Курс "Занимательная грамматика"
элективный курс по русскому языку (4 класс) на тему

Бегенова Ботагоз Калижановна

Программа по курсу "Занимательная грамматика " 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zan.grammatike.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Программы курса “Занимательная грамматика” 4 класс (64часа)



 Тема занятия, виды работ


 1-2


Транскрипция. Звуковой анализ слов. Игра “В мире звуков”. Анкетирование.


 3-4


Способы словообразования.


5-6 


Словообразовательный анализ слова.


7-8 


Сложные и сложносочиненные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях.


9-10 


Олимпиада по русскому языку. Школьный тур.


 11-12


Фразеологизмы. По страницам русской истории.


 13-14


Почему их так называют? Происхождение слов.


15-16 


Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.


 17-18


Новые слова. Игра “Какое слово моложе”. Новые имена и названия.


19-20 


Слова – пришельцы. Игра “Почему их так называют”. О наших именах.


 21-22


Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов.


 23-24


Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов.


25-26 


Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами.


 27-28


Интеллектуальный марафон.


 29-30


Фразеологизмы-антонимы.


 31-32


Однозначные и многозначные слова.


 33-34


Омонимы. Омоформы. Омографы.


 35-36


Синонимы. Образование синонимических рядов.


 37-38


Антонимы. Подбор антонимов разных частей речи.


 39-40


Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.


 41-42


Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных.


 43-44


Универсальные заменители – местоимения.


45-46 


Хорошо ли ты знаешь глагол? Откуда появились глаголы – исключения?


47-48 


Приставки. Многозначные и омонимичные приставки.


 49-50


Правописание приставок.


 51-52


Суффикс. Трудные случаи правописания.


 53,54


Части речи. Морфологические шарады.


 55-56


Учимся делать логические выводы.


 57-58


Анаграммы. Шарады. Метаграммы.


 59-60


Прямая и косвенная речь. Перестроение предложений.


 61-62


Ребусы. Занимательные головоломки.


 63-64


Итоговое занятие. Анкетирование. Вечер на тему “Как красив и благозвучен русский язык!”


Рекомендуемый  список литературы для подготовки к занятиям по данным темам.

  1. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
  2. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
  3. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
  4. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
  5. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
  6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
  7. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
  8. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
  9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
  10. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
  11. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
  12. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
  13. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
  14. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
  15. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
  16. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  17. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.
  18. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
  19. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
  20. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
  21. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Занимательная грамматика"

         Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе являетс...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму"

Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.Как корень слова учил окончания уму – разуму.Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.Планируемые результаты.Познавательные...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...