Правописание безударных гласных в корне слова
статья по русскому языку по теме

В этой работе я решила рассказать о том, как можно работать над решением одной из самых трудных и важных орфографических задач - работе над безударными гласными в корне слова (так как это наиболее часто встречающаяся орфограмма практически в любом тексте, слов с такой орфограммой бессчетное количество).

 

Целью работы над этой орфограммой я считаю:

  • развитие орфографической зоркости, умение находить орфограмму;
  • умение доказать правописание;
  • развитие орфографической интуиции (в русском языке около 460 правил правописания, изучается около240).

 

Для того, чтобы тема «Правописание безударных гласных в корне слова» была усвоена хорошо, учащиеся должны:

  • уметь безошибочно ставить ударение в словах, находить безударный гласный;
  • уметь разбирать слова по составу, верно определять морфему, в которой находится безударный гласный;
  • уметь к данному слову подбирать родственные слова;
  • уметь выделить из группы родственных слов проверочное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Учитель начальных классов

 ГОУ СОШ №335

Карачинцева Галина Николаевна.

Введение.

В этой работе я решила рассказать о том, как можно работать над решением одной из самых трудных и важных орфографических задач - работе над безударными гласными в корне слова (так как это наиболее часто встречающаяся орфограмма практически в любом тексте, слов с такой орфограммой бессчетное количество).

Целью работы над этой орфограммой я считаю:

  1. развитие орфографической зоркости, умение находить орфограмму;
  2. умение доказать правописание;
  3. развитие орфографической интуиции (в русском языке около 460 правил правописания, изучается около240).

Для того, чтобы тема «Правописание безударных гласных в корне слова» была усвоена хорошо, учащиеся должны:

  1. уметь безошибочно ставить ударение в словах, находить безударный гласный;
  2. уметь разбирать слова по составу, верно определять морфему, в которой находится безударный гласный;
  3. уметь к данному слову подбирать родственные слова;
  4. уметь выделить из группы родственных слов проверочное.

Изучение правописания слов с безударным гласным в корне.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного  интереса у школьников. Отсутствие его является показателем серьёзных недостатков в организации обучения. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения может стать движущей силой развития интеллекта. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению её активной жизненной позиции.

        Древние римляне считали, что корень учения горек, но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус.

        Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромное влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Интерес способствует значительному повышению работоспособности.

        Скучное обучение приводит к утомлению за короткое время. Ведь как писал Л. Фейербах: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

        Можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

  1. такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;
  2. учебный труд интересен, если он разнообразен;
  3. важно понимание нужности, важности изучения данного предмета;
  4. чем больше новый материал связан с раннее усвоенными знаниями, тем он интереснее для учащихся;
  5. обучение должно быть трудным, но посильным;
  6. чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем ему интереснее работать;
  7. яркость, эмоциональность учебного материала воздействует на отношение ученика к предмету.

Работа над правописанием слов с безударным гласным в корне, проверяемом ударением.

        Перед введением новой учебной темы важно, чтобы у детей уже имелись какие-либо знания по этому вопросу (строить знания на пустом месте чрезвычайно трудно), я обращала внимание учеников на правописание однокоренных слов и форм слова как только они начали встречаться в учебнике.

        Чтобы заинтересовать ребят, я читаю им сказку «Заколдованные буквы» из книги В.Волиной «Весёлая грамматика», ведь сказки – самый любимый литературный жанр у детей.

        Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.

        Буква О стала походить на букву А, Е на И, А на О, И на Е, Я на И. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Ребята могли бы помочь им. Запомни волшебные слова: ударение над гласной может сделать букву ясной.

        На уроках я рассказываю ребятам о том, что когда говорят о важном, о главном, часто употребляют слово «корень». У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Это часть слова, которая несёт самый главный смысл. Корень берёт на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными или однокоренными. Ведь они, как ветвистое дерево, произрастают из общего корня.

лесок   лесной   лесник    подлесок

лес

А так как детям нравятся всякие условности, то им интересно находить и выделять корень в однокоренных словах, а затем находить орфограмму и объяснять её.

Слово «орфограмма» очень абстрактно и, чтобы легче запоминалось, мы называем её ошибкоопасным местом в слове или ловушкой. Запоминаем алгоритм, составляем памятку по правописанию слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

  1. Произнеси слово. Есть ли в нём орфограмма с безударным гласным.
  2. В какой части слова она находится?
  3. Если в корне, то измени слово или подбери родственное, чтобы безударный стал ударным.
  4. Скажи, как надо писать корень. Проговори ясно. Напиши. Проверь.

Дальше я хочу предложить упражнения, которые целесообразно использовать, работая над безударными гласными, проверяемыми ударением.

Одно из важнейших условий формирования интереса к учебной деятельности – её разнообразие, поэтому, многие задания носят игровой характер. Не надо боятся, что интерес, возникающий в процессе игры – это интерес к игре, а не к самому учебному предмету. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес их внутренней сути.

«Мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира – это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления» - писал В.А.Сухомлинский.

Итак, задания:

Есть ли в этом тексте однокоренные слова?

Заварила чайка чай

Из морской капусты.

Рыбы пили – похвалили,

Чай у чайки вкусный.

Докажи свой ответ.

Прочитай.

Начинается гроза,

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза,

В небе вспышки молний.

Выпиши из текста слова, для которых даны проверочные:  тёмный, грозы, полёт, глаз.

Какое слово является проверочным для остальных:

Трава, травянистый, травушка, травинка, травяной.

Хвастун, хвастать, хвастливый, хвастунишка.

Пятачок, пятёрка, пять, пятнадцать.

Больница, боль, больной, болезнь, болеть, болячка.

Солонка, засол, солить, соль, солёный, рассольник.

Ледник, лёд, ледниковый, ледяной, наледь, заледенеть.

Тишина, тихий, затишье, потихоньку, исподтишка.

Белить, белеть, беляк, белок, белизна, белила, белый.

Спиши, выдели корень в однокоренных словах:

Сосновая роща. Высоко поднялись к небу смолистые стволы. Точно слезинки на них капли смолы. Смоляным запахом пропитан воздух.

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы:

Хор..шо в л..су. П..ют ч..жи, св..стит иволга. Л..сные тр..пинки т..нисты. Маленькое болото зат..нуло ряской. В т..ни цв..тут филки.

В..да – краса природы. Тихо бьёт из родника чистая в..дичка. Красиво блестят на солнце в..дяные капли.

За окном сильный ветер. В с..ду шумят д..ревья. Вся наша с..мья дома. Мама шьёт с..стре платье. С..стра чинит бельё. На к..вре дремлет с..бачка Вьюн.

Выбери нужное проверочное слово:

Уд..вительно (диво, дева)

М..нять (мина, замена)

Л..пить (липко, лепка)

Расч..щать (чисто, честь)

Л..нивый (линька, лень)

М..стерить (мост, мастер)

Скр..пучий (скрепка, скрип)

К выделенным словам подбери и напиши однокоренные с указанными значениями:

Человек, плавающий в морях

То, чем удят рыбу

Смелый человек

Коробочка для мыла

Машина для косьбы

Еловый лес

Допиши ещё по однокоренному слову, выдели корень:

Ельник, еловый,……

Березняк, берёзовый, ……

Осинник, осиновый, …….

Вставь пропущенный корень:

Красный - …..ота, по …неть.

Храбрый - ….ец, …..иться.

Жёлтый - …..изна, ……еть.

Смелый - ……чак, о….еть.

Старый - …ик, …ость.

Выпиши только родственные слова:

- Вы кто такие?- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётка – гусеница.

Спиши. Выдели корень в однокоренных словах:

Косарь Касьян косой косит косо.

Не скосит Касьян – косарь покоса.

                   Ум да разум надоумят сразу.

Выпиши однокоренные слова:

В нашей школе есть столовая. Для столовой столяр сделал большой стол и маленькие столики.

Шумит синее море. Морской воздух полезен. К нам приехали заморские гости. Приморье – богатый и красивый край.

Выпиши пары слов, которые являются родственными:

Парта – парк

Пень – пенёк

Коза – козлёнок

Азбука – алфавит

Город – городской

Лимон – апельсин

Ком – комок

Я называю слова, если это родственное слово слову осина звенит колокольчик (хлопаем в ладоши):

Оса, осинка, осёл, осиновый, осины, подосиновик, ослиный, ослик, осинник.

Прочитай первую часть сказки «Снегурочка», выпиши родственные слова.

«Волшебные яблоки» - подбери яблоко с нужной орфограммой к слову:

З..емля                          з..ерно

В..лна                           с..мья

Л..сток                         пл..сать

Ш..лун                         п..тёрка

Зв..нить                       п..стреть

Найди родственные слова, продолжи этот ряд:

Ветерок, ветер, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути.          (Я. Аким).

Найди чужака среди родственников, помоги ему:

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседует. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь и свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

В морском путешествии на сказочный остров мы увидели, что злые медузы проглотили буквы. Добраться до острова можно, если вставить буквы:

 К..менистое дно

К..лючий ёрш

М..л..дая чайка

П..тнистый осьминог

П..л..сатый краб

Ск..листый бер..г

М..рской к..нёк

С..лёный бриз

К..товая акула

З..л..неют водоросли

В..лнуется море

Уд..вительная рыба

Пос..лился рак

Вьются рыбы-прил..палы

Подбери родственное слово без приставки:

Невежа, невежливый

Закат, закатился

Подставка, подставивший

Найдите в примерах родственные слова, выпишите их (внимание, ловушка!)

Когда свежий снег выпадает и ровным слоем ляжет, это называется пороша, потому что снег, как белый порошок, всё поле запорошил.

                                                                      (С. Образцов).

Кристофер Робин рассказал Вини–Пуху о том, как в старину посвящали рыцарей. И вдруг Вини – Пух спросил:« А это очень хорошо, когда тебя посвищут?»

                                                                      (А. Милн).

Найди родственные слова, выдели корень.

Шёл Прогульщик на прогулку,

Шёл и песенку свистел,

Захотел Прогульщик булку

И баранку захотел.

Захотел он шоколадку,

Пососал бы леденцов…

Но прогуливал буфетчик,

И не видно продавцов.

И гулял киномеханик –

Не показывал кино,

Футболисты и артисты

Прогуляли заодно…

И обиделся Прогульщик!

И Прогульщик не смолчал!

И прогульщикам Прогульщик: -

«Вы – прогульщики!» - кричал.

                                                     (Э. Мошковская).

Запиши, вставь пропущенные буквы, проверь однокоренными прилагательными:

Ч..стота, сг..бал, т..шина, веч..р, х..трец, см..льчак, укр..пить, т..пло, з..мовал, ос..нь, бл..днеть, з..л..нел.

Игра в мяч (слово – проверочное). Проверяй то, что следует проверять!

Подходить, напряжение, разъярился, держать, отрекаться, смеяться, приставать, берега, объяснить, оживление, испаряться, растянуть, скрипеть, слипаться, чистота, частота, измерять, усмирить, слеза, слизнуть, заменить, заминировать.

Списывание.

Синицы зимой.

Сковали зимние морозы озёра и реки. Засыпали землю глубокие снега. Пустынно в лесу и в поле. Только холодный ветер гуляет. Он метёт по земле седую, колючую позёмку.

Трудно синицам зимой добывать еду. Попрятались букашки, червяки. Вот и жмутся синички к жилью человека.

Работая над любой темой русского языка, необходимо обогащать словарь детей, работая над значением слов.

Например:

Каменный – то, что сделано или состоит из камня.

Каменистый – покрытый камнями.

Составь правильно словосочетания.

Каменистый                                             дом, дорога, ущелье,

Каменный                                                берег, гараж, ограда.

Запиши слова в две группы:

- инструменты

- посуда

Подчеркни в корне букву, обозначающую непроверяемый безударный гласный звук.

Молоток, лопата, стакан, пила, кастрюля, рубанок, топор, тарелка, чашка, ложка, солонка, клещи, маслёнка, отвёртка.

Последнее слово разбери по составу.

Подбери и напиши однокоренные слова с указанным корнем, выдели его.

Гриб –

  1. тот, кто любит собирать грибы;
  2. маленький гриб;
  3. часть гриба под землёй.

Час –

  1. мастер по починке часов;
  2. солдат, стоящий на посту.

Прочитай слова. Можно ли их назвать однокоренными? Докажи. Напиши их в порядке указанных значений.

Повар, поварёшка, варево, вареник, варенье.

        - ягоды, сваренные в сахаре

        - горячее жидкое кушанья

        - маленький варёный пирожок

        - мастер по приготовлению пищи

        - большая ложка для разливания горячей пищи

Зимовщик, озимь, зимовка, зимник, зимовать.

        - проводить где-нибудь зиму

        - место, где проводят зиму

        - человек, который находится на зимовке

        - дорога, которая проложена по снегу

        - всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью, под зиму

Активную работу мысли вызывают также вопросы, требующие установления сходства и различия, различные виды группировок, поиск лишнего слова.

1. Какое слово лишнее?

Лес, лестница, лесничий.

Маленький, маляр, малявка, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Смешной, смешать, смешить.

Дивный, удивление, диванный.

Конница, конюшня, подоконник.

Левый, лев, налево.

Лень, лентяй, лента, ливень, ленивец.

Водичка, водитель, водяной.

Седло, седловина, седина.

Честный, чесночный, чеснок.

Дождь, дождевой, дожидаться.

Веснушки, весовой, весенний, весна.

Дрожит, задрожать, дрожжевой.

Ветер, вихрь, безветренный.

Сосна, дерево, деревянный.

Жалость, сожаление, сочувствие.

2. Сгруппируй слова.

Седой, усидчивый, седина, сидение, сиделка, поседеть, посидеть, седоватый, проседь, засидеться.

Вода, водица, водитель, водник, водиться, паводок, наводнение, проводы, проводница, водянистый, поводырь, выпроводить, водяной.

Нос, носит, носовой, носик, носище, переносица, переносить, поднос, переносной.

Пятно, пять, пятёрка, запятнать, пятерня, пятнистый, пятнышко, пятнадцать.

Горюшко, горе, гора, горевать, гористый, огорчение, нагорный, пригорок, горемыка.

Полёт, летний, лётный, летучий, лётчик, лето, летательный, перелётные.

Слеза, слезал, слизал, лижет, слезливый, прослезился, лезет, залез, подлиза, слёзки.

Снег, снежинка, снеговой, в снегу, подснежник, снега, снеговик, Снегурочка, снегом.

Жёлтый, золото, желток, шалун, рассказывать, сказочный, золотник, шаловливый, шалит, желтеть, золотой, сказка.

Обычно вызывают затруднения слова с двумя безударными гласными в корне: городской, голова, сторона и т.д., так как усложняется алгоритм проверки – нужно подобрать два проверочных слова.

При работе с такими словами можно рассказать детям о том, что тысячу лет назад на Руси появились первые книги, переведённые с греческого на старославянский язык. В этом языке встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: град, врата, глава. Они прижились в нашем языке с нашими словами: город, ворота, голова. Так появились слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Подбери неполногласные родственные слова к словам: огород, сторож, короткий, дорогой, здоровье, сторона.

Подбери полногласные пары: младший, гласный, глава, прохлада, злато, брег, древо, посредине.

Вставь пропущенные буквы.

Лягушки – хл..днокровные животные. И какая бы х..лодная вода ни была, им всё равно.

Очень интересно проходит работа с пословицами. Они учат говорить ярко, образно, помогают увидеть меткость русского языка, развивают мышление.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - писал А. С. Пушкин.

Я часто использую пословицы на уроках русского языка при изучении различных тем.

Например:

Запиши пословицу (или допиши). Объясни, как ты её понимаешь? Найди слова с безударным гласным в корне. Докажи правописание.

См..три дер..во в пл..дах, а человека в д..лах.

Не поклоняясь до з..мли, и гр..бка не подымешь.

Человек без друзей, что дер..во без к..рней.

К..са – девичья кр..са.

Нет друга -..щи, а нашёл- бер..ги.

В..лков бояться – в лес не х..дить.

Так как безударный гласный в корне слова - наиболее часто встречающаяся орфограмма, то практически любое произведение для чтения можно использовать на уроках русского языка, работая над данной орфограммой.

П. Соловьёва.

Подснежник.

В саду, где берёзки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом подтянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?»

Много проверяемых безударных гласных в корне в таких текстах стихотворений:

А. С. Пушкин «Утро»,

И. А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер…»,

А. А. Блок «На лугу»,

С. А. Есенин «Черёмуха»,

Я.Л. Аким «Апрель»,

М. В. Исаковский «Весна», «Вишня»

и многие другие.

Работа над словами с непроверяемыми написаниями.

В процессе работы со словами с безударными гласными ученики приходят к выводу, что не ко всем из них можно подобрать проверочное слово. Так ребята узнают, что в русском языке существуют слова, правописание которых нужно запоминать.

Я рассказываю о том, что таких слов очень много, запомнить все просто невозможно, и люди пользуются орфографическими словарями в трудных для себя случаях.

А для того, чтобы не искать каждое слово с непроверяемыми написаниями в словаре, важно, чтобы ученик понимал истоки слова (там, где это возможно). Поэтому, я стараюсь рассказывать о происхождении слов, а в некоторых случаях прошу ребят попытаться объяснить самостоятельно, откуда произошло слово.

Этимология – один из более интересных и увлекательных разделов о языке, который сможет помочь сознательному овладению навыками правописания трудных орфограмм.

В начальных классах можно рассказать учащимся о том, что слово столица произошло от слова стол, копейка от слова копьё, окно от око, очки от очи, черепаха от череп, перчатки от перст, деревня от слова дерево.

От иностранных слов произошли слова тетрадь, (тетра – четыре, 4 листа), карандаш (кара – чёрный), акварель, аквариум, аквалангист (аква – вода), телевизор, телефон, др. (теле – далеко), автомобиль (автос – сам, любилис – подвижный) и т. д.

Слово библиотека пришло к нам из греческого языка. Оно обозначает хранилище для книг. Библио – на греческом языке – книга, тека – хранилище.

После рассказа о происхождении слова библиотека можно попросить объяснить значение слов фильмотека, видиотека, картотека.

Словарные слова следует включать в упражнения на любую грамматико-орфографическую тему.

Целесообразно записывать их по темам, можно по алфавиту, по однородным орфограммам.

Не все гласные можно проверить. Важно учить видеть эти слова.

Например, какие слова нельзя проверить?

Волосок, говорить, голова, одиночка, фонари, салат, поварёшка.

Важно найти свой способ запомнить, как пишется слово. Придумать так, что не только память, но и ум скучать не будет.

Например, слово огурец. Оно начинается на букву О. Как это запомнить?

Лежит на грядке огромный ОГУРЕЦ.

«Ого! Какой огурец! Ого-го!» - кричат дети.

Рты у всех открыты, похожи на букву О. да и сам ОГУРЕЦ похож на букву О. И сразу ясно, что писать слово ОГУРЕЦ нужно только с буквой О.

Или слово сентябрь. Вот что получилось.

Первого СЕНтября мальчик СЕНя едет в школу на стоге СЕНа, а с деревьев падают жёлтые оСЕНние листья, Вот и выходит, что слово СЕНТЯБРЬ пишется с буквой Е.

Оживить уроки русского языка, повысить его познавательное значение можно при помощи использования в работе малых форм устного народного творчества.

Загадки составляют самостоятельный фольклорный жанр. Они неотъемлемая часть народной педагогики, средство развития остроумия, сообразительности, воображения, образного мышления.

Отгадывание загадок вырабатывает у ребёнка умение сравнивать и сопоставлять явления окружающей действительности, раскрывает красоту мира. Сама форма загадки привлекает внимание, делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка – это не только игра, но и эффективное упражнение для умения рассуждать, доказывать. Использовать загадки можно при работе над любой темой.

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется…

                            Трамвай

Круглое, румяное

С дерева достану я.

На тарелку положу,

«Кушай, мамочка!» - скажу.

                             Яблоко

Носил мальчик зелёный кафтанчик.

А стал паном –

Обзавёлся красным кафтаном.

                            Помидор

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесётся до звёзд.

                         Ракета.

Вот различные упражнения для работы над словами из словаря.

Откуда эти шары?

М..сква                          

м..шина                             е                  а                       о                        я

р..бята

..зык

Играя в домино, слова запоминаются быстро и легко:

пенал    лисица                           ребята    пенал

Зашифруй слово.

П арта

Е ль

Н очь

А кула

Л уна

Собери слово.

ТРАДЕТЬ (тетрадь)

НУЕИЧК (ученик)

Догадайся, какое слово.

*е**а**  - тетрадь

*о*о*е* - воробей

Д*в*чк* - девочка

Р*б*т* - ребята

С*р*к* - сорока

При работе над словами из словаря всегда интересно проходит работа с ребусами. Они развивают абстрактное мышление, учат думать.

Так же можно давать списывания с различными заданиями.

Например, спиши, вставь пропущенные слова, или прочитай, запиши пропущенные слова.

Ярко светит мартовское солнце. Возле лужицы чирикают, суетятся, дерутся …… На заборе вертят головами и трещат длиннохвостые ….. Потрещат, пострекочут, встретят начало весны и отправятся в лес заниматься своими гнездовыми делами. На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня-чёрные ….. Ходят важные, тугим крылом поблескивают, землю ковыряют, червяков да личинок вытаскивают. Около старого скворечника, трепеща чёрными крылышками, распевают свою звонкую песенку …. Они умеют подражать голосам многих птиц.

Различные сказочные ситуации делают обучение более увлекательным.

Отправляясь в путешествие, весёлые человечки возьмут с собой:

  1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.
  2. Название этого овоща произошло от латинского слова «капут», что значит «голова».
  3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами.
  4. этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей, его едят неспелым.
  5. Этот овощ был завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфел; как и трюфель, они растут в земле.
  6. Про этот овощ сложена загадка: «Красна девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали».

В текстах произведений, изучаемых в начальной школе, много слов с непроверяемыми написаниями (например, в рассказе А.П.Чехова «Ванька» на 1000 слов текста – 100 слов с непроверяемыми безударными гласными). Словарно-орфографическая работа при изучении этих текстов, с одной стороны, способствует обогащению словаря учащихся, с другой – служит средством обучения словам с непроверяемым написанием.

Для закрепления правописания непроверяемых орфограмм могут быть использованы следующие приёмы:

- составление предложений с данным словом;

- образование от данных корней различных частей речи;

- подбор однокоренных слов;

- графическое выделение непроверяемых орфограмм;  

- группировка слов (по частям речи, склонениям, спряжениям, по месту ударения);

 - проговаривание слов;

- подбор синонимов, антонимов и т.д.        

Разнообразие упражнений при работе над словами с непроверяемыми написаниями сделает обучение интересным и поможет быстрее запомнить написание таких слов.

Работа над составом слова.

Говоря о работе над безударными гласными в корне, считаю нужным сказать о важности работы над составом слова в целом, так как корень – важная, но, всё-таки, часть слова.

Школьники лучше усваивают материал, если начинают осознавать причины изучаемых явлений. Большинство правил русской орфографии строится на морфологическом принципе. «Сущностью морфологического принципа является то, что при графическом воспроизведении речи исходят из морфологического состава слов: на письме фиксируются составляющие их морфемы, при этом графический образ морфем остаётся единым и неизменным в разных фонетических условиях их употребления. Этим объясняется исключительная важность морфологического анализа слов в обучении орфографии», - Груздев А. Н.

Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной.

Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение понятий морфем (частей слова) предполагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их, осознанно делать выводы и обобщения.

Тема «Состав слова» важна потому, что:

                         а) служит важным средством развития мышления и речи учащихся;

                         б) анализируя слова по составу, учащиеся постепенно начинают осознавать     закономерности правописания.

Приступая к работе над темой «Состав слова», я рассказываю ребятам о том, что всё на свете состоит из чего-то. Лес – из растений, облака – из множества водяных капелек. «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре. С одной, корнем, мы уже знакомы. Остальные: приставка, суффикс, окончание.

Например: морфема –ш- .Что она обозначает?

Вот слова с этой морфемой: шла, пошли, прошли. Значит, -ш- означает движение человека пешком.

Есть корни, которые умеют и в одиночку справляться с выражением смысла. Например: слон, лес, дом. Но каждая морфема вносит в слово определённый смысл.

Усвоить значение морфем помогут весёлые стихи.

Приставка

Я пристаю не к берегу, а к корню –

Не чаю в нём души.

Я весела, сметлива и проворна –

Ты так и запиши!

Всегда стою я впереди и помню:

За мною – всем стоять.

Всех оставляю позади, и корень –

Об этом нужно знать!

Прибавили приставку – и готово:

Есть в мире слово новое!

Прибавили ещё одну – и снова

Родится слово. Здорово!\

Корень.

Не всегда, кто впереди – тот главный.

Без приставки можно жить – и славно!

А смотреть ребятам нужно в корень!

Главный смысл – в нём, и мы поспорим:

В слове нет морфем важнее корня,

И неплохо бы об этом помнить!

Суффикс.

В корне – смысл, но не весь,

Главный, но не полный.

Потому приставка есть –

Смысл она дополнит.

Рад я в этом ей помочь,

После корня встать не прочь!

Ну, и что ж, что после корня –

Всё равно я всех проворней!

Слову отдаю, друзья,

Всё своё значение,

Но всегда имею я

Собственное мнение.

Вот некоторые из упражнений, которые можно использовать при обобщении темы «Состав слова».

Прочитай однокоренные слова:

Подводник, водный, водица, вода, подводная.

Напиши их в таком порядке:

Вырасти это дерево, запиши все слова, которые получатся:

…ок..                                             ……ный

….ник..                                          под….ник..

пере….ок…                                  ….инка

………ной                                     ….ок..

лес                                       снег

Нарисуй свой листок.

К словам левого столбика подбери и запиши однокоренные слова в порядке схем:

Школьница –

Море –

Говорить –

Напиши однокоренные слова в таком порядке:

- с ударением на гласный в приставке, корне, суффиксе, окончании.

Чистенький, вычистить, чистота, чистый, чистюля.

Город, городской, пригород, городок, загородный.

Светлячок, светлый, рассвет, светильник, рассветёт, свеча, засветило.

Выпиши из текста глаголы, которые по своему составу соответствуют схемам:

Подбери, подходящие по составу, слова:

…..н ый

……ск ий

…….ов ый

…….очк а

…….ич ..

…. езд … …

… ник и

…. Еньк Ий

…. … и л …

при ….. а ют

бег … ет

в …. .

Точное и ясное понимание значения слова нужно для выделения в нём корня и других морфем, подбора проверочных слов, определения части речи и формы слова, понимая его связи в предложении.

Подобных слов в русском языке немало.

Мальчики посидели на берегу реки.

Мой дедушка совсем поседел.

Несёт меня лиса за тёмные леса.

Ломит он у дуба сук

И тугой сгибает лук.

Косари вышли на луг.

Саша влез на лестницу.

Идём в лес за ягодами.

Очень интересная работа с шарадами.

Корень мой находится в снегу,

В подставке я приставочку найду.

Суффикс мой вы в чайнике встречали.

Весь же я в лесу и на поляне.

                                          (подснежник)

Задумано слово, однокоренное слову крикливый. В нём приставка такая же, как в слове пробежал, а суффиксы и окончание как в слове молчал.

                                           (прокричал)

Работа над правописанием безударной гласной в корне слова при изучении других тем русского языка.

Слова с проверяемыми безударными гласными в корне являются настолько общеупотребляемыми и распространёнными, что практически каждое упражнение учебника русского языка содержит эти слова. Это обеспечивает возможность работать над их правописанием систематически в каждом классе.

Так как работа над правописанием корня слов неизбежно сочетается с морфемным анализом, это помогает усвоению написаний и других морфем.

При работе над темой «Предложение» можно выполнять такие задания.

Запиши только подлежащее:

Морской конёк живёт около берега среди травы.

Облетели с деревьев последние листья.

Проживают в умной книжке

Хитроумные братишки.

Суровой выдалась та зима.

Ложится золото клёнов на воды пруда.

В древности писцы разрисовывали первую букву красной красой.

По незримому канату протянулись журавли.

Объясни их правописание.

Напиши предложения в таком порядке:

Как?_________ где? какой? _________ .

Молодой месяц низко висит над леском.

Какой? ________ как? _________ где?

Робко засветились на небе первые звёздочки.

Подчеркни и объясни орфограммы.

Напиши под диктовку, подчеркни главные члены.

Гроза.

Надвинулась тёмная туча. Над лесом блеснула яркая молния. Глухо прокатился отдалённый гром. Пронёсся свежий ветер. Хлынул проливной дождь.

В лесах жарких стран.

Сплошной стеной разрослись густые леса. Между ветвями мелькают пёстрые попугаи. В реке плавают страшные крокодилы. Прячется в траве ядовитая змея. Снуют по ветвям деревьев весёлые обезьяны.

В цирке.

Играет музыка. Лампы ярко освещают цирк. В золотистом костюме на арену выходит знаменитый дрессировщик Дуров. Собака Рыжка показывает на карте моря. Морская свинка стреляет из пушки.

При работе над распознаванием частей речи можно давать следующие задания:

Из группы однокоренных слов выписать только глаголы (или прилагательные, существительные).

К данным словам подбери однокоренные слова разных частей речи:

  зимовка                            хитрец

  соринка                            золотник

  ночёвка                            строительство

Напишите слова в таком порядке:  глагол, имя существительное, имя прилагательное:

низина, низовье, низкий, понизить, унизительный, низок.

 

При обучении различать приставки и предлоги можно дать такое задание:

Спиши, раскрывая скобки. Найди слова с безударным гласным в корне, объясни правописание:

Тропинка (с) пускалась  (с) горы.

Ленту (в) плели (в) косу.

Колобок (с) катился (с) окошка, (по) катился (по) дорожке, (до) катился (до) леса.

При знакомстве с понятием слова-синонимы может быть предложено следующее упражнение.

Спиши, заменяя, где следует, слово «совёнок» синонимами.

Совёнок.

В лесу мы нашли гнездо. Там был совёнок. Совёнок не умел летать. Мы взяли совёнка из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза её блестели. Совёнок громко пищал. Мы пожалели совёнка. Витя посадил совёнка на дерево.

Объясни правописание подчёркнутых слов. Найди в тексте ещё слова с этой орфограммой.

При знакомстве со словами-антонимами:

Напиши слова-антонимы к словам:

Дешёвый -                                                             удлинить –

Сытый -                                                                 печалиться –

Старый -                                                                молчать –

Горячий -                                                               бежать –

При работе со словами-омофонами:

Составь предложение с парами слов:

слезал – слизал                                              скрепит – скрипит                                                                                          

поседела – посидела                                     раскалю - расколю

вышел – вышил                                            прядёт - придёт

запевать – запивать                                      прожевать - проживать

сторожил – старожил                                   палить - полить

умалять – умолять                                         и т. д.

Большое значение имеет орфографическое комментирование, проходящее в ходе письма и в его темпе, обеспечивает осмысление письма. Комментирование выполняет функцию «управления» процессом познания. Целью орфографического комментирования я считаю развитие орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость – это умение быстро находить в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки в своей или чужой работе. Одна из главных причин допускаемых ошибок – слабая сформированность орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных заданий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем, при чтении, при письме диктантов, при списывании. Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов.

Высокую поисковую умственную активность, связанную с конструктивной деятельностью, вызывают такие задания, которые требуют от школьника исправления чьих-либо ошибок.

« За каждым «не так» ребёнок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребёнка в норме, и он ещё выше оценивает свою твёрдую ориентацию в мире», - писал К. Чуковский.

Ребята очень любят исправлять чужие ошибки.

Сочинение Незнайки:

Я в лису весенней был,

Яркий солнце мне свитил.

Ветер свежая еграла,

Серце радосна стучяла.

Много заданий, в которых нужно найти и исправить ошибки, в «Справочном пособии по русскому языку для начальной школы» (авторы Нефёдова Е. А., Узорова О.В.)

По тинуло холодом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сеяющие горы.

Исправь ошибки. Почему они вызвали смех?

Мальчик полоскал кошку.

Мама отварила дверь.

Все уже спустились с горы, а Витя всё слизал.

Петя весело запивал песню.

Я считаю, что важно в начале любого урока русского языка, работая в классе или индивидуально, проводить лингвистическую зарядку, которая занимает 3-5 минут на уроке, но имеет большое значение, так как активизирует учащихся, прививает интерес к предмету.

Вот примеры лингвистических зарядок, которые я использую в своей работе:

1. Игра в рифму: котик - ……

                             котёнок - ……

2. «Не повторяйся». Назови как можно больше признаков предмета. Кот (какой?) …, …,

3. Звукоподражание. Как слово лимон скажет пёс? Кот? Лиса? Медведь?

4. Игра «Междометия». Сказать «Ах» с шестью разными интонациями.

5. Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов.

6. Зрительная прогулка по кабинету с заданием. Например: назови всё коричневое, всё треугольное.

7. Сочини небывальщину. Чтобы сказала моя собака, если бы умела говорить?

8. Сплети «венок слов». Например: листья (по очереди прибавляя слова, строим распространённое предложение).

9. Устные сочинения-миниатюры.

« О чём говорят за окном два листочка?»

« О чём говорит твоя ручка с тетрадью?»

« Что было бы с Бабой Ягой, если бы она попала в пустыню?»

10. Игра-фантазия.

«Что можно сделать с линейкой?»

11. Игра-спектр. Раскладываются картинки, через 20 секунд закрыть глаза, ведущий убирает или меняет местами картинки. Что изменилось?

12. Игра «Сыщик». Определить на ощупь, что в мешочке.

13. Игра «Телепатия».

Угадай, какое слово я задумала? Слово женского рода из пяти букв, начинается на букву «д», или нарисовать такую гусеницу

( в этом случае ученик должен сам догадаться о роде существительного).

14. «Вырасти» слово.

А

А.

А..

А…

(на каждой строке прибавляется одна буква)    

15. Составь слово.

ЦОВА

ВОРТА

ГАИКН

16. Игра «Типография».

Составить из букв данного слова как можно больше других слов.

Для этого можно давать такие слова:

игрушка                                                  гастроном

игротека                                                 сообразительность

приток                                                    штукатурка

грамотей                                                 холодильник

пилка                                                    панорама

Заключение.

В этой работе я хотела показать, что для формирования любого орфографического навыка в классе или индивидуально, учителю необходимо представлять:

  1. как систематически и последовательно готовить детей к сознательному восприятию теоретического материала задолго до его изучения;
  2. как разумно использовать практические знания с целью эффективного изучения теоретических сведений;
  3. какие упражнения привлечь для успешного формирования понятий, умений, навыков;
  4. как в дальнейшем (после изучения темы) предупредить забывание материала и добиться глубоких и прочных знаний.

Так же учитель должен знать основные приёмы работы при формировании орфографического навыка:

  1. поиск в тексте слов с данной орфограммой;
  2. морфемный анализ слов (если данное орфографическое правило строится на морфологическом, а не на фонетическом и не на историческом принципе написания);
  3. словообразовательные упражнения;
  4. использование алгоритмов проверки;
  5. постепенный переход к сокращённым рассуждениям по алгоритмам;
  6. расширение числа и видов упражнений, в которых комментируются не один тип орфограмм, а любые их типы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...