Повторяем корень слова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 1-м классе по теме
"Повторяем корень слова"
Цели урока:
формирование понятия корень, умения подбирать однокоренные слова;
развитие орфографической зоркости, речи, пополнение словарного запаса;
воспитание любви к родному языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация слайдов (Приложение),раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
– Ребята, сейчас у нас урок русского языка.
2. Актуализация опорных знаний
(Слайд 1)
– Начнём наш урок с того, что отправимся с зайчиком в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)
– А сейчас скажите, на какие группы можно разделить все буквы игрового поля? (Группа гласных – Ю, О, И, Е, Я; согласных – К, Н, Р; буква, которая не обозначает звука – Ь.)
– Дайте характеристику гласных? Какая гласная лишняя? Почему?
(Дети отвечают на вопросы.)
– Какая лишняя среди согласных? Почему?
(Ответы детей.)
3. Сообщение цели урока.
- Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово «КОРЕНЬ».)
- А вы знаете, что такое корень?(Ответы детей).
-А мы будем говорить про корень слова и научимся находить корень в словах.
4. Словарно-орфографическая работа. Записываем в тетрадь.
(На доске, на листках: К_РОВА, С_БАКА,П_ТУХ,Т_ГР.
– Какие буквы пропущены в словах. КОРОВА,СОБАКА,ПЕТУХ,ТИГР.
-Какое слово лишнее?(Петух-птица, тигр- не словарное слово)
5. Изучение нового материала
(Слайд 6)
– Тигр приглашает вас в свою семью. Итак, жил-был тигр. У него был маленький сынок … (тигрёнок). А у тигрёнка была мама …. (тигрица). Знакомьтесь – тигрёнок, вот он какой!
-Что интересного заметили в словах?
-Попробуйте образовать другие слова.(рык какой?) тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый.
– Что вы можете сказать обо всех этих словах?
(Слово тигр живёт во всех этих словах. С помощью этого слова можно объяснить все слова в семье. Например, тигрёнок – маленький тигр, тигрица – тигр женского рода, тигриный – звук, который издаёт тигр, тигровая акула – полосатая как тигр, тигровый камень – цвет камня похож на окрас тигра.)
– У слова есть главная часть, которую мы будем называть КОРЕНЬ и есть родня – слова с таким же корнем. Слова-родственники – это слова с одинаковым корнем, то есть однокоренные.
Родственные (однокоренные) – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение. как же назовём слово ТИГР?(Клестер)
(Корень слова.)
(Ответы детей.)
6. Физкультминутка.
Меня укусил гипоппотам,
От страха на дерево я влез.
Сижу я тут, голова моя там,
Меня укусил гипоппотам.
7. Выделение общего способа применения понятия
-Давайте проверим свои силы.
– А сейчас скажите, являются слова родственными:
(В ходе беседы дети ищут способы решения данной проблемы.)
Белки-вещества, обеспечивающее жизнь животным и растениям.
– Какой же способ решения мы выберем?
(Чтобы узнать являются ли слова родственными надо посмотреть:
Есть ли в словах общая часть?
Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)
8. Первичное закрепление нового материала(индивидуальная работа- раздаточный материал)
Прочитайте. Зачеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.
Нос, носильщик, носик, носатый.
Час, часок, часть, часовщик.
Гусь, гусята, гусеница, гусыня.
Циркуль, цирк, цирковой, циркач.
– Давайте закрепим наши новые знания. Прочитайте слова, убрав лишние. Как узнать родственные слова?
9. Групповая работа.
кружить
кружки
кружиться
кружки
окружить
(Дети повторяют способ действия и выполняют упражнение )
– Предлагаю вам поработать в группах.поощайтесь, поделитесь своими мыслями с соседом по парте и выполните упражнение 2.
(Слайд 9)
(Дети выполняют упражнение 2.
10.-Какие слова называются однокоренными?Вывод на слайде)
-Помните , в начале урока нас встретил заяц? Он живёт в лесу. Он приглашает нас в лес и просит помочь выполнить задание.
Выпиши родственные слова, выдели корень.
Мой дед- лесник. Летом я живу у деда в лесу. Мы любим слушать лесные звуки.
Проверь. (На слайде).
11.Итог урока
-Мы с вами узнали?
-Нам было интересно?
-Мне было трудно?
Подведите итог - продолжите предложение.
(Слайд 10)
11. Домашнее задание.
Упр. из учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повторяем корень слова"
При помощи данной презентации учащиеся смогут отработать умения находить однокореные слова и подбирать родственные слова, развивать орфографическую зоркость, каллиграфически правильный почерк....
Презентация к уроку по теме "Повторяем корень слова"
Урок русского языка для 1 класса...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Повторяем корень слова
Повторяем корень слова. Урок в 1 классе. Дополнительный материал: Презентация "Гуси-Лебеди"....
План конспект урока русского языка "Повторяем корень слова".
Приводится конспект урока русского языка 1 класс "Повторяем корень слова"...
План - конспект открытого урока по русскому языку "Повторяем корень слова" ("Школа 2100", 1 класс)
План - конспект урока русского языка по ФГОС...
Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс
Формировть правильное представление о понятии корень слова....