Урок «Состав слова. Выведение алгоритма».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sostav_slova._vyvedenie_algoritma.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Наталья Валерьевна,

г. Бугульма,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района РТ

Урок «Состав слова. Выведение алгоритма».

Цели:

  1. Научить детей  определять части слова;
  2. Развивать память, внимание, речь,  наблюдательность;
  3. Воспитывать интерес к процессу познания.

Задача:  на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу;

ход урока

  1. Организационный момент.

Рано солнышко встаёт

И спешит скорей в обход.

-Как, ребятушки, живете?

-Как здоровье, как животик?

-Одолела вас дремота?

-Шевельнуться неохота?

-Всем командую: «Подъём!»

-Мы уроки проведём.

  1. Минутка чистописания.

Учитель.

  1. Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму.
  2. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число с комментарием.
  3. Посмотрите на доску, зимний февральский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор.

лЛмМ     лЛл    мЛм     ЛлМм     лл     мм    лЛм

  1. Повторение словарных слов.

Учитель.

-А сейчас мы решим кроссворд, который у вас у каждого на столе.

-Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам.

к

л

а

с

с

п

а

л

ь

т

о

о

в

ё

с

с

о

л

д

а

т

б

е

р

ё

з

а

м

о

р

к

о

В

ь

  1. Учебное помещение для занятий.
  2. Верхняя женская или мужская одежда.
  3. Корм для лошади.
  4. Защитник Отечества.
  5. Лиственное дерево с белым стволом.
  6. Красна девица сидит в темнице, а хвост на улице.

Задание: звуко - буквенный анализ слова – морковь. 

  1. Актуализация.

Учитель.

-Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то вы найдете «спрятавшееся» слово, которое будет подсказкой для определения темы урока.

-Верно! Состав (чего?) слова. Это слово имеет несколько значений, назовите их.

-Нас, конечно, сегодня будет интересовать состав слова.

-У вас в тетради нарисован грамматический человек, вот мы сейчас и должны будем сформировать лицо этого человека. Сейчас вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека «примет» определенное выражение.

Что такое окончание? Графически обозначаем левый глаз.

Что такое суффикс? Обозначаем правый глаз.

Что такое приставка? Обозначаем нос.

С чем чаще всего путают приставки?

Как можно определить, приставка это или предлог?

Что называется корнем слова? Обозначаем рот.

Кроме окончания что мы выделяем в слове? (Основу). Нарисуйте над глазами челочку.

                                                                                                                       

Учитель.

-Вот такой человек грамматический у нас получился, выражение лица у него немного грустное получилось, но я думаю, что к концу урока он улыбнется.

-А вы хотите, ребята, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания.

-Прежде, чем мы перейдем к выполнению следующего задания, нам нужно отдохнуть.

  1. Физминутка.

Учитель. Итак, мы доказали, что части слова мы знаем, попробуем это показать в слове. Я предлагаю вам слово: повозка. Попробуйте найти в нем знакомые части слова.

Графически записываются на доске ответы детей.

 

VIII. Физминутка для глаз.

IX. Первичное закрепление.

Учитель.

-А сейчас, ребята, кто-то из вас на уроке побудет приставкой, кто-то корнем, суффиксом, окончанием.

-я вам буду называть слово, а вы будете показывать части слова. (Раздать части слов на листах и выбрать ведущего).

Походка,

Садовый,

Домик.

Прекрасно! Вы правильно показали части слова! Умницы!

X. Самостоятельная работа.

Учитель. А вот пока мы с вами выбирали части слова, зимний ветер навеял теперь нам слова:

Зимушка,

Морозный,

Заморозок,

Подснежник.

- И теперь, пользуясь составленным алгоритмом, вы самостоятельно разберете эти слова по составу  (Дети записывают в тетрадь.

-Проверим, работает ли наш алгоритм? (Два ученика рассказывают разбор.) Ребята, а вы заметили, что у нас сегодня на уроке присутствует зима? (Зимний ветер, сугробы, слова о зиме.) Постарайтесь составить предложение о зиме, а опорным словом этого предложения будет являться слово «снежинка» или «снежинки».

XI. Повторение.

На землю тихо падают снежинки.

Учитель . Записываем в тетрадь и комментируем предложение, выписываем из него слово «снежинки» для разбора по составу.

XII. Итог урока.

Учитель. Что открыли нового на уроке? (Алгоритм разбора слова).

XIII. Домашнее задание.

-Запишите корень слова – снег,  подберите  однокоренные слова с разными частями слова и разберите эти слова по составу.

XIV. Самооценка.

Грамматический человек улыбается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. "Состав слова. Выведение алгоритма." 3 класс

Дети научатся  детей определять части слова....

Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"

Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....

урок русского языка"Состав слова. Выведение алгоритма."3 класс

Готовый урок с презентацией пригодится для любого. Есть приложение к уроку....

Урок «Состав слова. Разбор слов по составу»

В презентации предлагаются задания для лучшего усвоения материала....

Конспект урока "Состав слова. Значимые части слова" 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели:Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.учеб...

Методическая разработка урока. Состав слова. Однокоренные слова.

Конспект урока по теме "Состав слова. Однокоренные слова"...