Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Голосова Людмила Петровна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России" к учебнику В.П.Канакиной. Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи изучения курса. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся. Методы и формы обучения. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Критерии и нормы оценки. Основное содержание  программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_4_klass.docx55.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Русский язык»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русской язык» составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе концепции и программ для начальных классов «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова  (Концепция охватывает все образовательные области и учебные предметы для 4 класса)  и на основе авторской программы  «Русский язык»  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого,  Просвещение, 2009.

                 Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Русский язык» в 4 классе  основной общеобразовательной  школы  по  учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 4 класс, Просвещение, 2011г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку и реализует  авторскую программу В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Русский язык 4 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

                    В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для начального общего  образования  программа рассчитана на преподавание предмета «Русский язы» в 4 классе в объеме 170 часов, 5 часов в неделю, что соответствует  учебному плану МКОУ «Таежно-Михайловская ООШ».

        Выполнение практической части

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

диктанты

3

2

2

1

8

сочинения

1

1

2

2

6

изложения

4

2

3

4

13

списывание

1

1

1

1

4

 

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт начального общего образования по предмету «Русский язык».  

  1. А.А.Плешаков Концепция и программы для начальных классов «ШКОЛА РОССИИ». – М.: Просвещение, 2009.

3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.

3. Цели и задачи изучения курса

Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Задачи:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  5. формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

4. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  1. признаки простого и сложного предложения;
  2. признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
  3. признаки однородных членов предложения;
  4. лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
  5. признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
  6. признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  1. простое и сложное предложение;
  2. главные и второстепенные члены предложения;
  3. лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
  4. типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

            Обучающиеся должны уметь:

  1. производить синтаксический разбор предложения;
  2. расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
  3. устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  4. разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
  5. безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
  6. правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.               

Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

В результате изучения русского языка обучающиеся должны

             знать:

  1. значимые части слова;
  2. признаки изученных частей речи;
  3. типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

             уметь:

  1. анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, пред ложение;
  2. различать произношение и написание слов;
  3. находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  4. без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
  5. создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  6. соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
  7. грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
    (75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
    проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
    звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
    после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
    раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
    предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  8. производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
    приставку, суффикс;
  9. подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  10. распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  11. изменять имена существительные по числам;
  12. склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  13. изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
  14. изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
  15. распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  16. устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  17. распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  18. производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  19. интонационно правильно произносить предложения;
  20. писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
    составленному плану;
  21. определять тему и основную мысль текста;
  22. делить текст на части, соблюдать красную строку;
  23. устанавливать связь между частями текста;
  24. устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  25. озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  26. распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
  27. писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
    характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  28. составлять устный ответ - рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  2. работы со словарем (алфавит);
  3. соблюдения орфоэпических норм;
  4. создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  5. овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

5. В авторскую программу В.П.Канакиной,  В.Г.Горецкого внесены следующие изменения:

1. Увеличено количество  часов в разделе «Вспоминаем, повторяем, изучаем» вместо 38 часов 41 час за счет уменьшения часов в разделе  «Глагол» - вместо 40 часов вместо 36 часов. Добавлен 1 час на повторение пройденного материала из раздела «Глагол» - вместо 10 часов 11 часов.

6. Количество часов по программе

раздел

Название разделов

Кол – во часов по  программе

Кол – во часов по рабочей программе

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

38 часов

41 час

2

Имя существительное.

43 часа

43 часа

3

Имя прилагательное.

32 часа

32 часа

4

Личные местоимения.

7 часов

7 часов

5

Глагол.

40 часов

36 часов

6

Повторение (обобщение) пройденного в начальной школе.

10 часов

11 часов

 

Всего:

170 час

170 час

7. Методы и формы обучения

Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и индивидуальный опрос знаний, умений обучающихся. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности и оказанию помощи - карточки, таблицы, словари, опорные схемы.

8. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся.

Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы конт- роля: контрольный диктант, контрольное списывание, дифференцированный индииви- дуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, контроль результатов выполнения заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания.

Контрольные материалы

Изложения

  1. Подробное изложение упр. 13, стр. 9
  2. Подробное изложение упр. 68, стр. 42
  3. Подробное изложение упр. 116, стр. 67
  4. Творческое изложение упр. 158, стр. 86
  5. Подробное изложение упр. 212, стр. 116
  6. Подробное изложение упр. 281, стр. 147
  7. Выборочное изложение упр. 59, стр. 29
  8. Подробное изложение упр. 106, стр. 51
  9. Подробное изложение упр. 145, стр. 70
  10. Изложение повествовательного текста упр. 187, стр. 90
  11. Подробное изложение деформированного текста упр. 249, стр. 121
  12. Краткое изложение упр. 275, стр. 133.
  13. Подробное изложение упр. 331, стр.155.
  14. Краткое изложение повествовательного текста упр. 346, стр. 160

Контрольное списывание

1. Контрольное списывание упр.29, стр. 19 – 1 четверть

2. Родничок - 2 четверть

Из-под каменистого берега бьет родник его открыли охотники, они вырыли лунку, очистили от песка, обложили его камнем родничок наполнил лунку, и потек теперь черпают воду из лунки, как из колодца я часто бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у самой тропы выкладывают колодец здесь усталый путник может утолить жажду в горах каждый родник имеет свое имя, он назван именем человека, открывшего его. (И. Васильев)

3. Контрольное списывание упр. 15 стр. 9 -3 четверть                                                                                                            

4. Коростель и крот – 4 четверть

Из долгого теплого края возвращался домой маленький коростель. Он всю зиму прожил в Африке.

Крылышки у коростеля маленькие. Иногда он летит, но в основном идет пешком. Он шел и пел о далеком родном крае, о милой Родине, о своем гнездышке на зеленом лугу.

Коростель повстречался с кротом. Крот спросил коростеля, куда он так спешит. Коростель рассказал о своей северной Родине и о теплой Африке.

Крот удивился. Почему коростель не живет в теплых краях? Что зовет коростеля на холодный Север? Не мог понять крот, что у каждого есть своя Родина. (В. Сухомлинский)

Сочинения

  1. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» - упр. 58, стр. 36
  2. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» - упр. 183, стр. 9
  3. Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» - упр. 112, стр. 53
  4. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Март» - упр. 166, стр. 80  
  5. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» - упр. 205, стр. 99

      6.   Составление текста по сюжетным рисункам – упр. 214, стр. 105                                                                        

Диктанты

1.  Диктант «Заботливая мама»  (I четверть)

У крыльца Алёша увидел ежика. Мальчик взял его в руки, погладил по мягким иголкам. Бабушка угостила зверька молоком. Вечером Алёша увидел ежиху и ежат. Ежиха принюхивалась, тревожно водила мордочкой по сторонам. Мать искала малыша. Алёша принёс ежонка, бережно опустил на землю. Мать обнюхала малыша и устремилась в кусты. За ежихой покатились ежата.

Слова для справок: устремилась, увидел. принюхивалась, ежонок (учитель проговаривает слова по слогам).  

Задания:

  1. Найти предложения с однородными второстепенными членами;
  2. Подчеркнуть в нём главные члены и обвести в кружок однородные второстепенные члены предложения.

2. Свободный диктант – упр. 128, стр. 73. первая часть  (I четверть)

3. Диктант (I четверть)

Осень. Лес украсился в жёлтые, красные, золотистые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семён сегодня поднялся на заре, взял ружьё и вышел из дома. Впереди крутой подъём. Дед шёл медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок. Слева и справа красовались молодые берёзки и осинки. Попадались подберёзовики, подосиновики, рыжики. Вот через тропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали далёкий нелёгкий путь на юг. Старик помахал птицам рукой. До свидания, журавли!

Слова для справок: нелёгкий.

Задания:

  1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём однородные члены;
  2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания;
  3. Разобрать любое из выделенных слов по составу;
  4. Сделать звуковую запись слова путь или ружьё (на выбор ученика);
  5. Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.

4. Диктант  «Редкая гостья» (II четверть)

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под ёлкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили ещё с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз берёзку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке ёлки появилась белка. Зверёк огляделся и спрыгнула на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябины. (84 слова.)

5. Свободный диктант   (II четверть)

Мы шли через лес к озёрам. По сторонам дороги росли колосистые травы, лиловые колокольчики. В кустах шиповника гудели пчёлы с золотыми полосками на спине. Вдали блеснуло озеро. К ночи мы поставили палатки в зарослях камыша около кучи хвороста. В воздухе бесшумно летали летучие мыши. Тянуло сыростью. На рассвете мы выехали на лодке ловить рыбу. На поверхности озера было много жёлтых кувшинок. Вдруг у борта лодки хлестнула хвостом гигантская щука. Лодка закачалась. Мы стали грести к берегу. Рыба шла рядом с лодкой.

Задания:

  1. В последнем предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены;
  2. Обозначить падеж имён существительных во втором предложении.

6. Свободный диктант «Церковь Покрова» – учебник упр. 84, стр. 40. вторая часть

(III четверть).

7. Диктант «Праздник света» (III четверть).

Март считают радостным праздником света. Лучи яркого солнца освещают лесные поляны. На синем небе лёгкие облака. На ветках деревьев блестят праздничные сосульки. Крепким настом покрыты долины. Можно без лыж идти по хрустальному снегу. Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки. Над головой слышна трель пёстрого дятла. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов. Птенчики родились в зимнюю стужу, и сейчас они первыми встречают весну. Из далёкой Африки летят на родину грачи и скворцы. (78 слов.)

Задания:

  1. Указать падежи существительных и прилагательных в третьем и седьмом предложениях;
  2. Найти сложное предложение и подчеркнуть в нём главные члены предложения;
  3. Выписать имя прилагательное и разобрать его по составу;
  4. Разобрать как часть речи имя прилагательное в первом предложении.

8. Диктант «Весна в апреле» (IV четверть).

Лучи апрельского солнца светят и греют. Веет лёгкий ветерок. Гибкие ветки берёз трепещут на солнце. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На ветке осинки видишь ворону. Она вытягивает шею и хрипло каркает. Молодая галка ищет место для гнезда. На изгороди сороки вертят головами, хвостами качают и трещат. В кустах сирени слышишь чудесный голос овсянки. Её весенняя песенка позванивает, как маленький колокольчик. Посмотришь вокруг – и станет тебе легко и радостно.

Задания:

  1. В последнем предложении над глаголами указать спряжение;
  2. Разобрать по составу глагол посмотришь;
  3. Подчеркнуть глаголы II спряжения, входящие в число исключений;
  4. В первом предложении подчеркнуть главные члены;
  5. Выписать любой глагол, определить его время, лицо, число, спряжение.

Контрольное списывание

1. Контрольное списывание упр.29, стр. 19 – 1 четверть

2. Родничок - 2 четверть

Из-под каменистого берега бьет родник его открыли охотники, они вырыли лунку, очистили от песка, обложили его камнем родничок наполнил лунку, и потек теперь черпают воду из лунки, как из колодца я часто бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у самой тропы выкладывают колодец здесь усталый путник может утолить жажду в горах каждый родник имеет свое имя, он назван именем человека, открывшего его. (И. Васильев)

3. Контрольное списывание упр. 15 стр. 9 -3 четверть                                                                                                            

4. Коростель и крот – 4 четверть

Из долгого теплого края возвращался домой маленький коростель. Он всю зиму прожил в Африке.

Крылышки у коростеля маленькие. Иногда он летит, но в основном идет пешком. Он шел и пел о далеком родном крае, о милой Родине, о своем гнездышке на зеленом лугу.

Коростель повстречался с кротом. Крот спросил коростеля, куда он так спешит. Коростель рассказал о своей северной Родине и о теплой Африке.

Крот удивился. Почему коростель не живет в теплых краях? Что зовет коростеля на холодный Север? Не мог понять крот, что у каждого есть своя Родина. (В. Сухомлинский)

Сочинения

  1. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» - упр. 58, стр. 36
  2. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» - упр. 183, стр. 9
  3. Сочинение по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» - упр. 112, стр. 53
  4. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Март» - упр. 166, стр. 80  
  5. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» - упр. 205, стр. 99
  6. Составление текста по сюжетным рисункам – упр. 346, стр. 160                                                                        

Перечень ключевых слов

Грамматическая основа

подлежащее

сказуемое

обстоятельство

определение

дополнение

однородные члены предложения

союзы

распространенные предложения

нераспространенные предложения

простые предложения

сложные предложения

прямая речь

обращение

управляющие слова

имя существительное

склонение

падеж

род

число

имя прилагательное

глагол

спряжение

неопределённая форма глагола

лицо

время глагола

местоимение

предлог

корень слова

приставка

основа слова

суффикс

окончание

наречие

орфограмма

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, адресовать, алфавит, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, землянка, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, коллектив, коллекция, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костер, кровать, лагерь, ладонь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйственный, хозяйство, хорошо, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.

Критерии и нормы оценки

ДИКТАНТ

Объем диктанта:

4-й класс - 1-2 четверть - 58-77 слов.

3-4 четверть - 76-93 слова.

Оценки.

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2.  Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо

«д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних

букв в словах;

2.  Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3.  Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не

считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Объем:

4-й класс - 12-15 слов.

Оценки:

«5» -без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» -3-5 ошибок.

 ТЕСТ

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

 «4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

 

  СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае

первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

  ИЗЛОЖЕНИЕ.

Отметка за содержание и речевое оформление:

 Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

Отметка "3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.

 СОЧИНЕНИЕ.

Отметка за содержание и речевое оформление:

Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.

Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

 Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

 Отметка "3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

Отметка "2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.

Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.

 АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.

  9.  Учебно-методическое обеспечение для учителя и обучающихся

Для реализации содержания курса русского языка  используется следующий учебно-методический комплекс:

Для учителя:

1. А.А.Плешаков, «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях.  Москва «Просвещение», 2009.

2. В.П.Канакина В.Г.Горецкий «Русский язык» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, Москва «Просвещение», 2011

3. В.П.Канакина  «Русский язык» методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 класса начальной школы, Москва «Просвещение», 2005

4. В.П.Канакина «Русский язык» рабочая тетрадь 4 класс пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений в двух частях, Москва «Просвещение», 2011

5. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1990.

Для учеников:

1. В.П.Канакина В.Г.Горецкий «Русский язык» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, Москва «Просвещение», 2011

2. В.П.Канакина «Русский язык» рабочая тетрадь 4 класс пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений в двух частях, Москва «Просвещение», 2011

3.. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1990.

10. Список литературы.

    

для учителя:

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1986.

2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. - М.:Просвещение, 1996.

3. Волина В.В. Учимся, играя. - М, Новая школа, 1994.

4. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. - М, 1998.

5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2010.

6.Канакина В.П. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов; часть 1 Программа В.П. Канакина «РУССКИЙ ЯЗЫК»._М.: Просвещение, 2009 год стр. 74– 78.

7. Канакина В.П. РУССКИЙ ЯЗЫК: методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 класса начальной школы / В.П. Канакина - М..: Просвещение, 2009. - 176 с.

8. В.П. Канакина. Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2010.

9. Каландарова Н.Н. и др. Олимпиады по русскому языку в начальных классах. Глазов, 2006.

10. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. _ М.: Просвещение, 1991.

11. Канакина В.П. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2009. – 111 с. – (Школа России).

12. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей /Под ред. Г.Я.Солганика. – М.: просвещение, 1980.

13. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1 – 4 классы. – М.:ВАКА, 2007.

14. Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся нач. классов/Под ред. Т.Г.Рамзаевой. – М.: Просвещение, 2000.

15. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1990.

16. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В.Панов. – М.: Педагогика, 1984.

17. Тикунова Л. Игнатьева Т. Прописи-ступеньки. Чистописание. Рабочая тетрадь № 2.  4 класс.-М.: Дрофа. 2000.

18. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы. М.: ACT «Премьера», 2002.

19. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык правила и упражнения 1-5 класс. М.: Аквариум, 1997.

Для обучающихся:

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.

2. Жигулев A.M. Русские народные пословицы и поговорки. М, 1998.

3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2010.

4. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. - М.: Просвещение, 1991.

5. В.П. Канакина. Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2-х ч.  - М.: Просвещение, 2010.

6. Ожегов СИ. Словарь русского языка.  - М: Русский язык, 1990.

11. Цифровые образовательные ресурсы

  1. Единая коллекция образовательных ресурсов «Компьютерный практикум для начальной школы».
  2. Единая коллекция образовательных ресурсов «Учим правила по алгоритму».
  3. Единая коллекция образовательных ресурсов «Учимся правильно говорить».
  4. Сайт «Прошколу.ру»
  5. Сайт «Открытый урок».

12. Учебно-тематический план 

Тема

Кол-во часов

Из них

Диктанты

Изложение

Сочинение

Списывание

1.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

41

3

4

1

1

2.

Имя существительное

43

2

2

1

1

3.

Имя прилагательное

32

2

2

1

1

4.

Местоимение

7

-

1

-

-

5.

Глагол

36

1

4

3

1

6.

Повторение изученного

11

-

1

-

-

                    Итого

170

8

14

6

4

13. Основное содержание  программы.

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи

Вспоминаем, повторяем, изучаем (40 ч)

      Язык и речь (2 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
      
Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
      
Предложение (15 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
      Составление предложений с обращением.
      Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
      Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
      Разбор предложения по членам предложения.
      Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами
и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
      Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
      
Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
      Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
      
Части речи (7 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
      
Состав слова (10 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи (122 ч)

Имя существительное (43 ч)

      Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
      Основные типы склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
      Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на
-мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
      Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (
инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (32 ч)

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
      Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на
-ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
      Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
      Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
      Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
      Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (7 ч)

      Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (36 ч)

      Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
      Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
      Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака
(ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
      Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает?
умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
      Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (
видеть   — видел, слышать   — слышал ).
      Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (
тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Связная речь

      Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
      Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
      Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
      Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
      Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
      Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
      Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение изученного (11 ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....