Мини-сочинение "Путешествие снежинки" Изображение снежинки с помощью восковой свечи и акварельных красок.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства. Обобщение темы "Имя существительное", написание мини-сочинения и изображение снежинки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Мини – сочинение «Путешествие снежинки».
Изображение снежинки с помощью восковой
свечи и акварельных красок.
Интегрированный урок по русскому языку и изобразительному искусству.
4 класс
Цели: повторить три типа склонения имен существительных, разбор слов по составу, разбор предложений по членам предложения и частям речи, конкретизировать и применять знания на практике, развивать речь учащихся используя сочинение по началу, развивать внимание, усидчивость, аккуратность, эстетический навык, познакомить с новым способом изображения снежинок, используя восковые свечи и акварельные краски.
Оборудование: тетрадные листы в линию, вырезанные в форме снежинок, альбомный лист, краски, кисть, свеча, мультимедийная установка.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
У. – Сегодня на уроке мы с вами напишем небольшое сочинение.
Тему сочинения вы угадаете сами. Послушайте загадку:
«С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много, много звездочек
Тонких, как стекло
Звездочки холодные,
А земле тепло!»
- Ребята, что это за звездочки?
Д. – Снежинки.
У. – Какой частью речи является это слово?
Д. – Имя существительное.
У. – Докажите.
Д. – Потому что слово снежинка отвечает на вопрос ЧТО?
У. – Одушевленное это существительное или неодушевленное?
Д. – Существительное снежинка неодушевленное, так как отвечает на
вопрос ЧТО?
У. – Собственное или нарицательное?
Д. – Снежинка является нарицательным именем существительным,
потому что пишется с маленькой буквы.
У. – Определите склонение.
Д. – Существительное снежинка относится к 1 склонению, так как
это слово женского рода с окончанием - А.
У. – Какие еще существительные относятся к 1 склонению?
Д. – К 1 склонению относятся существительные мужского и женского
рода с окончаниями –А –Я.
У. – Приведите примеры.
Д. – Например: книга, дядя, дедушка.
У. – Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
Д. – Существительные мужского рода с нулевым окончанием
или с мягким знаком на конце слова, и среднего рода
с окончаниями –О – Е.
У. – Приведите примеры.
Д. – Например: конь, солнце, стол, озеро.
У. – К какому склонению отнести данные существительные:
мышь, тишь, глушь?
Д. – Данные имена существительные относятся к 3 склонению,
так как эти слова женского рода, которые оканчиваются на
мягкий знак.
У. – На сегодняшнем уроке мы напишем мини – сочинение, которое
будет называться «Путешествие снежинки». Но чтобы написать
это сочинение, нам нужно повторить, как разбираются слова по
составу, предложения- по членам предложения, вспомним и о
словосочетаниях.
3. Словообразование.
У. – Ребята, от какого слова образовалось слово СНЕЖИНКА?
Д. – Это слово образовалось от слова СНЕГ.
У. – Назовите орфограмму в слове СНЕГ.
Д. – Парная согласная в конце слова, проверочное слово СНЕГА.
У. – Подберите однокоренные слова.
Д. – Снежинка, снежный, снежище и т.д.
У. – Запишите слова: ПОДСНЕЖНИК, СНЕЖНЫЙ и разберите их по
составу. (Слова записаны на доске, или на карточках, можно
вывести на экран, используя мультимедийную установку.)
(Ученики записывают слова на приготовленный листочек и
разбирают их по составу с комментированием)
У. – Подберите однокоренное существительное к данной схеме
( Показывается схема слова СНЕЖОК).
Д. – К этой схеме подходит слово СНЕЖОК.
У. – Запишите это слово и разберите по составу.
Д. – (Ребята выполняют задание)
У. – Составьте устно предложения, используя одно из данных
слов.
Д. – (Ученики называют 3-4 предложения устно).
- Работа с предложением.
(Предложение написано на доске или выведено на экран).
У. – Прочитайте предложение. Запишите его, вставляя пропущенные
орфограммы. (Ученики записывают предложение на листок с
комментированием).
(Под) пуш..стым сне..ным к..вром подсне..ники пустили це..кие корни в мерзлую землю и тянутся (к) теплому со..нцу.
У. – Разберите предложение по членам предложения и по частям речи.
Д. - (Ученики разбирают предложение по членам предложения, подчеркивая как главные, так и второстепенные члены предложения и определяя, какой частью речи выражен каждый член предложения).
У. – Определите падежи имен существительных.
Д. – (Определяют падежи, доказывая правильность их определения).
У. – Найдите однокоренные слова в этом предложении.
Д. – Снежным, подснежники.
У. – Почему они являются однокоренными?
Д. – Потому что у этих слов одинаковый корень СНЕЖ
(На доске записаны слова:
Снежная
Снежный
Снежное
Слова закрыты и их постепенно открывает учитель).
У. – Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу
имена существительные.
Д. – Снежная зима.
Снежный вихрь.
Снежное поле.
(К каждому словосочетанию подбирается иллюстрация и показывается на экране).
У. – Объясните смысл словосочетаний.
Д. – (Объясняют)
У. – Определите главные и зависимые слова, склонение имен
существительных и род имен прилагательных.
Д. – (Выполняют задание с комментированием)
У. – Образуйте от прилагательного СНЕЖНАЯ имя существительное.
Д – СНЕГ, СНЕЖИНКА.
- Составление и написание мини-сочинения.
У. – Кто рассматривал снежинки? Опишите их.
Д. – (Дети рассказывают, как выглядит снежинка).
У. – А теперь послушайте, как описывает снежинку в своем
стихотворении Константин Бальмонт, которое так и
называется «Снежинка».
Светло – пушистая
Снежинка белая!
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
У. – Как описывает снежинку К.Бальмонт?
Д. – Чистая, смелая, белая, кристальная.
У. – Почему поэт назвал снежинку смелой?
Д. – Потому что она не побоялась огромной высоты и неизвестности.
У – Ребята, а сейчас вы напишите небольшое сочинение о снежинке.
Начало сочинения на доске, а вы закончите 4-5 предложениями.
(На доске)
Там, далеко в небесах родилась снежинка.
(Ученики заканчивают сочинение. После того, как напишут 2-3
ученика зачитывают свое сочинение).
- Изображение снежинки с помощью восковой свечи и акварельных
красок.
У. – Снежинки описывают поэты, писатели, но они используют слово,
а мы сегодня будем художниками, и будем использовать кисть,
краски и восковую свечу. Но сначала посмотрите, какой формы
бывают снежинки.
(На экране показывают различные виды снежинок).
У. – Сначала с помощью свечи изобразим снежинку на листе,
а затем нанесем на лист акварельные краски. Что вы заметили?
Д. – Там, где проводили свечой, краска не легла и получилась
прозрачная, воздушная снежинка.
(Ученики выполняют работу).
- Итог урока.
У. – Что мы сегодня с вами повторили?
Д. – Разбор предложения по членам предложения, словосочетание,
разбор слов по составу, падежи и склонение имен
существительных.
У. – какой новый способ изображения прозрачности узнали?
Д. – С помощью восковой свечи.
У. – А сейчас у нас в классе будет настоящий снегопад. Все ученики
разместят на доске свои снежинки.
У. – Молодцы, мы с вами очень хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музей восковых фигур
эта история посвящена сказочнику Шарлю Перро, вернее печальной жизни его сына Пьера....
Работа с восковыми карандашами.
Урок изобразительного искусства. Работа с восковыми карандашами (с эффектом состарившегося рисунка).Рисование цветка в горшке....
Рисование Восковыми карандашами
Восковые лелки...
конспект урока по предмету Изобразительная деятельность ««Снежинка» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком
конспект урока для класса, разбитого на три подгруппы...
Конспект интегрированного урока «Путешествие в мир слова, звуков и красок. Рисование весеннего пейзажа с помощью декоративного материала».
На уроке обучающиеся получат возможность сформировать умения воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; формировать устойчивый интерес ...
"Осенние деревья" восковыми мелками
Программа "Перспектива"...
Исследовательская работа " Восковое чудо. Энкаустика"
Цель исследования – узнать, насколько известен способ рисования горячим утюгом и познакомить с ним учеников, учителей и других людей.Объект исследования – нетрадиционные техники рисования....