II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. - Работа закончена. Проверяем по рядам. Подготовьте выразительное чтение загадок. Распределите роли в парах: кто будет читать загадку, а кто написание слова – отгадку. (К доске вызываю детей по рядам)
- Прочитайте загадки 1-й, 2-й, 3-й ряд. - О ком ваши загадки? Выберите нужный ответ среди данных. (На столе учителя лежат карточки с напечатанными названиями животных).
Лиса | Сорока | Заяц | Медведь | Волк | Рысь | Сова | Собака |
Дети выбирают нужную карточку и вывешивают ответы на доску. Учащиеся, читавшие свои загадки, садятся на свои места. На доске карточки ЛИСА' ЗА'ЯЦ МЕДВЕ'ДЬ
- Объясните написание слов. (Оставшиеся учащиеся по очереди ставят в словах ударение, выделяют слабую позицию гласной в слове с помощью красной сигнальной точки. Выполнив работу, дети садятся на места.) - Скажите, почему эти гласные вызывают у вас сомнения? - Они стоят в слабой позиции, на них не падает ударение. - Как называются эти гласные? - Безударные. - Назовите гласные, которые вызывают сомнения при написании в словах. (Учащиеся называют гласные, учитель вывешивает карточки с этими гласными на доску),
А О И Е Я - Давайте эти буквы свяжем верёвочкой и постараемся написать их красиво.
Минутка чистописания.(Учитель открывает доску с записью) 1 стр.
2. Стр. Подчеркните самые красивые соединения.
Повторение правила о правописании безударных гласных в корне слова. Упр. в закреплении умения проверять б/гласных изменением формы слова. - Сделайте вывод, когда эти гласные вызывают сомнения. - Когда стоят в слабой позиции, когда на них не падает ударение. -Как можно проверить правильность написания безуд/ гласных? - Нужно изменить форму слова так, чтобы на эти гласные падало ударение. - Подберите проверочные слова к записанным на доске. - Учащиеся приходят к выводу, что слова заяц и медведь проверить нельзя. Эти слова нужно запомнить.
К слову лиса подобрали проверочное слово лисы. - Расскажите друг другу алгоритм проверки безуд/ гласной. Дети в парах повторяют алгоритм. - Читаю слово, ставлю ударение.
- Выделяю в слове слабую позицию – безуд/ гласный.
- Изменяю форму слова так, чтобы ударение падало на безуд/ гласный.
III. Выявление места и причины затруднения. - Продолжим нашу работу. Возьмите карточки №2, прочитайте слова, записанные в карточке. (Карточка дана каждому ученику). Карточка №2. В_сна - _____________, сн_га - _____________, в_да - ______________, гр_чи - _____________, р_ка - ______________, з_мля - _____________, д_ревья - ___________, скв_рцы - ___________. - С помощью алгоритма проверьте данные слова. Первые четыре слова проработайте вместе в паре, задание распределите между собой, оставшиеся разберите самостоятельно. - Проверьте правильность выполнения задания. (На доске открывается запись) Весна – вёсны, вода – воды, река – реки, деревья - дерево, снега – снег, грачи – грач, земля – земли, скворцы – …).
- Скажите, все ли слова вы смогли проверить этим способом? - Нет. Слово скворцы так проверить нельзя. - Какой вывод можете сделать? - Наш способ не всегда работает. - Почему? - Если слово скворцы изменить и поставить в единственное число – скворец (или нет скворца) безуд/ гласный останется безударным.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. – Кто же догадался, как проверить это слово? - Нужно подобрать однокоренное слово. - Учащиеся подбирают, учитель записывает на доске слова в столбик: скворец, скворечник, скворушка. - Докажите, что эти слова однокоренные. - Эти слова близкие по смыслу, имеют общую часть – корень сквор и образованы от одного и того же слова. - Запишите в тетради эти слова в столбик, выделите в них корень. - Сделайте вывод, как пишется корень во всех однокоренных словах. - Дети выделяют корень, вставляют безуд/ гласную о в слово скворец в карточке и записывают проверку – скворушка.
V. Реализация построенного проекта . - Теперь постарайтесь дополнить уже известный нам алгоритм проверки безуд/гласной в корне слова. (развернитесь к своей группе, обсудите алгоритм - памятку и дополните её). У каждой группы на столе лежит памятка – алгоритм в незаконченном виде: - Читаю слово, ставлю ударение, выделяю слабую позицию (безударную гласную в корне слова).
- Изменяю форму слова (число, падеж)
- _______________________________________
_______________________________________ Учащиеся добавляют: 3.Или подбираю однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение.
Учитель открывает ренее закрытую запись и предлагает сравнить правило на стр.55 учебника с построенным алгоритмом.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Как найти слабую позицию в словах? - Поставить ударение, выделить безуд/ гласный. - Как проверить б/гласный в корне? - Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы не б/гласную падало ударение. - Для чего мы составили алгоритм? (Звучат ответы обучающихся) - Подберите устно свои примеры проверки из упр .№28, стр.56 учебника. Св_тить-_________, п_сать - __________, г_стить - ________, св_стеть - _________, м_рская - _______, цв_тная - ________, л_нивые - ________.
-Запишите в тетрадь 2 примера, поставьте ударение, выделите корень. Вставьте б/гласную. (Одного человека вызывают к доске).
Св_тить – свет, пл_сать – пляска …
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Приготовьте карточки №3. (На карточках записан текст).
На п_лях (________) уже сошел снег. В л_су (________) сн_жок (_________) ещё б_леет (__________) пятнами. В н_ зинах (_________) ещё ст_ит (________) талая в_да (________). Сквозь голые д_ревья (________) небо. |
- У каждого из вас карточка выделена разным цветом: жёлтым, синим, зелёным, т.к. задания будут разными. (В соответствии с цветом карточки дан разный уровень сложности – дифференциация по степени сложности). Ж Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах; в скобках запишите проверочные слова, выделите корни. Если вы затрудняетесь, смотрите слова для справок.
С Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах; в скобках запишите проверочные слова, выделите корни.
З Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, проверьте слова двумя способами, где это возможно. Выделите корень.
Проверка (Фронтальная работа). Дети слабого уровня (Ж) читают текст, объясняют написание слов с безударной гласной. Сильная и средняя группы учащихся (З и С) дополняют ответы, уточняют способ проверки. - Проверяем изменением формы слова. - Проверяем подбором однокоренных слов.
Физкультминутка . Чтоб все выполнить заданья, Чуть – чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем, Надо косточки встряхнуть. Руки вверх. Назад прогнулись, Сейчас сделаем наклоны… Все к упражнению готовы? Раз,два, три, четыре, пять Теперь держим спинки ровно, На месте будем мы шагать. Тихо все за парты сядем И закроем глазки Вспомним все, что повторяли Без моей подсказки.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- В течении всей недели мы подбирали иллюстрации, пословицы, поговорки, стихотворные строчки о весне и собирали в конверты. (Подготовка к сочинению велась на уроках окр. мира, лит. чтения русского языка, ИЗО). - Достаньте из конвертов иллюстрации. - Какое время года изображено на ваших иллюстрациях? - Почему вы так решили? (дети рассматривают иллюстрации, рассказывают о том, что изображена весна, приводят свои доказательства).
- Посмотрите на доску. (Учитель открывает репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»). - Перед вами репродукция картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». (Рассматривание картины происходит с использованием элементов технологии «Образ и мысль». Принимаются любые ответы детей. - Что вы видите на картине? - Что вы ещё видите? - Что происходит на этой картине? - Что вы видите такого, что позволяет подтвердить название картины? - Когда это происходит? (После каждой реплики учащегося учитель повторяет его слова для акцентирования внимания, конкретизации мысли ребёнка, даёт возможность ученику услышать свои собственные мысли). Обобщающий парафраз строится на основе ответов детей. - На этой картине Саврасов передаёт состояние природы. Это рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Главный образ на картине: весенняя природа, грачи, корявые березки, посеревший снег, старая церквушка, весна.
- Возьмите карточки №4. (У каждой карточки свой цвет в соответствии с ним прописано задание).
- Прочитайте задание и выполните их. (Дифференциация по степени сложности, по степени творчества).
Ж Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу в соответствии с картиной. При затруднении пользуйтесь словами для справок. Спишите текст в тетрадь, подчеркните слова , проверяемые ударением.
Тает ____________снег. _________деревца будто наклонились от тяжести грачиных гнёзд. Небо покрыто __________ облаками. ________ вода стекает в пруд. Слова для справок: корявые, посеревшие, свинцовые, грязная. С Прочитайте текст. Найдите слова, которые не подходят к содержанию картины, замените их своими словами, противоположными по смыслу. Запишите восстановленный текст в тетрадь. Подчеркните слова, проверяемые ударением.
Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклонились от тяжести грачиных гнёзд. Небо покрыто голубыми облаками. Чистая вода стекает в пруд.
Составь предложения по картине, используя карточку №2. Запиши предложения в тетрадь. Подчеркни слова с б/гласной в корне, проверяемой ударением.
Проверка. Спросить 1-2 человек из группы. Учащиеся читают выполненные работы и указывают слова, проверяемые ударением. (Работы детей собираются после урока).
IX. Рефлексия учебной деятельности. Ведётся фронтальная работа. - Что нового узнали на уроке? - Второй способ проверки безударной гласной в корне слова. - Расскажите, как можно проверять б/гласные в корне? - Приведите свои примеры. - Отметьте на оценочных линейках как хорошо вы поняли новый материал. - Учитель дает оценку работы детей.
Домашнее задание. - Подберите задание для товарища – 10 слов с безударной гласной в корне слова.
| Развитие коммуникативных УУД.
Развитие личностных УУД - выразительной речи учащихся при чтении
Развитие логических УУД – установление причинно – следственных связей при доказательстве, построение логической цепи рассуждения.
Формирование логического УУД – аналитической функции мышления. Репродуктивная деятельность уч-ся. Развитие регулятивных УУД - пошаговый самоконтроль, итог. самооценки Развитие регулятивных УУД - постановка УЗ, развитие перспективы. Актуализация знаний о правописании безуд/гласных.
Развитие логических УУД – формирование критического мышления.
Развитие регулятивных УУД - происходит целеполагание, планирование работы, соблюдение намеченной последовательности действий. Развитие коммуникативных УУД операции взаимоконтроля.
Развитие коммуникативных УУД. Развитие регулятивных УУД - происходит операция контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличия от эталона. Формирование основ самостоятельной деятельности.
Развиваются регулятивные УУД, так как задание завершается самопроверкой, самооцениванием собственного знания - незнания. Развиваются познавательные УУД, потому что идёт смысловой анализ материала, повторение изученного алгоритма проверки безуд/ гласной. Проблемная ситуация.
Развиваются личностные УУД, поскольку вопросы учителя направлены на самоопределение, осознание смысла, осуществление личного выбора.
Развиваются познавательные УУД, поскольку происходит систематизация, обобщение, переработка языковой информации, оформление её в устной форме (в виде высказывания) и в письменной (на листах). Развиваются регулятивные УУД, потому что происходит целеполагание, планирование работы, соблюдение намечен-ной последовательности действий. Учащиеся фиксируют характер нового знания
Развиваются познавательные УУД, потому что идёт повторение ключевых понятий темы урока
Развиваются коммуникативные УУД, потому что идет фронтальная работа, при которой класс даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли. Идет отработка общего способа действия при проверке б/гл. в корне слова на конкретных практических задачах.
Развиваются личностные УУД, поскольку задание сопровождается мотивацией достижения успеха (ребята в полной мере готовы к его качественному выполнению).
Развиваются регулятивные УУД, так как задание завершается самопроверкой, самооцениванием собственного знания-незнания.
Развиваются коммуникативные УУД, поскольку учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы.
Развиваются коммуникативные УУД, потому что учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга.
Развиваются познавательные УУД, потому что учащиеся работают со словарём как одним из источников информации. Происходит обогащение словарного запаса. Развивается устная речь детей – произвольное и осознанное построение речевого высказывания. Развиваются логические УУД - обобщающая функция мышления.
Развитие познавательных УУД – у учащихся развиваются аналитико – синтетические функции мышления, навыки самостоятельной деятельности. Формируется познавательная мотивация через организацию дифференцированной работы. Развиваются познавательные УУД, потому что углубляются и уточняются лингвистические понятия учащихся, расширяется познавательная сфера. Развиваются личностные УУД, поскольку задание сопровождается мотивацией достижения успеха. Развиваются творческие способности детей. Познавательные УУД – происходит развитие связной письменной речи.
Развиваются регулятивные УУД, потому что идёт оценивание степени освоения своих знаний, сравнение с эталоном, то есть формируются рефлексивные умения.
Развиваются личностные УУД, так как развиваются навыки самостоятельной деятельности. |