урок русского языка во 2 классе по теме: "Суффикс. Образование новых слов"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
класс: 2
УМК «Начальная школа 21 век»
Тема : Суффикс. Образование новых слов.
Цели: 1) образовательные: создать условия для знакомства об-ся с суффиксальным способом образования новых слов, закрепления знания о правописании изученных суффиксов и их значении;
2)развивающие: способствовать формированию умения делать умозаключения, находить выход из затруднения;
3)воспитательные: способствовать воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку; создавать условия для повышения познавательной активности на уроках русского языка.
Планируемые результаты :
(личностные результаты) дети будут учиться способности к самооценке на основе наблюдений над собственной речью.
(метапредметные результаты) дети научатся адекватно оценивать результаты своей деятельности, активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
(предметные результаты) овладение обучающимися умения правильно выделять корень, суффикс, окончание в словах, образовывать новые слова суффиксальным способом, находить орфограммы, применять правила правописания;
Формируемые УУД.
- Познавательные: Об-ся учатся строить свои высказывания, формулировать проблему;
- Регулятивные: определить цели, планировать свою деятельность, уметь оценивать;
- Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество;
- Личностные: уметь оценивать себя и своих товарищей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
У. Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и тихо сядьте.
Дети настраиваются на активную работу на уроке.
У.- сегодня мы отправляемся в путешествие в cтрану русского языка в город Суффиксов. Посмотрите, этот город окружен морем Ошибок. Нужно быть очень внимательным, чтобы не утонуть в этом море. Но прежде давайте повторим написание известных нам букв. (слайд №2)
2. Чистописание.
Какие буквы видите?
- Актуализация знаний.
1) Вставьте суффикс -ик, или -ек. (Слайд №3)
-ик | -ек | |
Кружоч... | ||
Винт... | ||
Пароход... | ||
Сыноч... | ||
Звоноч... | ||
Корабл... | ||
Годоч... | ||
Билет... | ||
Голубоч... | ||
Дождич... | ||
Пакет... | ||
Комоч... |
(один ребенок работает на компьютере, затем дети проверяют по эталону)
2)Найди верное утверждение: (слайды №4-9)
Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.
Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.
Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.
Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.
Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют фамилии.
Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч']. Суффикс ёнок пишется
после мягких согласных, кроме [ч'].
У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
Д. – О суффиксе.
У. - Перед вами шкала самооценки , оцените свои знания по теме «Суффикс».
4. Стадия осмысления.
Методический прием инсерт
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
- Работа с текстом (индивидуальная и парная) (слайд №10)
Каждому ребенку выдается текст.
Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.
После индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Карточка № 1
1.Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
2.Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
3.После мягких согласных пишется суффикс – ёнок–: тигренок, теленок.
4.Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
5.Существует способ образования новых слов при помощи суффикса, который имеет свое название.
У.– Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками,(+ ставим, если вы это знаете, - если это ошибочная информация, ! если это важная информация и ? если это неизвестная информация) а затем результаты обсудите с соседом по парте.
У. – Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
Д. – А я поставил возле тройки минус, т. к. здесь пропущен звук (ч), возле пятерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это новая тема нашего урока.
Д. – Интересно было бы узнать, как называется такой способ образования новых слов.
У. - а как это можно узнать?
Д. – Можно прочитать правило в учебнике.
Д. – Можно самим вывести это правило.
У. – Какой путь вы выбираете?
Д. – Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.
У.- как вы думаете, какая тема нашего урока? Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?
- Работа по теме урока (выход из затруднения)
дуб — дубовый
декабрь — декабрьский
дорога — дорожка
снег — снежинка
При помощи какой части слова образованы вторые слова? Разберите их. Что заметили у третьей и четвертых пар?
Образуйте от корня суффикс и -альн прилагательное. (суффиксальный)
так называется способ образования слов при помощи суффикса.
- Физкультминутка.
- Работа по образованию слов при помощи суффиксов.
Упр .2
от сущ. Образовать прилаг суффиксальным способом.
Упр 3
определи, от какого корня и при помощи какого суффикса были образованы данные слова.
Головушка слезливый
каменщик водный
горный
- Работа по подбору однокоренных слов
интерактивная игра «Распредели слова».
Море Стол Гора
-распределите слова по домикам. Все ли слова вы распределите?
Заморский, горький, горевать, моряк, столик, столовая, столб, морской, настольная, горка, горный, морж.
(работа по группам) найти слова, образованные суффиксальным способом.
1 группа: море, заморский, моряк, морской.
2 группа: стол, столовая, настольная, столик.
- Работа со словарем.
Иней. (найти непроверяемую орфограмму, составить предложение.
Ягода.....(подобрать однокоренные слова, определить способ образования этих слов)
- Работа по определению образования слов.
Определите, как образованы подчеркнутые слова.
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
- Рефлексия.
Оцените свои знания по теме. Поднялся ли ваш значок выше, или остался на прежнем месте?
Какие цели ставили перед собой?
Достигли ли?
Чему научились?
- Домашнее задание.
упр 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.
*Шепаева Любовь Николаевна, учитель начальных классов МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"
Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован та...
урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"
>Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован т...
урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"
Презентация является приложением к уроку русского языка в 3 классе подготовленного на конкурс "Учитель года"....
Урок русского языка, 3 класс," Школа России" , по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок русского языка, 3 класс...
Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова
Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...