Техника НЛП "Стратегия грамотного письма" (спеллинг)
методическая разработка по русскому языку по теме

Калачёва Ирина Юрьевна

Описание методики грамотного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_nlp_spelling.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Техника НЛП «Стратегия грамотного письма (спеллинг)»

Описание методики грамотного письма дано в качестве примера возможного использования знаний о внутренних стратегиях человека. Существующие приемы образования в основном построены на передаче ученику некоторого объема содержательной информации. Однако содержание очень часто неэффективно организуется во внутреннем опыте людей. Можно обучать стратегиям организации субъективного опыта и стратегиям использования имеющейся у человека информации.

Люди, обладающие «врожденной грамотностью», безошибочно пишут, не обращаясь к существующим правилам грамматики. Они владеют особой стратегией, позволяющей не делать ошибок: запоминают слова в форме зрительных образов. Этот способ более эффективен, чем сохранение эталонов слов в форме слуховых образов. В последнем случае возникает ситуация, когда человек как слышит, так и пишет. А если ребенок плохо выговаривает какие-то звуки, то и при написании он будет их постоянно путать. Даже если звуковой эталон слова верно сформирован, а произношение и написание не совпадают между собой, то повседневная речь будет постоянно нарушать сложившийся эталонный образ. В этом случае человек будет вынужден всю жизнь опираться на существующие правила грамматики.

Стратегия грамотного письма включает в качестве ведущей системы зрительную модальность. Человек отыскивает необходимый ему эталон слова, перебирая зрительные образы. В сознание информация вводится тоже при помощи зрительного канала. Но оценка соответствия написанного слова эталону осуществляется посредством кинестетических ощущений. Человек просто чувствует, правильно или неправильно написано слово. При ошибочном написании возникает своеобразное ощущение в области средней линии тела. Именно оно позволяет ему утверждать, что допущена ошибка.

Данной стратегии можно обучить ребенка. Причем эффективность обучения намного выше, чем при заучивании правил грамматики. Правило можно забыть, стратегию забыть невозможно. Правило предполагает постоянное использование

сознательных ресурсов человека. Стратегия действует автоматически, на неосознаваемом уровне. Она позволяет подключить бессознательные ресурсы, освобождая сознание для иных аспектов деятельности.

Методика формирования грамотного письма включает несколько специфических моментов. Обучающемуся человеку зрительно предъявляются для запоминания эталоны слов на карточках, чтобы потом их узнать.

Затем на мгновение ему предъявляются последовательно карточки с эталонами слов. Причем каждая карточка показывается так, чтобы при взгляде на нее глаза уходили вверх относительно средней линии взора. Это обеспечивает легкий доступ к зрительной памяти, в которой необходимо хранить эталон слова.

Предъявление карточки на короткое время осуществляется для того, чтобы человек узнал слово, но не успел его прочитать, проговаривая его про себя. Иначе эталон сформируется сразу в двух формах образов — зрительном и слуховом, В этом случае в момент написания слова может возникать конфронтация эталонов. Особенно если произношение и написание не совпадают.

Принято считать, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Грамотность формируется только в том случае, когда глаза во время чтения уходят вверх относительно средней линии взора. Если человек читает, опустив глаза вниз (например, лежа), зрительные эталоны слов т формируются, доступ к зрительной памяти затруднен.

Предъявив вышеназванным способом некоторое количество слов, можно попросить ученика их написать. Наблюдение за движением глаз позволит вам контролировать используемую внутреннюю стратегию: при написании слова глаза первоначально уходят в верхний правый угол (зрительный доступ), а затем в нижний левый (доступ к кинестетическим ощущениям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс

Даны хорошие текстыдля чтения  с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....

Выступление на РМО "Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе"

Приемы и техники формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

ПРИЕМЫ, ТЕХНИКИ, РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье исследуются приемы и техники, способствующие развитию читательской грамотности у младших школьников. Особое внимание уделяется различным ресурсам, которые можно использовать в обра...