Урок русского языка по теме "Учусь писать письмо"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема. Учусь писать письмо
Класс: 3 класс
Цель:
Формировать у младших школьников навыков изложения
информации в письменном виде
Задачи:
Учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию
Развивать коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение)
Развивать навыки самоконтроля.
Воспитывать бережное отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Учусь писать письмо
Класс: 3 класс
Цель:
Формировать у младших школьников навыков изложения
Задачи:
Учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию
Развивать коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение)
Развивать навыки самоконтроля.
Воспитывать бережное отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата.)
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка цели урока. Актуализация знаний.
У меня в сундучке лежит один предмет. Что это, вы узнаете, если внимательно послушаете легенду.
Перенесёмся в далёкое прошлое.
В давние времена подарки дарили с тайным умыслом. Однажды персидскому царю принесли подарки от вождей другой страны. Вот они: птица, мышь, лягушка и стрелы. Задумался царь, что обозначают эти предметы?
- Почему задумался царь?
- Какой смысл вложили бы вы?
А вот, что подумал царь?
- Неужели они решили сдаться нам? Мышь обитает в земле, лягушка в воде, а птица в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, и вместе со стрелами свою храбрость и силу!
А мудрец, услышав это толкование, опечалился.
- Как вы думаете, почему опечалился мудрец?
А мудрец, услышав это толкование, опечалился и сказал, что, скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озёра, то погибнете под ударами наших стрел.
- Почему мудрец и царь по-разному поняли смысл подарков.
В древности люди обменивались информацией, посылая разные предметы. Это получалось не особенно понятно. И постепенно люди стали использовать то, что лежит сейчас в сундучке. ( С помощью этого люди передают информацию на расстоянии)
Что находится в сундучке? (письмо)
- Почему возникла необходимость в письмах?
(В письмах заключалась наиболее понятная адресату информация.)
В современном обществе существует множество способов передачи информации: телефонный разговор, видеосвязь, смс – сообщения.
- Так может быть, письма изжили себя?
Напомните мне, пожалуйста, что мы называем письмом? Построим пирамиду знаний о письме. Какие требования к оформлению письма вам уже знакомы.
- Мысли в письме излагаются четко и последовательно
- Письмо должно быть написано грамотно. Если вы сомневаетесь в написании того или иного слова, обратитесь к орфографическому словарю.
- Не используйте в письмах слова, значения которых адресат может не знать.
- Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении. Письмо – фотография души
- Как вы думаете, почему в нашей пирамиде остались незаполненные места?
Сегодня на этом уроке мы продолжим знакомиться с особенностями написания писем. Свою работу на уроке вы сможете оценить, заполнив таблицу, которая перед вами на парте.
Я успешно работал на уроке | Я узнал новое (!) Я сделал открытие (!!) | Я смогу применить полученные знания на уроке в жизни | Я смогу поделиться полученными знаниями с друзьями |
Изучение нового материала.
Перед вами 3 текста. Какой из данных текстов является письмом? Почему?
1.
Пошла Ленивица к колодцу, да и бух прямо ко дну. Печку с пирожком увидела, дерево с яблочками наливными — ничего не взяла, лень было. Пришла к Морозу Ивановичу с пустыми руками:
Хочу послужить да за работу получить! Дельно говоришь. Взбей-ка мне перину, в доме чисто прибери, да покушать приготовь. Ленивица подумала: «Не стану я себя утомлять», — да и не сделала, что велел ей Мороз Иванович
2.
Всем детям, и даже взрослым, когда они были маленькими, всегда хотелось знать, где же живет Дед Мороз, где он проводит весь год, где готовит подарки для нас. И уж кто бы отказался от поездки в гости к Дедушке Морозу!
Основным местом проживания главного героя новогоднего праздника является город, Великий Устюг в Вологодской области, в красивом сосновом бору. У Деда Мороза есть свое почтовое отделение – главное место работы сказочного дедушки и его внучки Снегурочки, куда приходят письма от ребятишек со всей России.
3.
7 декабря 2012г
Здравствуйте, мои дорогие третьеклассники!
Приветствует вас дед Мороз с родины своей – города Великий Устюг, что находится в Вологодской области.
Дорогие мои друзья! Уже скоро наступит Новый год. В этот праздник принято дарить друг другу подарки и желать здоровья, счастья близким.
Я часто спрашивал о вас своих помощников. Иногда они радовали меня, иногда – огорчали. Но я знаю, что у вас добрые сердца, и вы достойны новогоднего подарка. Я помогу вам в этом. Порадуйте Дедушку, напишите мне письма.
До свидания.
Ваш Дедушка Мороз.
- По правилам хорошего тона, прочитав письмо от деда Мороза, как мы должны поступить?
- А можем ли мы послать Дедушке Морозу вместо письма смс?
У нас необычный адресат – Дед Мороз. Он ежедневно получает сотни писем. О чем мы можем написать в письме Деду Морозу?
Однажды дед Мороз получил вот такое письмо.
4 декабря 2012г
Привет, дед Мороз.
Говорят, что ты даришь детям подарки? Мне очень нужен новый конструктор! Пришли его немедленно!
Петька Ершов, ученик 3 класса.
- Прочитав это письмо, дед Мороз огорчился.
- Как вы думаете, почему Дед Мороз расстроился?
Искусство общения всегда предполагает умение ясно, четко, грамотно и правильно излагать информацию. Вспомните основные части письма.
- Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
- Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
- Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
- Подпись. Дата.
Так как мы будем писать письмо- просьбу сказочному герою, то оно будет иметь свои особенности. Давайте вместе составим подробный план письма
Приветствие
С чего начинается письмо? Перед вами варианты приветствия? Как нельзя поздороваться с дедушкой Морозом? Каким вариантом приветствия вы воспользуетесь?
Приветствие | Салют, дед Мороз. Добрый день, дедушка Мороз. Дед Мороз, приветик! Здравствуйте, уважаемый дедушка Мороз. Здравствуйте, Мороз Иванович. |
Вступление
Вступление. | Вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания |
Во вступлении задаются вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
- Какие вопросы мы можем задать дедушке Морозу?
Здесь существует одно правило, какое, вы узнаете сейчас. Прочитайте 2 предложения
- Как твое здоровье?
- Как Ваше здоровье?
- Как правильно спросить деда Мороза о его здоровье?
- Почему?
- Как в этом предложении удалось показать уважение к дедушке Морозу?
Вывод: если вы пишете взрослому человеку, то, чтобы подчеркнуть своё уважение к нему, необходимо писать слова Вы, Ваше, Вас с заглавной буквы. Например: Как Вы провели этот год? С какими просьбами к Вам обращаются?
Переходим к основной части письма. В основной части вначале нужно рассказать о себе, а потом попросить о подарке. Не забывайте, что к Деду Морозу обращаются тысячи людей, поэтому вы должны не просто попросить подарок, но и объяснить, почему он вам так необходим.
Рассказать о себе можно по плану, который перед вами на слайде.
Почему последнее предложение в рассказе начинается со слов, я увлекаюсь.
(Должен быть логический переход к просьбе о подарке)
Основная часть | 1.Рассказать о себе: Я учусь Меня зовут.. Я увлекаюсь…. Мне…. лет. 2.Обосновать своё желание |
- Как можно попрощаться с дедушкой в конце письма? Не забудьте пожелать дедушке здоровья и долгих лет жизни.
Самостоятельная работа.
Составление памятки «Как написать письмо дедушке Морозу»
Домашнее задание
Написать письмо дедушке Морозу.
Подведение итогов
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем письмо- просьба отличается от других писем?
- Какими знаниями, полученными на уроке, вы обязательно воспользуетесь?
Мы сегодня много говорите об искусстве писать письма. Но у меня возник вопрос, к какому жанру мы относится письмо? Давайте выясним это методом исключения.
Перед вами названия жанров: басня, повесть, былина, рассказ, эпистолярный жанр.
- К какому жанру нельзя отнести письмо?
Вы должны знать, что письма относят к эпистолярному жанру. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанр – обращение в форме письма.
А теперь заполните таблицу достижений.
Я успешно работал на уроке | Я узнал новое (!) Я сделал открытие (!!) | Я смогу применить полученные знания на уроке в жизни | Я смогу поделиться полученными знаниями с друзьями |
Урок я хочу закончить словами французского философа.
Почти все важные дела люди совершают путем переписки; следовательно, одного умения говорить недостаточно. Люк де Вовенарг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Учимся обозначать на письме звук [Ы] после звука [Ц]. "Начальная школа XXI века", 3-в класс
Подробный план - конспект урока русского языка...
урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"
Урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...
урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"
Урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...
урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс
сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...
Технологическая карта урока русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями" 4 класс Школа 2100
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение следующих целей:– совершенствование учебно-языковых и правописных умений по теме «Глагол»: находить, образовывать глаголы, пи...
Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"
Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....
Метапредметный урок (русский язык, литературное чтение, технология) «Письма военных лет». 4 класс. Тема «Письма военных лет»
Цели и задачи: Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недопустимости повторения войны. Сформировать представление о празднике Дне Победы. Дать представление о жизни ...