Урок развития речи. 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Сочинение по серии картинок "Кто кого поймал?"
цель урока: повторение понятий: текст, тема текста, главная мысль текста, опорные слова; составление текста по сюжетным картинкам; самостоятельная запись текста.
Приложение 1. Серия рисунков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_serii_kartinok.docx | 21.55 КБ |
prilozhenie_1.docx | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по серии картинок.
Тема урока. Развитие речи. Составление текста. Сочинение по серии картинок.
Цель урока: повторить признаки текста; закрепить знания схемы текста-повествования; обучение составлению текста; расширение кругозора учащихся в области языкознания; накопление и обогащение словарного запаса детей.
Оборудование: сюжетные картинки;
плакаты с определением текста, темы текста, главной мысли ;
схема текста –повествования;
тетради по развитию речи:
словари
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, вы любите мультфильмы?
- А что такое мультфильм?
- Как образовалось слово мультфильм?
- Как делают мультфильм? Люди каких профессий заняты в создании мультфильма?
(Автор пишет текст. Художник рисует картинки или мастер делает кукол. Режиссер все это соединяет. Оператор снимает. Артисты озвучивают.)
- Все правильно. Люди разных профессий делают для вас мультфильмы. А сегодня и мы с вами попробуем себя в роли создателей текста к мультфильму. Попробуем написать небольшой рассказ по рисункам. Будьте внимательны, в конце урока вам надо будет записать составленный рассказ..
Но прежде давайте вспомним некоторые понятия, которые мы с вами учили.
III Речевая и орфографическая подготовка.
- Что такое речь?
- Какая бывает речь?
-Из чего состоит наша речь?
- Что называют предложением?
- Из чего состоит предложение?
На доске группа слов:
Захотел, рыбка, кот, половить.
- Составьте из этих слов предложение.
-О ком говорится в предложении?
- Что говорится о коте?
- Можно ли из этого предложения узнать, как кот ловил рыбку?
- Что надо сделать , чтобы это узнать?
На доске вывешивается плакат «ТЕКСТ»
ТЕКСТ
- группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке
-Что такое тема текста?
На доске вывешивается плакат
Тема текста
-о ком или о чём говорится в тексте
- Какова тема нашего текста?
- Но про кота можно много рассказать. Для начала мы должны определить , что мы будем рассказывать про кота, назвать главную мысль нашего текста.
- Что такое главная мысль текста?
Н а доске плакат
Главная мысль текста
-то, что говорится о предмете
- Определить главную мысль нашего текста нам помогут рисунки. (Приложение 1)
-Расположите их в нужном порядке .
IV Беседа по картинкам.
- Кого видим? (кота)
-Куда идет кот? ( на рыбалку)
-Почему вы так решили? ( ведро , удочка)
- Кого кот поймал? (щуку)
- Что случилось ? ( щука утащила кота в воду)
- Какова же главная мысль текста? ( Щука поймала кота)
- В рассказах часто главную мысль выносят в название рассказа. Давайте и мы поступим так же.
Дети подбирают названия. После обсуждения название записывают в тетради. Учитель записывает на доске . ( Кто кого поймал?)
- Давайте определим тип текста.
- Что мы описываем: кота или то, что он делает?
- Сколько у нас картинок?
- Какой текст мы будем составлять? ( повествование)
-Вспомним определение текста –повествования и его схему.
На доске вывешивается плакат
Текс-повествование-
сменяющие друг друга последовательные события
Схема текста
Начало
Развитие действия
Кульминация
Итог
- Теперь работаем с картинками по схеме. Сразу будем подбирать опорные слова.
- Что такое опорные слова?
На доске плакат
Опорные слова-
слова, по которым легко определить тему и главную мысль текста
Учитель ведет запись на доске
Начало Захотелось коту рыбки поесть. взял, удочки, пошёл
- Какую орфограмму надо вспомнить?
Развитие действия Кот закинул удочку. сел,закинул, стал
ждать, поплавок
- Что такое поплавок? Подберите однокоренные слова. Какое слово поможет нам проверить безударную гласную в корне слова поплавок? В этом слове есть еще одна орфограмма. Какая?
Кульминация Щука. клюнула, показалась,
огромная, стал тянуть,
натянула,держался,
оказалась сильнее,упал
- Поставьте в словах ударение, найдите ошибкоопасные места. Проверьте орфограммы.
Физкультминутка.
-Теперь попробуем с помощью мимики и жестов показать то, что мы с вами придумали. Следите за движением указки по рисункам.
Дети шагают на месте, закидывают удочку, приседают, показывает поплавок, щука тащит, кот упирается, падает.
- Найдите в словарике фразеологизм, который подходит к этому тексту, что он означает?
Итог Не солоно хлебавши.
V Запись текста
- Мы все время говорили «кот». А можем ли мы дать коту кличку?
- Если вы будете называть кота, то какое правило вы должны вспомнить?
- Как избежать повторов в тексте?
- Теперь возьмите ручки и запишите первое предложение
Захотелось однажды коту рыбки поесть.
- Закончите самостоятельно текс, запишите его и проверьте написанное.
VI Итог урока
Прочитать 3-4 сочинения.
Дома нарисовать рисунок –продолжение.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче...
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"
Задачи: Понимать значение речи как средства общения, передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....