урок русского языка во 2 классе по теме: "Суффикс. Образование новых слов"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Шломина Ирина Сергеевна

 

Урок русского языка
класс: 2
УМК «Начальная школа 21 век»
Тема : Суффикс. Образование новых слов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

класс: 2

УМК «Начальная школа 21 век»

Тема : Суффикс. Образование новых слов.

Цели:  1) образовательные: создать условия для знакомства об-ся с суффиксальным способом образования новых слов, закрепления знания о правописании изученных суффиксов и их значении;

 2)развивающие: способствовать формированию умения делать умозаключения, находить выход из затруднения; 

3)воспитательные: способствовать воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку; создавать условия для повышения познавательной активности на уроках русского языка.

Планируемые результаты :

(личностные результаты)  дети будут учиться  способности к самооценке на основе наблюдений над собственной речью.

(метапредметные результаты)  дети научатся адекватно оценивать результаты своей деятельности, активно использовать  речь для решения разнообразных коммуникативных задач;

(предметные результаты)  овладение обучающимися умения правильно выделять корень, суффикс, окончание в словах, образовывать новые слова суффиксальным способом, находить орфограммы, применять правила правописания;

Формируемые УУД.

  1. Познавательные: Об-ся учатся строить свои высказывания, формулировать проблему;
  2. Регулятивные: определить цели, планировать свою деятельность, уметь оценивать;
  3. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество;
  4. Личностные: уметь  оценивать себя и своих товарищей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У.     Долгожданный дан звонок-

         Начинается урок.                                                                                

      Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и тихо сядьте.

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

У.- сегодня мы отправляемся в путешествие в cтрану русского языка в  город Суффиксов. Посмотрите, этот город окружен морем Ошибок.  Нужно быть очень внимательным, чтобы не утонуть в этом море. Но прежде давайте повторим написание известных нам букв. (слайд №2)

2. Чистописание.

Какие буквы видите?

  1. Актуализация знаний.

1) Вставьте суффикс -ик, или -ек. (Слайд №3)

-ик

-ек

Кружоч...

Винт...

Пароход...

Сыноч...

Звоноч...

Корабл...

Годоч...

Билет...

Голубоч...

Дождич...

Пакет...

Комоч...

(один ребенок работает на компьютере, затем дети проверяют  по эталону)

2)Найди верное утверждение: (слайды №4-9)

 Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.

Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч']. Суффикс ёнок пишется

после мягких согласных, кроме [ч'].

 У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

Д. – О суффиксе.

У. - Перед вами шкала самооценки , оцените свои знания по теме «Суффикс».

4. Стадия осмысления.

Методический прием инсерт 

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

  1. Работа с текстом (индивидуальная и парная)  (слайд №10)

Каждому ребенку выдается текст.

Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.

После индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Карточка № 1

1.Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

2.Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.

3.После мягких согласных пишется суффикс – ёнок–: тигренок, теленок.

4.Есть два похожих суффикса: –ик– и  –ек– : [дом'ик],  [внуч'ик], [топор'ик],  [молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

5.Существует способ образования новых слов при помощи суффикса, который имеет свое название.

У.– Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками,(+ ставим, если вы это знаете, - если это ошибочная информация, ! если это важная информация и ? если это неизвестная информация)  а затем результаты обсудите с соседом по парте.

У. –   Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

 Д. – А я поставил возле тройки минус, т. к. здесь пропущен звук (ч), возле пятерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока.

Д.  Интересно было бы узнать, как называется такой способ образования новых слов.

У. - а как это можно узнать?

Д.  Можно прочитать правило в учебнике.

Д.  Можно самим вывести это правило.

У. –  Какой путь вы выбираете?

Д.  Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

У.- как вы думаете, какая тема нашего урока? Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

  1. Работа по теме урока (выход из затруднения)

дуб — дубовый

декабрь — декабрьский

дорога — дорожка

снег — снежинка

При помощи какой части слова образованы вторые слова? Разберите их. Что заметили у третьей и четвертых пар?

Образуйте от корня суффикс и -альн  прилагательное. (суффиксальный)

так называется способ образования слов при помощи суффикса.

  1. Физкультминутка.
  2. Работа по образованию слов при помощи суффиксов.

Упр .2

от сущ. Образовать прилаг суффиксальным способом.

Упр 3

определи, от какого корня и при помощи какого суффикса были образованы данные слова.

                Головушка                                        слезливый

                каменщик                                          водный

                горный

  1. Работа по подбору однокоренных слов

интерактивная игра «Распредели слова».

Море                                              Стол                                            Гора

-распределите слова по домикам. Все ли слова вы распределите?

Заморский, горький, горевать, моряк, столик, столовая, столб, морской, настольная, горка, горный, морж.

(работа по группам) найти слова, образованные суффиксальным способом.

1 группа: море, заморский, моряк, морской.

2 группа: стол, столовая, настольная, столик.

  1. Работа со словарем.

Иней. (найти непроверяемую орфограмму, составить предложение.

Ягода.....(подобрать однокоренные слова, определить способ образования этих слов)

  1. Работа по определению образования слов.

Определите, как образованы подчеркнутые слова.

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром.

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

  1. Рефлексия.

Оцените свои знания по теме. Поднялся ли ваш значок выше, или остался на прежнем месте?

Какие цели ставили перед собой?

Достигли ли?

Чему научились?

  1. Домашнее задание.

упр 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован та...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

>Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован т...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Презентация является приложением к уроку русского языка в 3 классе подготовленного  на конкурс "Учитель года"....

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...