Урок обучения грамоте "Буква Х и её звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Интергированный урок обучения грамоте по программе Бунеевых "Буква Х и её звуки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_h_i_eyo_zvuki.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

 обучения грамоте

«Строчная согласная буква «х» и её звуки»

Составитель учитель начальных классов

Муратова Ольга Витальевна

п.г.т. Анна

 2009

Цель: познакомить с новой строчной гласной буквой «х» и звуками, которые она обозначает [х], [х,]; научить писать строчную букву «х»; дать представление о междометиях; расширять словарный запас; развивать фонематический слух; учить работать с текстом и иллюстрацией;

Оборудование: Букварь Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.Н. Прониной; Прописи «Мои волшебные пальчики № 5 О.В. Прониной; листы белой бумаги; карточки с таблицей для поиска буквы «х» и слов с буквой «х»; картинки с предметами, в названиях которых есть буква «х»;

1 урок

Ход урока:

Деятельность учащихся:

1. Организационный момент.

С добрым утром! Начат день, первым делом гоним лень.

На уроке не молчать, всем работать, отвечать!

2. Нацеливание. Сообщение темы урока.

- Прочитайте со слайда предложение.                                  (СЛАЙД № 1)

Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

- Что можете сказать? Объясните. (Это пословица. Когда человек учится с желанием, его легко учить, он легко запоминает.)

- Кто из вас хочет пополнить свои знания?

- Я с удовольствием помогу вам в этом. Кто с желанием учится, того легко учить.

- Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками. Никто ещё не догадался? (Буква «х», звуки [х] и[х,])

Чтение предложения, рассуждения.

3. Знакомство с буквой «х».

- Проведём эксперимент. Перед вами лежат листочки. Прошу вас выполнять действия, услышанные в загадке, которую я вам загадаю:

Раз – листочек поднимаем,

Два – листочек загибаем,

Три – ещё разок свернули,

На четыре – развернули.

Буква спряталась внутри.

Кто догадлив? Назови!

- Действительно мы сегодня работаем с буквой «х».

- А кто нам расскажет, на что похожа буква «х»?

Х – на ножницы похожа,

Но в работе, а не лёжа.

Хочешь – порешь, хочешь – шьёшь,

Хочешь – сам себя стрижёшь.

(учитель показывает раскрытые ножницы)    (СЛАЙД № 2)

- Буква «х» встречается в окружающем нас мире. Оглянемся вокруг. Где можно увидеть букву «х»?

- А теперь понаблюдаем со слайда.                                             (СЛАЙД № 2)

Слушание, выполнение заданий, отгадывание загадки.







Стихотворение рассказывает ученик

Физкультминутка

- Как человек может изобразить букву «х»? Встаньте и изобразите.

4. Выделение звуков [х] и [х,].

- Какие звуки обозначает буква х?

- Прочитаем скороговорку. Какой звук повторяется?         (СЛАЙД № 3)

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

«Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!»

- Какой это звук? Дайте ему характеристику. (звук [х] согласный, глухой, твёрдый)


- Придумайте слова со звуком [х].        (СЛАЙД № 4)

(Хлеб, хомяк, хорёк, хорошо, пахнуть)

- Составьте предложение с подчёркнутыми словами.

(Хлеб хорошо пахнет)                            (СЛАЙД № 5)


- Назовите слова, со звуком [х,].                      (СЛАЙД № 6)

 (Хитрые, хищники, хек, хирург, химики, хихикать, …)

- Составим предложение с подчёркнутыми словами.               (СЛАЙД № 6)

 (Хитрые химики хихикали.)

- Какой звук повторяется? Дайте ему характеристику. (звук [х,] согласный, глухой, мягкий)



Слушание скороговорки, выделение звука.



Называние слов, составление предложения, выделение звука.

5. Работа со схемой-человечком стр. 126.

Дорисуем человечку – шапочку-звоночек и тапочки.

Дорисовывание

схемы-человечка

6. Поиск печатной буквы х.

Работа по карточке. Найти и зачеркнуть печатную букву х.


х

р

а

н

и

т

е

л

ь

ъ

а

ф

ы

в

а

п

р

о

л

а

м

х

с

я

ч

х

с

у

х

ю

е

ь

х

у

д

о

ж

н

и

к

л

я

л

ч

с

к

т

м

р

э

е

й

е

ц

ы

к

х

у

у

ю

о

ы

б


х

е

к

ь

р

ж

н

й

ц

у

р

й

ь

ю

г

с

ъ

х

о

л

м

э

ъ

з

ю

х

й

ц

у

к

е

х

о

л

о

д


- Сколько букв нашли и зачеркнули? (10 букв)

- Может кто-то нашёл и слова?


Вывод: Какие вы у меня внимательные!


Поиск и зачёркивание буквы, поиск слов.

Физкультминутка.

Карусели! Карусели! Мы с тобой в машину сели. Сели и поехали. – звук [р]

Карусели! Карусели! Мы с тобой на лошадку сели. Сели и поехали. – звуки копыт.

Карусели! Карусели! В самолёт с тобой мы сели. Сели и поехали. – звук [ж]

Карусели! Карусели! В вертолёт с тобой мы сели. Сели и поехали. – звуки [вж]

7. Чтение слогов и слов.

- Потренируемся в чтении слогов и слов с буквой «х» на стр. 126 Букваря.


1 строка – самостоятельно, хором.

- Прочитайте слоги с твёрдым согласным, мягким согласным.

- Какие гласные смягчают согласные? (е, и)


Чтение 1 столбика слов – самостоятельно, хором.

ХАЛАТ

ХОРОШО

ХЕК

- Что общего в этих словах? (все на букву «х»)

- Прочитайте слова в порядке убывания слогов (индивидуально).

- Назовите и подчеркните мягкие согласные.


Чтение 2 столбика слов – хором.

ХИМИЯ

ЗАПАХ

ОХОТА

Лексическая работа: химия – наука о составе и строении веществ.

- Назовите и подчеркните гласные буквы.

- Назовите и подчеркните мягкие согласные.

- Какое слово лишнее? (химия – мягкие согласные; запах – 2 слога)


Чтение 3 столбика – самостоятельно.

У|ХА

СТИ|ХИ

Е|ХАЛ

- Назовите слово, у которого можно узнать вкус. (уха)

- Кто объяснит лексический смысл этого слова? (рыбная похлёбка или суп)

- Разделите слова на слоги.

Чтение слогов и слов самостоятельно.


Чтение хором, индивидуально, выполнение заданий











Лексическое значение









Лексическое значение

Физкультминутка.        На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!

Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.

Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.

И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.

Приседания опять будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдём, и урок наш вновь начнём.

8. Работа в прописи. Письмо строчной буквы х.

- Поучимся писать строчную букву х.

- Сравните печатную букву с письменной буквой на стр. 17 Прописей № 5.


- Из каких элементов состоит буква х? (из двух полуовалов)

- Какой из полуовалов – буква с? (правый элемент)


ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

- Сначала пишется левый полуовал, затем правый. Буква пишется с отрывом пера.

Сравнение печатной и письменной  букв

- Письмо буквы в рамке и на первой строке.

- Письмо букв х и с на 2 строке. Подчеркните «мисс букву».

Самостоятельное обведение, букв

Физкультминутка  «Рыбки весело плескались …»

9. Работа в Букваре на стр. 126. Знакомство с междометиями.

- Рассмотрите рисунки на кубиках.

- Какие чувства переживает первый мальчик? (восхищение, восторг)

- Прочитайте предложение под кубиком именно с таким чувством, пробуя повторить и жест мальчика.


- А какие чувства переживает второй мальчик? (недовольство, усталость)

- Прочитайте второе предложение, передавая голосом усталость.


- А кто из вас испытывал чувство холода, как мальчик на третьем кубике? Прочитайте предложение, вспомнив это чувство.


Вывод: Ах, ох, ух – это особые маленькие слова, которые выражают чувства. Их в русском языке называют междометия.

Рассматривание, чтение

Физкультминутка

- Давайте повторим предложения с движениями, чтобы лучше запомнить междометия. А помогут нам в этом картинки настроений:

«Ах, как прекрасно!»,

«Ох, ну и трудна работа!»,

«Ух, как холодно!»                                                            (СЛАЙД № 9)


- Кто обратил внимание, как пишутся междометия? (после них ставится запятая)

10. Работа в прописи на стр. 17.

- Найдём строку с соединениями. Прочитайте самостоятельно вслух.

- Что интересного вам встретилось? (междометия)


- Выпишите сначала слова-междометия, потом все остальные слоги-соединения.


- Проверим вашу работу. Прочитайте первые соединения. (ах, ух, ох)

- Что это за слова? (междометия)


- Назовите слоги с мягким согласным «х» и  подчеркните. (хе, хи)


Вывод: кто уверенно справился с заданием? Настоящие ученики. Вас приятно учить.




Самостоятельная запись слогов.

Физкультминутка.     Стали мы учениками, соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья:

Руки вверх, руки вниз, на носочки поднялись.

То присели, то нагнулись и, конечно, улыбнулись.

А потом мы умывались, аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,  в школу к знаниям стремясь.

11. Работа над текстом «Ах и Ох».

1) Работа до чтения.

- Вернёмся к букварю на страницу 126. Прочитайте заглавие.

- Что вы узнали про эти маленькие слова? (междометия)

- А почему они написаны с большой буквы? (имена?)

- Где можно найти подтверждение вашим предположениям? (на рисунке кубика люди)

- Почему их так назвали, разве есть такие имена? (предположения)

- Как вы думаете, одинаково ли они относятся к одному и тому же событию? Давай те узнаем, прочитав рассказ.



Участие в беседе, ответы на вопросы

2) Чтение текста по предложениям.

1 предложение

- Почему так неопределённо говорится о месте и времени события?

- Какие тексты так зачастую начинаются? (сказки)


2 предложение

- Правильно ли оказались наши предположения? (это имена героев)


3 предложение

- Какой характер был у Аха?


4 предложение

- Что узнали об Охе? Как это скулил?


5 – 9 предложения

- Как вы думаете, чему радовался по утрам Ах?


10 – 14 предложения

-  Что не нравится с утра Оху? Какое у него настроение?  Как надо прочитать реплику Оха? (с неудовольствием, капризно)


15 – 16 предложения

- Можно ли предположить, кого работа испугает?


17- 18 предложения

- Какую работу выполняет Ах? С каким настроением? Как вы догадались?


19 – 21 предложения

- Работает ли Ох? Чем он был занят? (ходит, бродит, охает)

- Почему у него ноги мёрзнут? (не работает)


22 – 24 предложения

- Почему Ах радуется, а Ох стонет? (у них разные характеры)

- Кому живётся легче?


25 предложение

- Ответьте на вопрос. Кто хочет походить на Ох? А на Ах?

 


Чтение текста,

беседа по вопросам учителя

3) Ответы по всему тексту.

- Что можно сказать о двух братьях? Какие они?

- Как вы думаете, где на картинке Ах, а где Ох?

- К какому отрывку из текста относится иллюстрация?

- С кем бы из этих братьев ты хотел дружить? Почему?


Вывод: Приятно слушать ответы настоящих учеников.

Ответы на вопросы

Физкультминутка.     Стали мы учениками, соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья:

Руки вверх, руки вниз, на носочки поднялись.

То присели, то нагнулись и, конечно, улыбнулись.

А потом мы умывались, аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,  в школу к знаниям стремясь.

12. Домашнее задание.

- Прочитайте дома этот рассказ родителям, но сначала потренируйтесь.

Запоминание домашнего задания

13. Итог урока.

- Подошёл к концу первый урок обучения грамоте. Что нового он нам дал? С чем познакомил? (с междометиями)


- Мне приятно было с вами сегодня сотрудничать, потому что …

Хорошо того учить, кто хочет всё знать.               (СЛАЙД № 11)






Чтение слайда

2 урок

Ход урока:

Деятельность учащихся:

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок.

2. Нацеливание. Сообщение темы урока.


- Мы продолжаем работать с буквой «х» и звуками, которые она обозначает.

- Кто даст характеристику этим звукам?




Согласные, глухие, твёрдый и мягкий

3. Работа в прописи на стр. 17. Письмо слов.

- Начнём работу с прописей на странице 17. Прочитайте слова на первой строке: Хлеб, хата, халва, уха, смех, хобот.


- На какие группы можно разделить данные слова? (односложные и двусложные)


- Запишите сначала односложные слова, затем двусложные.

- Проверим со слайда.                                                       (СЛАЙД № 12)


Самостоятельное чтение слов




Ответ на вопрос


Самостоятельная запись слов

Физкультминутка. «Море волнуется раз, …»

Письмо слов (продолжение).

- Прочитаем слова на 2 строке: храбрые, хитрые, хилые, хорошие.

- Что общего в этих словах? (отвечают на один вопрос: какие?; начинаются на «х», заканчиваются на «е»)

- Какое слово может быть лишним? (хорошие – четырёхсложное)


- Запишите сначала слова с мягким согласным «х» (хитрые, хилые)

Подчеркните мягкие согласные.


- Затем слова с твёрдым согласным «х» ( храбрые, хорошие) (СЛАЙД № 12)


Ответы на вопросы




Самостоятельная запись слов

Физкультминутка

На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз!

Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья.

Раз – вперёд наклонимся. Два – назад прогнёмся.

И наклоны в стороны делать мы возьмёмся.

Приседания опять будем дружно выполнять.

Раз, два, три, четыре, пять … Кто там начал отставать?

На ходьбу мы перейдём, и урок наш вновь начнём.

4. Работа в Букваре со стихотворением «Хо-хо, ха-ха». Олега Григорьева.

- Предлагаю вернуться на страницу Букваря – 127.

1) Работа до чтения.

- Прочитайте название стихотворения. Можно ли предположить по заглавию о настроении стихотворения?


- Рассмотрите иллюстрацию. Кто герой стихотворения? Что его рассмешило?




Ответы на вопросы учителя



Предположения

2) Самостоятельное чтение стихотворения.

- Подтвердились ли наши предположения?


3) Чтение вслух.

- Над чем хохотал мальчик?

- Что его так развеселило?

- С чем сравнивает автор эти весёлые стихи? (с щекоткой)

- Что вы можете рассказать о мальчике? (Он любит читать, у него есть чувство юмора)

- Попадались ли вам щекотные стихи?


- Стихи Олега Григорьева интересны, забавны. Он находит необыкновенные сравнения, играет словами, описывает необычные ситуации с помощью юмора, помогает читателям задуматься над серьёзными вещами.

Чтение самостоятельное



Чтение вслух,

ответы на вопросы.

5. Домашнее задание.

- Отчитайте стихотворение, а может кто-нибудь выучит стихотворение наизусть?

Физкультминутка

Шли по крыше 3 кота, 3 кота Василия,

Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее.

Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.

И сказали 3 кота: «Красота! Красота!»

6. Работа в прописи.

1) Образование новых слов и их запись.

- Кто пишет стихи? (поэт)

- Попробуем образовать названия профессий от родственных слов:

Охота – охотник                хирургия – хирург

Химия – химик                     охрана – охранник


Подчёркивание гласных, деление на слоги, выделение корня в родственных словах

Образование названий профессий,

запись слов.



Подчёркивание гласных, деление на слоги, выделение корня

2) Знакомство со словарным словом ХОРОШО

- Прочитайте слово в рамке. Почему оно в рамке? (словарное)

Запись его 3 раза

- Какое предложение с этим словом мы составляли на прошлом уроке? (Хлеб хорошо пахнет)                                                         (СЛАЙД № 13)

- Запишем его на нижней строке.


Чтение, рассуждения

3) Запись предложений с печатного образца.

Школа, университет, академия – храмы науки.

В Москве храм Христа Спасителя.


- Кто знает, что такое храм?

(У этого слова 2 значения. Храм – здание для богослужения. Храм – место служения науке, искусству, высоким помыслам.)


Запись предложений, ответы на вопросы учителя.

7. Итог урока.

- С какой буквой мы сегодня работали?

- Что у нас получилось?

- Я помогу вам. Характеризовать новые звуки удалось нам?

- Научиться писать букву «х» удалось?

- Для чего надо знать буквы и уметь писать их?


Самооценка выполненной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц."

На уроке использованы разнообразные дидактические игры, направленные на формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения....

Урок обучения грамоте "Буквы Ж,ж. Звук [ж]"

Цифровой ресурс содержит разработку урока, презентацию учебного материала, рисунок-раскаску "Найди букву"....

Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки.

Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные и согласные звуки"...

Урок обучения грамоте " Буква Бб и звуки (б) (б\')"

На уроке применяется метод игры, задания на развитие памяти, внимания,мышления. Проводится ролевое чтение, индивидуальная работа, работа со схемами....

Урок обучения грамоте (чтение) "Мир полон звуков. Звуки в природе" УМК "Перспектива"

Данную презентацию можно использовать как на уроках обучения грамоте, с целью формирования представления о неречевых звуках.....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...