Урок обучения грамоте. Буква Ч.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Зандраева Баира Эрдынеевна

Урок обучения грамоте. Буква Ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote._bukva_ch.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок обучения

грамоте в 1-м классе

Тема урока: «Согласный звук [ч']. Строчная буква  ч.

Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока: Познакомить учащихся с согласным звуком (ч), строчной буквой ч.

Задачи урока:

Предметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся умения:

- распознавать согласный звук (ч ) и строчную букву ч

- делать звуко- буквенный анализ слова; 

- заучивать словарные слова с буквой ч

Метапредметные задачи: 

Создать условия для развития у учащихся;

- интереса к учебному материалу;

- грамотного письма;

- навыков коммуникации;

- навыков самооценки и взаимной оценки;

-уважительного отношения друг к другу;

- умения слушать, работать в группе.

Учебные материалы: учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь» 1 класс (авторы Бунеева Р.Н, Бунеева Е.В, Москва «Баласс»2012 г);Пронина О.В. пропись  «Мои волшебные пальчики» тетрадь №5 ,раздаточный материал «Приложении №1», «Приложение №2», Приложение №3, лист самооценки, карточки для словарной работы,рисунки заготовки,набор сигнальных кружков. Плакат «Мы – самые дружные ребята!!»                          

Ход урока.

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Дети хором произносят:

– Мы очень дружные команды,

Успехов на уроке пожелаем.

Мы пишем, счёт ведём, читаем

И про всё на свете знаем.

Учитель:

– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам в группе. А я дарю вам свою улыбку…

Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним  основные правила работы в группе:

– работать дружно и активно;

– уметь слушать друг друга;

– уважать друг друга;

– внимательно относиться друг к другу;

– выслушивать ответы другой группы;

– работать успешно.

Девизом нашего урока являются слова «Мы – самые дружные ребята!». Прочитаем девиз хором. Какое слово здесь самое главное? Прочитаем, выделяя это слово голосом.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Учитель:

– Я всем на уроке желаю успехов. Но прежде чем двинуться дальше, давайте повторим то, что уже знаем.

– Из чего состоит наша речь?

– На какие группы можно разделить все звуки?

– Покажите на ленте букв все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки. – Что можно составить из звуков и букв?

– Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?

– Потренируемся в написании словарных слов. Откройте конверт № 1.

Раздайте карточки со словами.

Учащиеся сидят группами. На каждом столе – четыре конверта с заданиями, лист самооценки, набор сигнальных кружков.

1-я и 3-я группы                       2-я и 4-я группы

_бед                                         ябл...ня

р_бина                                 л...мон

м_л_ко                                х...р...шо

_сина                                 п...мидор

в_рона                                 к...пуста

б_ран                                 ст...кан

кро...                                        кла...

ч_й                                         ч...до

(Учащиеся вставляют букву в слово, передают по сигналу-хлопку карточку соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают карточку дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой.)

(1–2-я, 3–4-я) проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Мы готовы».

Учитель:– Обсудите выполнение задания в группе. Оцените работу: всё правильно – зелёный круг, одна ошибка на карточке – жёлтый, две ошибки на карточке – красный.

Учащиеся в группах обсуждают результаты, закрашивают круг на листе самооценки (см. Приложение 1) выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.

Учитель: – Молодцы!

– Ребята, вспомните последнее слово на карточке (чай, чудо).

– Какую новую букву вы встретили? Какую букву вы вставили после неё?

III. Постановка учебной задачи.

Учитель:– У нас появилась проблема! О чём мы сегодня будем говорить на уроке, чтобы её решить?.. Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве ч, а также о сочетании ча, чу.

IV. Построение проекта выхода  из затруднения (открытие новых знаний).

Учитель:–– Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч']. Внимание группам! Откройте конверт № 2.

1-я группа.

Откройте азбуку на с. 134 (Р.Н. Бунеев и др. "Моя любимая азбука"). Сделайте схемы-«звуковичка»Ч. Подготовьте рассказ о букве ч.

2-я группа.

Откройте азбуку на с. 134. Проведите анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам).

Сделайте вывод о звуке [ч'].

3-я группа.

Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?

Черника, крольчонок, кирпич, чайник, стрекочет, чертёж, мяч, целый, трубач, честность.

4-я группа.

Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить её. Какой звук повторяется?

Ча-ча-ча – в комнате горит … (свеча).

Ча-ча-ча – к больному вызову … (врача).

Чу-чу-чу – больного долго я … (лечу).

Чи-чи-чи – меня с ним вместе … (полечи).

Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы».

– Послушаем ответы 4-й группы.

Оценим их.

– Послушайте и оцените ответы 3-й группы.

– Молодцы! А теперь послушайте рассказ. Если в словах будет встречаться звук [ч'], поднимайте руку.

        Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. А ещё в чёрном чулане живёт чёрное чудовище, которое чешется и чихает от сырости.

– Какие слова со звуком [ч'] вы услышали?

Физкультминутка.

– Спасибо. Продолжаем работу.

Откройте азбуку на с. 134.

– Послушаем ответы 1-й группы.

Заполним схему-«звуковичка» Ч. (См.Приложение 2.) Оцените ответы.

– Выслушаем и оценим ответ 2-й группы.

– Найдите слоги вверху. Обозначьте цветом звук [ч'].

– Проверим. Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом зелёный и красный круги?

(Ча, чу, чи, че, чё, так как [ч'] всегда мягкий.)

– Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом синий и красный круги? (Звук [ч'] не бывает твёрдым.)

– Итак, расскажите, что мы узнали о букве Ч.

Рассказ в парах. Сигнал «Мы готовы». Рассказ хором.

– Обсудите выполнение задания в группе: все ли приняли участие в работе, всё ли получилось.

Самооценка.

Физкультминутка.

– Продолжим знакомство с буквой  Ч. Внимание группам!

Откройте конверт № 3.

1-я группа.

Подберите стихотворения к рисункам «На что похожа буква  Ч». (См.Приложение 3.) 

Научитесь выразительно читать. Придумайте свой вариант. (Заготовка к рисунку «На что похожа буква Ч».)

2-я группа.

Разрежьте модель строчной буквы ч на элементы. Сколько получилось элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.

3-я группа.

Сравните строчную ч со строчной  г.

Что у них общего? Подумайте, как писать букву ч. Потренируйтесь. Проговорите объяснение, расставив название элементов по порядку: петля, крючок, штрих вверх, провисающая линия.

4-я группа.

Подумайте, как соединить букву ч с другими буквами. Соедините. Отметьте красной точкой соединение (чо  че  чи  чу  ач  еч).

Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы».

– Послушаем ответы 1-й группы...  2-й группы...

– Откройте прописи на с. 23. Подготовим руку к письму – «вращение», «курочка», обведение узора в прописи  ччччччч.

– Послушаем ответ 3-й группы.

Далее учитель показывает написание буквы  ч на доске(См.Приложение 4.), дети пишут в воздухе, тупым концом ручки на ладони и в прописи.

Письмо в прописи: ч ч ч ч ч   ч/ч/г ч г ч     ч  чч  ч  чч.

Физкультминутка (моторика).

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке 

Будут буковки писать.

– Послушаем ответ 4-й группы.

Письмо в прописи: чо  ча  че  чу  чи чё  ча  ач  ич  еч  ёч  уч  чк  чн.

Взаимопроверка в парах: подчеркнуть простым карандашом самую красивую букву, самый красивый слог.

Итак, с написанием какой буквы вы познакомились? -Обсудите выполнение задания в группе.

Самооценка.

– Откройте азбуку на с. 134. Прочитайте столбики слов.

– На какие две группы можно разделить слова с выделенными слогами? (Группы ча, чу.)

– Почему эти сочетания являются опасными? (Звук [ч'] всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать буквы я  и ю, которые указывают на мягкость.)

– Вспомните последние слова из словарного диктанта. Какое правило надо запомнить?

(Ча пиши с буквой аЧу пиши с буквой у.) – Проговорим это правило хором…Вот оно – маленькое чудо. Мы открыли для себя новые знания!

V. Первичное закрепление.

– Откройте прописи на с. 23. Найдите слова с сочетаниями ча, чу.

– Прочитайте их. В прописях девочки пишут слова со слогом  ча, мальчики – слова со слогом чу.

– Подчеркните орфограмму простым карандашом.

Взаимопроверка в парах.

– А теперь в группах придумайте коротенькую сказку о том, как буква  ч подружилась с буквами  а  и у:

1-я и 2-я группа – ча, 3-я и 4-я группа – чу.

– Послушаем сказки.

Оценивание групп.

– Итак, с каким правилом вы встретились? (Ча пиши с а,  чу пиши с у.)

– Обсудите выполнение задания в группе.

Самооценка.

Физкультминутка.

VI. Повторение. Упражнения в чтении.

– Сегодня мы очень много узнали о букве ч. Но мы ещё не знаем, что буква ч «почемучка». Как вы думаете, почему?

– Откройте азбуку на с. 134. Прочитайте вполголоса рассказ «Буква-почемучка».

– О какой букве идёт речь?

– Как её называют авторы? Почему?

– А теперь вы отправляетесь в этот текст «на разведку», каждая группа со своим заданием. Внимание группам! Откройте конверт № 4.

1-я группа.

Найдите в тексте слова: перевёрнутый, чаепитие, надоедливую, бормочет. Прочитайте слова хором. Зачитайте предложение. Как вы понимаете выделенное слово?

2-я группа.

Найдите однокоренные слова к слову  чай. Докажите, что они однокоренные. (Что обозначает каждое слово?)

3-я группа.

Ответьте подробно на вопрос: "Почему букву  ч назвали буквой-почемучкой?" Хорошо это – быть почемучкой?

4-я группа.

Найдите предложения с вопросительным знаком. Подчеркните вопросительный знак. Научитесь читать с вопросительной интонацией.

– Слушаем ответы групп, дополняем, оцениваем.

(На этом этапе можно добавить упражнения в выразительном чтении текста, дать образец чтения учителем или сильным учеником.)

– Обсудите выполнение задания в группе: все ли читали текст и участвовали в беседе.

Самооценка.

VII. Рефлексия деятельности.

– Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось на уроке? Какая работа вызвала интерес? Что получилось?

– Подведите итог работы в группе.

Самооценка. Листы самооценки вывешиваются на доску.

– Мне очень понравилась: активная работа … группы, безошибочная работа … группы, аккуратная работа… группы, внимательная работа …группы.

Самоанализ интегрированного урока обучения грамоте в 1 классе МОУ «НСОШ»

Дата проведения урока:- 10 декабря 2012года.

Тема урока: «Согласный звук (ч).Строчная буква Ч. Правописание сочетаний ча, чу.»

Цель урока: познакомить учащихся с согласным звуком (ч) и строчной буквой ч.

Данный урок я построила таким образом, чтобы учащихся шаг за шагом продвигались в освоении предметных и метапредметных умений, потому что воспитание самостоятельности в этом продвижении- моя главная задача.

В условиях реализации требований ФГОС НОО все больше значение приобретает тесная взаимосвязь  предметов, поскольку именно такой подход к организации содержания образования позволяет решать метапредметные задачи.

В предлагаемой разработке урока я использовала технологию деятельностного метода, которая включает следующие этапы.

- самоопределение к деятельности (организационный момент позволил настроить детей на успешную работу в группах);

- актуализация знаний (были повторены необходимые сведения к уроку,зафиксированы затруднения в деятельности учащихся);

- постановка учебной задачи (дети приняли активное участие в целеполагании урока);

- построение выхода из затруднения были созданы условия самостоятельного открытия новых знаний детьми);

- первичное закрепление;

- рефлексия деятельности . (учащимися работавших в группах, нужно было сочинить сказку о том,как буква ч подружилась с буквами а и у).

Мной была выбрана групповая форма работы, которая повышает познавательный интерес детей к изучаемому предмету. После урока дети поделились впечатлениями: «Мне нравиться советоваться друг с другом… (Баранова К)»; «Я люблю быть ответственной в группе.. (Мурзина Ж; Мне понравились задания в конвертах, потому что не знаешь,что в них лежит .. (Ананенко Л)»

На уроке я использовала проблемный и частично-поисковый методы. Урок носит развивающий характер.

Я считаю, что урок поставленной цели достиг, задачи выполнены полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."

Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"

Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении  схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....

Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю  Л.Е.Журовой,  А.О.Евдокимовой....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).

Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....

Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1

Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1...