Урок «Состав слова. Выведение алгоритма».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Макарова Наталья Валерьевна,
г. Бугульма,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов
Бугульминского муниципального района РТ
Урок «Состав слова. Выведение алгоритма».
Цели:
- Научить детей определять части слова;
- Развивать память, внимание, речь, наблюдательность;
- Воспитывать интерес к процессу познания.
Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу;
ход урока
- Организационный момент.
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
-Как, ребятушки, живете?
-Как здоровье, как животик?
-Одолела вас дремота?
-Шевельнуться неохота?
-Всем командую: «Подъём!»
-Мы уроки проведём.
- Минутка чистописания.
Учитель.
- Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму.
- Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число с комментарием.
- Посмотрите на доску, зимний февральский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор.
лЛмМ лЛл мЛм ЛлМм лл мм лЛм
- Повторение словарных слов.
Учитель.
-А сейчас мы решим кроссворд, который у вас у каждого на столе.
-Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам.
к | л | а | с | с | ||
п | а | л | ь | т | о | |
о | в | ё | с | |||
с | о | л | д | а | т | |
б | е | р | ё | з | а | |
м | о | р | к | о | В | ь |
- Учебное помещение для занятий.
- Верхняя женская или мужская одежда.
- Корм для лошади.
- Защитник Отечества.
- Лиственное дерево с белым стволом.
- Красна девица сидит в темнице, а хвост на улице.
Задание: звуко - буквенный анализ слова – морковь.
- Актуализация.
Учитель.
-Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то вы найдете «спрятавшееся» слово, которое будет подсказкой для определения темы урока.
-Верно! Состав (чего?) слова. Это слово имеет несколько значений, назовите их.
-Нас, конечно, сегодня будет интересовать состав слова.
-У вас в тетради нарисован грамматический человек, вот мы сейчас и должны будем сформировать лицо этого человека. Сейчас вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека «примет» определенное выражение.
Что такое окончание? Графически обозначаем левый глаз.
Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз.
Что такое приставка? Обозначаем нос.
С чем чаще всего путают приставки?
Как можно определить, приставка это или предлог?
Что называется корнем слова? Обозначаем рот.
Кроме окончания что мы выделяем в слове? (Основу). Нарисуйте над глазами челочку.
Учитель.
-Вот такой человек грамматический у нас получился, выражение лица у него немного грустное получилось, но я думаю, что к концу урока он улыбнется.
-А вы хотите, ребята, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания.
-Прежде, чем мы перейдем к выполнению следующего задания, нам нужно отдохнуть.
- Физминутка.
Учитель. Итак, мы доказали, что части слова мы знаем, попробуем это показать в слове. Я предлагаю вам слово: повозка. Попробуйте найти в нем знакомые части слова.
Графически записываются на доске ответы детей.
VIII. Физминутка для глаз.
IX. Первичное закрепление.
Учитель.
-А сейчас, ребята, кто-то из вас на уроке побудет приставкой, кто-то корнем, суффиксом, окончанием.
-я вам буду называть слово, а вы будете показывать части слова. (Раздать части слов на листах и выбрать ведущего).
Походка,
Садовый,
Домик.
Прекрасно! Вы правильно показали части слова! Умницы!
X. Самостоятельная работа.
Учитель. А вот пока мы с вами выбирали части слова, зимний ветер навеял теперь нам слова:
Зимушка,
Морозный,
Заморозок,
Подснежник.
- И теперь, пользуясь составленным алгоритмом, вы самостоятельно разберете эти слова по составу (Дети записывают в тетрадь.
-Проверим, работает ли наш алгоритм? (Два ученика рассказывают разбор.) Ребята, а вы заметили, что у нас сегодня на уроке присутствует зима? (Зимний ветер, сугробы, слова о зиме.) Постарайтесь составить предложение о зиме, а опорным словом этого предложения будет являться слово «снежинка» или «снежинки».
XI. Повторение.
На землю тихо падают снежинки.
Учитель . Записываем в тетрадь и комментируем предложение, выписываем из него слово «снежинки» для разбора по составу.
XII. Итог урока.
Учитель. Что открыли нового на уроке? (Алгоритм разбора слова).
XIII. Домашнее задание.
-Запишите корень слова – снег, подберите однокоренные слова с разными частями слова и разберите эти слова по составу.
XIV. Самооценка.
Грамматический человек улыбается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. "Состав слова. Выведение алгоритма." 3 класс
Дети научатся детей определять части слова....
Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"
Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....
урок русского языка"Состав слова. Выведение алгоритма."3 класс
Готовый урок с презентацией пригодится для любого. Есть приложение к уроку....
Урок «Состав слова. Разбор слов по составу»
В презентации предлагаются задания для лучшего усвоения материала....
Конспект урока "Состав слова. Значимые части слова" 4 класс
Тип урока: урок открытия нового знания.Цели:Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.учеб...
Методическая разработка урока. Состав слова. Однокоренные слова.
Конспект урока по теме "Состав слова. Однокоренные слова"...