Урок обучения грамоте. Буква Ч.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте. Буква Ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote._bukva_ch.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок обучения
грамоте в 1-м классе
Тема урока: «Согласный звук [ч']. Строчная буква ч.
Правописание сочетаний ча, чу».
Цель урока: Познакомить учащихся с согласным звуком (ч), строчной буквой ч.
Задачи урока:
Предметные задачи:
Создать условия для развития у учащихся умения:
- распознавать согласный звук (ч ) и строчную букву ч
- делать звуко- буквенный анализ слова;
- заучивать словарные слова с буквой ч
Метапредметные задачи:
Создать условия для развития у учащихся;
- интереса к учебному материалу;
- грамотного письма;
- навыков коммуникации;
- навыков самооценки и взаимной оценки;
-уважительного отношения друг к другу;
- умения слушать, работать в группе.
Учебные материалы: учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь» 1 класс (авторы Бунеева Р.Н, Бунеева Е.В, Москва «Баласс»2012 г);Пронина О.В. пропись «Мои волшебные пальчики» тетрадь №5 ,раздаточный материал «Приложении №1», «Приложение №2», Приложение №3, лист самооценки, карточки для словарной работы,рисунки заготовки,набор сигнальных кружков. Плакат «Мы – самые дружные ребята!!»
Ход урока.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Дети хором произносят:
– Мы очень дружные команды,
Успехов на уроке пожелаем.
Мы пишем, счёт ведём, читаем
И про всё на свете знаем.
Учитель:
– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам в группе. А я дарю вам свою улыбку…
Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы в группе:
– работать дружно и активно;
– уметь слушать друг друга;
– уважать друг друга;
– внимательно относиться друг к другу;
– выслушивать ответы другой группы;
– работать успешно.
Девизом нашего урока являются слова «Мы – самые дружные ребята!». Прочитаем девиз хором. Какое слово здесь самое главное? Прочитаем, выделяя это слово голосом.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Учитель:
– Я всем на уроке желаю успехов. Но прежде чем двинуться дальше, давайте повторим то, что уже знаем.
– Из чего состоит наша речь?
– На какие группы можно разделить все звуки?
– Покажите на ленте букв все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки. – Что можно составить из звуков и букв?
– Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?
– Потренируемся в написании словарных слов. Откройте конверт № 1.
Раздайте карточки со словами.
Учащиеся сидят группами. На каждом столе – четыре конверта с заданиями, лист самооценки, набор сигнальных кружков.
1-я и 3-я группы 2-я и 4-я группы
_бед ябл...ня
р_бина л...мон
м_л_ко х...р...шо
_сина п...мидор
в_рона к...пуста
б_ран ст...кан
кро... кла...
ч_й ч...до
(Учащиеся вставляют букву в слово, передают по сигналу-хлопку карточку соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают карточку дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой.)
(1–2-я, 3–4-я) проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Мы готовы».
Учитель:– Обсудите выполнение задания в группе. Оцените работу: всё правильно – зелёный круг, одна ошибка на карточке – жёлтый, две ошибки на карточке – красный.
Учащиеся в группах обсуждают результаты, закрашивают круг на листе самооценки (см. Приложение 1) выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.
Учитель: – Молодцы!
– Ребята, вспомните последнее слово на карточке (чай, чудо).
– Какую новую букву вы встретили? Какую букву вы вставили после неё?
III. Постановка учебной задачи.
Учитель:– У нас появилась проблема! О чём мы сегодня будем говорить на уроке, чтобы её решить?.. Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве ч, а также о сочетании ча, чу.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний).
Учитель:–– Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч']. Внимание группам! Откройте конверт № 2.
1-я группа.
Откройте азбуку на с. 134 (Р.Н. Бунеев и др. "Моя любимая азбука"). Сделайте схемы-«звуковичка»Ч. Подготовьте рассказ о букве ч.
2-я группа.
Откройте азбуку на с. 134. Проведите анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам).
Сделайте вывод о звуке [ч'].
3-я группа.
Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?
Черника, крольчонок, кирпич, чайник, стрекочет, чертёж, мяч, целый, трубач, честность.
4-я группа.
Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить её. Какой звук повторяется?
Ча-ча-ча – в комнате горит … (свеча).
Ча-ча-ча – к больному вызову … (врача).
Чу-чу-чу – больного долго я … (лечу).
Чи-чи-чи – меня с ним вместе … (полечи).
Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы».
– Послушаем ответы 4-й группы.
Оценим их.
– Послушайте и оцените ответы 3-й группы.
– Молодцы! А теперь послушайте рассказ. Если в словах будет встречаться звук [ч'], поднимайте руку.
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. А ещё в чёрном чулане живёт чёрное чудовище, которое чешется и чихает от сырости.
– Какие слова со звуком [ч'] вы услышали?
Физкультминутка.
– Спасибо. Продолжаем работу.
Откройте азбуку на с. 134.
– Послушаем ответы 1-й группы.
Заполним схему-«звуковичка» Ч. (См.Приложение 2.) Оцените ответы.
– Выслушаем и оценим ответ 2-й группы.
– Найдите слоги вверху. Обозначьте цветом звук [ч'].
– Проверим. Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом зелёный и красный круги?
(Ча, чу, чи, че, чё, так как [ч'] всегда мягкий.)
– Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом синий и красный круги? (Звук [ч'] не бывает твёрдым.)
– Итак, расскажите, что мы узнали о букве Ч.
Рассказ в парах. Сигнал «Мы готовы». Рассказ хором.
– Обсудите выполнение задания в группе: все ли приняли участие в работе, всё ли получилось.
Самооценка.
Физкультминутка.
– Продолжим знакомство с буквой Ч. Внимание группам!
Откройте конверт № 3.
1-я группа.
Подберите стихотворения к рисункам «На что похожа буква Ч». (См.Приложение 3.)
Научитесь выразительно читать. Придумайте свой вариант. (Заготовка к рисунку «На что похожа буква Ч».)
2-я группа.
Разрежьте модель строчной буквы ч на элементы. Сколько получилось элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.
3-я группа.
Сравните строчную ч со строчной г.
Что у них общего? Подумайте, как писать букву ч. Потренируйтесь. Проговорите объяснение, расставив название элементов по порядку: петля, крючок, штрих вверх, провисающая линия.
4-я группа.
Подумайте, как соединить букву ч с другими буквами. Соедините. Отметьте красной точкой соединение (чо че чи чу ач еч).
Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы».
– Послушаем ответы 1-й группы... 2-й группы...
– Откройте прописи на с. 23. Подготовим руку к письму – «вращение», «курочка», обведение узора в прописи ччччччч.
– Послушаем ответ 3-й группы.
Далее учитель показывает написание буквы ч на доске(См.Приложение 4.), дети пишут в воздухе, тупым концом ручки на ладони и в прописи.
Письмо в прописи: ч ч ч ч ч ч/ч/г ч г ч ч чч ч чч.
Физкультминутка (моторика).
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
– Послушаем ответ 4-й группы.
Письмо в прописи: чо ча че чу чи чё ча ач ич еч ёч уч чк чн.
Взаимопроверка в парах: подчеркнуть простым карандашом самую красивую букву, самый красивый слог.
Итак, с написанием какой буквы вы познакомились? -Обсудите выполнение задания в группе.
Самооценка.
– Откройте азбуку на с. 134. Прочитайте столбики слов.
– На какие две группы можно разделить слова с выделенными слогами? (Группы ча, чу.)
– Почему эти сочетания являются опасными? (Звук [ч'] всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать буквы я и ю, которые указывают на мягкость.)
– Вспомните последние слова из словарного диктанта. Какое правило надо запомнить?
(Ча пиши с буквой а. Чу пиши с буквой у.) – Проговорим это правило хором…Вот оно – маленькое чудо. Мы открыли для себя новые знания!
V. Первичное закрепление.
– Откройте прописи на с. 23. Найдите слова с сочетаниями ча, чу.
– Прочитайте их. В прописях девочки пишут слова со слогом ча, мальчики – слова со слогом чу.
– Подчеркните орфограмму простым карандашом.
Взаимопроверка в парах.
– А теперь в группах придумайте коротенькую сказку о том, как буква ч подружилась с буквами а и у:
1-я и 2-я группа – ча, 3-я и 4-я группа – чу.
– Послушаем сказки.
Оценивание групп.
– Итак, с каким правилом вы встретились? (Ча пиши с а, чу пиши с у.)
– Обсудите выполнение задания в группе.
Самооценка.
Физкультминутка.
VI. Повторение. Упражнения в чтении.
– Сегодня мы очень много узнали о букве ч. Но мы ещё не знаем, что буква ч «почемучка». Как вы думаете, почему?
– Откройте азбуку на с. 134. Прочитайте вполголоса рассказ «Буква-почемучка».
– О какой букве идёт речь?
– Как её называют авторы? Почему?
– А теперь вы отправляетесь в этот текст «на разведку», каждая группа со своим заданием. Внимание группам! Откройте конверт № 4.
1-я группа.
Найдите в тексте слова: перевёрнутый, чаепитие, надоедливую, бормочет. Прочитайте слова хором. Зачитайте предложение. Как вы понимаете выделенное слово?
2-я группа.
Найдите однокоренные слова к слову чай. Докажите, что они однокоренные. (Что обозначает каждое слово?)
3-я группа.
Ответьте подробно на вопрос: "Почему букву ч назвали буквой-почемучкой?" Хорошо это – быть почемучкой?
4-я группа.
Найдите предложения с вопросительным знаком. Подчеркните вопросительный знак. Научитесь читать с вопросительной интонацией.
– Слушаем ответы групп, дополняем, оцениваем.
(На этом этапе можно добавить упражнения в выразительном чтении текста, дать образец чтения учителем или сильным учеником.)
– Обсудите выполнение задания в группе: все ли читали текст и участвовали в беседе.
Самооценка.
VII. Рефлексия деятельности.
– Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось на уроке? Какая работа вызвала интерес? Что получилось?
– Подведите итог работы в группе.
Самооценка. Листы самооценки вывешиваются на доску.
– Мне очень понравилась: активная работа … группы, безошибочная работа … группы, аккуратная работа… группы, внимательная работа …группы.
Самоанализ интегрированного урока обучения грамоте в 1 классе МОУ «НСОШ»
Дата проведения урока:- 10 декабря 2012года.
Тема урока: «Согласный звук (ч).Строчная буква Ч. Правописание сочетаний ча, чу.»
Цель урока: познакомить учащихся с согласным звуком (ч) и строчной буквой ч.
Данный урок я построила таким образом, чтобы учащихся шаг за шагом продвигались в освоении предметных и метапредметных умений, потому что воспитание самостоятельности в этом продвижении- моя главная задача.
В условиях реализации требований ФГОС НОО все больше значение приобретает тесная взаимосвязь предметов, поскольку именно такой подход к организации содержания образования позволяет решать метапредметные задачи.
В предлагаемой разработке урока я использовала технологию деятельностного метода, которая включает следующие этапы.
- самоопределение к деятельности (организационный момент позволил настроить детей на успешную работу в группах);
- актуализация знаний (были повторены необходимые сведения к уроку,зафиксированы затруднения в деятельности учащихся);
- постановка учебной задачи (дети приняли активное участие в целеполагании урока);
- построение выхода из затруднения были созданы условия самостоятельного открытия новых знаний детьми);
- первичное закрепление;
- рефлексия деятельности . (учащимися работавших в группах, нужно было сочинить сказку о том,как буква ч подружилась с буквами а и у).
Мной была выбрана групповая форма работы, которая повышает познавательный интерес детей к изучаемому предмету. После урока дети поделились впечатлениями: «Мне нравиться советоваться друг с другом… (Баранова К)»; «Я люблю быть ответственной в группе.. (Мурзина Ж; Мне понравились задания в конвертах, потому что не знаешь,что в них лежит .. (Ананенко Л)»
На уроке я использовала проблемный и частично-поисковый методы. Урок носит развивающий характер.
Я считаю, что урок поставленной цели достиг, задачи выполнены полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."
Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....
Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"
Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....
Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"
Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).
Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....
Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1
Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1...