Урок русского языка "План текста" 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: План текста
Цель : организовать комплексную работу с текстом , научить учащихся составлять план текста
Задачи:
- Учить применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, деление текста на абзацы, составление плана, пересказ);
- Развивать словесно-логическое мышление;
- Развивать коммуникативные качества учащихся;
- Развивать умение давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Методы:
- исследовательский;
- словесные методы (беседа, пересказ);
- фронтальный;
- самостоятельная работа (работа с текстом);
- групповая работа (на основе алгоритмов).
Оборудование:
- цветные карточки для словарной работы;
-наглядные материалы: деформированные тексты;
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация к уроку.
Не то беда, что мы всегда
Чего – нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
Кто пыжится, чтоб умным слыть
И скрыть прорехи в знании
Тому весь век невеждой быть –
Могу сказать заранее.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьешься своего,
Узнаешь, поумнеешь.
-Ребята, как вы понимаете эти слова? ( человек должен стремиться к знаниям)
3. Каллиграфическая минутка.
Р р р р р р р р р р
Рпрлрарнртреркрсртра
4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
( ребятам раздаются карточки трех цветов, на которых задание к словарной работе)
На желтых карточках :А-4,В-3,О-2 (апрель, ветер, облако)- записать слова, составить предложение
На синих: М-8, Р-6, Ч-3 ( Москва, русский, чувствовать)-записать слова, определить часть речи
На красных : космос, космонавт, космический -записать слова, выделить корень слов
Проверка на слайде
5.Сообщение темы урока
Вернемся к каллиграфической минутке.
Возьмите карандаш и вычеркните букву Р. Что интересного заметили? Какое слово получилось? План текста-это тема урока
Откройте учебник на с. 94 урок 127
Давайте подумаем, в каком блоке мы сегодня работаем, и какой материал надо вспомнить для того, чтобы выполнить данные задания.
Дети. Мы работаем в блоке «Развитие речи».
Нам надо вспомнить:
- Что такое текст.
- Как озаглавить текст.
- Последовательность абзацев.
Нам надо научиться:
- составлять план текста.
6. Работа над основной темой урока
1) Работа по учебнику .Работа над алгоритмом составления плана текста с.94 упр.3 звучит музыка весны
-Сколько абзацев в тексте?(3 абзаца)
-Какое предложение является главным?(звучит музыка весны)
-Выделим ключевые слова каждого абзаца.
1 абзац: весенняя песня капели, ручейка и птиц.
2 абзац: песня лета
3 абзац: звучит музыка природы
Сравним текст и план этого текста.
-Помогает ли план представить последовательность абзацев, то есть порядок основной мысли текста?
ФИЗМИНУТКА « Облако»
Беленькое облако
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.
7. Работа в группах
Мелодичность природы, ее красота выражается в различных проявлениях. Одно из них описал
Ф. Тютчев. Послушайте.
Ф. Тютчев
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
-О каком природном явлении идет речь?( о радуге)
Я предлагаю вам описание радуги разных авторов.
Работа в группах:
1 группа: Прочитай текст, озаглавь его, составь и запиши план . ( выдели ключевые слова каждого абзаца)
Если после дождя выглядывает солнышко, то можно увидеть радугу. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый-вот цвета радуги. А что значит слово радуга?
На этот вопрос есть два ответа. Одни говорят, что слово радуга –это дуга, цветной мост, который ведет в небо.
Другие считают, что слово радуга связано со словом радость. Действительно, когда видишь радугу, сердце радуется.
(слайд – картина радуги)
Этот оптический эффект зимой возникает очень редко: в холодное время года солнечные лучи преломляются не в капельках воды, а в ледяных кристаллах. Для появления радуги нужны крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце. Cовпадают эти условия крайне редко и обязательно при смене погоды. Недаром по народной примете увидеть радугу зимой — это к счастью (видео «северное сияние»)
2 группа: Прочитай текст, выясни, подходит ли заголовок к тексту, составь и запиши план . ( выдели ключевые слова каждого абзаца)
Зимняя радуга.
Вся северная сторона неба освещена двумя колышущимися дугами-красной и зеленой. Дуги исчезают и появляются вновь, беспрерывно изменяя свой вид, переливаясь красками.
Внезапно темное небо пронизывают, точно стрелы, яркие лучи, а порой в воздухе повисают изумрудные, с красной бахромой занавеси.
Это полярное сияние. Яркие сполохи (так называют полярное сияние на севере) играют на небе по нескольку часов подряд.
( слайд северное сияние)
3 группа: Прочитай текст, в нем 3 абзаца, восстанови порядок абзацев, озаглавь. Запиши ключевые слова к каждому абзацу.
После жаркого , душного дня сгустились тучи и полил дождь. Когда он прекратился, над головой засверкало заходящее солнце. И в это время под темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой,-красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
А причина этому- солнечный свет. Как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.
В каждой группе назначается ответственный, помогает в выполнении задания ребятам.
За правильный ответ получаем семь полосок-частей радуги.
ФИЗМИНУТКА
Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.
) Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
8. Итог урока
Создаем радугу. Радуга поможет составить алгоритм действий при составлении плана.Как по ступенькам шагаем по радуге.
Слайд :
- Прочитайте текст
- Исправьте ошибки
- Озаглавьте текст
- Прочитайте 1 абзац, выделите ключевое слово
- Прочитайте 2 абзац, выделите ключевое слово
- Прочитайте 3 абзац, выделите ключевое слово
- Прочитайте полученный план
- Рефлексия
Я добавлю часть картины, получим прекрасное настроение.
-Чему научились на уроке? Что понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока математики в 1 классе по программе Н.Ф. Виноградовой
Разработка метапредметного урока математики в 1 классе по теме "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц" и презентация к материалу....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма. В конце программы прилагаются диагностические материалы....
Технологическая карта урока русского языка в1 классе по программе "Перспектива"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по программе"Перспектива"Тема урока"Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...
урок русского языка 1 класс по программе ПНШ
Тема:"Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци-це". Тип урока: развитие умений. Конспект урока выполнен в виде таблицы, по новым ФГОС НОО. В конспекте показаны цели, планируемые результаты -предметные , м...
Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"
Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....
Урок русского языка 2 класс по программе "УМК 21 века"
Урок "АНТОНИМЫ" составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...