиненные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях.
| 9-10
| Олимпиада по русскому языку. Школьный тур.
| 11-12
| Фразеологизмы. По страницам русской истории.
| 13-14
| Почему их так называют? Происхождение слов.
| 15-16
| Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.
| 17-18
| Новые слова. Игра “Какое слово моложе”. Новые имена и названия.
| 19-20
| Слова – пришельцы. Игра “Почему их так называют”. О наших именах.
| 21-22
| Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов.
| 23-24
| Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов.
| 25-26
| Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами.
| 27-28
| Интеллектуальный марафон.
| 29-30
| Фразеологизмы-антонимы.
| 31-32
| Однозначные и многозначные слова.
| 33-34
| Омонимы. Омоформы. Омографы.
| 35-36
| Синонимы. Образование синонимических рядов.
| 37-38
| Антонимы. Подбор антонимов разных частей речи.
| 39-40
| Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.
| 41-42
| Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных.
| 43-44
| Универсальные заменители – местоимения.
| 45-46
| Хорошо ли ты знаешь глагол? Откуда появились глаголы – исключения?
| 47-48
| Приставки. Многозначные и омонимичные приставки.
| 49-50
| Правописание приставок.
| 51-52
| Суффикс. Трудные случаи правописания.
| 53,54
| Части речи. Морфологические шарады.
| 55-56
| Учимся делать логические выводы.
| 57-58
| Анаграммы. Шарады. Метаграммы.
| 59-60
| Прямая и косвенная речь. Перестроение предложений.
| 61-62
| Ребусы. Занимательные головоломки.
| 63-64
| Итоговое занятие. Анкетирование. Вечер на тему “Как красив и благозвучен русский язык!”
|
Рекомендуемый список литературы для подготовки к занятиям по данным темам.
- Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
- Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
- Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
- Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
- Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
- Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
- Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
- Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.
|