Советы по формированию орфографической зоркости
статья по русскому языку по теме
Как сформировать орфографическую зоркость у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_po_formirovaniyumicrosoft_office_word_6.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы по формированию орфографической зоркости.
Эффективность обучения младших школьников русскому языку, зависит от осуществления в учебном процессе взаимосвязи между лексикой, фонетикой, графикой, грамматикой и орфографией. Ведь они находятся в единстве и тесной взаимосвязи. Предполагается, что учащиеся, освоив комплекс знаний из разных разделов науки о языке, получат определенный круг знаний, умений, навыков, которые будут усвоены ими вполне осмысленно, прочно, чтобы не было нужды заново изучать это в дальнейшем.
В последние годы увеличился количество обучающихся с различными отклонениями в развитии.
У учащихся отслеживаются:
1) стойкие нарушения чтения и письма;
2) низкая концентрация внимания;
3) ограниченный словарный запас;
4) низкая продуктивность мыслительной деятельности
5) медленное запоминание, быстрое забывание.
Возможными причинами недоразвитости орфографической зоркости могут быть следующие:
- Недостаточное развитие фонематического слуха;
- Низкий уровень объёма и распределения внимания;
- Низкий уровень развития кратковременной памяти;
- Низкий уровень развития произвольности
Для преодоления причин, приведших к недоразвитию орфографической зоркости, существует ряд психодиагностических методик.
На уроках русского языка работа над словом строится следующим образом:
1) поиск “ошибкоопасных” мест в слове;
2) анализ исследуемого слова: фонетический, морфологический, морфемный, этимологический;
3) классификация орфограммы;
4) запись нужной буквы.
Систематическая работа в этом направлении ведет к тому, что уже не учитель, а сами дети находят “ошибкоопасные” места в слове, то есть ставят перед собой проблему и пытаются решить ее.
При изучении темы “Состав слова” решаются задачи, имеющие большое значение в дальнейшем успешном усвоении учащимися грамматических заданий и орфографических навыков. Главная из задач - довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа, который определяет правильное написание большинства слов русского языка. Сущность принципа заключается в том, что графическое воспроизведение речи исходит из морфологического состава слова. На письме фиксируются морфемы, составляющие слово, при этом графический образ морфем остается единым в различных фонетических условиях.
Следующий этап - работа над правописанием безударной гласной. Необходимо дать понятие о том, что написание безударной гласной напрямую зависит от того, в какой части слова она находится. Работу начинаю с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением и непроверяемой ударением. Затем детям предлагаются варианты наиболее распространённых написаний гласной в приставке, суффиксе, окончании. Особое внимание обращаю на написание гласных букв в окончании. В рамках этой темы использую памятки, мини-таблицы.
Особенности внимания и памяти детей в классе не всегда позволяют в полной мере усвоить написание безударной гласной в корне слова непроверяемой ударением (словарные слова.) Используются различные приемы, повышающие процент запоминания:
]. Ребусы:
2. Изографы.
3. Загадки, пословицы , поговорки: “Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова”
4. "Уярчение" орфограммы: девчка.
5. Обращение к этимологии слова.
Использую различные приемы записи словарных слов:
- но темам,
- по однородным орфограммам...
- игры и творческие задания.
Следующий этап - правописание парных согласных. Происходит знакомство с основными способами проверки.
С первого класса практикую приём “комментированного письма“Комментированное письмо – это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса” (К.А.Москаленко) Оно заключается в следующем:
-учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;
-один из учеников, вначале это лучший по успеваемости, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет
- затем он же комментирует (объясняет правописание ) слово (второе предупреждение)
-ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои записи в области грамматики;
-если комментирующий ученик затрудняется, ему помогает другой учащийся.
Такой вид деятельности позволяет уже на ранних этапах закладывать своеобразный фундамент предупреждения ошибок, а в конечном итоге - грамотного письма. Это благотворно сказывается на внутреннем состоянии ребёнка. Создание ситуации успеха способствует продвижению ребёнка в личностном развитии. Кроме того, комментированное письмо помогает реализовать процесс повторения пройденного материала, что способствует переходу изучаемого материала из кратковременной памяти в долговременную. Реализуется основной метод при обучении русскому языку – предупреждение ошибок, в конечном итоге к формированию орфографической зоркости.
Осуществление вышеуказанной работы с детьми было бы невозможно, если параллельно не проводилась бы работа по обогащению активного словаря учащихся. С этой целью составляются и проводятся литературные викторины, смысловая нагрузка которых заключается в обогащении активного словаря и накоплении теоретических знаний.
Конечно, орфографически-грамотное письмо даётся детям очень трудно, и не всегда после проведённой работы можно увидеть результат. И всё-таки положительная динамика есть – дети работают с интересом, учатся анализировать, рассуждать. Главное для учителя в этой ситуации – найти приёмы, способы, способствующие формированию положительной мотивационной сферы обучения. Успех в труде – основа взаимопонимания между учителем и учащимся. Необходимо, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого процесса учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Представлен опыт работы по развитию орфографической зоркости у учащихся, начиная с 1 класса....
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. ...
Формирование орфографической зоркости
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у школьников прочн...
Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.
Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных спо...
Виды орфографических упражнений и приёмы работы, способствующие формированию орфографической зоркости
Собраны виды заданий, повышающие орфографическую зоркость учащихся...