Простые и сложные предложения
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предложение. Простые и сложные предложения.
Знаки препинания в предложениях.
Цели: формировать знания о союзных и бессоюзных сложных предложениях; выработать алгоритм постановки запятой в сложном предложении.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока
- Оргмомент
- Словарная работа
[ВАЛШЭБН‘ИК]
[ГАТОВ‘ИТ]
[Д‘ИС‘ЭРТ]
ГАЛ‘ИР‘ЭЙ‘А]
[КАРТ‘ИНА]
[ИСКУСТВА]
- Сообщение темы урока
первая буква в названии части речи ,обозначающей предмет(с)
- с этой буквы пишем название падежа, который отвечает на вопрос "кто"(и)
- с этой буквы пишем название неизменяемой части речи(1 из вопросов "как")
- первая буква в названии падежа ,отвечающего на вопрос "кем?"
- третья буква в названии части речи, обозначающей действие
- буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета;
- первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием;
- эта буква - самый распространённый союз;
- звук, который мы слышим на конце слова "груз"
Что же это за слово - синтаксис? Наука изучающая строение и значение словосочетаний и предложений. В переводе с греческого "синтаксис"-означает составление, построение.
- Работа с простыми предложениями
- Что это? Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение)
2. Как называются предложения, имеющие только главные члены в своем составе? (Нераспространенные)
3. Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения)
4. Как называется предложение, которое состоит из простых предложений связанных по смыслу и интонационно? (Сложное)
5. Что соединяют союзы в простых предложениях? (Однородные члены)
6. Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы)
7. Сколько грамматических основ в сложном предложении? (Две)
8. Какой знак препинания употребляется между простыми предложениями в составе сложного? (Запятая)
9. Как связаны простые предложения в составе сложного? (По смыслу и интонационно)
10. Как разделяются части сложного предложения? (Запятой)
- Сложные предложения в составе простого
Вставьте недостающие знаки препинания.
1. Ночью месяц сверкает и всё освещает.
2. Осенью звёзды светят ярко но холодно.
3. Дети собрали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев.
4. Белка наелась оглянулась и исчезла.
5. Раздался удар грома и полил дождь.
- Повторение алгоритма
- Контроль знаний
Тест
1. Выбери правильный ответ. Предложение не может существовать:
1) без второстепенных членов;
2) без однородных членов;
3) без грамматической основы.
2. Сколько грамматических основ в каждом предложении?
С озера улетели утки, и берега опустели. (1) (2)
Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (1) (2)
На траве, на былинках и на соломинках блестели лёгкие нити паутин.(1)(2)
3. Какие из следующих утверждений верны?
1) В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа.
2) Части сложного предложения связаны по смыслу, при помощи интонации и союзов.
3)Запятая ставится после союза соединяющего части сложного предложения.
4) Части сложного предложения разделяются запятой.
4. Определите вид предложения (знаки препинания не расставлены):
Дул легкий ветерок и перепадал снежок.
1) Простое
2) Простое с однородными членами
3) Сложное
5. Найдите среди данных предложений сложные (знаки препинания не расставлены):
1) Утенок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная грусть. («Гадкий утенок»)
2) Всем нашлась возле шара работа а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал. («Приключения Незнайки и его друзей»)
3) Шар налетел на что-то твердое и лопнул с оглушительным треском. («Приключения Незнайки и его друзей»)
4) Незнайка уже начал пускать пузыри но к нему подоспел Знайка. («Приключения Незнайки и его друзей»)
6. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
1) Я беру лодку, и иду к реке.
2) Ветер срывал листья с деревьев, и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
3) Я поднял глаза и увидел белку.
4) С реки мы вернулись к ужину а туристы заночевали в палатках в лесу.
7. Прочитайте шуточные стихотворения, расставьте запятые
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет
Пёсик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
"Вот что значит запятая!
_________________________________________________________
Кисель там варят из резины
Там шины делают из глины
Кирпич там жгут из молока
Творог готовят из песка
Стекло там варят из бетона
Плотины строят из картона
Обложки там из чугуна
Там варят сталь из полотна
Кроят рубахи из пластмассы
Посуду делают из мяса
Котлеты стряпают из сажи
Там ваксу делают из пряжи
Прядут там нитки из сукна
Костюмы шьют из толокна…
8. Развитие речи
Сравни китайские и русские пословицы. Определи, простыми или сложными являются выделенные предложения
Китайские пословицы.
- Торопливым людям не хватает мудрости.
- Лекарь лекаря не порочит.
- Хочешь узнать человека - узнай, кто его друзья .
- Слабого обижает, а сильного боится.
- Написанное на бумаге и боги не сотрут.
- Зонт готовь, когда ясная погода.
- Двумя руками трудно схватить двух угрей.
- Где нет деревьев, и полынь считается деревом.
Русские пословицы.
- На безрыбье и рак рыба.
- Поспешишь - людей насмешишь.
- Молодец против овец, а против молодца сам овца.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- Что написано пером - не вырубишь топором.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
9. Подведение итогов, рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»
Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного.
Конспект урока по программе "Школа России" для 4 класса....
Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".
Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...