Заглавная буква в именах собственных
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Заглавная буква в именах собственных. (1 класс)
Цель:
1. Закрепление написания имен собственных.
2. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, устную речь.
3. Воспитывать любовь к малой родине, взаимопомощь, аккуратность.
Учащиеся должны:
- знать написание имен собственных
- уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.
Урок комплексного применения знаний и умений.
Материал: Ягафарова Р.Х. Русский язык 1 класс. с 90-92
Оборудование: раздаточный дополнительный материал для групповой работы.
1. Организационный момент. (1 мин)
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять
Будем грамотно писать.
2. Актуализация знаний учащихся:
- Какое сегодня число? (15 апреля, потому что вчера было 14 апреля, а завтра будет 16 апреля)
- Какой сегодня день недели? (четверг, потому что вчера была среда, а завтра будет пятница. Потому что сегодня четвертый день недели)
3. Каллиграфическая минутка. (Образец букв прописан в тетради у каждого ребенка)
- Какие буквы написаны на первой строчке. (Л, М, А; заглавные)
- Чем похожи? Чем различаются?(дописывают строчку до конца по образцу)
Л М А
- Какие буквы написаны на второй строчке. (Т, П, Г; заглавные)
- Чем похожи? Чем различаются? (дописывают строчку до конца по образцу)
Т П Г
4. Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия)
- Посмотрите внимательно на доску. Скажите, какую букву будем писать в словах. (Большую, заглавную)
- А почему? (вспоминают правило)
- А как одним словом можно назвать слова Тишка, Бим, Волга, Саратов, Света. (имена собственные)
- Ребята, как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какая будет тема нашего урока? (Заглавная буква в именах собственных)
- Спишите эти слова себе в тетрадь.
5. Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Если работа выполнена верно, нарисуйте солнышко, если есть ошибка, нарисуйте облако.
6. Физминутка для глаз
- Какое имя собственное вам встретилось? (Леопольд).
- С какой буквы напишем?
- Какой совет вам дает Леопольд? (Ребята, берегите зрение)
7. Первичное закрепление материала. Работа по учебнику
Упр.1 с.90
- образовать фамилии от слов волк, жук, мороз, нос, петух, сахар.
-какие фамилии образуем от этих слов? (Волков, Жуков, Морозов, Носов, Петухов, Сахаров)
- с какой буквы напишем фамилии людей? (с заглавной буквы)
- напишите фамилии людей в тетради. (один ученик работает на доске)
-проверьте.
7. Физминутка.
Маша шла, шла, шла.
И грибок нашла.
Раз грибок в кузовок,
Два грибок в кузовок,
Три грибок в кузовок.
Маша шла, шла, шла
И домой пришла.
- Какое имя собственное вам встретилось? (Маша).
- С какой буквы напишем? (С заглавной)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упр.3 Запиши слова через запятую.
Казань. Котенок. Барсик. Река. Алсу. Волга.
(После окончания работы на доске повесить:
Казань, котенок, Барсик, река, Алсу, Волга.)
- проверьте свою работу по образцу.
- почему слова Казань, Барсик, Алсу, Волга напишем с заглавной буквы?
(потому что это имена собственные)
9. Работа в парах.
- У вас на парте лежат карточки со словами (Кубян, Валя, Атня, Саша, Мурзик, Рекс, Ашит). Прочитайте. Эти слова нужно распределить по алфавиту.
-А теперь проверим.
- У всех так? (нет)
- А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её)
- Составьте предложение с любым из слов. (устная работа)
- Уберите карточки, на которых написаны клички животных.
- Уберите карточки, на которых написаны имена людей.
- Прочитайте слова, которые у вас остались. (Атня, Ашит, Кубян)
- Что они обозначают? (название района и села, в котором мы живем. Название нашей реки)
- а вам нравится здесь жить и учиться? Почему? (ответы)
10. Рефлексия.
- Чем занимались на уроке?
- Что понравилось?
- Что показалось сложным?
Молодцы. Спасибо за урок.
Урок русского языка в 1 классе.
Тема: Слова-названия действий
Цель:
учащиеся должны:
- познакомиться со словами, обозначающими действие предмета;
- уметь находить слова, отвечающие на вопросы Что делал? Что делает? среди других
- уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.
Урок введения нового знания
Материал: Ягафарова Р.Х. Русский язык 1 класс. с 100-103
Оборудование: раздаточный дополнительный материал для групповой работы, белочка, корзинки(рисунки)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? - Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. 2.Актуализация знаний. -Запишем сегодняшнее число. Минутка чистописания. -К нам в гости пришла белочка. Она собрала грибы, на которых написаны слова-названия. Вам надо распределить эти слова по группам и положить в корзины. А белочка пока поспит. Она очень устала. Вы работайте тихо, не шумите. Слова: красный, стол, прыгает, прыгает, вкусный, книга, читает, небо, новая. 3Постановка учебной задачи. - Вы смогли выполнить задание? Почему? -А какой вопрос мы к ним поставим? Значит, какой будет сегодня тема урока? 4. открытие «нового знания» -как вы думаете, что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делает? Давайте, посмотрим рисунки. -Белка что делает? -Ёжик что делает? Мальчик что делает? - Теперь посмотрим на доску. Как вы думаете, что обозначают эти слова: предмет, цвет предмета, вкус предмета, работу или движение? - Работа и движение по другому называется действие. Значит, что обозначают слова, отвечающие на вопрос «что делает?» Физкультминутка Хомка, хомка-хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Какие действия выполняет хомячок? 5. Первичное закрепление. Упр 2. с 100 -Прочти стихотворение . Под корягой гриб стоял. На ветру листок плясал. На цветке пчела сидела. А на ветке птица пела. Лопотал ручей в корнях. Спали бабочки на пнях. Пил жучок с листка росу Жарким днем в густом лесу. Всё летало, спало, пело И по делу, и без дела. Птица, бабочки, листок – Каждый дей|ство|вал, как мог. -Какие слова обясняют слово действовал? -выберите из стихотворения слова-названия предметов и и запишите их рядом со словами-названиями действий. 6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Упр 4. Прочти слова. Подбери к ним слова-названия действий и запиши. -а теперь поменяйтесь тетрадями, прочтите и поднимите руки, если думаете, что написан неверно. 7. Включение нового знания в систему знаний. -Перед вами лежат карточки. В них написаны три ряда слов. В каждой группе найди лишнее слово и исключи его. -Какое слова исключили из первой строчки? Почему? -из второй строчки? -из третьей строчки? 8. Итог урока. - Давайте разбудим белочку, подарим ей новую корзину и положим туда новые слова. Как мы назовем эту корзину? -А теперь расскажем белочке, что нового мы сегодня с вами узнали. | (Ответы детей) Ученики кладут слова стол, книга, небо в корзину «слова-названия предметов», слова красный, вкусный, новая в «слова-названия признаков», а слова читает, прыгает, собирает не знают куда положить. -Нет - мы не знаем, какие это слова-названия. -что делает? - слова, отвечающие на вопрос Что делает? -затрудняются - прыгает. -собирает. - читает. Слово прыгает обозначает движение, а слова читает и собирает – работу. Эти слова обозначают действие предметов. -встает, моет, трет, подметает, выходит. Словарная работа: Под корягой – кәкре-бөкре агач астында Лопотал – бытылдаган И по делу, и без дела – кирәкле-кирәксезгә Действовал – эш иткән Слова: стоял, плясал, сидела, пела, лопотал, спали, пил, летало, спало, пело. Самостоятельная работа с последующим обсуждением. Стоял ...(гриб). Плясал ... (листок). Сидела ...(пчела). Пела...(птица) Собака ... дом. Корова ... молоко. Кошка ... мышей. Петух громко... . (даёт, ловит, сторожит, кричит). Взаимопроверка с последующим обсуждением. Горка, город, грязный, гусь Белка, белый, большой, больной. Пишет, письмо, поёт, покупает. - грязный, п.ч. это слово-названия признака -белка, п.ч. предмет - письмо, п.ч. предмет, остальные слова обозначают действие. “Слова-названия действий” Узнали слова-названия действий, они отвечают на вопрос “что делает?” и идут рядом со словами-названиями предметов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс
УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. З...
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»
Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заг...
Презентация "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"
Урок русского языка. 2 класс. "Школа России". Презентация к уроку по теме "Заглавная буква в именах собственных: в именах сказочных героев, в названиях газет и журналов"...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»
УМК: «Школа России»Уровень: базовыйТип урока: получение новых знанийФорма: урок-исследование...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных".
Данный урок построен в соответствии с ФГОС....
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».1 класс...