Урок обучения грамоте "Буква Х и её звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Интергированный урок обучения грамоте по программе Бунеевых "Буква Х и её звуки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_h_i_eyo_zvuki.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
обучения грамоте
«Строчная согласная буква «х» и её звуки»
Составитель учитель начальных классов
Муратова Ольга Витальевна
п.г.т. Анна
2009
Цель: познакомить с новой строчной гласной буквой «х» и звуками, которые она обозначает [х], [х,]; научить писать строчную букву «х»; дать представление о междометиях; расширять словарный запас; развивать фонематический слух; учить работать с текстом и иллюстрацией;
Оборудование: Букварь Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.Н. Прониной; Прописи «Мои волшебные пальчики № 5 О.В. Прониной; листы белой бумаги; карточки с таблицей для поиска буквы «х» и слов с буквой «х»; картинки с предметами, в названиях которых есть буква «х»;
1 урок
Ход урока: | Деятельность учащихся: |
1. Организационный момент. С добрым утром! Начат день, первым делом гоним лень. На уроке не молчать, всем работать, отвечать! |
2. Нацеливание. Сообщение темы урока. - Прочитайте со слайда предложение. (СЛАЙД № 1) Хорошо того учить, кто хочет всё знать. - Что можете сказать? Объясните. (Это пословица. Когда человек учится с желанием, его легко учить, он легко запоминает.) - Кто из вас хочет пополнить свои знания? - Я с удовольствием помогу вам в этом. Кто с желанием учится, того легко учить. - Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками. Никто ещё не догадался? (Буква «х», звуки [х] и[х,]) | Чтение предложения, рассуждения. |
3. Знакомство с буквой «х». - Проведём эксперимент. Перед вами лежат листочки. Прошу вас выполнять действия, услышанные в загадке, которую я вам загадаю: Раз – листочек поднимаем, Два – листочек загибаем, Три – ещё разок свернули, На четыре – развернули. Буква спряталась внутри. Кто догадлив? Назови! - Действительно мы сегодня работаем с буквой «х». - А кто нам расскажет, на что похожа буква «х»? Х – на ножницы похожа, Но в работе, а не лёжа. Хочешь – порешь, хочешь – шьёшь, Хочешь – сам себя стрижёшь. (учитель показывает раскрытые ножницы) (СЛАЙД № 2) - Буква «х» встречается в окружающем нас мире. Оглянемся вокруг. Где можно увидеть букву «х»? - А теперь понаблюдаем со слайда. (СЛАЙД № 2) | Слушание, выполнение заданий, отгадывание загадки. Стихотворение рассказывает ученик |
Физкультминутка - Как человек может изобразить букву «х»? Встаньте и изобразите. |
4. Выделение звуков [х] и [х,]. - Какие звуки обозначает буква х? - Прочитаем скороговорку. Какой звук повторяется? (СЛАЙД № 3) Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали: «Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!» - Какой это звук? Дайте ему характеристику. (звук [х] согласный, глухой, твёрдый) - Придумайте слова со звуком [х]. (СЛАЙД № 4) (Хлеб, хомяк, хорёк, хорошо, пахнуть) - Составьте предложение с подчёркнутыми словами. (Хлеб хорошо пахнет) (СЛАЙД № 5) - Назовите слова, со звуком [х,]. (СЛАЙД № 6) (Хитрые, хищники, хек, хирург, химики, хихикать, …) - Составим предложение с подчёркнутыми словами. (СЛАЙД № 6) (Хитрые химики хихикали.) - Какой звук повторяется? Дайте ему характеристику. (звук [х,] согласный, глухой, мягкий) | Слушание скороговорки, выделение звука. Называние слов, составление предложения, выделение звука. |
5. Работа со схемой-человечком стр. 126. Дорисуем человечку – шапочку-звоночек и тапочки. | Дорисовывание схемы-человечка |
Физкультминутка. Карусели! Карусели! Мы с тобой в машину сели. Сели и поехали. – звук [р] Карусели! Карусели! Мы с тобой на лошадку сели. Сели и поехали. – звуки копыт. Карусели! Карусели! В самолёт с тобой мы сели. Сели и поехали. – звук [ж] Карусели! Карусели! В вертолёт с тобой мы сели. Сели и поехали. – звуки [вж] |
7. Чтение слогов и слов. - Потренируемся в чтении слогов и слов с буквой «х» на стр. 126 Букваря. 1 строка – самостоятельно, хором. - Прочитайте слоги с твёрдым согласным, мягким согласным. - Какие гласные смягчают согласные? (е, и) Чтение 1 столбика слов – самостоятельно, хором. ХАЛАТ ХОРОШО ХЕК - Что общего в этих словах? (все на букву «х») - Прочитайте слова в порядке убывания слогов (индивидуально). - Назовите и подчеркните мягкие согласные. Чтение 2 столбика слов – хором. ХИМИЯ ЗАПАХ ОХОТА Лексическая работа: химия – наука о составе и строении веществ. - Назовите и подчеркните гласные буквы. - Назовите и подчеркните мягкие согласные. - Какое слово лишнее? (химия – мягкие согласные; запах – 2 слога) Чтение 3 столбика – самостоятельно. У|ХА СТИ|ХИ Е|ХАЛ - Назовите слово, у которого можно узнать вкус. (уха) - Кто объяснит лексический смысл этого слова? (рыбная похлёбка или суп) - Разделите слова на слоги. | Чтение слогов и слов самостоятельно. Чтение хором, индивидуально, выполнение заданий Лексическое значение Лексическое значение |
Физкультминутка. На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья. Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся. И наклоны в стороны делать мы возьмёмся. Приседания опять будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдём, и урок наш вновь начнём. |
8. Работа в прописи. Письмо строчной буквы х. - Поучимся писать строчную букву х. - Сравните печатную букву с письменной буквой на стр. 17 Прописей № 5. - Из каких элементов состоит буква х? (из двух полуовалов) - Какой из полуовалов – буква с? (правый элемент) ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ. - Сначала пишется левый полуовал, затем правый. Буква пишется с отрывом пера. | Сравнение печатной и письменной букв |
- Письмо буквы в рамке и на первой строке. - Письмо букв х и с на 2 строке. Подчеркните «мисс букву». | Самостоятельное обведение, букв |
Физкультминутка «Рыбки весело плескались …» |
9. Работа в Букваре на стр. 126. Знакомство с междометиями. - Рассмотрите рисунки на кубиках. - Какие чувства переживает первый мальчик? (восхищение, восторг) - Прочитайте предложение под кубиком именно с таким чувством, пробуя повторить и жест мальчика. - А какие чувства переживает второй мальчик? (недовольство, усталость) - Прочитайте второе предложение, передавая голосом усталость. - А кто из вас испытывал чувство холода, как мальчик на третьем кубике? Прочитайте предложение, вспомнив это чувство. Вывод: Ах, ох, ух – это особые маленькие слова, которые выражают чувства. Их в русском языке называют междометия. | Рассматривание, чтение |
Физкультминутка - Давайте повторим предложения с движениями, чтобы лучше запомнить междометия. А помогут нам в этом картинки настроений: «Ах, как прекрасно!», «Ох, ну и трудна работа!», «Ух, как холодно!» (СЛАЙД № 9) - Кто обратил внимание, как пишутся междометия? (после них ставится запятая) |
10. Работа в прописи на стр. 17. - Найдём строку с соединениями. Прочитайте самостоятельно вслух. - Что интересного вам встретилось? (междометия) - Выпишите сначала слова-междометия, потом все остальные слоги-соединения. - Проверим вашу работу. Прочитайте первые соединения. (ах, ух, ох) - Что это за слова? (междометия) - Назовите слоги с мягким согласным «х» и подчеркните. (хе, хи) Вывод: кто уверенно справился с заданием? Настоящие ученики. Вас приятно учить. | Самостоятельная запись слогов. |
Физкультминутка. Стали мы учениками, соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья: Руки вверх, руки вниз, на носочки поднялись. То присели, то нагнулись и, конечно, улыбнулись. А потом мы умывались, аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, в школу к знаниям стремясь. |
11. Работа над текстом «Ах и Ох». 1) Работа до чтения. - Вернёмся к букварю на страницу 126. Прочитайте заглавие. - Что вы узнали про эти маленькие слова? (междометия) - А почему они написаны с большой буквы? (имена?) - Где можно найти подтверждение вашим предположениям? (на рисунке кубика люди) - Почему их так назвали, разве есть такие имена? (предположения) - Как вы думаете, одинаково ли они относятся к одному и тому же событию? Давай те узнаем, прочитав рассказ. | Участие в беседе, ответы на вопросы |
2) Чтение текста по предложениям. 1 предложение - Почему так неопределённо говорится о месте и времени события? - Какие тексты так зачастую начинаются? (сказки) 2 предложение - Правильно ли оказались наши предположения? (это имена героев) 3 предложение - Какой характер был у Аха? 4 предложение - Что узнали об Охе? Как это скулил? 5 – 9 предложения - Как вы думаете, чему радовался по утрам Ах? 10 – 14 предложения - Что не нравится с утра Оху? Какое у него настроение? Как надо прочитать реплику Оха? (с неудовольствием, капризно) 15 – 16 предложения - Можно ли предположить, кого работа испугает? 17- 18 предложения - Какую работу выполняет Ах? С каким настроением? Как вы догадались? 19 – 21 предложения - Работает ли Ох? Чем он был занят? (ходит, бродит, охает) - Почему у него ноги мёрзнут? (не работает) 22 – 24 предложения - Почему Ах радуется, а Ох стонет? (у них разные характеры) - Кому живётся легче? 25 предложение - Ответьте на вопрос. Кто хочет походить на Ох? А на Ах?
| Чтение текста, беседа по вопросам учителя |
3) Ответы по всему тексту. - Что можно сказать о двух братьях? Какие они? - Как вы думаете, где на картинке Ах, а где Ох? - К какому отрывку из текста относится иллюстрация? - С кем бы из этих братьев ты хотел дружить? Почему? Вывод: Приятно слушать ответы настоящих учеников. | Ответы на вопросы |
Физкультминутка. Стали мы учениками, соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья: Руки вверх, руки вниз, на носочки поднялись. То присели, то нагнулись и, конечно, улыбнулись. А потом мы умывались, аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, в школу к знаниям стремясь. |
12. Домашнее задание. - Прочитайте дома этот рассказ родителям, но сначала потренируйтесь. | Запоминание домашнего задания |
13. Итог урока. - Подошёл к концу первый урок обучения грамоте. Что нового он нам дал? С чем познакомил? (с междометиями) - Мне приятно было с вами сегодня сотрудничать, потому что … Хорошо того учить, кто хочет всё знать. (СЛАЙД № 11) | Чтение слайда |
2 урок
Ход урока: | Деятельность учащихся: |
1. Организационный момент. Прозвенел звонок, начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. |
2. Нацеливание. Сообщение темы урока. - Мы продолжаем работать с буквой «х» и звуками, которые она обозначает. - Кто даст характеристику этим звукам? | Согласные, глухие, твёрдый и мягкий |
3. Работа в прописи на стр. 17. Письмо слов. - Начнём работу с прописей на странице 17. Прочитайте слова на первой строке: Хлеб, хата, халва, уха, смех, хобот. - На какие группы можно разделить данные слова? (односложные и двусложные) - Запишите сначала односложные слова, затем двусложные. - Проверим со слайда. (СЛАЙД № 12) | Самостоятельное чтение слов Ответ на вопрос Самостоятельная запись слов |
Физкультминутка. «Море волнуется раз, …» |
Письмо слов (продолжение). - Прочитаем слова на 2 строке: храбрые, хитрые, хилые, хорошие. - Что общего в этих словах? (отвечают на один вопрос: какие?; начинаются на «х», заканчиваются на «е») - Какое слово может быть лишним? (хорошие – четырёхсложное) - Запишите сначала слова с мягким согласным «х» (хитрые, хилые) Подчеркните мягкие согласные. - Затем слова с твёрдым согласным «х» ( храбрые, хорошие) (СЛАЙД № 12) | Ответы на вопросы Самостоятельная запись слов |
Физкультминутка На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья. Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся. И наклоны в стороны делать мы возьмёмся. Приседания опять будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдём, и урок наш вновь начнём. |
4. Работа в Букваре со стихотворением «Хо-хо, ха-ха». Олега Григорьева. - Предлагаю вернуться на страницу Букваря – 127. 1) Работа до чтения. - Прочитайте название стихотворения. Можно ли предположить по заглавию о настроении стихотворения? - Рассмотрите иллюстрацию. Кто герой стихотворения? Что его рассмешило? | Ответы на вопросы учителя Предположения |
2) Самостоятельное чтение стихотворения. - Подтвердились ли наши предположения? 3) Чтение вслух. - Над чем хохотал мальчик? - Что его так развеселило? - С чем сравнивает автор эти весёлые стихи? (с щекоткой) - Что вы можете рассказать о мальчике? (Он любит читать, у него есть чувство юмора) - Попадались ли вам щекотные стихи? - Стихи Олега Григорьева интересны, забавны. Он находит необыкновенные сравнения, играет словами, описывает необычные ситуации с помощью юмора, помогает читателям задуматься над серьёзными вещами. | Чтение самостоятельное Чтение вслух, ответы на вопросы. |
5. Домашнее задание. - Отчитайте стихотворение, а может кто-нибудь выучит стихотворение наизусть? |
Физкультминутка Шли по крыше 3 кота, 3 кота Василия, Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее. Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз. И сказали 3 кота: «Красота! Красота!» |
6. Работа в прописи. 1) Образование новых слов и их запись. - Кто пишет стихи? (поэт) - Попробуем образовать названия профессий от родственных слов: Охота – охотник хирургия – хирург Химия – химик охрана – охранник Подчёркивание гласных, деление на слоги, выделение корня в родственных словах | Образование названий профессий, запись слов. Подчёркивание гласных, деление на слоги, выделение корня |
2) Знакомство со словарным словом ХОРОШО - Прочитайте слово в рамке. Почему оно в рамке? (словарное) Запись его 3 раза - Какое предложение с этим словом мы составляли на прошлом уроке? (Хлеб хорошо пахнет) (СЛАЙД № 13) - Запишем его на нижней строке. | Чтение, рассуждения |
3) Запись предложений с печатного образца. Школа, университет, академия – храмы науки. В Москве храм Христа Спасителя. - Кто знает, что такое храм? (У этого слова 2 значения. Храм – здание для богослужения. Храм – место служения науке, искусству, высоким помыслам.) | Запись предложений, ответы на вопросы учителя. |
7. Итог урока. - С какой буквой мы сегодня работали? - Что у нас получилось? - Я помогу вам. Характеризовать новые звуки удалось нам? - Научиться писать букву «х» удалось? - Для чего надо знать буквы и уметь писать их? | Самооценка выполненной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки (б), (б\'), буквы Б, б"
Урок-путешествие. Обучение грамоте. ...
Урок обучения грамоте по теме "Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц."
На уроке использованы разнообразные дидактические игры, направленные на формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения....
Урок обучения грамоте "Буквы Ж,ж. Звук [ж]"
Цифровой ресурс содержит разработку урока, презентацию учебного материала, рисунок-раскаску "Найди букву"....
Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки.
Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные и согласные звуки"...
Урок обучения грамоте " Буква Бб и звуки (б) (б\')"
На уроке применяется метод игры, задания на развитие памяти, внимания,мышления. Проводится ролевое чтение, индивидуальная работа, работа со схемами....
Урок обучения грамоте (чтение) "Мир полон звуков. Звуки в природе" УМК "Перспектива"
Данную презентацию можно использовать как на уроках обучения грамоте, с целью формирования представления о неречевых звуках.....
Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...