Урок по математике в 1 классе "Число и цифра 9"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Данный урок относится к теме «Число и цифра 9». Он связан с предыдущими уроками, на которых дети изучали числа, составляли план изучения материала, составляли математические выражения и решали их применяя знания состава числа.
Данный урок работает на последующие уроки, на которых продолжится изучение состава чисел, решение математических выражений.
Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников. На уроке продолжилось формирование УУД.
Структура урока позволяляет использовать разные формы работы : фронтальную, в парах.
Для решения задач урока использовались методы : объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 217.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Число и цифра 9 .
Цели урока:
1. В ходе практической деятельности и наблюдений сформировать представление о числе 9 , его составе.
2. Научить писать цифру 9.
3. Научить выполнять действия сложения и вычитания в пределах 9.
4. Тренировать умение составлять выражения показывающие связь сложения с вычитанием.
5. Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Планируемые результаты: Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
-учащиеся умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; учаться работать в паре и оценивать себя и друг друга, формулируют собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Предметные:
- воспроизводят последовательность чисел от 0 до 20 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа; определяют место числа 9 в натуральном ряду чисел. Знают состав числа 9. Умеют писать цифру 9.
Используемая технология : технология диалогового взаимодействия с элементами игры.
Методы обучения : объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.
Организационные формы работы: групповая, фронтальная.
УМК:
1. Петерсон Л.Г. Математика. Учусь учиться. Учебник – тетрадь. В 3-х частях (комплект). 1 класс. Часть 2. ФГОС.- М.:Ювента, 2011- 64с., ил.
2. Петерсон Л.Г. Математика, 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей .- Издание 4 перераб. и доп. \ Л.Г. Петерсон. – М. : Издательство «Ювента», 2010. – 286с. : ил.
Демонстрационный материал:
- Изображение планет, ракеты.
- Образец цифры 9 на квадратном листе.
- Домик состава числа 9.
- Презентация для устного счёта и объяснения нового материала.
- Фигурки зверей.
Раздаточный материал:
- Счётные палочки.
- Карточки с заданием
3.Состав числа 9 (иллюстрация домика)
4.
4. Иллюстрация ракеты.
План урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | способствовать формированию положительной учебной мотивации; | Настрой на урок. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу | Личностные |
Актуализация знаний. | Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 20, показать учащимся на сколько последующее число больше предыдущего в обсуждение проблемных вопросов. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Работать с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; | Познавательные Коммуникативные |
Постановка проблемы для введения в тему урока и определение целей урока. | Выдвигает проблему. | Участие в беседе. Вывод о теме урока. Составление этапов урока. | Коммуникативные Познавательные |
Изучение нового материала | Организует работу по определению места числа на цифровом отрезке. | Работают с числовым отрезком | |
Показывает правильность написания цифры, организует работу в тетради | Определяют элементы написания цифры 9, находят цифру с такими же элементами . прописывают цифру 9. определяют у себя и соседа самую красивую цифру. | Личностные регулятивные | |
Организует работу в парах. | Выкладывают из палочек состав числа 9 и записывают в таблицу «Домик» | Познавательные Коммуникативные Регулятивные | |
Закрепление изученного | Организует работу в учебнике - тетради | Составляют примеры по образцу с основой на состав числа 9. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
Организует работу у доски и в учебнике - тетради | Решают примеры у доски с комментированием | Коммуникативные Познавательные | |
Организует работу в парах. | Работают по заданному алгоритму. | Коммуникативные Познавательные | |
Рефлексивно – оценочный этап. | Организация рефлексивной деятельности учащихся. | Самооценка деятельности на уроке. | Регулятивные |
Сценарий урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Звенит звонок.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок .К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.(Ученики поворачиваются к гостям и здороваются). Начинается урок и вдруг по рации поступает сообщение:
Голос по рации: Приём, приём, 1а класс. На планете, где живут разные животные эпидемия. Многие животные заболели. Просим у вас помощи. Доставьте, пожалуйста нам доктора Айболита.
Учитель: Ребята, поможем животным?
Учащиеся: Да.
Учитель: Экипаж, приготовиться к полёту.
Как мы должны относится друг к другу, чтобы полёт прошёл успешно?
Ученики: Мы должны помогать друг другу, вместе выполнять задания
Учитель: На чём мы полетим?
Ученики: На ракете.
Учитель: А теперь возьмите друг друга за руки чтобы старт был успешным. Стартуем.
Ученики считают до 3. На доске вывешены иллюстрации планет.
Актуализация знаний.
Порядок на множестве чисел от 1 до 20.
Учитель: А вот и первая планета. Произведём посадку
( прикрепляется изображение ракеты). Эта планета называется «Повторяйка». Как вы думаете, какие задания ждут нас здесь?
Ученики: Мы повторим то , что изучали на прошлых уроках.
Учитель: А для чего нужно повторять прошлый материал?
Ученики: Чтобы узнать новое.
(Слайд 1)
- счёт до 20 вперёд и обратно:
- сосчитать от 9 до 16, от 10 до 3;
- Назвать последующее число 8, 14. На сколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите предыдущее число 11, 20. На сколько предыдущее число больше последующего?
- Какое число стоит между 8 и 10, 16 и 18?
- Какое число стоит слева от 14, справа от 8?
- Установите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа : 1 4 5 8 (9, 12, 13);
2) Повторение состава числа 8 ( слайд 2)
Учитель: Жители этой планеты предлагают вам вспомнить состав числа 8 .(Ученики повторяют состав числа 8).
Постановка проблемы для введения в тему урока.
Учитель: Итак мы стартуем и летим на следующую планету. Она называется «Узнавайка» Как вы думаете, почему она так названа?
Ученики: Здесь мы узнаем что-то новое.
Учитель. Правильно. А живёт здесь число. которое следует за числом 8. Что же это за число?
Ученики: Это число 9.
Учитель: Кто назовёт тему урока?
Ученики: Число и цифра 9.
Учитель: Мы с вами изучили уже много чисел. Давайте вспомним как мы это делали и так же будем изучать число 9.
Ученики: Сначала мы определим как получить число 9, научимся писать цифру 9, а затем откроем состав числа 9.(познавательные УУД)(Слайд3)
Процессуально –операционный этап. ( познавательные, коммуникативныеУУД)
Дальнейшая работа проводится фронтально и в парах.
1) Обозначение места числа 9 на числовом отрезке:
Учитель: Покажите стрелочкой на числовом отрезке, как вы получите число 9.
Ученик у доски отмечает цифру 8 и от нее рисует стрелку к цифре 9.
Учитель: Почему стрелка направлена вправо?
Ученики: Потому что число увеличивается, так как прибавили 1.(Слайд 4)
Учитель: Расскажите все, что вы знаете о числе 9.
Ученики: Число 9 стоит в натуральном ряду чисел на девятом месте. Оно больше предыдущего числа 8 на 1 и меньше последующего числа 10 на 1. Оно стоит между числами 8и10.
Учитель на английском языке просит посчитать до 9 . Учащиеся считают по цепочке. После этого считают по русскому.
Физминутка.
2) Согласование записи цифры 9.
Учитель: Что теперь мы будем делать?
Ученики : будем учиться писать цифру 9.
Учитель: На какую цифру она похожа своими элементами?
Ученики: На цифру 6.(Слайд 5)
Учитель: Цифра шесть вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете поверить –
Уж не шесть, а девять.
Учитель: А что надо сделать, чтобы правильно писать цифру?
Ученики: Посмотреть на образец в учебнике и узнать как она пишется в клетке .
Учитель: (Слайд 6) Посмотрите как правильно писать цифра 9 .А теперь пропишите цифру 9 в тетради .Обведите цифру которая вам больше всего удалась. Поменяйтесь тетрадями и выделите самую красивую цифру 9.
3) Работа над составом числа 9.
Учитель: Чтобы правильно решать примеры с числом 9 , что мы должны знать?
Ученики: Состав числа 9.
Учитель: Поработаем в парах. У вас на партах лежат счётные палочки. Сколько их?
Ученики: 9.
Учитель: Определите состав числа 9 и запишите в домик состава числа.
Ученики выкладывают палочки и записывают результаты.
Учитель: Как получили число 9?
Ученики проговаривают результат , а ан экране появляется состав числа 9 (Слайд 7)
Учитель: Молодцы. А теперь вы сможете решать примера на состав числа 9? Значит мы можем отправится на следующую планету «Решайка»
Закрепление изученного .
Работа с учебником- тетрадью (с.19)
Учитель: На странице 18 найдите задание 2.
На доске в качестве образца записаны равенства первого столбика. С опорой на образец и с помощью учителя учащиеся проговаривают как составлены равенства.
Учитель. Какое правило мы должны помнить, когда комментируем?
Ученики: Один говорит, остальные слушают.
8 + 1 =9
1 + 8 = 9 (Какое свойство применили?)
9 – 1 = 8
9 – 8 = 1
Учитель: Рассмотрите записи в 1 столбике. Какое первое равенство составим?
Ученики: 8 + 1 = 9
Учитель: Чем вы пользовались при составлении равенства?
Ученики: Знанием состава числа 9.
Учитель: Что надо сделать далее?
Ученики: Выделить части и целое. Целое выделяем кружком, а части подчёркиваем.
Учитель: Как составить следующее равенство?
Ученики: Поменять местами слагаемые.
Учитель: Как надо рассуждать при составлении третьего равенства?
Ученики: Если из целого (9) вычесть одну часть (8) , то останется другая часть (1). 9 – 8 = 1
Учитель: Каким будет четвёртое равенство?
Ученики: 9 – 1 = 8
Остальные равенства учащиеся составляют в парах по рядам( 3 варианта), объясняя друг другу свои действия. Одна из пар комментирует выражения вслух.
Работа у доски с заданием из учебника- тетради.
Учитель : Экипаж. приготовиться. Мы приближаемся к цели своего полёта Это планета на которой произошла эпидемия. А называется она «Считайка». Мы доставили Айболита , но и от нас требуется помощь.
Учитель: Чтобы им помочь нам нужно найти значения выражений. Найдите задание 3 на стр. 19. Что нам поможет с ним справиться?
Ученики:. Знания состава чисел.
Ученики выходят к доске и решают примеры с комментированием. Затем выбирают фигурку животного и прикрепляют возле ответов.
Учитель : На уроках окружающего мира мы говорили с вами о ягодах , которые помогают нам при лечении болезней. Эти ягоды мы с вами оставим зверюшкам, чтобы они не болели. Но, сначала давайте вспомним полезные свойства этих ягод. Посмотрите на иллюстрации.
Ученики: Малина - Малину традиционно применяют при простудных заболеваниях, гриппе, острых респираторных инфекциях.
Ежевика - Плоды ежевики, как и малины, обладают жаропонижающим действием.
Черника – сохраняет зрение и память, полезна для сердца.
Каждой паре раздается карточка.
Учитель: Разбить все ягоды на две группы и составить выражения:
1 ряд – по цвету; | (4+5 или 5+4) |
2 ряд – по форме; | (7+2 или 2+7) |
3 ряд – по размеру; | (6+3 или 3+5) |
Рефлексивно – оценочный этап. (Регулятивные УУД)
Учитель: Итак наше путешествие подошло к концу. А какова была цель нашего космического путешествия?
Ученики: Мы познакомились с числом 9, научились писать эту цифру, узнали состав 9.
Учитель: Подумайте удалось ли вам это? У каждого на парте лежит ракета. Если вы считаете, что сегодня вам на уроке всё удалось, ваша ракета взлетит к самой дальней планете, а если что-то не совсем получалось, то ракета взлетит чуть ниже. (Дети прикрепляют ракеты). ( Слайд 9)
Учитель: А чтобы наши гости помнили нас и приезжали к нам в гости ещё, мы подарим им наши ракеты.
Учащиеся дарят гостям ракеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике для 1 класса "Цифра 8"
Урок с мультимедийным сопровождением. Возможно, вам понравится и будет полезен!...
Урок по математике для 1 класса "Цифра 6"
Урок по математике...
Конспект урока по математике на тему "Римские цифры и числа". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС
Сценарий урока в технологической карте....
Технологическая карта урока по математике , тема "Число 8. Цифра 8" 1 класс
учить учеников распознавать, называть цифру 8, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;учиться отгадывать загадки, составлять разные фигурки из 8 клеток;учить формулировать тему и цели урока...
Конспект урока по математике «Число пять и цифра 5»
Тема урока: «Число пять и цифра 5»Цель урока:Сформировать представление о числе 5, его составе, графическое, печатное и письменное обозначение числа 5, изображение его на числовом отрезке....
Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами"
Конспект урока по математике, который можно использовать по любой программе...
Открытый урок по математике «Числа 1, 2. Цифра 2»
Цели урока: познакомить учащихся с числом 2, его графической записью – цифрой 2, учить детей писать цифру 2; работать над развитием внимания, наблюдательности учащихся; прививать детям акку...