"Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок проведен по программе "Школа России". Тип урока - обобщение и систематизация знаний. Применялась технология проектной задачи, работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnyh.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России»
Автор Сотникова М. Ю.
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
в единственном числе».
Личностные результаты:
_ интерес к изучению языка;
_ умение чувствовать красоту речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
_ умение работать в группе, сотрудничать;
_ проявлять инициативу.
Метапредметные результаты:
_ формулировать тему и цель урока;
_ составлять план решения учебной проблемы;
_извлекать информацию;
_ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
_ строить рассуждения.
Предметные результаты:
_совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний
имён существительных;
_ развивать умение определять грамматические признаки имён существительных.
Ход урока,
Введение в тему. Повторение.
1.Разгадайте шарады, просклоняйте слова-отгадки.
Первый слог от четвёртой ноты,
Второй слог _ фруктовые деревья, посаженные в ряд.
(фасад)
Первый слог от морского млекопитающего очень доброго и умного,
Второй слог от слова, обозначающего вид посуды круглой формы.
(дельта)
Корень слова «закрепить»,
Суффикс слова «радость».
(крепость)
*Дети объясняют значение слов, склоняют слова самостоятельно,
*Повторяют правило о написании безударных окончаний.
*Взаимопроверка в паре.
2,Работа с текстом.
Кадр №1
Во всём мир* не найти человека, который однажды побывав в Санкт-Петербург*, не мечтал бы вернуться сюда. Реки и каналы, как в множеств* зеркал, отражают, повторяют удивительную красот* петербургских зданий. В водной глад* отражаются узоры не только набережных, но и мостов.
_ Спишите текст, вставляя окончания существительных.
_Выпишите эти существительные и укажите их грамматические признаки.
Кадр №2
*Фронтальная проверка.
*Повторение правила написания окончаний.
Работа над проектной задачей.
1.Учитель создаёт модельную ситуацию.
_Представьте, что вы работаете в издательстве «Эрудит» по выпуску справочников для школьников. Вам надо рассказать детям о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе.
_Какое задание (задачу) вы себе поставите?
_Условие главного редактора: надо дать варианты упражнений, по которым дети смогут себя проверить.
*Класс разбивается на команды по 5 человек. Каждой команде выдаётся конверт с карточками-заданиями.
Карточка №1.
Техническое задание.
1.Распределить задания внутри группы.
2.Рассмотреть текст и определить способы, которыми можно пользоваться. Чтобы правильно написать окончание.
3.Составить рассказ о том, как правильно написать окончание существительного.
4Проиллюстрировать конкретными примерами способ написания окончания.
5.Придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил тему.
Карточка №2
Задание №2
Распределить работу в группе и подписать на строке имена исполнителей.
1.Определение способов проверки окончаний____________________________________
2.Составление рассказа о способе и иллюстрирование примерами__________________________________________________________________
3.Составление собственного задания для проверки усвоения темы_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3
Составить рассказ о способах правильного написания окончаний.
Задание №4.
Проиллюстрируйте конкретными примерами из текста описанные вами способы.
Задание №5.
Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данную тему.
Подсказка: пользуйтесь текстом.
Задание №6
Используя полученные материалы и свои знания, составьте на отдельном листе иллюстрированный текст на тему «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
Подведение итогов. Выступление команд. Рефлексия.
Тексты для команд
Кадр №3
№1
В Северной Венеции, как ещё называют Петербург, несколько сотен мостов. Больше. Чем в любом городе. При Петре Первом мостов не строили. Указом императора горожанам раздавали лодки, чтобы приучать их к водной стихии.
Первые мосты были деревянными с использованием металлических деталей. Позже строились мосты металлические, каменные.
Особые петербургские мосты _ разводные. Летом каждую ночь невские мосты разводятся, чтобы дать путь большим грузовым судам. Чтобы увидеть это зрелище на набережных, особенно в белые ночи собирается множество петербуржцев и гостей города.
Кадр №4
№2
Первым архитектором Петербурга был Доменико Трезини. Его работа в России началась с возведения Петропавловской крепости.
Так в России ещё не строили. Толщина стен бастионов достигала 20 метров: два слоя кирпича _ снаружи и изнутри _ 5-6 метров, а между ними _ земляная насыпка. Высота стен больше 10 метров. На каждом бастионе устанавливали по 50- 60 орудий. В стенах были помещении для защитников. Почти 200 судов доставляли строительные материалы. Работали тысячи строителей.
Кадр №5.
№3
Морские подступы к Петербургу – Финский залив – тоже необходимо было защищать. Для этого на острове Котлин были поставлены мощные береговые орудия и возникла крепость Кронштадт.
Кронштадт был важен не только для обороны, но и для торговли. Малая глубина Финского залива не позволяла большим торговым судам проходить в Петербург. Поэтому порт находился в Кронштадте, где товары перегружались на небольшие суда. На судах товары везли на Васильевский остров.
Кадр №6
№4
В островах, реках и каналах история города. Например, река Мойка и канал Грибоедова (раньше назывался Екатерининским) были когда-то маленькими речками. Их называли Мья и Глухая. Вытекали обе из топкого болота на месте нынешнего Марсова поля.
Глухая была грязной речушкой, с берегами, заросшими травой и кустами. В народе её называли Кривушей за петли и зигзаги, которые она выделывала. Кривушу углубили, выпрямили, набережные одели в гранит, назвали Екатерининским каналом.
Кадр №7
№5
Величаво несёт Нева свои тяжёлые воды из Ладоги В Балтийское море. В ней, словно в волшебном зеркале, отражается удивительная красота петербургских зданий.
В тихий сумеречный час прохладной белой ночи, когда умолкает городской шуми расходятся по своим паркам автобусы и троллейбусы, раскрывают пролёты невские мосты, и тогда по реке начинается большое движение. С весны до глубокой осени тянутся на просторе реки гружёные суда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода....
Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе
Материал представляет разработку урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе"....
Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе"
Конспект урока с презентацией обобщения и систематизации знаний по теме, гда учащиеся сами оценивают свой уровень усвоения темы....
Конспект урока по русскому языку по теме :"Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе".
Развитие умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных. Закрепление знаний о склонении имён прилагательных....
Конспект урока по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа. Закрепление"
Цель:развивать речь, учить осознанному чтениюповторить существенные признаки имени прилагательного как части речи;развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существите...
Диктант "Безударные падежные окончания существительных в единственном числе"
Диктант "Безударные падежные окончания существительных в единственном числе"...
Тест "Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе"
Тест "Правописание падежных окончаний существительных" для проверки знаний учащихся по данной теме в 4 классе....