Система упражнений при изучении словарных слов
материал (русский язык, 2 класс) по теме

Мишина Елена Юрьевна

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная,  требующая от современного учителя большой творческой работы. Я хочу  представить систему упражнений, которую использую в своей работе при изучении словарных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_uprazhneniy_pri_izuchenii_slovarnyh_slov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений при изучении словарных слов.

        

        Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяются. Одной из главных задач. Стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму, формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления.

        Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без ошибок?

        Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы

        Я хочу представить систему упражнений, которую использую в своей работе при изучении словарных слов:

1. Орфографические упражнения со словарными словами.

- Вставьте пропущенные буквы.

На плечи – л..паты –

И в поле, р..бята!

Р..боте мы рады

И отдыху рады!

        Шагает папа на з..вод.

        Вс.. гда он очень точен.

        Есть много у него забот:

        Ведь папа мой р..бочий

М. Чернявский

Осень. По утрам м..розы.

В рощах ж..лтый листопад.

Листья ок..ло б..резы

Золотым ковром лежат.

        Е. Головин

        Вещи  везут на перрон.

        Кидают в открытый в..гон.

        Готово. Уложен б..гаж:

        Диван,

        Саквояж,

        К..ртина,

         К..рзина,

        К..ртонка

        И маленькая с..бачонка.

С.Я.Маршак. Багаж

2.Стихи – опоры и рифмы подсказки.

Пальто, платье и платок

С буквой «А» пиши дружок!

Не забудь про сапоги!

«А» да «О» им не враги!

              Давным – давно

        Молоко, компот, мороз

        И корова, и колхоз,

        Борода, отец. корона,

        Колесо, ковер, колонна.

        И корзина, и конфеты,

        Голос, юмор и котлеты,

        И комар, и крокодил,

         Богатырь и коллектив.

        Их уже давным–давно

        Пишут люди с буквой «О».

            Огород

К нам пришли на огород

Помидор, морковь, горох,

Прибежали огурцы,

Озорные молодцы!

3. Задания на замену  развернутого определения одним словом

Ответить письменно одним словом:

- комната для занятий вшколе;

- человек, который едет в поезде;

- дорога с рядами деревьев по обеим сторонам;

-.учащийся средней школы;

-. ребенок женского пола;

- длинная коробка для ручек, карандашей;

-.первый месяц года;

- совокупность предметов, которыми покрывают тело;

-. домашняя птица с красным гребнем на голове;

-. домашнее крупное рогатое животное;

-. мышечный орган в полости рта;

- огородное растение, растущее обычно кочаном;

4. Упражнения фонетического характера.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.

В..робей, м..роз, п.нал, п..ртрет, гор..д, д..рога, ябл..ко, с..рень.

2. Выпишите слова, в которых есть парные согласные.

Д..ревня, в..рона, лагерь, р..бята, р..стение., бер..г.,

3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке.Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения.

        П..ртрет, к..(л, лл) екция, ремонт, ..дание, ..вт..м..биль, за..ц, уч..ник, ящ..рица.

4. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик- с глухими согласными на конце слова, во второй- со звонкими согласными на конце слова:

        Завтра.., в..кзал, б..гаж, адр..с, г..рой, пл..ток, н..род, п..суда.

5. Словообразовательные упражнения со словарными словами.

   1. От слов машина, солома, картина образуйте новые слова с суффиксом –к-.

   2. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

        Яблоко, яблочный, яблоня, яблочко, яблочки.

        Осина, осинка, подосиновик, осинник, осине, осиновый.

   3.. Подбери к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.

        Рисунок ( рисовать, нарисованный, рисуночек).

        Мороз ( морозный,. морозит, заморозки).

        Адрес (адресный, адресок, адресовать)

6. Морфологические упражнения со словарными словами.

…1. Выпиши из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3 склонения.

    2. Составь словосочетания . Определи падеж прилагательных.

Воробей (какой?)…, корова (какая?)..., газете (какой?)…, ракетой (какой?)….

 

  . 3. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонение существительных

Интересный случай.

Аккуратный ученик.

Березовая аллея.

Русский язык.

7. Синтаксические упражнения со словарными слова.

  1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

Шофер

Подосиновик

Медведь

Сорока

Комната

Береза

В лесу

В квартире

Около машины

На поляне

На дереве

Под деревом

      2.        Составьте предложения с данными словами.

Горизонт, ребята, дорога, береза.

  1. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехнические приёмы при изучении словарных слов.

Использование мнемотехнических приёмов на уроках русского языка помогает лучше запомнить словарные слова....

Изучение словарных слов с помощью стихов-рифмовок"

В  уроке показан один из способов изучения словарных слов с помощью ритмичных четверостиший...

Презентация для изучения словарных слов на тему "Зима".

Изучение словарных слов с использованием игрового приёма, приёма самопроверки и ярких, с душой подобранных иллюстраций оживит урок русского языка в любом классе начальной школы....

Использование мнемотехнических приёмов русского языка при изучении словарных слов

Презентация содержит материал об эффективных способах запоминания словарных слов в начальной школе....

Система упражнений по изучению явления полисемии на уроках русского языка в начальных классах (на материале лирики М. Ю. Лермонтова).

Многозначное слово «присутствует в сознании со всеми своими значениями, скрытыми и возможными, готовыми по первому поводу всплыть на поверхность», так писал В.В. Виноградов в своей книге ...

Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"

Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...


 

Комментарии