Глагол. Права и обязанности.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Интегрированный урок по русскому языку и праву для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_doc_19774.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Тема. Глагол. Права и обязанности.
Цель: обобщение знаний учащихся по теме «Глагол»
Задачи: - актуализировать знания учащихся, приобретенные при изучении темы «Глагол»; дополнить знания о правах и обязанностях граждан РФ, раскрыть их значение;
- формировать и развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля; стимулировать активную познавательную деятельность и учить приемам этой деятельности; развивать речь, внимание, память;
- воспитывать интерес и добросовестное отношение к учебе, культуру общения, взаимопомощь; правовую культуру;
- дать учащимся возможность оценить свои достижения, ощутить радость успехов в проявлении своих знаний.
Тип урока: интегрированный урок русского языка и права.
Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.
Нормативные документы: - Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка.
Оборудование:- инструкция к урокам русского языка для учащихся;
- индивидуальные рабочие карточки;
- экран, проектор, компьютер.
- колокольчик
Ход урока.
- Начальный этап.
1 СЛАЙД
- Организационный момент.
– Подарите улыбки друг другу, возьмите с собой на урок хорошее настроение, а грусть пусть покинет вас.
- У нас сегодня необычный урок. А почему? Вы должны выяснить это сами. Поэтому внимательно слушайте, смотрите и запоминайте все, что будет происходить на уроке.
2. Вступительное слово
- Что должен хорошо знать каждый ученик, чтобы грамотно писать на уроках русского языка? (Правила.)
- Что должен знать водитель машины, чтобы не случилось ДТП? (Правила ДД.)
- Что должен знать каждый из вас, чтобы не попасть в беду при переходе улиц и дорог? (Правила дорожного движения.)
- Что должны знать школьники, чтобы в классе и в школе был порядок? (Правила поведения в школе.)
- Как видите, соблюдение и знание правил обеспечивает нормальную работу в школе, безопасность на улице.
1 СЛАЙД
- А что же такое «знание»?
(«Знание» - ………………………………………)
2 СЛАЙД
Знание - орудие, а не цель. (Л.Н.Толстой)
Знание - сила. (Ф.Бэкон)
Знание - это пища для понимающего, приправа для пресыщенного и отрава для неготового. (Виктор Кротов)
"Знание - это убеждение, истинность которого достоверно установлена".
Знание - это всего лишь способность вспомнить что-либо.
- Чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность в стране, тоже надо соблюдать правила, обязательные для всех жителей страны – это законы.
- А как вы понимаете, что такое закон? (Работа со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова, энциклопедическим словарем.)
Закон – общеобязательное правило, установленное государством.
3 СЛАЙД
Конституция ( игра «Ассоциации»)
- Какие слова-ассоциации вы придумали к слову «Конституция»?
- Что является Основным законом нашей страны?
4 СЛАЙД
Конституция | закон | правила |
- У каждого человека есть не только права, но и обязанности, которые необходимо знать и выполнять.
- К какой части речи относятся слова «знать», «выполнять»?
5 СЛАЙД
- Актуализация знаний учащихся.
- Что вы знаете о глаголе?
- Какие грамматические признаки глагола вы знаете? Слайд вам поможет.
(На доске в ходе работы появляется схема)
6 СЛАЙД
-Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
- Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ть, ти, чь.
- Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
-Глаголы изменяются по числам и временам, а в прошедшем времени – по родам.
- Глаголы прошедшего времени имеют суффикс л.
- Глаголы имеют три лица.
- Посмотрите, как много мы знаем не только о глаголе, но и о праве.
- А как можно сформулировать тему нашего урока?
7 СЛАЙД
3. Постановка цели урока.
Будем вместе мы читать,
слушать, думать, размышлять –
Цель урока достигать.
- Какая цель нашего урока?
(Цель урока…………………………
- Наша цель – повторить и привести в систему изученный материал, показать свои знания по русскому языку и праву.
II. Основной этап.
1. Подготовительная работа.
- У нас интересный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток.
Надо, братцы, разобраться и скорей за дело взяться.
На жёлтых карточках - порядок выполнения работы (самостоятельное чтение).
- Прочитайте инструкцию к урокам русского языка.
8 СЛАЙД
Инструкция к урокам русского языка.
1. Внимательно читай задание.
2. Выполняя задание, покажи все свои знания.
3. Следи за временем, которое предусмотрено на задание.
4. Каждое задание подлежит проверке.
5. Прочитай, какую проверку ты должен осуществить:
- проверка по карточке;
- проверка учителем;
- проверка товарищем.
6. Если проверку ты осуществляешь сам, то оцени работу так:
- выполнил задание самостоятельно и без ошибок (красная карточка)
- выполнил работу с помощью (желтая карточка)
- допустил ошибки (зелёная карточка)
- Что вам не понятно из данной инструкции?
9 СЛАЙД
- Вашему вниманию предоставляется лингвистическая сказка
- Почему сказка лингвистическая? Что такое лингвистика? Обратимся к толковому словарю Ожегова ( Лингвистика – наука о языке, языкознание)
(Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил... Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А ты как думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?)
- Узнайте глаголы.
10 СЛАЙД
- Проверьте себя ( Чтение глаголов хором по рядам)
“Разминаем пальчики”( ф/м)
- Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец – помогает работе сердца.
- Всю работу вы будете выполнять в индивидуальных картах. После
окончания отведённого времени я подам сигнал колокольчиком.
- Приступая к работе, прочитайте мое пожелание.
(Желаю удачи! У тебя всё получится!)
11 СЛАЙД
№ | Задания | Рекомендации | Время |
1. | Определи число, время, спряжение глаголов. Вставь правильно окончания. - Что надо знать, чтобы правильно выполнить это задание? Друж___те (____ число, _____ лицо, ____ спр.), смож__ш__ (____ число, _____ лицо, ____ спр.), не зна__м (____ число, _____ лицо, ____ спр.), слыш__т (____ число, _____ лицо, ____ спр.), спрос__т (____ число, _____ лицо, ____ спр.). | Проверит товарищ + сигнальные карточки | 3-4 минуты |
12 СЛАЙД
№ | Задания | Рекомендации | Время |
2. | Из данных слов составь предложение. Разбери предложение по членам и частям речи. Конституция, страны, основным, нашей, законом, является _________________________________________________________________________________________________________________________________ Выполните морфологический разбор глагола: Является – __________________________________________________________________________________________________ | Проверь себя по карточке № 1 + сигнальные карточки | 4-5 минут |
13 СЛАЙД
- Есть международная организация, которая защищает интересы людей всего мира.
- Это – ООН – Организация Объединенных Наций.
В 1989 г. ООН приняла Конвенцию (соглашение) о правах ребёнка. Наше государство так же одобрило Конвенцию о правах ребенка.
Основная цель Конвенции – защита интересов ребёнка. В ней говорится о правах детей от рождения до совершеннолетия.
В настоящее время все эти права вошли в основной закон нашей страны.
- Давайте познакомимся с ними. Для это необходимо выполнить следующее задание 3 по рядам.
14 СЛАЙД
№ | Задания | Рекомендации | Время |
3. | Подбери и вставь подходящие по смыслу глаголы. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы. 1 ряд Тол__ко ты на свет (родился), Право первое твоё: (Получи), чтоб им (гордиться) ИМЯ личное св__ё. Очень трудно с__мому, (Жить) на свете __дному. Право с МАМОЙ (жить) и с ПАПОЙ (Пользуйтесь) везде, р__бята. | Задание выполняй в паре с товарищем + сигнальные карточки | 4-5 минут |
15 СЛАЙД
№ | Задания | Рекомендации | Время |
3 | Подбери и вставь подходящие по смыслу глаголы. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы. 2 ряд Если жар, всё тело (ломит) И совсем не до игры, То (позвать) ВРАЧ__ на помощ__, Тоже право детворы. Чтоб с наукой (подружиться), С кни__кой в мален__кой руке, Правом (пользуюсь) – (учиться) На Р__ДИМОМ __зыке. | Задание выполняй в паре с товарищем + сигнальные карточки | 4-5 минут |
16 СЛАЙД
№ | Задания | Рекомендации | Время |
3 | Подбери и вставь подходящие по смыслу глаголы. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы. 3 ряд (Подрасту), (возьмусь) за кни__ки И (отправлюсь) в первый кла___.. В школу (ходят) все д__тишки – Это право есть у нас. Бу__ь ты слабым или сил__ным, Белым, ч__рным, всё равно- Ты (родился) быть сч__с__ливым – Это право всем дано. | Задание выполняй в паре с товарищем + сигнальные карточки | 4-5 минут |
17СЛАЙД
Звучит музыкальная композиция, посвященная захвату школы в Беслане.
- О каких событиях идет речь в этой песне?
- Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвящается эта песня…
- Давайте прослушаем её стоя.
- Наше государство делает все возможное, чтобы мы с вами жили в мире и согласии, и о войне знали лишь понаслышке.
18 СЛАЙД
- Как вы думаете, какие права были нарушены?
19 СЛАЙД
№ | Задания | Рекомендации | Время |
4 | Напишите, используя глаголы, свой рассказ-призыв ко всем людям: любой национальности, веры, возраста, о соблюдении и не нарушении конституционных прав и обязанностей. _______________________________________ _______________________________________ | Зачитать вслух по просьбе учителя | 6 минут |
20 СЛАЙД
На каждой парте лежит карточка с заданием- собрать пословицу:
- Жить – родине служить.
- Чему быть, того не миновать.
- Учиться всегда пригодится.
– Какая пословица подойдёт к уроку?
III. Заключительный этап.
1. Итог.
- Вспомните, какова была цель нашего урока? Достигли мы её?
2. Рефлексия.
21 СЛАЙД
- Что было важным на уроке?
- Какая форма работы тебе больше понравилось? Почему?
- При выполнении какого задания ты испытывал трудности?
- Удовлетворен ли ты своей работой?
- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
22 СЛАЙД
3. Домашнее задание.
-Сегодня, когда вы пойдёте домой, мне хочется, чтобы ваши листочки с рассказами-призывами вы раздали прохожим на улицах города.
1
Ф. И. Желаю удачи! У тебя всё получится!
№ | Задания | Рекомендации | Время |
1. | Определи число, время, спряжение глаголов. Вставь правильно окончания. - Что надо знать, чтобы правильно выполнить это задание? Друж___те (____ число, _____ лицо, ____ спр.), смож__ш__ (____ число, _____ лицо, ____ спр.), не зна__м (____ число, _____ лицо, ____ спр.), слыш__т (____ число, _____ лицо, ____ спр.), спрос__т (____ число, _____ лицо, ____ спр.). Закрась | Проверит товарищ + сигнальные карточки | 3-4 минуты |
2. | Из данных слов составь предложение. Разбери предложение по членам и частям речи. Конституция, страны, основным, нашей, законом, является __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выполните морфологический разбор глагола: Является – ____________________________________________________________________________________________________________ Закрась | Проверь себя по карточке № 1 + сигнальные карточки | 3-4 минуты |
3. | Подбери и вставь подходящие по смыслу глаголы. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы. 1 ряд Тол__ко ты на свет (родился), Право первое твоё: (Получи), чтоб им (гордиться) ИМЯ личное св__ё. Очень трудно с__мому, (Жить) на свете __дному. Право с МАМОЙ (жить) и с ПАПОЙ (Пользуйтесь) везде, р__бята. Закрась | Задание выполняй в паре с товарищем + сигнальные карточки | 4-5 минут |
4. | Напишите, используя глаголы, свой рассказ-призыв ко всем людям: любой национальности, веры, возраста, о соблюдении и не нарушении конституционных прав и обязанностей. | Зачитать вслух по просьбе учителя | 6 минут |
2
Ф. И. Желаю удачи! У тебя всё получится!
№ | Задания | Рекомендации | Время |
1. | Определи число, время, спряжение глаголов. Вставь правильно окончания. - Что надо знать, чтобы правильно выполнить это задание? Друж___те (____ число, _____ лицо, ____ спр.), смож__ш__ (____ число, _____ лицо, ____ спр.), не зна__м (____ число, _____ лицо, ____ спр.), слыш__т (____ число, _____ лицо, ____ спр.), спрос__т (____ число, _____ лицо, ____ спр.). Закрась | Проверит товарищ + сигнальные карточки | 3-4 минуты |
2. | Из данных слов составь предложение. Разбери предложение по членам и частям речи. Конституция, страны, основным, нашей, законом, является __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выполните морфологический разбор глагола: Является – ____________________________________________________________________________________________________________ Закрась | Проверь себя по карточке № 1 + сигнальные карточки | 3-4 минуты |
3. | Подбери и вставь подходящие по смыслу глаголы. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы. 2 ряд Если жар, всё тело (ломит) И совсем не до игры, То (позвать) ВРАЧ__ на помощ__, Тоже право детворы. Чтоб с наукой (подружиться), С кни__кой в мален__кой руке, Правом (пользуюсь) – (учиться) На Р__ДИМОМ __зыке. Закрась | Задание выполняй в паре с товарищем + сигнальные карточки | 4-5 минут |
4. | Напишите, используя глаголы, свой рассказ-призыв ко всем людям: любой национальности, веры, возраста, о соблюдении и не нарушении конституционных прав и обязанностей. | Зачитать вслух по просьбе учителя | 6 минут |
3
Ф. И. Желаю удачи! У тебя всё получится!
№ | Задахния | Рекомендации | Время |
1. | Определи число, время, спряжение глаголов. Вставь правильно окончания. - Что надо знать, чтобы правильно выполнить это задание? Друж___те (____ число, _____ лицо, ____ спр.), смож__ш__ (____ число, _____ лицо, ____ спр.), не зна__м (____ число, _____ лицо, ____ спр.), слыш__т (____ число, _____ лицо, ____ спр.), спрос__т (____ число, _____ лицо, ____ спр.). Закрась | Проверит товарищ + сигнальные карточки | 3-4 минуты |
2. | Из данных слов составь предложение. Разбери предложение по членам и частям речи. Конституция, страны, основным, нашей, законом, является __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выполните морфологический разбор глагола: Является – ____________________________________________________________________________________________________________ Закрась | Проверь себя по карточке № 1 + сигнальные карточки | 3-4 минуты |
3. | Подбери и вставь подходящие по смыслу глаголы. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы. 3 ряд (Подрасту), (возьмусь) за кни__ки И (отправлюсь) в первый кла___.. В школу (ходят) все д__тишки – Это право есть у нас. Бу__ь ты слабым или сил__ным, Белым, ч__рным, всё равно- Ты (родился) быть сч__с__ливым – Это право всем дано. Закрась | Задание выполняй в паре с товарищем + сигнальные карточки | 4-5 минут |
4. | Напишите, используя глаголы, свой рассказ-призыв ко всем людям: любой национальности, веры, возраста, о соблюдении и не нарушении конституционных прав и обязанностей. | Зачитать вслух по просьбе учителя | 6 минут |
Карточка №1 прил. сущ. мест. сущ. Основным законом нашей страны гл. сущ. является Конституция. сущ. гл. прил. сущ. Конституция является основным законом мест. сущ. нашей страны. Является – глагол, являться, несов.в., 1 спр., ед.ч., наст.в., 3 л., сказуемое. | Карточка №1 прил. сущ. мест. сущ. Основным законом нашей страны гл. сущ. является Конституция. сущ. гл. прил. сущ. Конституция является основным законом мест. сущ. нашей страны. Является – глагол, являться, несов.в., 1 спр., ед.ч., наст.в., 3 л., сказуемое. |
Карточка №1 прил. сущ. мест. сущ. Основным законом нашей страны гл. сущ. является Конституция. сущ. гл. прил. сущ. Конституция является основным законом мест. сущ. нашей страны. Является – глагол, являться, несов.в., 1 спр., ед.ч., наст.в., 3 л., сказуемое. | Карточка №1 прил. сущ. мест. сущ. Основным законом нашей страны гл. сущ. является Конституция. сущ. гл. прил. сущ. Конституция является основным законом мест. сущ. нашей страны. Является – глагол, являться, несов.в., 1 спр., ед.ч., наст.в., 3 л., сказуемое. |
Карточка №1 прил. сущ. мест. сущ. Основным законом нашей страны гл. сущ. является Конституция. сущ. гл. прил. сущ. Конституция является основным законом мест. сущ. нашей страны. Является – глагол, являться, несов.в., 1 спр., ед.ч., наст.в., 3 л., сказуемое. | Карточка №1 прил. сущ. мест. сущ. Основным законом нашей страны гл. сущ. является Конституция. сущ. гл. прил. сущ. Конституция является основным законом мест. сущ. нашей страны. Является – глагол, являться, несов.в., 1 спр., ед.ч., наст.в., 3 л., сказуемое. |
Карточка №1 прил. сущ. мест. сущ. Основным законом нашей страны гл. сущ. является Конституция. сущ. гл. прил. сущ. Конституция является основным законом мест. сущ. нашей страны. Является – глагол, являться, несов.в., 1 спр., ед.ч., наст.в., 3 л., сказуемое. | Карточка №1 прил. сущ. мест. сущ. Основным законом нашей страны гл. сущ. является Конституция. сущ. гл. прил. сущ. Конституция является основным законом мест. сущ. нашей страны. Является – глагол, являться, несов.в., 1 спр., ед.ч., наст.в., 3 л., сказуемое. |
Инструкция к урокам русского языка. 1. Внимательно читай задание. 2. Выполняя задание, покажи все свои знания. 3. Следи за временем, которое предусмотрено на задание. 4. Каждое задание подлежит проверке. 5. Прочитай, какую проверку ты должен осуществить:
6. Если проверку ты осуществляешь сам, то оцени работу так:
(красная карточка)
| Инструкция к урокам русского языка. 1. Внимательно читай задание. 2. Выполняя задание, покажи все свои знания. 3. Следи за временем, которое предусмотрено на задание. 4. Каждое задание подлежит проверке. 5. Прочитай, какую проверку ты должен осуществить:
6. Если проверку ты осуществляешь сам, то оцени работу так:
(красная карточка)
|
Инструкция к урокам русского языка. 1. Внимательно читай задание. 2. Выполняя задание, покажи все свои знания. 3. Следи за временем, которое предусмотрено на задание. 4. Каждое задание подлежит проверке. 5. Прочитай, какую проверку ты должен осуществить:
6. Если проверку ты осуществляешь сам, то оцени работу так:
(красная карточка)
| Инструкция к урокам русского языка. 1. Внимательно читай задание. 2. Выполняя задание, покажи все свои знания. 3. Следи за временем, которое предусмотрено на задание. 4. Каждое задание подлежит проверке. 5. Прочитай, какую проверку ты должен осуществить:
6. Если проверку ты осуществляешь сам, то оцени работу так:
(красная карточка)
|
Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. |
Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. |
Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. |
Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. |
Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. |
Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. | Жить – того не миновать. Чему быть, всегда пригодится. Учиться родине служить. |
Выполнил задание самостоятельно и без ошибок | Выполнил задание самостоятельно и без ошибок | Выполнил задание самостоятельно и без ошибок |
Выполнил задание самостоятельно и без ошибок | Выполнил задание самостоятельно и без ошибок | Выполнил задание самостоятельно и без ошибок |
Выполнил задание самостоятельно и без ошибок | Выполнил задание самостоятельно и без ошибок | Выполнил задание самостоятельно и без ошибок |
Выполнил задание с помощью товарища | Выполнил задание с помощью товарища | Выполнил задание с помощью товарища |
Выполнил задание с помощью товарища | Выполнил задание с помощью товарища | Выполнил задание с помощью товарища |
Выполнил задание с помощью товарища | Выполнил задание с помощью товарища | Выполнил задание с помощью товарища |
Допустил ошибки | Допустил ошибки | Допустил ошибки |
Допустил ошибки | Допустил ошибки | Допустил ошибки |
Допустил ошибки | Допустил ошибки | Допустил ошибки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка и права "Глагол. Права и обязанности"
Интегрированный урок в 4 классе...
Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.
Воспитание правового самосознания учащихся....
« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»
Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...
Права и обязанности учащихся, правила поведения в школе
Для классного уголка...
Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.
В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....
Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...
Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности обучающихся определяются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами....