Урок русского языка в 3 классе: "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Симашева Луиза Наильевна
Урок русского языка в 3 классе на тему: «Части речи» способствует формированию умения распознавать части речи, развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости, содействует воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, воспитывает уважительное, бережное и заинтересованное отношение к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Части речи»

Цели урока:

1. Формировать умение распознавать части речи.

2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.

3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

4.  Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное  отношение  к русскому  языку.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок,

 Начинается урок.

 А теперь все повернитесь,

 И друг другу улыбнитесь.

 Улыбнитесь мне, гостям

 И садитесь по местам.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь,  наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради, приготовим их  к работе. Запишите сегодняшнее число. Слова “Классная работа”.

 II.  Актуализация знаний по теме.

1.  Определение темы урока, постановка целей и задач.

-  Ребята! Скажите, пожалуйста, какой сегодня день? (1 декабря – первый день зимы)

- И хотя  мы с вами уже ощутили на себе первое дыхание зимы – морозы и снегопады,  сегодня волшебница-зима  официально вступает в свои права и обещает радовать вас зимними забавами и принесет вам самый любимый праздник – Новый год.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Декабрь”. Слайд 2-5

На экране демонстрируется репродукции картин великих русских художников. Учитель читает стихотворение А.С.Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама,

 Идет волшебница зима!

 Пришла, рассыпалась; клоками

 повисла на суках дубов.

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей, вокруг холмов.

 Брега с недвижною рекою,

 Сравняла пухлой пеленою.

 Блеснул мороз. И рады мы,

 Проказам матушки – зимы.

- Посмотрите на следующий слайд и прочитайте слова. Слайд 6

мороз, узоры, снеговик, наступила, ребятишки

веселый, звонкий, белоснежное, покрывало, долгожданная

припорошила, зима, нарядила, заморозила, катаются

- Найдите «лишнее» слово в каждой строчке. Почему они «лишние»? (они отвечают на другой вопрос)

-  Расставьте слова по своим местам. На какие вопросы отвечают слова каждой из групп? Кто помнит, как называются части речи, к которым вы отнесли эти слова? (имя существительное, имя  прилагательное, глагол)

На экране слайд, на котором слова расположены по группам

-  Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о частях речи)

- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока: «Части речи».   Слайд 7

– Слово – самая удивительная вещь на свете. Попробуйте представить себе, что было бы, если бы не было речи. Не было бы общения между людьми, не существовали бы письмо и печать, не было бы мысли, не было бы человека.  Сегодня на уроке мы с вами будем работать с этой удивительной вещью – речью и попробуем понять, по каким же признакам слова в нашей речи разделяются по группам

2. Орфографическая минутка.

- Запишите, пожалуйста, слова  в тетрадях:

ребята из 1 ряда – имена существительные;

ребята из 2 ряда -  имена прилагательные;

ребята из 3 ряда – глаголы.

 Вставьте пропущенные буквы и графически объясните их написание.  

Ребята, какие орфографические правила мы повторили, выполнив это упражнение? Молодцы! Слайд 9

3.  Создание проблемной ситуации.

Составьте текст, используя слова только своей части речи.

- Можно ли составить текст, используя только слова своей части речи?  Почему?

- Что обозначают имена существительные? (они называют предметы)

-  На какие вопросы они отвечают? ( Кто? Что?)   Слайд 10

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имя существительное – важнейшая часть речи. Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и пытается назвать все то, что его окружает.

- Что обозначают имена прилагательные? (они обозначают признак предмета)

- На какие вопросы отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?)   Слайд 11

- Как вы думаете, для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? (они уточняют смысл слов, они украшают нашу речь, делают ее богатой)

- Что обозначают глаголы? (действие предмета) 

- На какие вопросы отвечают? ( Что делать? Что сделать?)   Слайд 12

Интересная часть речи

 В русском языке живет.

 Кто что делает расскажет:

 Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

 Или забивает гол,

 Варит, жарит, моет, чистит –

 Все расскажет нам глагол!

Что без меня предметы?

 Лишь названья.

 А я приду –

 Все в действие придет:

 Летит ракета,

 Люди строят зданья,

 Цветут сады,        

 И хлеб в полях растет.

4.Физкультминутка для глаз

5. Работа в парах. Составление текста.

Теперь вы понимаете, как важны все эти части речи.  – Что же нужно сделать для того, что бы у нас получился текст?  (использовать все части речи). Попробуйте составить текст, работая в парах.

 Чтение и запись наиболее удачных предложений на доске и в тетрадях.

Примерный образец текста:

Наступила долгожданная зима. Она нарядила землю белоснежным покрывалом. Мороз расписал окна красивыми узорами. Радостные ребятишки  катаются с горки на санках и кидаются снежками. Они вылепили веселого снеговика.

- Найдите и подчеркните грамматическую основу и определение в 1 и 2 предложениях.

- Какие еще слова нам пришлось использовать при составлении предложений? (предлоги и союзы)

 - Назовите их. (с, на, и)

- Попробуйте задать к ним вопросы. Что они обозначают?

Все правильно, эти слова ничего не обозначают и вопросы к ним  задать нельзя. Они не могут существовать сами по себе, т. е. самостоятельно. В русском языке много частей речи. Все они делятся на 2 большие группы – самостоятельные части речи и служебные. Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия  - это самостоятельные части речи. А предлоги и союзы относятся к служебным частям речи и служат для связи слов в предложении. Слайд 13

6. Физкультминутка

 А сейчас ребята отдохнём и поиграем.

 Встали, вышли из-за парт.

 Если я буду называть имя существительное, вы  встаёте, поднимаете руки наверх, если имя прилагательное, показываете волну руками, если называю глагол, вы приседаете.

Слова для игры: нарядить, ёлка, красивая, белоснежный, пила, печь

- Кто из вас был внимательным и запомнил, сколько слов  я назвала? (6) – А сколько среди них было глаголов?  - Какие слова вызвали у вас сомнения?

7. Проблемная ситуация

 Даны слова: печь, пила. Слайд 14

 - Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

 - Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.

III.   Закрепление и повторение материала.

1.Работа по карточкам.

А теперь посмотрите на карточки, лежащие перед вами, и прочитайте пословицы и поговорки:

Мороз не велик, да стоять не велит.

Что летом родится, то зимой пригодится.

В зимний холод всякий молод.

Зима без снега - лето без хлеба.

Береги нос в большой мороз.

 В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.

 Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

Хороший снежок урожай сбережет. 

Новый год - к весне поворот.

- Как вы понимаете смысл пословиц? Выберите понравившуюся пословицу, запишите ее в тетрадь и надпишите над словами, какой частью речи они являются.

Взаимопроверка.

2. Работа по карточкам. Разноуровневые задания

 - Сейчас вы сами побываете в роли учителя и попробуете оценить свои силы. (Каждый ученик получает карточку с заданиями.) Перед вами карточка. На ней задания двух уровней. Второй уровень для тех ребят, кто хорошо понял эту тему, и уверен, что справится с этим заданием. Первый уровень  для ребят, которым ещё нужна тренировка.     Слайд15

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова:

 День, хорошая, друг, думает, смелый.

 - Как вы определяли часть речи?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом

веселье – …,   … .                                                        

 шум – …,     … .

 лес - …,    … .

3.  Беседа.

- Скажите, ребята, за что вы любите зиму? (за снег, за зимние забавы)

- А кому труднее всего зимой? (птицам). Можем ли мы что-нибудь сделать для них, чтобы хоть как- то облегчить им жизнь? (можем сделать кормушки, подкармливать птичек)

Ученик читает стихотворение А. Яшина. «Покормите птиц!» Слайд 16

Покормите птиц зимой,

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Небогаты их корма –

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна-

 И не страшна

 Будет им зима.

 Сколько гибнет их – не счесть,

 Видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть

 И для птиц тепло.

 Разве можно забывать:

 Улететь могли,

 А остались зимовать

 Заодно с людьми.

 Приучите птиц в мороз

 К вашему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну.

IV.Рефлексия.

- С каким настроением заканчиваем наш урок?

Дети прикрепляют к доске знаки:

? – если не всё понятно, требуется помощь учителя;

  . -  если всё понятно;

 !   - если всё понял, было интересно!

V. Подведение итогов урока.

- Ребята!  Чем мы сегодня занимались на уроке? (писали, вспоминали орфограммы, составляли текст, узнали, какие части речи есть в русском языке, для чего они нужны в нашей речи, делали физкультурную минутку)

 - Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится? Как?

VI.   Домашнее задание. Написать небольшое сочинение «За что я люблю зиму?»

Выставление оценок.

- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!  Слайд 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русский язык 3 класс "Части речи"

Урок построен в стиле проблемного обучения, обобщение знаний по изученной теме...

Урок русского языка 2 класс "Части речи" (УМК "Перспектива")

Урок русского языка с разными видами работ...

Урок русского языка 3 класс "Части речи"

Урок по программе "Школа России"3 класс проведён в технологии деятельностного метода, тип урока: открытие новых знаний....

технологическая карта урока по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть II. Тема: Части речи и различение их признаков.

Данный материал содержит развернутую технологическую карту урока по УМК  "Школа России" В.П.Канакина,В. Г.Горецкий "Русский язык" 2 класс, часть 2, по теме : части речи и различение их.уникальнос...

технологическая карта урока по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть II. Тема: Части речи и различение их признаков.

Данный материал содержит развернутую технологическую карту урока по УМК  "Школа России" В.П.Канакина,В. Г.Горецкий "Русский язык" 2 класс, часть 2, по теме : части речи и различение их.уникальнос...

технологическая карта урока по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть II. Тема: Части речи и различение их признаков.

данный конспект урока представлен технолдогической картой, где четко отображены требования новых государственных стандартов ....