Методическая разработка урока по теме:"Обобщение знаний о частях речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Горбачёва Наталья Алексеевна

Разработка урока подходит для использования независимо по какой программе работаете. Данный урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи" является уроком обобщения и систематизации знаний. Вид урока: комбинированный. На уроке использовались эффективные коллективные и индивидуальные формы работы учащихся, что помогло заинтересовать, организовать и дисциплинировать в данном предмете. По содержанию материал, используемый на уроке, имел научную основу, был доступен и посилен для учащихся. Очень эффективно и рационально было использовано время урока. Было четко определено разделение урочного времени для различных видов деятельности.

 

Детям понравилось использование на уроке современных интерактивных средств обучения, тем самым был достигнут высокий уровень обратной связи со всеми учащимися.

На каждом этапе урока я обеспечивала мотивацию деятельности учащихся, ставила четкие учебные задачи и проблемы.

Мною были использованы разные методы обучения:

– словесный, в формах монолога и активного диалога с учащимися на протяжении всего урока.

– наглядный (иллюстрации в форме презентации, таблицы и схемы)

– практический

– технический (элементы интерактивной игры)

Использование компьютера позволило более эффективно провести обобщение знаний учащихся.

Учитывая психологические и физиологические особенности школьников младшего возраста, на уроке были использованы элементы игры, так как она позволила создать ситуацию успеха и соответственно комфортных психолого-педагогических условий.

Урок получился, так как удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Ход урока.

1. Организационный момент.

-Ребята, меня зовут Наталья Алексеевна, я рада  приветствовать вас и наших гостей на уроке русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. И с таким хорошим настроением мы начинаем!

            2. Словарная работа.

(СЛАЙД)

-Я вам загадаю загадки. Когда все отгадки будут на своих местах, вы сможете узнать ключевое слово.

Каждую отгадку записываем в тетрадь , орфограмму подчёркиваем.

  1. Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки,
    Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста)
  2. Опоясал каменный ремень
    Сотни городов и деревень. (Шоссе)
  3. Явился в жёлтой шубке –

Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

  1. Входишь в одну дверь, а выходишь из трех.

 Думаешь, что вышел, а на самом деле вошел.  (Свитер)

  1. А ну-ка, ребята, кто угадает:
    На десять братьев двух шуб хватает? (Варежки)
  2. За домом у дорожки
    Висит пол-лепёшки. (Месяц)
  3. Ветер дует-дует —

Никак не сорвёт!

Солнышко пригреет —

Само спадёт. (Пальто)

  1. Ярко-синий, пушистый
    Он в хлебе родится, в еду не годится. (Василёк)

- Прочитайте ключевое слово. (расцвели)

- Что оно обозначает?

- Слова какой части речи помогли нам его отгадать? (имена существительные)

- А какой частью речи является само слово «расцвели»?

- Придумайте предложение с этим словом. Запишите его, дайте характеристику и разберите его по членам. (работа с комментированием у доски)

(В саду расцвели чудесные хризантемы)

- Слова каких частей речи вы использовали в этом предложении, перечислите.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? А цель?

- Верно, сегодня на уроке мы обобщим знания о частях речи: им. сущ., им. прилаг. и глаг. Закрепим умения применять эти знания на практике.

(СЛАЙД)

3. Актуализация опорных знаний.

- На дворе осень, чудесная и дивная пора, всё вокруг стало красочным и ярким. Представьте, что мы оказались в осеннем лесу и под ногами у вас вместо листьев слова.

- Прочитайте их:

(СЛАЙД)

луч, а, перед, верхушки, но, осенний, солнца, под, на, осветил

- Что вы можете о них сказать? ( это части речи )

- Я их поделю на две группы. (служебные ч. р. и самостоятельные)

- Какие ч. р. относятся к самостоятельным? А какие к служебным?

-Чем они отличаются? Попробуйте составить из каждой предложение.

(а перед но под на  )      (Осенний луч солнца осветил верхушки)

-Слова первой группы это служебные части речи, а второй- это самостоятельные.

К ним относятся….

- Подул лёгкий осенний ветерок, рассыпались слова на слоги и разлетелись словно листочки. Наша задача их собрать.

(слоги на листочках)

лис                    не                                     ро                                да                                       бе

         до                                по                                  га                                 зы                                      

                       ток                                  рё                              рок                           бо

(дальняя )        дорога

(стройные )     берёзы

(жёлтый )       листок

(интересный )   подарок

(чистое)       небо

(составленные слова крепятся в центре доски на магниты)

- Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)

- Что такое имя существительное?

- Как изменяются им. сущ. ? (по числам и падежам)

(слайд)

- Чем обычно бывают в предложении им. существительные?

 (подлежащим,дополнением,обстоятельством)

- Посмотрите внимательно на эти слова и подумайте, какое слово здесь лишнее? Почему?

( берёзы- во мн. ч.) (подарок – с приставкой)

 

- Посмотрите на  СХЕМУ слова

-Выберете из этих слов такое, которое  подходило бы к схеме.   ( листок)

-Придумайте и запишите ещё 3 сущ. к этой схеме.

Проверка фронтальная.

4. Имя прилагательное.

- Давайте подберём признаки к данным им. существительным и запишем их.

-Какая часть речи нам в этом поможет?  ( им. прилагательное)

-Для чего в нашей речи необходимы прилагательные?

(для того , чтобы делать нашу речь ярче, образнее, выразительнее)

-Что вы знаете об имени прилагательном?

-Как они изменяются?  (по числам, родам и  падежам)

(слайд)

-Чем являются в предложении?  (определением)

-Кто в этой паре будет руководить? (сущ.)

5.Физминутка.

(СЛАЙД И МУЗЫКА)

«Листочки»

Мы листочки осенние      (круговые движения кистями)

На ветках мы сидим             (к плечам по очереди)

Дунул ветер – полетели     (взмахи руками)

И  на землю тихо сели       (присели)

Ветер снова набежал        (бег на месте)

И листочки все поднял   (крутим бочку)

Закружились, полетели     (кружимся)

И на землю снова сели.      (присели)

  6.-Давайте вспомним, какие окончания имеют прилагательные в ед. и мн. числе.

(СЛАЙД)

                                ед. ч.                                                                       мн. ч.

м.р. (какой?)   -ой, -ый, -ий                                                    (какие?)   -ие, -ые

ж.р. (какая?)    -ая, -яя

с.р.  (какое?)    - ое, -ее

-И так , правила повторили давайте поработаем самостоятельно.

7. Самостоятельная работа.

 -У каждого из вас на столе лежит карточка.  Прочитайте задание, выполните его.

Широк… река, морозн… воздух, огромн… следы, холодн… вода, узк… ручеёк, бел… пёрышки, осенн… солнце, звонк… песня.

Проверка с доски.

8. Глаголы.

-Определите какой частью речи выражены одинаковые слова.

(СЛАЙД)

Снежное покрывало                    (первое слово это сущ. оно связано с прил.)

Всё поле покрывало.                    (    второе слово это глагол)         

-Спишите и разберите предложение по членам предложения.

-Охарактеризуйте эту часть речи. Что такое глагол?

-Как изменяют глаголы? (по числам, временам и лицам)

(слайд)

-Чем являются в предложении? (сказуемым)

9. Рефлексия.

-И так, мы вспомнили всё, что знаем об им. сущ., им. прил., глаголах. Давайте, применим свои знания на практике.

(СЛАЙД)

Заполните пропуски в таблице. (раздать заготовки)

Им.существительное                  Им. прилагательное                 Глагол

              ?                                             жареный                                 ?

        сад                                                     ?                                         ?

              ?                                                   ?                                    зеленеть

-Есть такая замечательная пословица « Цыплят по осени считают»

Как вы её понимаете?

-Давайте с вами посчитаем сколько же яиц снесла наша курочка.

(курица сидит на гнезде в котором киндеры с вопросами)

Выходите к доске и выбирайте яйцо.

10. Ответьте на вопросы.

(СЛАЙД)

  1. Какой частью речи чаще всего выражено подлежащее?
  2. Какой частью речи чаще всего выражено сказуемое?
  3. Как изменяются имена существительные?
  4. Как изменяются имена прилагательные?
  5. Как изменяются глаголы?
  6. На какие две группы делятся части речи?

11. Итог.

-Мы проделали с вами большую работу на сегодняшнем уроке.

И что же запомнилось вам больше всего? Что понравилось?

12. Домашнее задание.

Спасибо, ребята, за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи"

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"

Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Обобщение знаний о частях речи»

Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о частях речи.Задачи:Образовательные1. Продолжить формировать умения распознавать части речи по двум признакам: по вопросу и по лексическому значе...

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи"(4 класс)

Данный урок позволяет обобщить знания о частях речи. На уроке создаются условия для самостоятельного повторения материала. Используется технология КСО....

Урок - ярмарка по русскому языку для 2 класса по теме " Обобщение знаний о частях речи."

Один из типов нестандартного урока по русскому языку. Урок - ярмарка....

Методическая разработка урока русского языка_Обобщение знаний по теме_Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Данная работа представляет собой методическую разработку урока по теме «Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Урок направлен на решение следующих задач: проверка ...