урок русского языка Подлежащее
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
данный конспект урока поможет учителю в подготовке к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_podlezhashchee.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Подлежащее.
Цель: познакомить с различными способами выражения подлежащего.
Задачи:
- воспитательная: воспитывать в детях уважение к русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.
- развивающая: расширять словарный запас учащихся, познакомить с новым словарным словом и его лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, формировать навык самоконтроля;
- образовательная: познакомить с различными способами выражения подлежащего, умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: Иванов С.В «Русский язык»
Опорная схема «Подлежащее»
Карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Изучение нового материала.
Осень всё позолотила.
Золотое всё кругом—
И берёзы и осины
Золотым горят костром.
Утром в школу мы идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Золотая осень!
Как же ты красива.
В золотом наряде
В свете золотом.
Сегодня замечательный осенний день, природа (погода) дарит нам это замечательное стихотворение.
Работа над темой урока.
Работа с рубрикой « Давай подумаем»
У. - Ребята, наш друг Федя считает, что подлежащее может быть только именем существительным, потому что имя существительное отвечает на вопросы кто или что? И подлежащее отвечает на такие же вопросы. Давайте понаблюдаем за текстом, написанным на доске, найдём в предложениях подлежащее и подумаем, прав ли Федя.
На доске текст:
Наступила золотая осень.
Валя с Галей пошли в лес.
Они восхищались красотой осеннего леса.
У. Но для того, чтобы правильно выполнить эту работу, давайте вспомним, что такое подлежащее.
Д. Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? Что?
( дети вместе с учителем выделяют подлежащее в предложениях на доске.)
У. Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на слово ОНИ. В этом предложении это слово заменяет нам имена девочек.
У. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы заметили? Прав ли всё-таки Федя или нет?
Д. Нет, Федя не прав. Потому что подлежащее в этих предложениях выражено не только именем существительным, но и другими словами.
У. Какими?
Д. В первом предложении существительным –осень. Во втором предложении сочетанием двух имён существительных Валя с Галей. А в третьем словом - они.
У . Да действительно, Федя немного ошибся, ну ничего страшного, с кем не бывает. С нашей с вами помощью он исправит свои ошибки. И так прочитайте, пожалуйста, правило (тайну) в учебнике на с. 56.)
Д. Чаще всего подлежащее выражается именем существительным, но может быть выражено и другими словами, а также сочетанием слов.
На доску—опорная схема.
У. Молодцы! Вот мы и раскрыли одну из тайн подлежащего. А сейчас я бы хотела предложить вам сделать гимнастику для рук, а затем выполнить упр. № 1 на странице 59.
Гимнастика для рук.
Выполнение Упр. № 1. С.59 (фронтально)
Учащиеся по цепочке читают предложения, находят подлежащее, сообщают, как оно выражено. Если не именем существительным, предложение записывается, в нём выделяется основа.
Работа с рубрикой « Путешествие в прошлое» и словарными словами.
У. Ребята, сегодня нам встретилось новое слово КОСТЮМ. Авторы учебника дают нам краткую историю образования этого слова. Давайте прочитаем.
У. А где и как мы ещё можем узнать об этом слове?
Д. Работая со словарями.
(проводят самостоятельную работу со словарями и дают комментарии)
Словарная работа по УДЕ
- Разделить слово на слоги, транскрипция.
У. В слове «костюм», где вы можете допустить ошибку?
Д. В первом слоге, в гласной О. Потому что слышится звук (А), а букву нужно писать (О) Эту букву проверить нельзя, её нужно запомнить.
У. Правильно! Подчеркните опасное место, которое нужно запомнить.
- Составить и разобрать словосочетание.
- Записать предложение (подлежащим должно быть),указать части речи и дать характеристику.
Работа с новой темой (продолжение)
На доске карточки со словами:
Месяц светил. Луна светила. Солнце светило. Звёзды светили.
У. Прочитайте, пожалуйста, записи на доске. Можно ли сказать, что это предложения?
Д. Да. Потому что в этих предложениях есть законченная мысль, и слова между собой связаны по смыслу.
У. Замечательно! Соглашусь с вами. Ребята, скажите, пожалуйста, а чем являются в этих предложениях слова: светил, светила, светило, светили?
Д. Это глаголы, сказуемые, а ещё это форма одного и того же слова.
У. Хорошо! Вы ответили верно! Ну если это форма одного и того же слова, то, как вы думаете, я могу записать эти предложения вот таким образом?
Месяц светила. Луна светил. Солнце светили. Звёзды светило.
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Слова в предложении должны быть связаны по смыслу, а здесь получается просто набор слов.
У. А что же нужно сделать?
Д. К подлежащему правильно подобрать сказуемое.
У. Правильно! Вот мы и раскрыли ещё одну тайну о подлежащем.
( ученик у доски меняет местами сказуемые)
Прочитайте, пожалуйста, её формулировку на стр. 60.
Д. Подлежащее связано со сказуемым и требует от него определённой формы.
К опорной схеме добавить запись
У. А сейчас выполните упражнение №3 на странице 60. Обратите внимание на то, что все слова данные в скобках подходят по смыслу и лишь одно из них подходит по форме по форме. А для того, чтобы вам было легче его выполнить, предлагаю поработать в парах.
Учащимися письменно выполняется упр.№ 3 с.60 ( работа в парах)
После выполнения, упражнение разбирается вместе с учителем.
Можно работа в группах—карточки с заданием.
3. Подведение итогов
У. Ну что ж наш урок подходит к концу. Вы сегодня отлично поработали!
Давайте, подведём итоги нашей работы.
Какие тайны русского языка мы сегодня с вами раскрыли?
Д. Подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими словами, а также словосочетаниями.
Подлежащее требует от сказуемого определённой формы.
У. Ребята, Мне бы хотелось оценить вашу сегодняшнюю работу.
( Выставление отметок)
X. Домашнее задание
У. Дома вам нужно будет выполнить упр. № 4 на стр.60. Посмотрите, пожалуйста. Есть ли ко мне вопросы?
Обратите внимание на то, что все преобразования нужно совершать со сказуемым.
У. Всем спасибо! Урок окончен.
№1
Задание: выбери подходящее по смыслу подлежащее, соедини его линией с частью речи, которой оно является.
Наступила (осень, сентябрь) Имя существительное
(Девочки, мальчик) отправились в лес.
Света и Катя увидели (ежа, ёжик) Сочетание слов
Он нёс на спине гриб. Другими словами
_______________________________________________________________
№2
Задание: выбери подходящее по смыслу подлежащее, соедини его линией с частью речи, которой оно является.
Наступила (осень, сентябрь) Имя существительное
(Девочки, мальчик) отправились в лес.
Света и Катя увидели (ежа, ёжик) Сочетание слов
Он нёс на спине гриб. Другими словами
__________________________________________________________
№3
Задание: выбери подходящее по смыслу подлежащее, соедини его линией с частью речи, которой оно является.
Наступила (осень, сентябрь) Имя существительное
(Девочки, мальчик) отправились в лес.
Света и Катя увидели (ежа, ёжик) Сочетание слов
Он нёс на спине гриб. Другими словами
№1
Задание: из слов, данных в скобках, выбери подходящие по смыслу и форме сказуемые.
(Наступила, наступило) долгожданная осень.
Мы (отправились, отправилась) на экскурсию в парк.
Все деревья (надели, надел) золотой убор.
_________________________________________________________________
№2
Задание: из слов, данных в скобках, выбери подходящие по смыслу и форме сказуемые.
(Наступила, наступило) долгожданная осень.
Мы (отправились, отправилась) на экскурсию в парк.
Все деревья (надели, надел) золотой убор.
__________________________________________________________________
№3
Задание: из слов, данных в скобках, выбери подходящие по смыслу и форме сказуемые.
(Наступила, наступило) долгожданная осень.
Мы (отправились, отправилась) на экскурсию в парк.
Все деревья (надели, надел) золотой убор.
_________________________________________________________________
№4
Задание: из слов, данных в скобках, выбери подходящие по смыслу и форме сказуемые.
(Наступила, наступило) долгожданная осень.
Мы (отправились, отправилась) на экскурсию в парк.
Все деревья (надели, надел) золотой убор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме"Однородные подлежащие и сказуемые"
С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми....
Презентация к уроку русского языка по теме:"Однородные подлежащие и сказуемые"
Презентация содержит вывод по теме урока , физминутку , схемы предложений....
Урок русского языка, «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».
Аннотация: Урок русского языка, 2-й класс. УМК «Школа России» по теме:«Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».Ключевые слова: Подлежащее, сказуемое, члены предлож...
Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.
Формировать УУД:- Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...
Конспект урока русского языка в 3 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта .Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода....
Конспект урока русского языка "Подлежащее и сказуемое"
Главной целью урока является формирование умения находить в предложении главные члены....
Урок русского языка " Подлежащее и сказуемое" 3 класс УМК 21 век
Этот материал можно использовать при подготовке к уроку....