Открытый урок по русскому языку, 4 класс "Счастливый случай"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Мухаметзянова Айсылу Фаргатовна

Открытый урок по русскому языку, 4 класс "Счастливый случай" Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku4_kl.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Счастливый случай

Тема урока: «Обобщение знаний об имени  

                        существительном»

 

Цель: 

- обобщение знаний детей об имени существительном.

- закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного;

- развивать навыки правильного построения предложений и точного употребления слов;   орфографическую зоркость, мышление, память, внимание;

- Прививать любовь к родному языку, к животным.

Оборудование:

 табло с названием каждой команды для подведения счёта после каждого гейма,

таблички – названия геймов,

индивидуальные сигнальные карточки,

карточки с заданиями для каждой команды.

 

Ход урока:

 

I.  Оргмомент.

Учитель проверяет готовность каждой группы ребят к уроку.

 

             Каждый день, всегда, везде,

                               На занятиях, в игре,

   Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. –Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка.

 Он будет проходить в виде игры «Счастливый случай».

           

Учите русский годы к ряду

   С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

  И та награда – в нём самом.

II. Актуализация.

 

-Весь класс разбит на две группы, две команды.

- Каждая команда, выполняя определённое задание очередного гейма, получит баллы за свою работу, и результат будет виден на табло, которое перед вами.

( счёт на табло)

- Сегодня встречаются 2 команды друзей – товарищей. Давайте дадим командам названия. Отгадайте какие:

 

Команда № 1:

 Быстрый маленький зверёк

По деревьям скок – поскок.

(белка)

 

Команда № 2: 

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

(Заяц) 

- Ребята, к нам на урок сегодня в гости пришли лесные обитатели – белка и заяц. Они будут смотреть, как вы работаете, оценят ваши знания.

- Итак, начнём нашу игру с небольшой разминки. Так как это урок русского языка, то первый мой вопрос: какие известные вам орфограммы есть в названии игры?

Дети.

- В слове счастливый в корне написали безударную гласную а , так как проверочное слово счастье, сочетание ча пишем с буквой а,

- В слове счастливый окончание –ый, так как это имя прилагательное мужского рода, случай (какой?) счастливый.

- В слове случай написали безударную гласную а, так как проверочное слово случайно.

III. Работа над темой урока.

Гейм 1. «Подумай – кА».

У.   Ученики, вы дома все должны были выучить по одной загадке. Теперь каждая команда будет  загадывать свои загадки противоположной команде, а они должны будут отгадать их и определить род имен  существительных.

Начали!

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко!

Д. Корова.

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

Д. Пенал

У. Он признался ножу:

- Без работы я лежу.

Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог.

Д. Карандаш.

Я землю копала –

Ничуть не устала.

 А кто мной копал,

                                                         Тот и устал.

Д. Лопата.

 Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

                                                         А отдыхает,

Когда мы молчим.

Д. Язык.

Загадки для второй команды.

   Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

        Любят меня взрослые

  И маленькие дети.

Д. Яблоко.

С хозяином дружит,

                                                       Дом сторожит,

  Живёт под крылечком,

                                                       А хвост – колечком

Д. Собака.

В огороде вырастаю,

                                                       А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

                                                       В щи кладут

                                                       И так едят.

Д. Помидор.

        В деревне есть часы такие,

Не мёртвые, а живые.

                                                      Ходят без завода,

                                                      Они птичьего рода.

Д. Петух.

Богатырь идёт железный.

                                                   На работе он полезный.

                                                   Тащит плуг за собой,

                                                    Разговор ведёт с весной.

Д. Трактор.

Гейм 2. «Темная лошадка»

Второй гейм называется – «Тёмная лошадка». Вот что могла бы сказать о себе наша героиня:

Я – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – это я.

Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.

Я – ведущая часть речи в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.

Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям учёных, я появилась в речи в числе самых первых слов.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

О какой части речи можно так сказать?

Д. Это часть речи – имя существительное.

У. Молодцы, конечно, это имя существительное.

- Итак, тема нашего урока – Обобщение знаний об имени существительном». И цель урока – вспомнить все, что мы знаем об имени существительном. А темной лошадкой оказалась какая часть речи? (Имя существительное), 

- Ребята, посмотрите ка , наши гости: белка и заяц не пришли с пустыми руками. Они принесли вам новогодние подарки, но чтобы получить эти подарки, вам придётся ответить на их вопросы. Посмотрим ка, какие задания они нам принесли?

Вопросы задаются сразу двум командам. Кто быстрее и правильно ответит, получает очко.

  1. Что называется именем существительным?

Д. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает, предметы и отвечает на вопросы кто? Что? Например, ложка, стол, слон.

2. Какие ещё части речи вы знаете?

Д. Мы знаем имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.

3. Какими частями речи являются слова в словосочетании «Счастливый случай»?

Д. Счастливый – прилагательное, случай – имя существительное.

4. Как изменяется имя существительное?

Д. Имя существительное изменяется по числам и падежам. Например, час – часы ,книга, книги, книге книгу, книгой, о книге.

5. Какого рода могут быть имена существительные?

Д. Имена существительные могут быть мужского, женского и среднего рода. Например, медведь, лисица, облако.

У. А теперь посмотрите на доску и скажите, можно ли, не убирая кляксы, определить род этих слов?

                                                                 

                                                                 ЛО

ЛО

ЛО

ЛО

ЛО

Д. Это слова среднего рода, так как имена существительные среднего рода имеют окончание –о

У. Скажите, какие слова были написаны до того, как упала клякса, ваши версии.

Д. Село, крыло, Стекло, шило, зло.

У. Какое ещё окончание имеют имена существительные среднего рода?

Д. Имена существительные среднего рода имеют ещё окончание –е, например, поле.

У. Назовите имена существительные: первая команда – женского рода, вторая команда – мужского рода.

Дети отвечают.

- Как можно узнать род имени существительного?

Д. чтобы узнать род имени существительного, надо поставить его в именительный падеж единственного числа, а затем подставить слова он, мой, она, моя, оно, моё.

У. Как различаются имена существительные единственного числа и множественного числа?

Д. Имена существительные единственного числа обозначают один предмет, а имена существительные множественного числа обозначают два или несколько предметов. Например: конь-кони, ромашка -ромашки.

У. Следующее задание для каждой команды: к именам существительным множественного числа допишите имена существительные единственного числа.

На доске.

Команда 1                         Команда 2

певцы- …                           концы-…

вёдра - …                           пни - …

ели - …                               сосны - …

столы - …                          кровати - …

дома-…                              гвозди - …

- Как сказать другими словами «Изменение по вопросам»

Д. Изменение по вопросам называется склонением.

У. Какая часть имени существительного изменяется при склонении?

Д. При склонении изменяется окончание.

У. Сколько падежей в русском языке?

Д. В русском языке шесть падежей.

У. Назовите падежи и их вопросы.

Дети:

И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чем?

У. В каком падеже имя существительное в предложении является подлежащим?

Д. Существительное является в предложении подлежащим в именительном падеже.

У. На доске написано стихотворение, прочитайте его, выпишите существительное дорожка в столбик.

На доске. 

Один ученик выразительно прочитает стихотворение.

Дорожка

Дорожка домой

Мне мила с детских лет,

Дорожки знакомей,

Красивее нет!


И если б зашёл я

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда.


На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

                        ( К. Райс)

- В каких падежах стоит слово дорожка? Покажите с помощью сигнальных карточек.

Д. Слово дорожка употреблено в И.п., Р.п., В.п., П.п.

У. Так куда же ведёт дорога?

Д. Дорожка ведёт домой, а дом - самое лучшее место на земле.

У. Сколько типов склонения имён существительных вы знаете?

Д. Мы знаем три типа склонения: Первое, второе, третье.

У. Какие имена существительные относятся к первому, второму, третьему склонению.

Дети:

1. к первому склонению относятся имена существительные мужского рода и женского рода с –а, -я, например вода, липа.

2. К второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием, среднего рода с –о, -е, например, помидор, окно.

3.  К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь знаком на конце, например, лошадь.

1. Игра «Корзинка».  Каждому участнику раздаются карточки с им. существительными.  Вы должны правильно определить склонение этих  существительных и положить нужную корзину.

2. Устная разминка.

 А теперь я буду читать стихотворения, в которых вы услышите много существительных в одном и том же падеже. Ваша задача: определить этот падеж. Ответ показывайте с помощью сигнальных карточек. Итак, начали.

    Туча, туча, хлынь дождём!

 Громыхай сильнее гром!

                                                   Чтоб желтая пшеница

 Стала в поле колоситься,

Чтобы пекарь мне испек

    Плюшку, сушку, пирожок,

         Сайку, слойку, булку, пышку,

        Крендель, сдобу и коврижку.

Д.  здесь существительные плюшку, сушку, пирожок, сайку, слойку, булку, пышку, крендель, сдобу, коврижку стоят в В.п.

Самолетик-самолет!

  Захвати меня в полет!

    Пролети над облаками,

      Над лесами, над лугами,

   Над полями, пашнями,

Над домами нашими.

Д. Существительные над облаками, лесами, лугами, полями, пашнями, домами стоят в Т.п.

 Давайте же мыться, плескаться,

 Купаться, нырять, кувыркаться

                                         В ушате, в корыте, в лохани,

                                         В реке, в ручейке, в океане,

                                         И в ванне, и бане.

Д. Существительные в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане, в ванне, в бане стоят в П.п.

Учитель подводит итоги Гейму 2.

IV. Физическая пауза.

Чтоб совсем проснуться,

                                                 Надо потянуться.

 Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

   Потом я вырасту большим,

                                                 До лампы дотянусь.

                                                 Дом построен у сугроба.

                                                 - А какой вышины?

                                                 - Вот такой вышины.

- Белый коврик у порога.

                                                 - А кокой ширины?

                                                 Вот такой ширины.

        Погляди-ка, потолки ледяные,

          Высоки-превысоки, кружевные.

                                                Мы по лестнице шагаем,

                                                Выше ноги, топ-топ,

                                                Двери комнат отворяем,

     Справа – хлоп и слева – хлоп.

IV. Гейм 3. «Заморочки из бочки»

У. Каждый из вас вытащит бочонок с номером. Номер бочонка – это номер задания, которое надо выполнить и за которое я всем после урока поставлю оценки.

 Номер бочонка обозначает номер перфокарты, их 24. Из них 23-я и  24-я – «Счастливый случай» с оценкой «5»

V. Гейм 4. «Гонка за лидером».

У. Я буду каждой команде  называть слова. Первая команда будет определять склонение этих имён существительных и показывать сигнальные карточки склонений, а вторая команда определит падеж и тоже покажет ответ с помощью сигнальных карточек. А потом наоборот.

Команда 1           Команда 2

По дороге  -  Д.п.         1                       к бабушке – Д.п.           1

От деревни - Р.п.         2                        вдоль опушки – Р.п.    1

Над рощей – Т.п.         1                       за машиной – Т.п.         1

На выставке  - П.п.      1                       на балконе – П.п.          1

С площади – Р.п.         3                        о смелости – П.п.         3

По улице – Д.п.           1                        по крыше – Д.п.            1

У подруги  - Р.п.          1                       от тёти – Р.п.                 1

С дядей – Т.п.              1                        под снегом – Т.п.          2

В башне – П.п.             1                       в словаре – П.п.             2

О храбрости – П.п.      3                       к ночи – Д.п.                  3

Итог урока.

Учитель подводит итоги.

- Вот и закончился наш урок – игра «Счастливый случай».

- Для какой же команды «Счастливый случай» был действительно счастливым?

 

Общее подведение итога работы каждой команды, называется команда – победитель.

 

На табло общий счёт каждой команды.

 

Поздравления и призы победителям.

VII. Домашнее задание.

Стр. 66, задание 108. Спишите предложения, выделите окончания имён существительных. Укажи род и склонение существительных вещ, дело, огонь, кружево, ветвь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....

Презентация к уроку по русскому языку "Счастливый случай"

Игра по русккому языку для 2-х классов...