Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами"
методическая разработка по математике (3 класс)
Конспект урока по математике, который можно использовать по любой программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapis_chisel_rimskimi_tsiframi.docx | 690 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. Запись чисел римскими цифрами. 3 класс.
- Методическая разработка (сценарий) урока
- Цель: познакомить учеников с новыми римскими цифрами, научить читать и образовывать римские числа до 1000, выполнять сложение и вычитание чисел
Задачи:
- Формировать умения ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности;
- Формировать умение работать в группе, оказывать взаимопомощь, быстро и эффективно распределять и ответственно выполнять обязанности;
- Совершенствовать вычислительные навыки, решение задач;
- Формирование умения участвовать в диалоге;
- Формирование умения образовывать римские числа;
- Формировать познавательный интерес и интерес к изучению истории;
- Формирование умения оценивать свою деятельность по предложенным критериям.
Планируемые результаты:
- Определять и формулировать тему урока и цель с помощью учителя.
- Составлять план урока с помощью учителя.
- Участвовать в работе пары, малой группы.
- Участвовать в диалоге по теме, заявленной учителем.
- Находить римские цифры в книгопечатной продукции.
- Уметь читать и записывать многозначные числа с помощью римских цифр.
- Уметь выполнять действия сложения и вычитания с числами римской нумерации.
- Оценивать свои собственные достижения по предложенным критериям.
Метод обучения: частично-поисковый.
Используемая технология: деятельностного подхода, исследовательская.
Организационные формы урока: фронтальная, парная, в малых группах, индивидуальная.
Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой и целью урока, соответствует ФГОС НОО3
План урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
«Организационный момент.Мотивация к учебной деятельности» | Приветствует и проверяет готовность «рабочего места» учащихся | Приветствуют учителя и проверяют готовность своего «рабочего места» | Коммуникативные: Слушать и понимать речь учителя, владеть диалогической формой речи Регулятивные: пределять и формулировать тему урока и цель урока, осуществлять самооценку, осуществлять самоконтроль |
«Актуализация знаний» | Создает условия для актуализации знаний учащихся по теме урока, понимания учебной задачи, особенностей её решения под руководством учителя | Распределяют карточки с числами на 2 группы. Сравнивают свои числа с числами одноклассников. Объясняют по какому признаку они разбили числа на группы. Демонстрируют знания, которые были приобретены раннее. | Познавательные: проводить классификацию Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли Предметные: применять ранее полученные знания, уметь самостоятельно находить различные способы выполнения заданий. |
«Выявление места и причины затруднения» | Активизирует мыслительную деятельность учащихся. Организует работу в тетрадях. Просит записать известные детям римские числа. Просит прочитать римские числа, записанные на карточках. Организует работу по самооцениванию учащимися знаний римской нумерации на данном этапе. Организует работу по выявлению затруднения. Предлагает учеников сформулировать тему и цель урока. Показывает тему на слайде. | Вспоминают, что знают о римских цифрах и где они были придуманы. Записывают в тетради известные им римские числа. Не могут прочитать число, записанное на карточке. Читают информацию на слайде. Оценивают свои знания с помощью кругов красного и зелёного цвета на полях тетради. Называют тему и цель урока. | Личностные: умение учащихся адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. Познавательные: ориентироваться в знаниях, полученных ранее(определять границы «знаю- не знаю») Регулятивные: определять и формулировать тему урока, осуществлять самооценку. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи. Предметные: применять ранее полученные знания. |
«Построение плана выхода из затруднения» | Организует работу по составлению плана выхода из затруднения. Знакомит с планом. | Составляют план выхода из затруднения. Участвуют в диалоге с учителем, одноклассниками. | Коммуникативные: владеть диалогической формой речи. Регулятивные: определять последовательность действий. |
«Реализация намеченного плана» | Показывает, где можно найти нужную информацию для реализации первого пункта плана. Знакомит с новыми терминами «мнемотехника», «мнемоническое правило» Организует работу для реализации второго пункта плана. Организует работу в группах. Организует обсуждение итогов. | Находят в учебнике новую информацию, зачитывают сведения о новых римских цифрах. Знакомятся с информацией и заучивают правило. Вспоминают необходимые правила с других уроков. Выдвигают гипотезу. Работают в группах. Формулируют выводы. Сравнивают свои выводы с выводами на слайде. Оценивают работу в группах. | Познавательные: выполнять анализ, обобщение и классификацию, ориентироваться в книгопечатной продукции, находить в тексте ответы на вопросы, опираться на жизненный опыт. Коммуникативные: выдвигать гипотезы, их обосновывать, владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. Предметные: иметь представление о римской нумерации, уметь читать и записывать многозначные числа римскими цифрами |
«Первичное закрепление» | Организует работу с учебником. | Читают записи, заменяя римские числа на арабские. | Предметные: составлять задачи, используя числа римской нумерации, уметь складывать и вычитать числа римской нумерации Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли |
«Самостоятельная работа.Самопроверка» | Организует, контролирует самостоятельную работу на карточках. | Самостоятельно работают. Проверяют выполненное задание на слайде. Оценивают свою работу. | Предметные: Уметь читать и записывать многозначные числа римскими цифрами. Регулятивные: Осуществлять контроль по эталону и самооценку |
«Включение в систему знаний. Дифференцированная работа» | Организует работу в учебнике под рубрикой «Выбираем задания и тренируемся» Наблюдает за работой учащихся. Анализирует уровень знаний ученика и выбранного им задания. Помогает в выполнении заданий (кому необходимо) | Выбирает задание и выполняет его самостоятельно. | Предметные: Применять полученные знания. |
«Рефлексия» | Проводит рефлексию учебной деятельности на уроке. Организует работу учащихся по самооценке знаний римской нумерации. | Оценивают свои знания с помощью смайликов. Сравнивают свой уровень знаний в начале урока и в конце урока. | Регулятивные: осуществлять самооценку, анализировать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. |
План – конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. | ||||||||||||||||||||||
-Здравствуйте, ребята! - Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Число – как много в этом звуке Для математики, друзья! Но и в простой, обычной жизни Без чисел нам никак нельзя! | Приветствуют учителя! Проверяют готовность рабочего места. | |||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | ||||||||||||||||||||||
- Ребята, как вы думаете, что обозначают знаки, изображённые на карточках?
- Разбейте эти числа на 2 группы. - На какие 2 группы разделили числа? - А как возникли арабские цифры? - На какие группы можно разбить эти числа? - Увеличьте однозначные числа в 7 раз. - Увеличьте двузначные числа на 3 сотни. | - На карточках изображены римские числа. - На римские и арабские. Родоначальником арабских цифр считается Индия. Название «арабские цифры» образовалось исторически, из-за того что именно арабы распространяли десятичную систему счисления. Цифры, которые используют в арабских странах, по начертанию сильно отличаются от используемых в европейских странах. - На однозначные и двузначные. - 42, 21, 63, 49 - 348, 325, 350, 321 | |||||||||||||||||||||
Выявление места и причины затруднения | ||||||||||||||||||||||
- Прочитайте римские числа. - А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? - Какие здания в Риме вы знаете? На слайде:
- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 1? - Ведь действительно, пальцы сыграли большую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I. II. III? А как же быть дальше? - На руке у человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек стали изображать руку. Её стали изображать знаком V. - А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . - А теперь откройте тетради. Запишите число, Классная работа. -А сейчас запишите римские числа, которые я вам продиктую: 7, 4, 21, 3, 19, 500 - Какое число не записали? - Почему? - Оцените свои знания о римской нумерации на данном этапе. На слайде: - Почему многие из вас оценили свои знания красным смайликом? - Сформулируйте тему и цель урока. | 10, 1, 5, 21, 47, 3 - Появились в Риме. Рим – столица Италии. Эта страна выглядит в форме сапога. Дети перечисляют известные им здания. - С помощью пальцев. Показывают с помощью пальцев римские числа. - Записывают числа. - 500 - Не знаем Оценивают свои знания с помощью смайликов на полях в тетради. - Не все знаем о римской нумерации. - Запись чисел римскими цифрами. Цель: познакомиться с новыми римскими цифрами, научиться читать и образовывать римские числа до 1000. | |||||||||||||||||||||
Построение плана выхода из затруднения | ||||||||||||||||||||||
- Что вам захотелось узнать? На слайде план:
- Где можно найти ответы на эти вопросы? | - Какие римские цифры существуют ещё. Какие числа из них можно образовать? Где используются новые римские числа? - Можно спросить учителя, найти в учебнике, провести исследование. | |||||||||||||||||||||
Реализация намеченного плана | ||||||||||||||||||||||
1) Работа по первому пункту: - Откройте учебник на странице 24 и прочитайте сведения о римской нумерации. - С какими новыми цифрами познакомились? - А теперь давайте познакомимся с «мнемоническим правилом» - Как вы думаете, зачем было изобретено это правило? - А где мы ещё встречались с этим правилом? 2) Физминутка Поднимайся дружно класс, это – раз! Покрутилась голова, это два! Руки вверх, вперед смотри, это три! Руки в стороны, пошире, развернули на четыре! С силой их к плечам прижать, это пять! Всем ребятам тихо сесть, это шесть! 3) Работа по второму пункту: - Где используют римскую нумерацию? - Какие римские числа чаще всего встречаются? - Какую гипотезу можно выдвинуть? - В какой деятельности можно опровергнуть или подтвердить гипотезу? - Подтвердилась ваша гипотеза? - А теперь сравните свои выводы с выводом на слайде. |
Учащиеся открывают учебник на стр.24 и читают информацию. - 50, 100, 500 Читают правило на слайде и заучивают. - Для быстрого запоминания римской нумерации. - На уроках русского языка. (приводят примеры) 2 ученика показывают, остальные повторяют. Выдвигают гипотезу, что римские числа часто используются в современном мире Дети работают в группах. Они используют в своей работе журналы, книги, календари. - В исследовании. Заполняют таблицу:
- По итогам исследования видно, что римские числа от I до X довольно часто используются в современном мире. Римские числа от XI до XXXIX используются редко, а вот чисел от XL до М они не нашли в книгопечатной продукции. - При решении задач , примеров по математике. | |||||||||||||||||||||
Первичное закрепление | ||||||||||||||||||||||
Работа по третьему пункту плана: - А где же мы можем применит свои знания римской нумерации? - Давайте теперь выполним задание №2 на с.24. | - При решении задач , примеров по математике. Учащиеся читают записи в учебнике, заменяя римские числа на арабские. | |||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа. Самопроверка | ||||||||||||||||||||||
- А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Соедини числа» - Сравните свою работу с образцом на слайде. - Оцените работу простым карандашом по 10 – ти бальной шкале(каждое верное соединение 2 балла) | Ученикам предлагаются карточки:
| |||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний. Дифференцированная работа | ||||||||||||||||||||||
- А теперь вы можете приступить к заданиям в учебнике под рубрикой «Выбираем задания и тренируемся» | Учащиеся самостоятельно выбирают задание и выполняют его в тетради. | |||||||||||||||||||||
Рефлексия | ||||||||||||||||||||||
- Какую цель мы поставили на уроке? - Смогли вы достигнуть цели? - А теперь оцените свои знания о римской нумерации на данном этапе. - Что нового мы узнали? - Что бы ещё вам хотелось узнать? | - Познакомиться с новыми римскими цифрами и научиться читать и образовывать римские числа в пределах 1000. На слайде: | |||||||||||||||||||||
Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||
- Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."
Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан в технологии деятельностного метода....
Урок математики в 3 классе по теме ""Запись чисел римскими цифрами"
Цели: 1. Познакомиться с новыми римскими цифрами. 2. Учиться читать и записывать многозначные числа римскими цифрами...
Презентация к уроку математики в 3 классе "Запись чисел римскими цифрами"
Цели: 1. Познакомиться с новыми римскими цифрами. 2. Учиться читать и записывать многозначные числа римскими цифрами...