Обучение чтению
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме
Тема: Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu_1_klass.docx | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
1 КЛАСС
Тема: Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных
Тип урока: Урок закрепления.
МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов№ 118
Учитель: Зеленова Е.А.
г.Н.Новгород
2011 г.
Цель: повторить правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков.
Задачи урока закрепления:
Образовательные:
- Закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах. Анализировать звуковой состав и его написание.
- Активизировать работу над орфографической зоркостью.
- Познакомить с произведением И.Соколова-Микитова.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
3. Развивать словарный запас.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
2. Воспитывать желание учиться .
3. Воспитывать умение слушать других.
4. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, коллективизм, взаимопомощь.
В процессе обучения детей грамоте, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие УУД:
1) Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно – познавательный интерес к учебному материалу;
- учебно-познавательный материал и отношение личное, формирование чувства прекрасного;
- сохранение здоровья;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
2)Познавательные УУД:
-целеполагание;
-построение речевого высказывания в устной форме;
- понимать заданный вопрос и перевод его в схему-модель;
- поиск и выделение необходимой информации на основе слухового восприятия;
- логические: анализ, синтез, сравнение;
- структурирование знаний;
-использование знаково-символической модели.
3)Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
4) Регулятивные УУД:
-принять и сохранить учебную задачу, соответствующую этапу;
-прогнозирующая рефлексия;
-планирование своих действий;
-работа с моделями звуков;
- ориентация на образец и правило выполнения действия;
-пошаговая рефлексия;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка правильности выполненного задания.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, алфавит, карточки-звуковые модели, репродукция осени, героиня «Осень», кроссворд, звуковые схемы, яблочки-поощрения, задание для дополнительного чтения, задания для парной работы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Учебник « Букварь» (I часть) 1 класс Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова - М.:Вентана- Граф, 2011.
- Учебная хрестоматия. Литературное слушание. 1 класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2011
№ п/п | Этапы урока | Задачи этапа | Содержание урока | Компонент учебной деятельности и УУД | Методы и приемы | Формы организации деятельности учащихся | Дифференцированная работа | Обратная связь | Прогнозируемый результат |
1 | Организация класса | Создание положительного эмоционального настроя учащихся
| . Звенит звонок все громче, все сильней Какая трель над миром разливается! Ты думаешь, распелся соловей? Не соловей-уроки начинаются. | Мотивационный компонент (эмоциональная мотивация) УУД – Личностные | Фронтальная | Наблюдение | Будет создан положительный эмоциональный настрой на работу | ||
2 | Постановка проблемы | Актуализация знаний учащихся | Королева Грамота привела к нам сегодня на урок свою лучшую подругу. Загадка: Пришла без красок и без кисти. А перекрасила все листья. -Кто это? -Как вы ее себе представляете? -А теперь посмотрите на нее. Она пришла к нам не с пустыми руками. Приготовила Осень для вас задания – испытания. -Как вы думаете, справитесь вы с ними? Сможете ответить на все вопросы? Задавать свои вопросы она будет с помощью волшебного блюдца и яблока. Задание №1. -Что вы знаете про речь? -Из чего состоит наша речь? -Из чего состоят предложения? -Из чего состоят слова? -Какие бывают звуки? -Какие бывают речевые звуки? -Какие бывают согласные звуки? -Какие звуки мы с вами изучили? Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос поёт, Звук получается….(гласный) Вспомните стихотворение о гласных звуках. Гласные тянутся в песне звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. Молодцы! Вы справились с задание №1. Осень дарит вам яблоко за правильные ответы. | Мотивационный компонент (познавательная мотивация) УУД – познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме УУД-регулятивные 1.Принять и сохранить учебную задачу,соответствующую этапу. 2.Прогнозирующая рефлексия УУД-личностные Проявление интереса к учебному материалу УУД-познавательные Понимать заданный вопрос и перевод его в схему-модель Построение речевого высказывания в устной форме УУД-личностные Проявление интереса к учебному материалу УУД-регулятивные Оценка правильности выполненного задания | Проговаривание Соотнесение словесного портрета с изображением Метод конструирования. Построение схемы-модели Проговаривание | Фронтальная Индивидуальная | По степени помощи (дают варианты ответов для построения схемы-модели) | Ответы детей -Осень. (словесное описание) Взаимный анализ вариантов ответов | Учащиеся сумеют выделить существенные признаки нашей речи. |
3 | Целеполагание | Формирование умений ставить цель урока | Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Что должны повторить для этого. | УУД-регулятивные Принять и сохранить учебную задачу Спланировать свои действия | Двигательные действия по числовому ряду. Проговаривание. | Фронтальная | Ответы детей Будем повторять гласные звуки и буквы. | Учащиеся смогут определить тему урока и поставить цель. | |
4 | Чтение текста учителем | Беседа по тексту Выявление предмета речи. | Задание №2. Осень приглашает вас в лес. Вы должны внимательно прослушать текст и назвать, какие неречевые и речевые (гласные)звуки встретились в рассказе. И.Соколов-Микитов «…Особенно красив и печален русский лес осенью… -Какие неречевые звуки можно услышать? -Найдите лист березы из всех осенних листьев. (прикрепить на доску) Послушать шелест шуршащей листвы. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише Деревцо все выше, выше. -А какие же речевые звуки можно услышать в лесу? -Ау! (найти звук и прикрепить к схеме) -Эхо! -Какие звуки слышите в этом слове? (прикрепить к схеме) Каких звуков гласных еще нам не хватает?( Ы, и) Молодцы! Вы справились с задание №2. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы | Операционный компонент ) УУД – познавательные: Поиск и выделение необходимой информации на основе слухового восприятия. УУД-личностные Учебно-познавательный материал и отношение личное, чувство прекрасного УУД-познавательные Логические: анализ УУД-личностные Сохранение здоровья УУД-регулятивные Работа с моделями звуков УУД-личностные Проявление интереса к учебному материалу УУД-регулятивные Оценка правильности выполненного задания | Слушание Чтение Наблюдение Сравнение Составление предложений | Фронтальная | По степени помощи (анализ услышанногопроизведения ) Чтение карточки читающим ребенком. Лес В лесу растут деревья и грибы. В лесу живут птицы и звери. Красив русский лес. (вывешивается картинка осеннего леса) | Ответы детей Как падают легкие пожелтевшие листья березы Свист рябчика. (картинка птицы) •Прокличут журавли.(картинка журавлей) •Музыка леса. Треск дрозда (картинка птицы | Учащиеся выделяют из текста существенные признаки неречевых звуков и почувствуют отношение автора к изображаемому |
5 | Структурный анализ гласных звуков | Вспомнить правила обозначения гласных звуков буквами | Задание №3. -Какими же буквами обозначаются эти звуки на письме? (Работа в тетради - парная). Ученики работают и у доски. Проверка задания. Сравнение с образцом. Молодцы! Вы справились с задание №3. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы. ФИЗКУЛЬМИНУТКА. В нашем осеннем лесу можно встретить и разных животных. Смотрите, кто это сидит под кустом? (Ребенок надевает маску зайчика) Зайка серенький сидит и ушами шевелит Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять . надо лапочки размять. Кто-то зайку испугал- Зайка-скок и убежал. | Операционный компонент (способ работы на основе модели) УУД – познавательные: Поиск и выделение необходимой информации Регулирующий компонент УУД – Регулятивные: ориентация на образец и правило выполнения действия УУД –Коммуникативные: Сотрудничество в паре. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; УУД-личностные Проявление интереса к учебному материалу УУД-регулятивные Оценка правильности выполненного задания Мотивационный компонент (эмоциональная мотивация) УУД – Личностные | Работа в тетради по заданию. Соотнесение выполненной работы с образцом, коррекция | Парная Индивидуаль-ная на доске | По степени помощи (парная работа) | Ответы детей. Самооценка. взаимооценка. | Уч – ся повторяют правила обозначения гласных звуков буквами |
6 | Работа с кроссвордом. | Выявить особенность букв Е,Ё,Я,Ю | Задание №4. Кроссворд. -Спит под ёлкой колобок, Колобок – колючий бок. (Ёж.) -Что знаем про букву Ё, когда она стоит в начале слова? -Моет в речке свою пищу Чтоб она была почище. Лишь потом отправит в рот А чистюля тот---(Енот) _ -Что знаем про букву Е, когда она стоит в начале слова? -Она, как змейка, В траве мелькает, Хвостом виляет, Хвост, потеряет- Другой -вырастает. (Ящерица) -Что знаем про букву Я, когда она стоит в начале слова? -Все птицы на зиму улетают на… (юг) Что знаем про букву Ю, когда она стоит в начале слова? Молодцы! Вы справились с задание №4. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы. | Операционный компонент УУД – познавательные: структурирование знаний Регулирующий компонент УУД – Регулятивные: ориентация на образец , полученные знания и правило выполнения действия. Самооценка результата своей деятельности. Пошаговая рефлексия УУД-личностные Проявление интереса к учебному материалу УУД-регулятивные Оценка правильности выполненного задания | Работа с кроссвордом. | Фронтальная | По степени помощи | Готовый результат – разгадан кроссворд | Уч – ся учатся разгадывать кроссворд. Вспоминают правила йотированных гласных. |
7 | Звуко-буквенный анализ слов. | Звуко-буквенный анализ слов ель,ёлка | Задание №5. Загадка. Я модница такая, что всем на удивление, Люблю я бусы, блёстки – любые украшения. Но на мою, поверьте, великую беду, Наряд мне надевают Всего лишь раз в году. Ель, ёлка Звуко-буквенный анализ слова 1 ряд-ель 2 ряд-ёлка Молодцы! Вы справились с задание №5. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы. | Мотивационный компонент (эмоциональная мотивация Операционный компонент УУД – познавательные Использование знаково-символической модели УУД-регулятивные Соотнесение с образцом,корректировка УУД-личностные Проявление интереса к учебному материалу УУД-регулятивные Оценка правильности выполненного задания | Работа со схемой-звуковой анализ слова | индивидуальная | По сложности задания Индивидуальная | Самостоятельная работа детей | Учащиеся вспоминают, когда буквы Я,Е,Ё,Ю обозначают два звука |
8 | Работа по учебнику | Вспомнить правило обозначения гласных звуков буквами | Задание №6. Букварь страница 58. Классификация гласных букв. Замена гласных букв в словах. Лексическое значение непонятных слов. Молодцы! Вы справились с задание №5. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы. | Операционный компонент (выбор нужной информации с опорой на схему ) УУД – познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, Регулирующий компонент УУД – Регулятивные: ориентация на образец , полученные знания и правило выполнения действия. Выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи. Самооценка результата своей деятельности. | Сравнения слов. | Индивидуаль-ная Фронтальная | По сложности задания (парная работа) | Готовый результат. Ответы детей. | Уч – ся смогут по схеме обобщить знания, получить новые слова, заменив одну букву, узнать лексическое значение непонятных слов |
9 | Соотнесение схем со словом | Найти схему соответствующую слову ЯБЛОКО | Задание №7. Сегодня , в знак благодарности за работу Осень вас одаривала яблоками. -А кто из вас сможет найти схему к этому слову. (на доске схему слов: голова, ёж, яблоко, енот) Молодцы! Вы справились с задание №7. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы. (Яблоки переворачиваются. Слово:СПАСИБО!) Благодарит Осень вас и настоящими дарами. Это-яблоки. | УУД – познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, Анализ,синтез,соотнесение схемы и слова УУД-личностные Проявление интереса к учебному материалу УУД-регулятивные Оценка правильности выполненного задания | Сравнение схем и слов регулирующий | Фронтальная | По степени помощи | Ответы детей доказательство | Учащиеся сумеют выбрать схему соответствующую данному слову |
9 | Итог урока | Подведение итогов. | -Что повторяли сегодня на уроке? -Что понравилось? -Что было для вас сложно? Вы хорошо поработали, поэтому Осень еще раз приглашает вас в осенний лес. Полюбуйтесь его красотой! Видеозапись. Работа в тетради. -Нарисуйте осенний лес. | Регулирующий компонент УУД – Регулятивные: Самооценка результата своей деятельности. Итоговая рефлексия УУД-личностные Проявление интереса к учебному материалу Чувство прекрасного | Проговаривание Наблюдения регулирующий | Фронтальная | Ответы детей. самооценка | Уч-ся смогут подвести итог урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте (обучение чтению) Знакомство с буквой и звуком Х,х. Малые литературные жанры.
Знакомство с новой буквой и звуком Х,х Малые литературные жанры - пословица, поговорка....
Обучение чтению. Приемы работы по обучению учащихся делению слов на слоги
Система работы по обучению учащихся делению слов на слоги...
урок литературного чтения-обучение грамоте-обучение чтению
урок дан в рамках школьного методического объединения, на неделе литературы в школе....
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...
Карточки по обучению грамоте (обучение чтению) УМК "Школа России"
Карточки для обучающихся созданы с использованием пособия О.Н. Крыловой. Карточки предназначены для использования в период обучения грамоте для закрепления, повторения или проверки знаний....
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...