урок русского языка Подлежащее
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

данный конспект урока поможет учителю в подготовке к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_podlezhashchee.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подлежащее.

Цель: познакомить с различными способами выражения подлежащего.

Задачи:

  1. воспитательная: воспитывать в детях уважение к русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию  на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.
  2. развивающая: расширять словарный запас учащихся, познакомить с новым словарным словом  и его  лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, формировать навык самоконтроля;
  3. образовательная: познакомить с различными способами выражения подлежащего,  умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный,    частично—поисковый.

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: Иванов С.В «Русский язык»

                           Опорная схема «Подлежащее»

                           Карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Изучение нового материала.

Осень всё позолотила.

Золотое всё кругом—

И берёзы и осины

Золотым горят костром.

Утром в школу мы идём,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.

Золотая осень!

Как же ты красива.

В золотом наряде         

В  свете золотом.

Сегодня замечательный  осенний день, природа (погода) дарит нам это замечательное стихотворение.

  Работа над темой урока.

Работа с рубрикой « Давай подумаем»

У. - Ребята,  наш друг Федя считает, что подлежащее может быть только именем существительным, потому что имя существительное  отвечает на вопросы кто  или что? И подлежащее отвечает на такие же вопросы.  Давайте понаблюдаем за текстом,  написанным на доске, найдём в предложениях подлежащее и подумаем, прав  ли Федя.

На доске текст: 

Наступила золотая осень.

Валя с Галей пошли в лес.

Они восхищались красотой осеннего леса.

У.  Но для того, чтобы правильно выполнить эту работу, давайте вспомним, что такое подлежащее.

Д.  Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? Что?

( дети  вместе с учителем выделяют подлежащее в предложениях на доске.)

У.  Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на слово ОНИ. В этом предложении это слово заменяет нам имена девочек.

У.  Посмотрите, пожалуйста,  на доску. Что вы заметили? Прав ли всё-таки Федя или нет?

Д.   Нет, Федя не прав. Потому что подлежащее в этих предложениях выражено не только именем существительным, но и другими словами.

У.  Какими?

Д.  В первом предложении существительным –осень. Во втором предложении сочетанием двух имён существительных Валя с Галей. А в третьем  словом  - они.

У . Да действительно, Федя немного ошибся, ну ничего страшного, с кем не бывает.  С нашей с вами помощью он исправит свои ошибки.   И так  прочитайте, пожалуйста,  правило (тайну)  в учебнике на  с. 56.)

        

Д.  Чаще всего подлежащее выражается именем существительным, но может быть выражено и другими словами, а также сочетанием слов.

На доску—опорная схема.

У.  Молодцы! Вот мы и раскрыли одну из тайн подлежащего. А сейчас я  бы хотела предложить вам сделать гимнастику для рук, а затем выполнить упр. № 1 на странице 59.

Гимнастика для рук.

Выполнение Упр. № 1. С.59 (фронтально)

Учащиеся по цепочке читают предложения, находят подлежащее, сообщают, как оно выражено. Если не именем существительным, предложение записывается, в нём выделяется основа.

   Работа с рубрикой « Путешествие в прошлое» и словарными словами.

У.  Ребята, сегодня  нам  встретилось новое слово  КОСТЮМ.  Авторы учебника дают нам краткую историю образования этого слова. Давайте прочитаем.

У. А где и как  мы ещё  можем узнать об этом слове?

Д. Работая со словарями.

 (проводят  самостоятельную работу  со словарями и дают комментарии)

Словарная работа по УДЕ

  1. Разделить слово на слоги, транскрипция.

У. В слове  «костюм», где вы можете допустить ошибку?

Д. В первом слоге, в гласной О. Потому что слышится звук (А), а букву нужно писать (О) Эту букву проверить нельзя, её нужно запомнить.

У. Правильно! Подчеркните опасное место, которое нужно запомнить.

  1. Составить и разобрать словосочетание.
  2. Записать предложение (подлежащим должно быть),указать части речи и дать характеристику.

Работа с новой темой (продолжение)

На доске карточки со словами:   

Месяц светил.   Луна светила.   Солнце светило.   Звёзды светили.

У.  Прочитайте, пожалуйста, записи  на доске.  Можно ли  сказать, что это предложения?

Д.  Да. Потому что в этих предложениях есть законченная мысль,  и слова  между собой связаны по смыслу.

У.  Замечательно! Соглашусь с вами. Ребята, скажите, пожалуйста,  а чем являются в этих предложениях слова:  светил, светила, светило, светили?

Д. Это глаголы, сказуемые, а ещё это форма одного и того же слова.

У. Хорошо! Вы ответили верно! Ну если это форма одного и того же слова, то,  как вы думаете, я могу записать эти предложения вот таким образом?

Месяц светила.  Луна светил.  Солнце светили.  Звёзды светило.

Д.  Нет.

У. Почему?  

 Д. Слова в предложении должны быть связаны  по смыслу, а здесь получается просто набор слов.

У.  А что же нужно сделать?

Д.  К подлежащему правильно  подобрать сказуемое.

У.  Правильно! Вот мы и раскрыли  ещё одну тайну о подлежащем.

( ученик у доски меняет местами  сказуемые)

Прочитайте, пожалуйста, её формулировку на стр. 60.

Д. Подлежащее связано со сказуемым и требует от него определённой формы.

К опорной схеме добавить запись

У. А сейчас  выполните упражнение №3 на странице 60. Обратите внимание на то, что все слова данные в скобках подходят по смыслу и лишь одно из них подходит по форме по форме. А для того, чтобы вам было легче его выполнить, предлагаю   поработать в парах.

 

Учащимися  письменно выполняется  упр.№ 3 с.60 ( работа в парах)

После выполнения, упражнение разбирается вместе с учителем.

Можно работа в группах—карточки с заданием.

3.   Подведение итогов

У.  Ну что ж  наш урок подходит к концу. Вы сегодня отлично поработали!

     Давайте, подведём итоги нашей работы. 

     Какие тайны русского языка мы сегодня с вами раскрыли?

Д. Подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими словами,  а также словосочетаниями.

      Подлежащее требует от сказуемого определённой формы.

У.   Ребята, Мне бы хотелось оценить вашу сегодняшнюю работу.

( Выставление отметок)

X.    Домашнее  задание

У.  Дома вам нужно будет выполнить упр. № 4 на стр.60. Посмотрите, пожалуйста. Есть ли ко мне вопросы?

Обратите внимание  на то, что все преобразования  нужно совершать со сказуемым.

У. Всем спасибо! Урок окончен.

№1

Задание: выбери подходящее по смыслу подлежащее, соедини его линией с  частью речи, которой оно является.

Наступила (осень,  сентябрь)                                              Имя существительное

(Девочки, мальчик) отправились в лес.

Света и Катя увидели (ежа, ёжик)                                 Сочетание слов

Он нёс на спине гриб.                                                     Другими словами

_______________________________________________________________

№2

Задание: выбери подходящее по смыслу подлежащее, соедини его линией с  частью речи, которой оно является.

Наступила (осень,  сентябрь)                                              Имя существительное

(Девочки, мальчик) отправились в лес.

Света и Катя увидели (ежа, ёжик)                                 Сочетание слов

Он нёс на спине гриб.                                                     Другими словами

__________________________________________________________

№3

Задание: выбери подходящее по смыслу подлежащее, соедини его линией с  частью речи, которой оно является.

Наступила (осень,  сентябрь)                                              Имя существительное

(Девочки, мальчик) отправились в лес.

Света и Катя увидели (ежа, ёжик)                                 Сочетание слов

Он нёс на спине гриб.                                                     Другими словами

№1

Задание: из слов, данных в скобках, выбери подходящие по смыслу и форме сказуемые.

(Наступила, наступило)  долгожданная осень.

Мы (отправились, отправилась) на экскурсию в парк.

Все деревья (надели, надел) золотой убор.

_________________________________________________________________

№2

Задание: из слов, данных в скобках, выбери подходящие по смыслу и форме сказуемые.

(Наступила, наступило)  долгожданная осень.

Мы (отправились, отправилась) на экскурсию в парк.

Все деревья (надели, надел) золотой убор.

__________________________________________________________________

№3

Задание: из слов, данных в скобках, выбери подходящие по смыслу и форме сказуемые.

(Наступила, наступило)  долгожданная осень.

Мы (отправились, отправилась) на экскурсию в парк.

Все деревья (надели, надел) золотой убор.

_________________________________________________________________

№4

Задание: из слов, данных в скобках, выбери подходящие по смыслу и форме сказуемые.

(Наступила, наступило)  долгожданная осень.

Мы (отправились, отправилась) на экскурсию в парк.

Все деревья (надели, надел) золотой убор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме"Однородные подлежащие и сказуемые"

С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми....

Презентация к уроку русского языка по теме:"Однородные подлежащие и сказуемые"

Презентация содержит вывод по теме урока , физминутку , схемы предложений....

Урок русского языка, «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».

Аннотация:  Урок русского языка, 2-й класс. УМК «Школа России» по теме:«Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».Ключевые слова:  Подлежащее, сказуемое, члены предлож...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

Конспект урока русского языка в 3 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта .Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода....

Конспект урока русского языка "Подлежащее и сказуемое"

Главной целью урока является формирование умения находить в предложении главные члены....

Урок русского языка " Подлежащее и сказуемое" 3 класс УМК 21 век

Этот материал можно использовать при подготовке к уроку....