Конспект по русскому языку и самоанализ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Титаренко Людмила Михайловна

Данный урок разработан с учетом современных требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_yazyku_i_samoanaliz.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:    - создать условия для формирования знаний о способе проверки непроизносимых согласных в корне слова

     

             - способствовать  формированию умения формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения этой проблемы

            - воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, желания отстаивать свою точку зрения, соблюдая при этом коммуникативную культуру

ХОД:

I.Организационный момент.

          Здравствуйте, дети. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.

II. Минутка чистописания: 1.индивидуальный показ сочетаний букв и элементов в тетрадях

                                              Задание: выполните взаимопроверку: выделите в круг самые, на ваш взгляд, правильно написанные   сочетания. Объясните тихим голосом друг другу, почему именно эти.

                                               (учитывается высота букв, наклон, соединение, безотрывность письма)

III.Словарная работа проводится в виде игры «Паруса»

           Для того, чтобы уверенно плыть по океану жизни, нам потребуются помощники – паруса знаний. Давайте посмотрим, насколько прочны ваши паруса.    

У детей имеются листочки бумаги – «паруса». Учитель по вариантам диктует наборы словарных слов, дети столбиком записывают.

         И вот налетает буря, проверяет надежность ваших парусов.  

 Учитель диктует слова орфографически верно. На месте ошибок дети прокалывают ручкой листочек – «буря рвет паруса». Домашнее задание: «починить паруса» - выучить слова, в которых допущены ошибки.

IV.Постановка темы и цели урока.

     На доске  слова (сделана транскрипция)

Сердце   [ с'эрцэ ]

Солнце   [ сонцэ ]

Грустный  [ грусный' ]

Правильно ли, на ваш взгляд, сделана транскрипция? Почему?

(Здесь возможно, возникнет столкновение мнений)

1.Что интересного вы заметили?

Не все буквы обозначены звуками. Буквы пишем, а звуки не произносим.

2.Какие это буквы?  

После ответов детей учитель обводит эти буквы в кружок (это д, л, т).

Это согласные буквы.

3.В какой части слова находятся эти буквы?

В корне.

На доске по мере ответов детей появляется запись:

           - непроизносимые

           - согласные буквы

           - находящиеся в корне слова

Формулирование:

1. темы: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

2. цели урока: как узнать, есть ли в слове  непроизносимые согласные и освоить способ их проверки.

V. Проблемный вопрос классу: можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными или их нужно запомнить?

Для решения этого вопроса, мы должны найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова и усвоить этот способ. Этим мы сейчас и займемся.  

На доске, по мере появления ответов детей, возникает запись:

Проверить

                          Да                                                                    Нет

                                                                                                     

(какие вы знаете способы проверки?)

- изменить форму слова                                                    запомнить

     (солнце, солнцу и т.д.)

Дети приходят к выводу, что этот способ

не подходит

- подобрать однокоренное слово

      (радостный - радоваться)

- еще одно условие:  в этом однокоренном

слове  проверочный звук должен слышаться четко

радостный – радость

Формулируем правило

Чтобы проверить есть ли в слове непроизносимый согласный звук, нужно подобрать несколько однокоренных слов, в одном из которых  этот звук четко слышится.(проверочные – гласные, сонорные)

VI. Закрепление.

1.На доске записаны столбиком слова

грусть      

звезда

весть

гигант

честь

прелесть

Какой частью речи являются данные слова? (именами существительными)

Задание: запишите во второй столбик однокоренные слова-прилагательные.

По желанию дети выходят к доске и объясняют правописание прилагательных, используя ранее выведенное правило.

2.Далее работа идет дифференцировано по карточкам:

I вариант. Вставь, где нужно буквы.

капус___ный                  лес___ница                          чудес__ный

счас___ливый                праз__ник                             вкус__ный

свис___нул                     здра__ствуй                         прекрас___ный

крепос__ная                   чу__ствовать                        опас__ный

Какую закономерность в расположении слов ты заметил?

(второй столбик – словарные слова, которые уже знакомы детям)

II вариант. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными и докажи, что они написаны верно.

Обида.

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце, будто в праздник, так горит!

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Но стоит прекрасная корова –

Смотрят грустные ее глаза.

Значит, ей пастух суровый

«Здравствуйте» сегодня не сказал.

III вариант. Дополни предложения. Заглядывай в слова-подсказки.

Наступила_______________осень, совсем скоро ее сменит зима. На улицах в это время мы видим________________картину. Часто моросит холодный дождь. ____________светит ярко. В ___________ погоду хорошо сидеть дома и ждать________________событий.

Слова-подсказки: солнце, радостный, грустный, поздний, ненастный.

VII. Домашнее задание дается по выбору:

Правило, упражнение 296 или найти и записать как можно больше слов с непроизносимыми согласными.

VIII.Подведение итогов.

Давайте вспомним цель нашего урока (дети повторяют). Мы нашли способ проверки слов? (дети повторяют правило) Можем ли мы сказать, что все знаем о словах с непроизносимыми согласными? (нет)

На следующем уроке мы с вами познакомимся со словами, в которых есть непроизносимые согласные, но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.

-Кому сегодня на уроке было интересно? Что именно? Что получилось хорошо? А над чем еще нужно поработать? Поблагодарите друг друга.

Самоанализ урока русского языка в 3 классе                               

   Тема:   Правописание непроизносимых согласных в корне слова          

1.Цель урока: - создать условия для формирования знаний о способе проверки непроизносимых согласных в корне слова

     

             - способствовать  формированию умения формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения этой проблемы

            - воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, желания отстаивать свою точку зрения, соблюдая при этом коммуникативную культуру

2.Тип урока:  закрепление знаний

3.Структура, последовательность, плотность дозировка во времени соответствует нормативам.

4.Формы учебной деятельности: сочетание фронтальной,  индивидуальной работы.

5.Содержание урока: соответствует возрастным особенностям учащихся, имеет воспитательную и познавательную направленность.

6.Технология: технология проблемного диалога

7.Психологические основы: развитие памяти, мышления, воображения, наличие пауз и разрядки.

8.Дифференцированный подход.

9. Работа и поведение учащихся: активны и заинтересованы.

10. Вывод: Урок целей достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока по русскому языку и самоанализ урока 2класс (УМК "Школа России") Тема: "Что такое глагол?"

Конспект   урока по русскому языкуи самоанализ урока  2класс (УМК "Школа России")Тема: "Что такое глагол?"...

Урок русского языка с самоанализом в 1 классе "Гласные звуки и буквы"

Урок русского языка с самоанализом в 1 классе Гласные звуки и буквы...