Внеклассное мероприятие по русскому языку
классный час по русскому языку (4 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по русскому языку, посвященное многообразию и образности слов русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_ru_sskomu_yazyku.docx | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку
ЖУРНАЛ «В МИРЕ СЛОВ»
Цели: прививать любовь и уважение к родному языку, вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера.
Задачи: обобщать и делать выводы, расширять кругозор, повышать эрудицию, развивать умение анализировать информацию, выделять главное, воспитывать способности к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы, развивать творческие способности и нтерес к предмету.
Подготовка к мероприятию
В каждом классе проводится отборочный тур, в результате которого формируется группа экспертов по 10 человек от каждого класса. Остальные учащиеся являются активными болельщиками, к которым нужно обращаться за помощью.
Ход мероприятия
-Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова...
Выучи русский язык!
(Сабир Абдулла)
Учитель:
-Мы рады приветствовать всех любителей русского языка, которые собрались сегодня в нашем классе. Всех учащихся 4 классов мы приглашаем в увлекательное путешествие по страницам устного журнала « В мире слов».
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Послушайте высказывание Константина Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет.»
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени.
«Хромое слово – хромая речь», - гласит русская пословица. Чтобы наша речь была не хромой, а красивой, выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Каждый класс готовился к нашему мероприятию, подбирал интересную информацию, придумывал увлекательные задания.
4 «В» класс
-Открываем первую страницу нашего устного журнала – «В гостях у слова».
-Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
(Иван Бунин)
-Людям всегда хочется узнать, откуда взялось все на свете, как произошла наша земля, луна, звезды, как появились живые растения, откуда взялись люди, и очень интересно знать, как произошли слова нашего языка.
Название науки, которая изучает язык, вам знакомо. Это лингвистика- от латинского слова «лингва», что значит «язык».
А вы знаете, что значит латинское слово? (ответы детей)
Действительно, это слово на языке, называемом латынь. На нем говорили в древнем Риме. Хотя теперь на этом языке уже никто не говорит, многие латинские слова перешли в современный язык.
Один из разделов лингвистики является наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимология. Она изучает изменения, происходящие в языке.
В жизни меняется все. То же самое происходит с языком. В нем исчезают одни слова и появляются другие.
-Задание 1
«Почему так называется?»
Объясните происхождение следующих слов, опираясь на их названия:
Гвоздика, красноперка, шиповник, пескарь, подберезовик, одуванчик, подснежник, подорожник.
-Задание 2
«Зри в корень!»
Что общего в словах:
Ведьма, медведь, невежа (все эти слова произошли от одного и того же слова «ведать», то есть знать.
Ведьма – знающая, знахарка.
Когда-то это слово не имело одобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки про злых ведьм, то слово изменило смысл.
Медведь – зверь, который ведает мед.
Невежа – мало знающий человек. Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знаниям и знающим людям и поэтому причиняют много зла.
- Задание 3
«Слова-пришельцы»
Все рассмотренные нами предудыщие слова являются исконно русскими. Еще один способ появления новых слов в русском языке – их заимствование из других языков. Заимствованные слова есть в каждом языке, это явление закономерно. Между народами разных стран существуют различные связи: политические, экономические, культурные. Попробуйте догадаться, какие из предложенных слов являются заимствованиями и объясните свой выбор:
Береза, ананас, город, фрукт, лес, экран, воробей, жалюзи.
Признаки заимствованных слов:
Буква А в начале слова
Буква Ф и Э в словах
В словах французского происхождения ударение падает на последний слог.
- Задание 4
«Устаревшие слова»
В предложенном отрывке сказки найдите устаревшие слова, объясните их значение:
Только вымолвить успела –
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
- Задание 5
«Какое слово моложе»
Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Это происходит в связи с появлением новой техники, развитием науки, культуры.
Расположи слова в порядке их появлени в культуре:
Ракетчик, пушкарь, артиллерист, атомоход, пароход, парусник (парусник, пушкарь, артиллерист, пароход, ракетчик, атомоход).
- Задание для болельщиков
В переводе с латинского языка слово «как» означает голова, попробуйте объяснить происхождение слов: капуста, капюшон, капля. Конечно, знать происхождение всех слов в языке невозможно. За сведениями можно обращаться к этимологическому словарю.
4 «Б» класс
Открываю вторую страницу нашего журнала «Крылатые выражения».
Очень часто в речи мы используем устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не изменишь словечко на другое, не исказив смысла. Их называют крылатыми выражениями или фразеологизмами. Фразеологизмы делают нашу речь выразительной, образной. Часто крылатые выражения попадают в нашу речь из литературных источников, являются изречениями исторических деятелей, именами мифологических и литературных персонажей, ставшими нарицательными.
-Задание 1
«Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь,
О них обычно говорят: водой (не разольёшь).
Мы исходили городок буквально вдоль и (поперек).
И так устали мы в дороге, что еле (волочили ноги).
Товарищ просит украдкой ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова, поют (кто в лес, кто по дрова).
Ребята слушать их не станут
От этой песни уши (вянут).
Объясните фразеологизмы, которые встретились в этом стихотворении.
- Задание 2
«Аукцион фраз»
В русском языке очень много фразеологизмов со словами голова, нос, зуб, ухо. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом нос.
(Затирать нос, водить за нос, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа, повесить нос, зарубить на носу, держать нос по ветру).
- Задание 3
«Фразеологизмы в рисунках»
Подберите к рисункам подходящие фразеологизмы.
- Задание 4
«Синонимы и антонимы»
Из предложенных крылатых выражений выделите фразеологизм с одинаковым смыслом (синонимы) и фразеологизм с противоположным смыслом (антонимы): открывать Америку, возносить до небес, за тридевять земель, обвести вокруг пальца, спустя рукава, водить за нос, изобретать велосипед, засучив рукава, на краю света, втаптывать в грязь.
- Задание 5
«В гостях у дедушки Крылова»
Инсценированный рассказ «Кашу маслом не испортишь». В этом рассказе вы должны услышать 10 фразеологизмов.
Изучает происхождение фр наука фразеология. Объяснить значение крылатых выражений вам поможет фразеологический словарь.
4 «А» класс
Открываем третью страницу нашего журнала «Пословицы и поговорки».
-Пословицы и поговорки– короткие и меткие изречения о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, родине. В них запечатлен опыт народа, его идеалы. Они хранят историю страны, отражают русский характер. Пословицы впитали в себя все тонкости и оттенки отношения народа к окружающей жизни. Знания русских народных пословиц и поговорок помогают получить сведения о русском народе и в конечном итоге о самом себе – задуматься над своим мировоззрением, оценить свои поступки.
-В пословице недаром молвится:
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья!
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут!
- Задание 1
«Закончи пословицу»
Куй железо... (пока горячо).
Труд человека кормит... (а лень портит)
Встречают по одежке... (а провожают по уму).
Любишь кататься... (люби и саночки возить).
При солнышке тепло... (при матери добро).
- Задание 2
«Пословицы и поговорки народов мира»
Подберите к пословицам народов мира русские пословицы, подходящие по смыслу:
- Финская пословица:
Тот не заблудится, кто спрашивает.
- Въетнамская пословица:
Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.
- Английская пословица:
Один утренний час лучше двух вечерних.
- Немецкая пословица:
Молчаливый рот - золотой рот.
- Китайская пословица:
Трудно схватить двух угрей двумя руками.
- Задание 3
Восстанови пословицу по 2 словам:
Руки - скуки
(Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. или Умелые руки не знают скуки).
Дело – потеха
(Делу время, потехе час)
Правда – ложь
(Лучше горькая правда чем сладкая ложь)
Свет - тьма
(Учение - свет, неучение - тьма)
Слово – ворота
(Доброе слово и железные ворота отопрет)
- Задание 4
«Аукцион пословиц»
Назовите как можно больше пословиц, в которых есть числа 1, 2, 100.
-Жизнь пословиц
Пословица за время своего существования проживает целую жизнь и также как и люди меняется, вот один из примеров старославянских и древнерусских вариантов пословиц. Дополните их современным вариантом:
Не остави друга древнего, новый бо не будет ему подобен.
Не покадай старого друга, ведь новый не будет похож не него.
(Старый друг лучше новых двух).
Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
Надо сказать, что новых народных пословиц в наше время практически не появляется. Их заменили фразы из книг и кинофильмов, высказывания выдающихся людей, которые мы называем цитатами и афоризмами. Все те, кто интересуется пословицами и поговорками, могут обратиться к словарям пословиц и поговорок. Одним из первых составителей такого словаря стал В. И. Даль.
Сегодня наше первое путешествие по страницам нашего журнала подошдло к концу. Но мы приоткрыли всего три страницы, ведь самый большой 17 -томный словарь современного русского литературного языка содержит 120 тысяч слов. Все остальные страницы вы будете открывать в течение всей вашей жизни.
Закончим наше мероприятие высказываниями великих людей о русском языке:
«Истинная любовь к родине немыслима без люви к своему языку.» К. Г. Паустовский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс
Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"
Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....
внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"
Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся 2 класса, проводится в фо...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"
-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"
Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 4 класса "Говорим на русском языке"
Данное мероприятие можно проводить в 3-4 классах. Цели мероприятия:учить детей правильно ставить ударения в словах, меньше употреблять в своей речи слов "паразитов", а также уважать и любить свой родн...