Мини-сочинение "Путешествие снежинки" Изображение снежинки с помощью восковой свечи и акварельных красок.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Решетникова Елена Борисовна

Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства. Обобщение темы "Имя существительное", написание мини-сочинения и изображение снежинки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Мини – сочинение «Путешествие снежинки».              

Изображение снежинки с помощью восковой

свечи и акварельных красок.

Интегрированный урок по русскому языку и изобразительному искусству.

4 класс

 

Цели: повторить три типа склонения имен существительных, разбор слов по составу, разбор предложений по членам предложения и частям речи, конкретизировать и применять знания на практике, развивать речь учащихся используя сочинение по началу, развивать внимание, усидчивость, аккуратность, эстетический навык, познакомить с новым способом изображения снежинок, используя восковые свечи и акварельные краски.

Оборудование: тетрадные листы в линию, вырезанные в форме снежинок,      альбомный лист, краски, кисть, свеча, мультимедийная установка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы урока.

У.  – Сегодня на уроке мы с вами напишем небольшое сочинение.

         Тему сочинения вы угадаете сами. Послушайте загадку:

«С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много, много звездочек

Тонких, как стекло

Звездочки холодные,

А земле тепло!»

  - Ребята, что это за звездочки?

Д. – Снежинки.

У. – Какой частью речи является это слово?

Д. – Имя существительное.

У. – Докажите.

Д. – Потому что слово снежинка отвечает на вопрос ЧТО?

У. – Одушевленное это существительное или неодушевленное?

Д. – Существительное снежинка неодушевленное, так как отвечает  на  

        вопрос ЧТО?

У. – Собственное или нарицательное?

Д. – Снежинка является нарицательным именем существительным,

        потому что пишется с маленькой буквы.

У. – Определите склонение.

Д. – Существительное снежинка относится к 1 склонению, так как

        это слово женского рода с окончанием - А. 

У. – Какие еще существительные относятся к 1 склонению?

Д. – К 1 склонению относятся существительные мужского и женского

        рода с окончаниями –А –Я.

У. – Приведите примеры.

Д. – Например: книга, дядя, дедушка.

У. – Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

Д. – Существительные мужского рода с нулевым окончанием

        или с мягким знаком на конце слова, и  среднего рода

        с окончаниями –О – Е.

У. – Приведите примеры.

Д. – Например: конь, солнце, стол, озеро.

У. – К какому склонению отнести данные существительные:

        мышь, тишь, глушь?

Д. – Данные имена существительные относятся к 3 склонению,

        так как эти слова женского рода, которые оканчиваются на

         мягкий знак.

          У. – На сегодняшнем уроке мы напишем мини – сочинение, которое

                  будет называться «Путешествие снежинки». Но чтобы написать

                  это сочинение, нам нужно повторить, как разбираются слова по

                  составу, предложения- по членам предложения, вспомним и о

                  словосочетаниях.

  3. Словообразование.

У. – Ребята, от какого слова образовалось слово СНЕЖИНКА?

Д. – Это слово образовалось от слова СНЕГ.

У. – Назовите орфограмму в слове СНЕГ.

Д. – Парная согласная в конце слова, проверочное слово СНЕГА.

У. – Подберите однокоренные слова.

Д. – Снежинка, снежный, снежище и т.д.

У. – Запишите слова: ПОДСНЕЖНИК, СНЕЖНЫЙ и разберите их по

        составу. (Слова записаны на доске, или на карточках, можно

         вывести на экран, используя мультимедийную установку.)

      (Ученики записывают слова на приготовленный листочек и

        разбирают их по составу с комментированием)

У. – Подберите однокоренное существительное к данной схеме

        ( Показывается схема слова СНЕЖОК).

Д. – К этой схеме подходит слово СНЕЖОК.

У. – Запишите это слово и разберите по составу.

Д. – (Ребята выполняют задание)

У. – Составьте устно предложения, используя одно из данных

        слов.

Д. – (Ученики называют 3-4 предложения устно).

  1. Работа с предложением.

(Предложение написано на доске или выведено на экран).

У. – Прочитайте предложение. Запишите его, вставляя пропущенные

        орфограммы. (Ученики записывают предложение на листок с

        комментированием).

    (Под)  пуш..стым  сне..ным  к..вром  подсне..ники  пустили  це..кие  корни  в  мерзлую  землю  и  тянутся  (к)  теплому  со..нцу.

У. – Разберите предложение по членам предложения и по частям речи.

Д. -  (Ученики разбирают предложение по членам предложения, подчеркивая как главные, так и второстепенные члены предложения и определяя, какой частью речи выражен каждый член предложения).

У. – Определите падежи имен существительных.

Д. – (Определяют падежи, доказывая правильность их определения).

У. – Найдите однокоренные слова в этом предложении.

Д. – Снежным, подснежники.

У. – Почему они являются однокоренными?

Д. – Потому что у этих слов одинаковый корень СНЕЖ

(На доске записаны слова:

       Снежная  

       Снежный

       Снежное

Слова закрыты и их постепенно открывает учитель).

У. – Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу

         имена существительные.

Д. – Снежная зима.

        Снежный вихрь.

        Снежное поле.

(К каждому словосочетанию подбирается иллюстрация и показывается на экране).

У. – Объясните смысл словосочетаний.

          Д. – (Объясняют)

      У. – Определите главные и зависимые слова, склонение имен

              существительных и род имен прилагательных.

      Д. – (Выполняют задание с комментированием)

      У. – Образуйте от прилагательного СНЕЖНАЯ имя существительное.

      Д – СНЕГ, СНЕЖИНКА.

     

  1. Составление и написание мини-сочинения.

  У. – Кто рассматривал снежинки? Опишите их.

  Д. – (Дети рассказывают, как выглядит снежинка).

  У. – А теперь послушайте, как описывает снежинку в своем

         стихотворении Константин Бальмонт, которое так и  

         называется «Снежинка».

Светло – пушистая

Снежинка белая!

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную

На землю просится.

 

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

У. – Как описывает снежинку К.Бальмонт?

Д. – Чистая, смелая, белая, кристальная.

У. – Почему поэт назвал снежинку смелой?

Д. – Потому что она не побоялась огромной высоты и неизвестности.

У – Ребята, а сейчас вы напишите небольшое сочинение о снежинке.

       Начало сочинения на доске, а вы закончите 4-5 предложениями.

        (На доске)

       Там, далеко в небесах родилась снежинка.

        (Ученики заканчивают сочинение. После того, как напишут 2-3

          ученика зачитывают свое сочинение).

  1. Изображение снежинки с помощью восковой свечи и акварельных

красок.

У. – Снежинки описывают поэты, писатели, но они используют слово,  

        а мы сегодня будем художниками, и будем использовать кисть,

        краски и восковую свечу. Но сначала посмотрите, какой формы

        бывают снежинки.

        (На экране показывают различные виды снежинок).

            У. – Сначала с помощью свечи изобразим снежинку на листе,

                    а затем нанесем на лист акварельные краски. Что вы заметили?

            Д. – Там, где проводили свечой, краска не легла  и получилась

                    прозрачная, воздушная снежинка.

                    (Ученики выполняют работу).

               

  1. Итог урока.

У. – Что мы сегодня с вами повторили?

Д. – Разбор предложения по членам предложения, словосочетание,

        разбор слов по составу, падежи и склонение имен

        существительных.

У. – какой новый способ изображения прозрачности узнали?

Д. – С помощью восковой свечи.

У. – А сейчас у нас в классе будет настоящий снегопад. Все ученики

        разместят на доске свои снежинки.  

У. – Молодцы, мы с вами очень хорошо поработали.                  

     

 

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музей восковых фигур

эта история посвящена сказочнику Шарлю Перро, вернее печальной жизни его сына Пьера....

Работа с восковыми карандашами.

Урок изобразительного искусства. Работа с восковыми карандашами (с эффектом состарившегося рисунка).Рисование цветка в горшке....

Конспект интегрированного урока «Путешествие в мир слова, звуков и красок. Рисование весеннего пейзажа с помощью декоративного материала».

На уроке  обучающиеся получат возможность сформировать умения воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; формировать устойчивый интерес ...

"Осенние деревья" восковыми мелками

Программа "Перспектива"...

Исследовательская работа " Восковое чудо. Энкаустика"

Цель исследования – узнать, насколько известен способ рисования горячим утюгом и познакомить с ним учеников, учителей и других людей.Объект исследования – нетрадиционные техники рисования....