Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Третье склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
План-конспект урока изучения нового материала с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_sklonenie.docx | 18.56 КБ |
trete_sklonenie_imen_sushchestvitelnykh.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе
"Третье склонение имен существительных"
Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1.Знания: дать определение 3 склонению имен существительных.
2.Понимание: узнавать среди других склонений.
3.Применение: выполнять задания и выбирать из них существительные 3 склонения, обращая внимание на род этих существительных, на тип основы и на окончание в начальной форме.
4.Анализ: сравнивать 3 склонение существительных с 1 и 2 склонением.
5.Синтез: называть свойства существительных 3 склонения.
6.Оценка: сравнивать материал о склонении имен существительных в системе знаний об имени существительном.
Планируемые результаты:
а) предметные: познакомятся с 3 склонением имен существительных;
б) личностные: научатся анализировать имена существительные, обращая внимание на род этих существительных, на тип основы и на окончание в начальной форме.
в) УУД:
Познавательные: познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин «третье склонение».
Регулятивные: развивать умение определять склонение имен существительных в косвенных падежах, уметь анализировать собственную деятельность на уроке;
Коммуникативные: развивать внимание , память, логическое мышление, уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о выборе склонения;
Личностные: воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.
Методы обучения: проблемный, поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Технические средства обучения:
-Компьютер.
-Мультимедийный проектор.
-Магнитная доска.
-СD диск с презентацией к уроку.
Учебник: «Русский язык». 4 класс.Ч.1/ Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.
Сигнальные карточки , конверты с набором карточек со словами.
Ход урока
I. Орг. момент. - приветствие. - эмоциональный настрой
-Ребята!. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу.
Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
II. Проверка домашнего задания.
С.96 упр.59 (заслушивание 3-4 небольших рассказов с существительными НЕВА и ПЕТЕРБУРГ.)
Итог по д/з.
III. Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация)
2.1. Чистописание.
Ж ж Жа жа Же же Жи ж и аж еж иж
Ш ш Ша ша Ше ше Ши ши аш еш иш
2. Работа со словарем в учебнике.
Самостоятельная работа, (Выписать слова, в которых буквы ж и ш встречаются в начале, в середине и на конце слов):
железо, желтый, багаж, дежурный, инженер, карандаш, машина, одежда, пассажир, путешествие, пшеница, ужин, урожай, хорошо.
Проверка.
3.Игра "Будь внимательным".
Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Учитель называет по 2 слова, дети записывают только то, написание которого нельзя проверить.
(1 ученик работает на переносной доске): дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц; автомобиль, водитель; командир, боец.
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 склонения и 2 склонения)
- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? Приведите примеры.
- Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?
- С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно писать окончания существительных).
Физкультминутка.
IV. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.
Работа в парах.
У детей - конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения.
В каждом конверте 1 слово лишнее (3 склонения).
- У каких слов не определили склонение? Почему?
Как вы вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому?
(В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения, называют их признаки).
СЛАЙД №1.
Гиперссылка для открытия презентации. Приложение 1.ppt
СЛАЙД №2.
Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи : На бескрайних полях России зреет золотая рожь.
СЛАЙД №3.
СЛАЙД №4.
V. Усвоение новых знаний.
- Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.
Откройте учебники на стр. 98. Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.
Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?
VI. Первичная проверка понимания.
Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания (проверка проводится с помощью сигнальных карточек).
Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.
- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?
VII. Первичное закрепление.
Упр.61. СЛАЙД №5. (значение слов окаменелость, писарь).
Упр.62 СЛАЙД №6 (разбор слов по составу).
Оздоровительная минутка (коррекция зрения).
Упр.63 СЛАЙД №7 Самостоятельная работа. (работа с пословицами, значение слов артель, поросль).
Записать имена существительные в начальной форме, указать род и склонение.
СЛАЙД № 8.
VIII. Контроль ЗУН.
Тестирование разноуровневое, 3 варианта (приложение 2)
IХ. Домашнее задание.
СЛАЙД №9.
Х. Рефлексия (итог урока)
- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).
- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. с мягкой и твёрдой основой, имеющие в начальной форме нулевое окончание)
- Приведите примеры существительных 3 склонения?
- Что бы хотели выполнить ещё раз?
Продолжите предложение: Я выполнил правильно: Я доволен своей работой, потому что: Я допустил ошибку:
Расскажите об этом: 1. Это я знаю и могу выполнить: 2. Этого я ещё не знаю (не умею):
Выставление отметок.
СЛАЙД №10.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи. На бескрайних полях России зреет золотая рожь.
Прочитайте слова. Обратите внимание на род этих существительных, на тип основы, на окончание в начальной форме лошадь степь рожь мышь
Женский род Мягкая основа + нулевое окончание Твёрдая основа на ж, ш + нулевое окончание 3 склонение лошадь степь рожь мышь
Найдите однокоренные существительные. Определите тип их склонения. камень, окаменелость , плетень, изгородь, засол, соль, день , ночь, пекарь, печь вихрь, метель, робость, смелость, дикарь, дикость, хворь, болезнь, писарь , запись
К какой части речи относятся эти слова? Старый, мягкий, сырой, молодой, трудный, сухой, усталый, общительный, замкнутый, твёрдый, лёгкий. Подберите к данным прилагательным однокоренные существительные с суффиксом – ость . Объясните, к какому типу склонения относятся эти существительные . Запишите их и разберите по составу
Прочитайте пословицы и объясните их значение Без соли, хлеба – худая беседа. Не беречь поросли – не видать и дерева. В хорошей артели все овцы целы. Друг проверяется в опасности.
Записать имена существительные в начальной форме, указать род и склонение От помощи – …, у плаща - …, в тиши - …, от ключа - …, в глуши- …, с товарищем - …, около ржи - …, в камыше - …, около печи - …, с дочерью - … рогоз камыш
Домашнее задание Правило с. 98, упр. 64
СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....
Тест по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительных".
Тест состоит из 12 заданий, которые выявляют степень усвоения материала данной темы....
урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"
К конспекту прилагается презентация по уроку....
конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"
Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении по теме " Три склонения имён существительных"....
технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России
Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....
Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"
Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....