Изложение.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Худиярова Елена Анатольевна

3 класс для детей с коррекционной направленностью V вида. Если класс очень слабый, возможно разбить материал на два урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изложение "За грибами".38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Изложение текста.

(3 класс коррекционной направленности V вида)

Цель урока: написание детьми изложения.

Задачи урока:

  1. Формировать умение анализировать текст.
  2. Учить составлять план текста.
  3. Совершенствовать навык правописания.
  4. Развивать речь детей, путём формирования умения выделять наиболее точные слова для выражения мысли.
  5. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  1. Тексты изложения.
  2. Орфографические карточки.
  3. Изображение и название грибов.

Ход урока:

Этап урока.

Действия и слова учителя.

Действия и слова детей.

I. 1.Орга-низаци-онный момент.

2.Всту-питель-ная беседа.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня мы с вами будем писать изложение.

- А что такое изложение?

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, изложение.

А вот о чём будет текст,-  угадайте!

(Звуки природы. Живой лес.)

В лес грибной я вас зову
Тихим утром осени.
Вот и под ноги листву
Нам деревья бросили.
Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.
Только белка на виду –
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.
Под стволами двух дубов
Помолчим немножко.
Принесем домой грибов
Полное лукошко.

- Ребята, а вы любите гулять в лесу?

- А что вы делаете в лесу?

Дети здороваются и садятся на свои места.

- Текст, записанный по памяти…

- Дети открывают тетради и записывают число…

- …..

- …..

- Текст будет о лесе!

- Очень любим гулять в лесу.

Дети рассказывают о своём опыте общения с лесом…где были и что видели…

II. Подгото-вка к изложе-нию.

1.Знакомство с текстом.

2.Ана-лиз текста.

3.Орфо-графи-ческая работа

- Какие вы у меня молодцы! Как много знаете! А теперь мы познакомимся с текстом.

Текст записан у детей на карточках без заглавия.


Наступила золотая осень. Лес полон даров. Пошла Катя за грибами.

Под берёзкой вырос подберёзовик. Под осинкой спрятались подосиновики. На полянке целая семья лисичек. Сыроежки накрылись листиками. А вот под сосной и боровик.

 Набрала девочка полную корзину грибов и отправилась домой. Бабушка будет рада!


- Кто хочет прочитать текст вслух?

А) Работа с текстом:

  1. Почему эти предложения можно назвать текстом?
  2. А теперь я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечайте предложениями из текста:
  1. Какое время года наступило?
  2. Чем полон лес?
  3. За чем пошла Катя?
  4. Где вырос подберёзовик?

  1. Где спрятались подосиновики?
  2. Где целая семья лисичек?

  1. Чем накрылись сыроежки?

  1. А где боровик?

  1. Что набрала девочка и куда пошла?

  1. Кто будет рад?

- Кто ещё может красиво прочитать текст?

  1. О чём говорится в этом тексте?
  1. Как его можно озаглавить?
  2. Выберете наиболее удачный заголовок из предложенных:
  3. ЗА ГРИБАМИ
  4. ОСЕНЬЮ
    ГРИБЫ
    ПОЛНА КОРЗИНА
  1. Почему?

Б) Составление плана текста:

  1. Сколько частей в этом тексте?
  2. Кто прочитает первую часть?
  3. О чём в ней говорится?
  4. Как можно эту часть озаглавить?

Подберите карточку с подходящим названием.

  1. Кто прочитает вторую часть?
  2. О чём в ней говорится?
  3. Как её можно озаглавить?

Подберите карточку с подходящим названием.

  1. Прочитайте третью часть.
  2. О чём в ней говорится?

  1. Как её можно озаглавить?

Подберите карточку с подходящим названием.

Дети распределили все пункты плана доске.

- Какая часть самая большая и сложная? Как вам кажется?

- О чём в ней говорится?

- А что гриб делает в тексте? Давайте подберём и запишем возможные варианты глаголов.

Работа с лексико-грамматическими конструкциями.

Вырос

Появился

       ГРИБ                                        Спрятался

Притаился                              

Накрылся

Обосновался

Дети берут карточки и молча, только глазами, читают текст.

- Читает ученик.

  1. Текст-это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой.
  1. Наступила золотая осень.
  2. Лес полон даров.
  3. Пошла Катя за грибами.
  4. Под берёзкой вырос подберёзовик.
  5. Под осинкой спрятались подосиновики?
  6. На полянке целая семья лисичек.
  7. Сыроежки накрылись листиками.
  8. А вот под сосной и боровик.
  9. Набрала девочка полную корзину грибов и отправилась домой.
  10. Бабушка будет рада!

Ученик читает текст.

  1. О сборе грибов.

  1. …За грибами…

  1. Дети обосновывают.

  1. Три.
  2. Ребёнок читает.
  3. Осень…
  4. Ранняя осень.

  1. Ребёнок читает.
  2. ……….
  3. Грибы. (Сбор грибов).

  1. Ребёнок читает.
  2. Домой. Бабушка будет рада.
  3. Полна корзина.

Дети записывают план к себе в тетради.

- Вторая, основная часть.

- О грибах.

Дети подбирают и записывают возможные варианты лексико-грамматической конструкции :

существительное + глагол

III. физ-культ-минутка.

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.

                                         (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.     (
Приседание.)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята!

                                                        (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?        (
Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.

                           (Потягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
                                         (
Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть.
                             (
Дети садятся за парты.)

Дети выполняют движения вместе с учителем.

IV. Написа-ние изложе-ния.

- Кто может самостоятельно пересказать первый абзац текста?

- Кто может самостоятельно пересказать второй абзац текста?

- Кто может самостоятельно пересказать третий абзац текста?

- Кто хочет ещё раз самостоятельно проговорить текст?

- А теперь убираем тексты и пишем. Удачи.

Ребёнок пересказывает текст – первый абзац.

Ребёнок пересказывает текст – второй абзац.

Ребёнок пересказывает текст – третий абзац.

Ребёнок проговаривает текст по плану.

Дети пишут изложение.

V. Само-конт-роль.

- Те, кто справился с заданием, прочитайте свой текст.

- Взаимопроверка.

Дети читают.

VI. Подве-дение итогов урока

- Что мы делали на сегодняшнем уроке?

- Вы все молодцы!!!

-

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь для творческих работ для изложений.

 Капокова Альмира НабиуллаевнаУчитель начальных классовКазахстан, г. СемейПервая категория  Пояснительная записка.В своей работе над изложениями и сочинениями я использую печатные тетради, которые дел...

Система подготовительной работы над изложением

Формирование письменной речи являетсяодним из важных компонентов общего развития ребенка. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. В системе упражнений, служащих развитию пис...

Русский язык. Изложение "Куница". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Письмо изложения - трудная работа. Я предлагаю вам потренироваться Удачи!...

Русский язык. Изложение "В берлоге". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Сегодня мы поучимся писать изложение. Удачи!...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Изложение "Алёшина яблоня" на основе прогнозирования текста (4 класс). Прилагается подробный конспект проведения изложения с использованием презентации.

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале "Начал...