Путешествие в страну "Глаголия"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока закрепления знаний о глаголе с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе

" Путешествие в страну Глаголия"

Цель урока: обобщение знаний учащихся о глаголе.

Задачи урока:

Образовательные:  обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе, закрепление умений определять морфологические признаки глагола. 

Развивающие:  развитие речи детей, логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать.  

Воспитательные:  воспитание любви к русскому языку.

Оборудование:  компьютер, мультимедиа –проектор, презентация, листы с заданиями для детей.

Ход урока

I. Психологический настрой на урок.

-Как вы себя чувствуете? (Нам на уроке хорошо и спокойно).

II. Оформление тетрадей.

-Запишите дату, классная работа.

III. Актуализация знаний.   (Слайд 1)

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (глагол!)

Учитель: - Откуда у глагола такое название? (Слайд 2)

«Толковый словарь живого великорусского языка»  Владимира Ивановича Даля  толкует нам это слово так : « Глагол – слово, речь, мысль... « ГЛАГОЛЪ – название буквы Г в славянской и русской азбуке»

IV. Сообщение  темы и цели урока. ( Слайд 3)

Учитель:  Сегодня на уроке мы будем:

Повторять и обобщать,

Упражняться, закреплять,

А ещё писать, читать,

Разбирать слова, играть!

И всё это мы будем делать вместе с Дядюшкой Глаголом, путешествуя по стране Глаголия.    ( Слайд 4 ) .

                     

Учитель:  Познакомьтесь с картой страны Глаголия.

- Назовите, куда же мы отправимся, где сможем побывать? ( Море смысла. Плоскогорье начальной формы,  Станция Словарная. Числовая поляна. Временной перевал. Морфологическая долина.)

Учитель:  - Отгадать маршрут нашего путешествия вы сможете, если вспомните, в каком порядке определяем грамматические признаки глагола, выполняя морфологический разбор.

Учитель:  Путешествуя, мы сможем заполнить путевые листы с заданиями от Дядюшки Глагола. (Листочки с заданиями на партах у учеников, три вида листочков распределены по рядам).

V. Обобщение по теме «Путешествие в страну Глаголии».

Что без меня предметы?

Лишь названья!

А я приду – всё в действие придёт!

    (Слайд 5).   «Море смысла».

Учитель:  А вот и первое задание от Дядюшки Глагола: нужно восстановить четверостишье, переставляя нужные концы предложений. Молодцы! Прочитайте получившееся стихотворение. О чём оно?

Летит … (ракета),

Люди … (строят зданья),

Цветут … (сады),

И хлеб … (в полях растёт)

 Учитель:  Следующее задание от Дядюшки Глагола «Разбей глаголы на группы по смыслу».  (Слайд 6).        

Фронтально:  Проверка по слайду.

 (Трудовой процесс, Движение, Состояние человека, Состояние природы, Процессы речи, Проявление цвета).

Учитель:  Интересное задание у вас в путевых листах

Задание № 1 «Море смысла».

Дополните пословицы глаголами, противоположными по смыслу ( омонимами)

( Дети заполняют пропуски самостоятельно, проверка фронтально по рядам)

Ласточка день начинает, а соловей ____________________________ (кончает).

Чем зря кричать, лучше ___________________________________ (помолчать).

Смелый наступает, а трус __________________________________ (отступает).

Мир строит, а война ______________________________________ (разрушает).

Сумел завязать, сумей и ____________________________________ (развязать).

Дождик вымочит, а солнышко _______________________________ (высушит).

От радости смеются, а от горя _________________________________ (плачут).

Легко друга потерять, но трудно _______________________________ (найти).

По одёжке встречают, а по уму ____________________________ (провожают).

( Возврат к карте по гиперссылке, переход к следующему этапу)

«Плоскогорье начальной формы»:

Учитель:  Что вы знаете о неопределённой форме глагола?

     (Слайд 7)      

Игра «Что делать? Что сделать?»

( Играют 2 команды – мальчики и девочки).

Учитель:  Девочки поднимают руку, если слышат глаголы

несовершенного вида( Что делать?),

Мальчики -  глаголы совершенного вида (Что сделать?)

( закрыть, смотреть, ходить, пришить, читать, отпилить, прочитать, рисовать, уехать, плавать).

 «Станция Словарная»:  (Слайд 8)

Учитель:  - Прочитайте толкование словарных слов - глаголов, постарайтесь заменить одним словарным словом.

- Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове, отметьте часть слова с орфограммой. Какая часть слова встречается только в глаголах?

( задание выполняют по одному у доски, остальные – в путевых листах     Задание №2 «Станция Словарная»).

   «Числовая поляна».

Учитель:  Что вы знаете о числе глагола?

- Какая часть слова указывает на число глаголов?

(Слайд 9)  

Учитель: - Посмотрите  на рисунки, подберите подходящие глаголы единственного числа.   (1ряд – к предметам в красной рамке; 2ряд –  в синей,    3ряд- в зелёной)

(Слайд 10)     Игра «Что они делают?»

Учитель:   Назовите глаголы множественного числа.

«Кто как кричит?»

(Коровы, свиньи, куры, воробьи, кошки, утки, вороны).

«Кто  что делает?»

(повара, строители, врачи, учителя, портные, писатели).

(Слайд 11 – 12)          Гимнастика для глаз (Офтальмотренажёр)

Дети следят глазами за перемещением божьей коровки.

«Временной перевал»   

Учитель: - что скажете о временах глагола?

(Слайд 13)    

Учитель:  Прочитайте стихотворение. Найдите в нём глаголы и определите у них время.  

- Каким членом предложения всегда является глагол?

- Какие сказуемые в первых трёх предложениях? Посмотрите внимательно, что ещё нужно сделать в этом тексте?  (расставить запятые при однородных сказуемых).

- Составим схемы этих предложений. ( у доски)

Учитель: - Найдите в путевых листах задание № 3 «Временной перевал»

- Определите число и время глаголов.

Наступят дни весенние.  

Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге.

Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей.

(фронтальная проверка).

«Морфологическая долина».

Учитель:  - Вспомните, как изменяются глаголы. Расскажите об этом, пользуясь подсказкой Дядюшки Глагола. (Слайд 14)

Игра «Четвёртый лишний».   (Слайд 15)

Учитель:  - Посмотрите на рисунки. Придумайте предложение к каждому рисунку, называя, что делает предмет. Какой из названных глаголов лишний.

Сделайте его морфологический разбор. (Копает – (что делает?), глаг., неопр.ф. (что делать?) копать, несов. вид, наст. вр., ед.ч..

(Один – у доски, остальные – в путевых листах).

VI. Итог урока.

Учитель: - Вот и подошло к концу наше путешествие.  Понравился ли вам урок? (Слайд 16)

- Постарайтесь говорить глаголами.

VII. Домашнее задание.

                                   

                                           Путевой лист № 1.        

         Приятного путешествия!  

Задание № 1. «Море смысла».

Дополни пословицы глаголами, противоположными по смыслу :  

Ласточка день начинает, а соловей ___________________________________

Чем зря кричать, лучше ____________________________________________

Смелый наступает, а трус ___________________________________________

Задание №2. «Станция Словарная».  

Запишите словарные слова, поставьте ударение в слове, подчеркните орфограммы, отметьте часть слова с орфограммой:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Задание № 3. «Временной перевал».

Определи число и  время глагола:

Наступят дни весенние.  

 

 

 Задание № 4. «Морфологическая долина».

Сделай морфологический разбор глагола:

  1. Глаг., ___________________________________________________
  2. На какой вопр. отвечает ___________________________________
  3. Неопр. форма глаг.,  _______________________________________
  4. Вид  (сов., или несов..) _____________________________________
  5. Время, __________________________________________________
  6. Число __________________________________________________
  7. Род ( в прош. времени)_____________________________________

                                           Путевой лист № 2.        

                                           Приятного путешествия!

Задание № 1. «Море смысла».

Дополни пословицы глаголами, противоположными по смыслу :  

 Мир строит, а война ______________________________________________

Сумел завязать, сумей и ___________________________________________  

Дождик вымочит, а солнышко _______________________________________  

Задание №2. «Станция Словарная».  

Запишите словарные слова, поставьте ударение в слове, подчеркните орфограммы, отметьте часть слова с орфограммой:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Задание № 3. «Временной перевал».

Определи число и  время глагола:

 Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге.

 

 Задание № 4. «Морфологическая долина».

Сделай морфологический разбор глагола:

 1. Глаг., ___________________________________________________

2. На какой вопр. отвечает ___________________________________

  1. Неопр. форма глаг.,  _______________________________________
  2. Вид  (сов., или несов..) ____________________________________
  3. Время, __________________________________________________
  4. Число __________________________________________________
  5. Род ( в прош. времени)_____________________________________

     

                                       Путевой лист № 3.        

         Приятного путешествия!  

Задание № 1. «Море смысла».

Дополни пословицы глаголами, противоположными по смыслу :  

От радости смеются, а от горя _______________________________________.  

Легко друга потерять, но трудно ____________________________________.

По одёжке встречают, а по уму ______________________________________ .

Задание №2. «Станция Словарная».  

Запишите словарные слова, поставьте ударение в слове, подчеркните орфограммы, отметьте часть слова с орфограммой:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Задание № 3. «Временной перевал».

Определи число и  время глаголов:

Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей.

 

 Задание № 4. «Морфологическая долина».

Сделай морфологический разбор глагола:

  1. Глаг., ___________________________________________________
  2. На какой вопр. отвечает ___________________________________
  3. Неопр. форма глаг.,  _______________________________________
  4. Вид  (сов., или несов..) _____________________________________
  5. Время, __________________________________________________
  6. Число _______________________________________________
  7. Род ( в прош. времени)__________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....

Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....