Работа с трудными словами
материал по русскому языку по теме

 

     В данной работе  предложены разнообразные задания для прочного запоминания слов с непроверяемой орфограммой.   Это различные диктанты, ребусы, игры, запоминалки,фнетические ассоциации, кроссворды и т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_trudnymi_slovami.docx707.95 КБ

Предварительный просмотр:

           РАБОТА С ТРУДНЫМИ СЛОВАМИ

   

                                                                            Работу выполнила:

                                                                        Черкунова

                                                               Елена Борисовна,          

                                                                             учитель высшей категории

                                                            МБОУ «ПогорельскаяСОШ»                          

                                                             имени Героя  Советского

                                                             Союза Н. И. Черкасова.    

                                       СОДЕРЖАНИЕ

 1.  Обоснование актуальности.

2.  Работа с трудными словами:    

              -  работа с дополнительной литературой;

             -   диктанты;  

      -  познавательные  задания;

      -   занимательные и творческие  задания.

3.    Анализ  и самооценка.

 4.    Литература.

   Ученик в учебном процессе должен быть субъектом, способным к самоизменению и заинтересованным в этом. «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» (Георг Зиммель).   В начальных классах  формируется навык написания трудных слов. Эта работа должна быть последовательна и интересна и разнообразна.

        Цель учителя – пробудить интерес к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой орфограммы.

       Работу над словом можно построить таким образом:

1. Вначале учащимся предлагается рассмотреть карточку – картинку с  изображением предмета и назвать его словом. Использую и другой вариант:

сначала читаю загадку, дети отгадывают её, объясняют отгадку к загадке.

2.Произносим слово, определяем место ударения в нём, указываем количество    слогов, произносим по порядку все звуки( в 3 и 4 классах пишем транскрипцию

 этого слова,  прочитываем

3. Ставлю карточку с этим словом, читаем  его орфоэпически,  устанавливаем разницу в написании и произношении.

4.Решаем орфографическую «задачу»: какую букву в слове надо проверять при письме  и почему?  Можно ли проверить путем подбора проверочного слова?

5.Записываем слово в словарик, применяя цветные ручки.

6.Записываем в тетрадь самостоятельно,  сверяем с образцом.

7.Далее работа в парах или группах.

 - подбор однокоренных слов,

- подбор словосочетаний,

- составление предложений.

      Работа над написанием трудного слова продолжается  и на последующих уроках.   В качестве языкового материала использую пословицы. Поговорки, загадки (предлагаю детям самостоятельно подбирать и загадывать одноклассникам).

         Рассмотрим порядок работы на примере одного из слов.

      КАРТОФЕЛЬ  

           Обращаемся к словарю.

  1. Огородное растение, овощ.
  2. Подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу

К истокам слова.   Слово заимствовано из немецкого языка.

Однокоренные слова:   картофельный, картофелина, картофелинка, картофеличка.

Сочетаемость слов:    хороший, мелкий, крупный, грязный, чистый, мытый,  холодный, сырой, варёный,  жареный, поздний, ранний,  молодой, свежий, вкусный

(слова подбирают дети)

Картофель в мундире;  картофель с селёдкой; оладьи из картофеля; котлеты с картофелем.

Сажать, выращивать, окучивать, копать, убирать, покупать, чистить, жарить,   варить.

Когда так говорят? Картошка в мундире.

                                     Нос картошкой.

Пословицы и поговорки.      1.Картофель – хлебу подспорье. 2 Картошка поспела – берись за дело. 3.Картошка созреет – скот согреет.   4. Картофель – второй хлеб.

Загадки     1. Орехи в земле. А листья на земле. Что это?

                     2.Что копали из земли, жарили,  варили.

                               Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

 Предложения и тексты.                     

  1.     В  конце августа колхозники начинают копать картофель.

  2.  С больших площадей картофель убирают с помощью специальных приспособлений. Их называют картофелекопалками.

  3. Обед наш был небогат: хлеб, кусочек сала и несколько варёных  картофелин.    

4. После трудового дня как вкусен был  картофельный суп с грибами.

                             5.  У картошки важный вид,

                              Нам картошка говорит:

                             «Я главнее всех в квартире,

                                Потому что я в мундире».

                             

                            6.Картофеля глазки,

                               не глазки  -  глазки,

                               входите  -  ка   в землю,

                               влезайте, дружки.

                               Лежите и зрейте,

                                Пусть будет ботва

                               Зелёной и тоненькой,

                                Как кружева.

                                                                   (Л.   Квитко)                                                                      

       При использовании подобного материала по каждому слову с трудным написанием мы формируем навык правописания   слов из словаря,  обогащаем словарный запас, прививаем интерес к овладению  богатствами родного языка.     Причём, в организации такой работы необходимо привлекать самих учеников находить подобный материал,  предлагать пользоваться дополнительной литературой,  работать не только в одиночку, но и парами, группами.

    В начальном курсе грамматики, правописания   и развития речи большое значение  придаётся  словарно – орфографической работе, в процессе которой   дети усваивают  слова с непроверяемыми и  «труднопроверяемыми»  написаниями. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. В каждом из последующих классов  количество таких слов, требующих  запоминания    и грамотного употребления  в устной и письменной речи,  увеличивается.  Усвоение написания трудных слов  требует многократных и систематических упражнений,  которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.  Наблюдая за учащимися,  пришла к выводу, что навык написания этих слов во многом зависит  от словарных возможностей учащихся, их активного словаря,  уровня развития орфографической зоркости.  Работая над словами   из «Словаря»,  связываю их с изучаемым  на уроке грамматико – орфографическим материалом. Даю возможность детям написать нужное слово,  осмыслить его значение, составить с ним словосочетание,  употребить это слово в предложении, связном тексте.  Использую пословицы, поговорки, загадки,  стихотворения, связанные тексты художественных произведений.   Виды работ должны быть разнообразны,  чтобы у детей был интерес,  но цель одна -  грамотное написание  и употребление в речи.

         На уроках русского языка  провожу работу по совершенствованию орфографической грамотности и в  устной форме.  Устные упражнения

 - обогащают словарный запас учеников;

-  перерабатывают значительно больше материала;

 - ошибки, которые они допускают в устных упражнениях, не оказывают отрицательного воздействия на эмоции детей, как ошибки, исправленные красным стержнем;

-  развивают речевую деятельность.

        При устной форме работы использую средства обратной связи ( сигнальные  карточки, квадраты «ДА» -  «НЕТ», а учитель использует СОЛНЫШКО  (согласен с ответом солнышко улыбается, нет – солнышко закрыло глазки..).

            Главное, чтобы детям было интересно, чтобы можно было «вылечить» орфографическую «слепоту», привить любовь к родному языку.

  Учу ребят осмысливать и анализировать свои ошибки,  развивая  

  самокритичность, рефлексивность, способность к самооценке.  

         Виды работы.

1. ДИКТАНТЫ (ЗРИТЕЛЬНЫЕ, КАРТИННЫЕ, ВЫБОРОЧНЫЕ,  ДИКТАНТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ    ЗАГАДОК, ДИКТАНТ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ, ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ)

ЗАДАНИЯ ТИПА «А  ЗНАЕШЬ  ЛИ  ТЫ?»

ЗАДАНИЯ ТИПА «ЭТО ИНТЕРЕСНО!»

 4.ЗАПОМИНАЛКИ.  

5.ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ.

 6.ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ.

 7. « В СЛОВЕ  СЛОВО».

    8.  РЕБУСЫ.

   9. «ДОСКАЖИ  СЛОВЕЧКО».      

При работе по совершенствованию орфографической зоркости необходимо разнообразить виды упражнений. При проверке   использовать приёмы самопроверки, взаимопроверки. Это повышает грамотность, т. к. каждому ребёнку хочется, чтобы одноклассники   поставили хорошую отметку. А для этого работа должна быть грамотной.

В своей работе использую разные виды диктантов. ДИКТАНТ ПО ПАМЯТИ.

  1. Предлагаю детям по памяти записать слова, в написании которых надо писать безударнуюгласную Е (тетрадь, герой, четверг, декабрь, железо);

 гласную О (восток, корабль, огород, помидор, погода);

гласную А (багаж, аллея, завод, ракета, салют, самолёт);

          двойные согласные (класс, коллектив, аллея, металл, коллекция) и  

2. Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов;

овощей и фруктов;

школьно — письменных принадлежностей; животных; людей;

3. Записать слова, являющиеся

наречиями;

глаголами;

прилагательными;

существительными (одушевлёнными) и т. д. 4. Записать словарные слова на букву А,   Б,   В т. д.

ДИКТАНТ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.

Называю слово из «Словаря», ученики «по цепочке» объясняют правописание и записывают. Иногда задание усложняю:   называю слова , однокоренные словарному.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Дети должны заменить   развёрнутое определение одним словом. Например: 1 .Шестой день недели.     2. Четвёртый день недели. 3. Приём пищи в середине дня. 4.Плод яблони.   5. Помещение для торговли чем - нибудь. б.Цвет, противоположный белому. 7. Школьный предмет для рисования или подчёркивания.

Этот вид диктантов развивает представление, учит мыслить, расширяет кугозор.

 

           КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ.

  1. Показываю картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют
    написание безударной гласной в слове и записывают его.
  2. Показываю картинку с изображением предмета, дети называют предмет,
    записывают слово, подчеркивают букву и сигнальной карточкой показывают
    её учителю.
  3. По картинке дети называют предмет, записывают только букву, требующую
    запоминания, сигнальной карточкой показывают её учителю.

ДИКТАНТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК.

 Виден край, да не дойдёшь.(ГОРИЗОНТ) Без головы, а с рогами. (МЕСЯЦ)

Пушистая вата плывёт куда - то:

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (ОБЛАКА)

Старик у ворот тепло уволок , Сам не бежит и стоять не велит.

Зелена, а не луг, белена, а не снег, Кудрява, а не человек. (БЕРЁЗА)

Никто не пугает, а вся дрожит.  ( ОСИНА)

Красненько, кругленько,

Листочки продолговатеньки. ( РЯБИНА)

Красненька матрёшка,

 Беленько сердечко. (МАИЛНА)

На лесной полянке красуется Татьянка:

Алый сарафан, белые крапинки. (ЗЕМЛЯНИКА)

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, На часы не глядит, а время знает. (ПЕТУХ)

Собой не птица,    петь не поёт,

Кто к хозяину идёт, она знать даёт. (СОБАКА)

Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг, По снежочку тык, тык. ( ЗАЯЦ)

Всегда во рту, а не проглотишь. (ЯЗЫК)

                            ЭТО  ИНТЕРЕСНО!

                Как появилось в русском языке слово   АГРОНОМ ?

Истоки этого слова мы находим в греческом языке. По – гречески АГРОС - поле, пашня, земля,  а  НОМОС – закон. Значит, АГРОНОМ – ЗНАЮЩИЙ ЗАКОНЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. Пришло же к нам слово АГРОНОМ из французского языка. А сколько в нашем языке появилось сложных   слов, первой частью которых стала часть АГРО.

АГРОТЕХНИКА, АГРО ГОРОДОК, АГРООБЪЕДИНЕНИЕ  И Т. Д.

     Изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями даёт возможность познакомить детей с ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

Такое знакомство не только обогащает словарный запас, но и позволяет учителю показать фразеологическое богатство языка.

  К числу  доступных для детского восприятия младшими школьниками фразеологизмов, которые можно предложить для наблюдения  при изучении трудных слов можно отнести следующие:

ПРОКАТИТЬ С ВЕТНРКОМ, ЗАЯЧЬЯ ДУША, ВОРОБЬЮ ПО КОЛЕНО, БЕЖАТЬ ВО ВСЕ ЛОПАТКИ,ЯЗЫК ЗАПЛЕТАЕТСЯ, ОДНА НОГА ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ ТАМ, ЯБЛОКУ УПАСТЬ НЕГДЕ,ОБВЕСТИ ВОКРУГ ПАЛЬЦА.

     Учащимся можно предложить  такие задания:

1.  Прочитайте  и  объясните  значение  выражений  ( если затрудняешься,  спроси учителя)

 Не ссорьтесь!  Помните о том, что может быть беда:

 В ДЫМ РАЗРУГАЕТЕСЬ,    потом СГОРИТЕ ОТ СТЫДА!

  Найдите   словарные слова. Обратите внимание на правильность написания.

   2.Прочитайте. Объясните. когда так говорят.

 ИСЧЕЗНУТЬ С ГОРИЗОНТА, ПОЯВИТЬСЯ НА ГОРИЗОНТЕ.

  Найдите словарное слово. Обрати внимание на его написание.

   2.Составьте  предложения, употребив словосочетания:

      МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ, БЕЖАТЬ ВО ВСЕ ЛОПАТКИ. ВОРОБЬЮ ПО КОЛЕНО.

        НАЙДИ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА, ВЫДЕЛИ «ТРУДНУЮ» ОРФОГРАММУ.

3.Подготовьтесь объяснить смысл пословицы: ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ.

 4.  Замените данные словосочетания  выражениями «Слов    из  справок».

    1. ОБМАНУТЬ;.   2. ОЧЕНЬ МНОГО.;   3. НЕИЗВЕСТНО КОГДА;  4. ОЧЕНЬ ДАВНО;

     5. СВОБОДНЫЙ  ДЛЯ ТРАНСПОРТА  ПУТЬ.6. ОЧЕНЬ  БЫСТРО.

  СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:    ЗЕЛЁНАЯ УЛИЦА,;  ОБВЕСТИ ВОКРУГ ПАЛЬЦА;  ЯБЛОКУ                                                                                                                                     НЕГДЕ УПАСТЬ; ПОСЛЕ  ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ; ПРИ ЦАРЕ ГОРОХЕ;  ПРОКАТИТЬ С

 ВЕТЕРКОМ.

5.   Прочитайте  текст.

           Во времена парусного флота плавание зависело от погоды, от направления ветра. Для выхода  в море нужен был попутный ветер.  Выражение «ПОПУТНЫЙ ВЕТЕР»  стало использоваться  в речи и в другом значении. Пожелать кому – либо попутного     ветра   - значит ПОЖЕЛАТЬ УДАЧИ.

Найди в этом тексте  СЛОВАРНЫЕ  СЛОВА.

5.    Наступает  зима.  Как ты можешь объяснить значение  слов:

       НА  МОРОЗЕ  ЩЁКИ ГОРЯТ.

      Подумай,  что значит словосочетание   «ЩЁКИ ГОРЯТ»  

        Когда можно употребить его?

        Найди словарное слово. Подчеркни   орфограмму.

        6.Попытайтесь  объяснить  смысл   предложения.   Попытайся сделать рисунок.

  1. На  уроке природоведения вы познакомились со словом ГОРИЗОНТ.

Вспомни. Что такое ГОРИЗОНТ?

           Соотнеси свои знания  с данным предложением. Какое значение имеет   слово  ГОРИЗОНТ  в этом предложении?

          ЭТОТ ЧЕЛОВЕК   СОВСЕМ ИСЧЕЗ С МОЕГО ГОРИЗОНТА, И Я НЕ ЗНАЮ, ГДЕ ОН.    ( А. КУПРИН)

                                                  А ЗНАЕШЬ  ЛИ  ТЫ?

1. Знаете  ли  вы  происхождение   слова БИБЛИОТЕКА?   

   Это слово пришло в русский язык из греческого языка  сложено оно из двух древнегреческих частей:  БИБЛИОН  -  КНИГА и   ТЭКЕ – ХРАНИЛИЩЕ КНИГ.

   Теперь вам понятно значение этого слова.  Может ли вы,   зная происхождение  слова  БИБЛИОТЕКА, объяснить написание первой  гласной И  в этом слове?

2.   Знаете  ли  вы,  что слово  ЗАВТРА  образовалось  путём слияния предлога ЗА  и   существительного  УТРО  в форме родительного падежа   единственного числа?

  Лет  200 назад    так  и  говорили:   ЗАУТРО,   т. е.  НА СЛЕДУЮЩИЙ  ДЕНЬ.  

 Вспомните  слова из стихотворения  М.  Ю.   Лермонтова  «Бородино»:

  … БЫЛИ ВСЕ ГОТОВЫ  ЗАУТРА  БОЙ  ЗАТЕЯТЬ  НОВЫЙ …         

Постепенно   слово ЗАУТРА  претерпевало изменения: ударение переходило на первый слог,   а гласный звук \у\   заменился согласным звуком \в\.  Теперь в нашей речи   употребляется только   слово  ЗАВТРА.   Это слово не изменяется.  

3.   Подумайте,  какое из слов  в каждой группе слов появилось в нашей речи раньше других,   а какое -  совсем недавно. Обоснуйте свой ответ.

  ЭЛЕКТРОВОЗ, ПАРОВОЗ,  ТЕПЛОВОЗ;

  КОСМОНАВТ,    АВИАТОР, ЛЁТЧИК, ПИЛОТ.

Обрати внимание на написание этих слов. Постарайся запомнить как они пишутся.

       Слова КОМБАТ, КОМДИВ. КОМБРИГ  -  это сложносокращённые слова.

  СЛОЖНЫМИ их называют потому,  что они образованы путём сочетания двух слов: КОМАНДИР   БАТАРЕИ,       КОМАНДИР ДИВИЗИИ,  КОМАНДИР БРИГАДЫ.

   А  теперь заметьте:  эти слова входят в состав слов КОМБАТ, КОМБРИГ, КОМДИВ  не входят полностью, а в сокращении.  Поэтому мы и называем такие слова сложносокращёнными.  Таким способом образуются только имена существительные.

    Работая над написанием слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми           орфограммами,   важно выработать навык   правильного произношения и ударения в   словах. Кроме того знакомство с « волшебными словами»  позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, т. к. именно эти слова помогают правильно выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным.

  1.   Подготовьтесь  правильно прочитать слова вслух:

               КИЛОМЕТР – КИЛОМЕТРЫ  -  КИЛОМЕТРОВ  -  КИЛОМЕТРОВЫЙ;

      КИЛОГРАММ  -  КИЛОГРАММЫ  -  КИЛОГРАММОВ  -    

      КИЛОГРАММОВЫЙ

        Составьте  предложение с одним из слов. Проговорите его вслух.

            Найди в этих строках словарные слова.

      ДРУЗЬЯ О КОСМОСЕ МЕЧТАЮТ

     Я КОМБАЙНЁРОМ БЫТЬ ХОЧУ.

     НУ ЧТО Ж! РЕБЯТА ПУСТЬ ЛЕТАЮТ,  

     А Я ИМ ХЛЕБ  НАМОЛОЧУ.

      Заметьте, слово Комбайнер произносится двояко.

  1. Прочитайте  и научитесь эти слова произносить правильно.

СЕГОДНЯ,  СЕГОДНЯШНИЙ.

      Помни,  на месте звука \г\ произносится звук \в\,  а звуки \д\ и \и\  произносите как мягкие  согласные звуки.

        5.Найдите в предложениях слово,  которое не изменяется.    Как определить падеж этого слова?

1. НЕДАЛЕКО ОТ ШОССЕ СТОЯЛА ОДИНОКАЯ СОСНА.2.   ПО ШОССЕ ИДУТ КОЛОННЫ ГРУЗОВИКОВ.  3. С ПРОСЁЛОЧНОЙ ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬ СВЕРНУЛ НА ШОССЕ.

   Есть ли в этих предложениях другие словарные слова?

          Прочитайте. Подготовьтесь объяснить. Как вы ответили на вопросы, заключённые  в трёх последних предложениях стихотворения.

                        -  ЗДРАВСТВУЙТЕ! –

                   Поклонившись,  мы друг другу  сказали,

                  Хоть были совсем незнакомы.

                          -  ЗДРАВСТВУЙТЕ!-

                  Что особенного  тем  мы  друг  другу  сказали?

                   Просто «здравствуйте», больше ведь  мы ничего не сказали.

   Отчего же  на капельку солнца прибавилось в мире?

   Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

               Запомните, как пишется это «ВОЛШЕБНОЕ  СЛОВО»

  Прочитайте. Спишите любое предложение,  вставляя  подходящие по смыслу слова благодарности из «Слов для справок».  

     1.  -  ……, мамочка,  обед  был очень вкусный! – сказала Таня, вставая из за стола.    

 2.     -  ….., тётя Марина,  за книгу, она мне очень понравилась,  - произнесла  тихо Вера.  

3.  -    Папочка, …. Тебе от всех ребят.   Им экскурсия  очень понравилась,  - сказал  сын отцу.

    СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:   СПАСИБО,  БОЛЬШОЕ СПАСИБО,  БЛАГОДРЮ   ВАС.        

Прочитайте.

          …Шёл по дороге старик, а навстречу  ему боец.  

- ЗДРАВСТВУЙ,   отец,  - говорит ему боец.

     А старик ему в ответ:  

-  Здорово служивый!  Только   зовут меня не отец, а так что с любого   конца это слово читай – всё значение одинаковое.    И живу  я в таком домике,  что значение  не изменится, хоть как читай.  А имя моей бабки с тем же свойством.

 Вот и разгадай.

     Прочитай.    -   Мама,  мамочка,   мамуля,  

                                Помоги, пожалуйста, мне     узнать,

                               Как правильно сказать:

              У    РЫБОВ НЕТ    ЗУБОВ,  

             У  РЫБЕЙ НЕТ ЗУБЕЙ

              ИЛИ   -    У   РЫБ   НЕТ   ЗУБ.

  Найди в тексте «вежливое  слово», запомни , как оно пишется.    

   А свою маму старайся называть так  же ласково.

Научись произносить скороговорку.        

                      ВОРОБЕЙ ПРОСИЛ ВОРОНУ

                       ВЫЗВАТЬ  ВОЛКА  К ТЕЛЕФОНУ.

Найди в скороговорке словарные    слова.  В чём их особенность?  

Вспомни   ещё  3 слова.

Как воробей  обратился к вороне?   Произнеси, употребив  вежливое слово.  

      Прочитай предложение.

                 ГОСТЬ В ДОМ – РАДОСТЬ В ДОМ.

Как ты понимаешь  эти слова?

Как  ты пригласишь гостей?   Помни, тебе помогут  вежливые слова.

Прочитай.

               ВЕЖЛИВОСТЬ  ПРИ ОБРАЩЕНИИ ТРЕБУЕТ ВНИМАНИЯ  К                                                                        

         СОБЕСЕДНИКУ,  Т. Е.    К ЧЕЛОВЕКУ, С КОТОРЫМ  ТЫ БУДЕШЬ

         ГОВОРИТЬ.    НЕ СПЕШИ ГОВОРИТЬ О СЕБЕ – ПРОЯВИ ВНИМАНИЕ    К РАДОСТЯМ  И ЗАБОТАМ СОБЕСЕДНИКА.

   Задай вопросы  собеседнику, употребив слова  ПОЖАЙЛУСТА,  КАК  ХОРОШО,   БЛАГОДАРЮ.      

Что означает простое слово  «ЗДРАВСТВУЙТЕ»?

Составь предложение, употребив это слово.

К кому можно обратиться,  употребив слово «ПРИВЕТ»?

 Составь предложение с этим словом.

  Прочитай.

        …СПАСИБО ТЕБЕ, МИЛАЯ КРОШКА! – СКАЗАЛА БОЛЬНШАЯ

        ЛАСТОЧКА.

         -  Я ТАК ХОРОШО  СОГРЕЛАСЬ.  СКОРО Я СОВСЕМ ПОПРАВЛЮСЬ

           И ОПЯТЬ  ПОЛЕЧУ НА СОЛНЫШКО.  

Найди в этих строках   словарные слова ( слова, в которых орфограммы требуют запоминания).

             Прочитай  слова Элли и Рамины («Волшебник Изумрудного города») Какие слова произнесли девочки?  Запомни. Как пишутся эти слова.

  - ДО    СВИДАНИЯ!- сказала Рамина.   – ДО СВИДАНИЯ!- ответила Элли.

Когда занимательно   -   лучше запоминается.

 В стихотворении Г. Сапгира мальчик не знал, как пишутся слова с непроверяемыми безударными  гласными. Найди эти слова.

    Погляди  - ка     на  страницы:

  У  меня  в  тетради  птицы.

  Где ошибка -  там и птички.

  Видишь,  я писал  карова.

  Рядом птичка…

 - Птичка снова!

  -  Это я писал   сабака.

  Вот  ещё  одна!

           Однако…

          А   внизу…..

 Большая  птица,

 Злая  цапля  -

  Единица!

        -  Что  же   делать?

          Со  страниц

    Прогони    скорее  

   Птиц.

   Найди слова с безударной гласной,  которую  нельзя  проверить, а надо запомнить.

НА СТОЛЕ  У  МАЛЫША

 ТРИ  ЦВЕТНЫХ  КАРАНДАША.

ВЫБИРАЙ  СЕБЕ  ЛЮБОЙ:

 КРАСНЫЙ,   ЖЁЛТЫЙ,  ГОЛУБОЙ….

МАЛЬЧУГАН  НАШЁЛ  ТЕТРАДЬ,

СТАЛ  В НЕЙ  ДОМИК  РИСОВАТЬ.

Допиши  словечко.

Не   колючий,  светло  -  синий,

По  кустам  развешан ….

На  жарком  солнышке   подсох

И  рвётся  из  стручков….

Со  мной  в  поход  легко идти,

Со  мною  весело  в  пути.

 И  я  крикун,  и  я  буян,

Я   звонкий,  круглый….

Он большой,   как  мяч   футбольный,

Если спелый  -  все  довольны.

Так  приятен он  на  вкус,

И  зовут  его…..

Кругла, рассыпчата,  бела,

На  стол  она с   полей  пришла.  

 Ты  посоли   её   немножко.

Ведь  правда вкусная….

Мчусь,  как пуля,  я вперёд,

Лишь  поскрипывает  лёд,

Да мелькают  огоньки!

Кто  несёт  меня?....

По  ночам  во  мне  Ванятка

До  того задремлет  сладко,

Что  не  хочется  вставать.

Что  за  штука  я?....  

  Проверь,  как ты  записал слова.

КРОВАТЬ, КОНЬКИ,  КАРТОШКА,  АРБУЗ,  БАРАБАН,  ГОРОХ, ИНЕЙ.

Подчеркни в этих словах букву, которую  надо  запомнить.

Найди  лишнее слово  в  каждом  столбике.

М.   ЛИНА                                С.  ЛОМА                 Т.  ТРАДЬ

Р.  КЕТА                                    П.  ТОМ                    Л.   СИЦА

С.  ЛЮТ                                     П.   ЛЬТО                  АДР.  С

М.   РОЗ                                     СВ.  БОДА                ВОС.  МЬ

Соедини  слово  с нужной  буквой.

АДР.  С                                                                    БЕР.  Г

Б.  ЛЕТ              О                                                    В.  ГОН

Г.  ЗЕТА                                   А                            ГОР.   Д

К.  НВЕРТ               Е                                             Л.  ПАТА

СТ.  ЛИЦА                                           И               Ч.  ТВЕРГ

     Всомни, как правильно пишется слово. Выбери  нужную  букву.

АВТ(О,  А) М(А, О)БИЛЬ,     Б(О, А)ГАЖ,   В(О, А)ГОН,   К(А,О)ЛЕНДАРЬ,

П(А,О)ССАЖИР,   П(А,О)РТРЕТ,   К(А.О)МБАЙН,   Ф(А, О)МИЛ(И, Е),

Ш(А, О)ССЕ,   Б(И, Е) СЕДА,   Д(И,  Е)РЕКТОР,   К(А,  О)РТИНА.  

Разгадай   слово.  

  КОРЬ       -   Ь    +     ИДОЛ     -     Л      +      Р     =     ?  

      ЛАПА     -   А      +    О     +     ТА      = ?

                                    КРОССВОРД

«НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ    УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ»

                      ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

4. Что за комната такая?   Очень светлая, большая.

     Парты ровными рядами,   а за партами мы сами.

6.Вид городского безрельсового транспорта.

7.Комната,   в которой принимают  душ.

                       ПО ВЕРТИКАЛИ:

1.Ёмкость, наполняемая водой и предназначенная для плавания.

2. Шестой день недели.

3.Вмд спортивного бега.

5.Широкая дорога, вдоль которой растут деревья и по которой хорошо гулять.

6.Вид парного спорта с мячом и ракеткой.

             СТИХОТВОРНЫЕ  ПОДСКАЗКИ

ЛАСКОВОЕ   ОБЛАКО                                       МАША В МАГАЗИН ПОШЛА

                                                                               НАМ ПРОДУКТЫ ПРИНЕСЛА.

ЗВЕРИКОМ ПУШИСТЫМ                                  КОЛБАСУ КУПИЛА,

ПЛАВАЕТ, ИГРАЕТ                                             А ПРО ХЛЕБ ЗАБЫЛА.

В НЕБЕ ЗОЛОТИСТОМ.

                                                                       

                                                                                   КОРМИТ КОРОВУ

ВОТ   ОВОЩИ:   МОРКОВКА,                            МАЛЕНЬКИЙ ВОВА.

 ПЕТРУШКА, ОГУРЕЦ.                                          КУШАЙ, КОРОВА.

САЛАТ НАРЕЖУ ЛОВКО.                                    И БУДЬ ТЫ ЗДОРОВА.

 Я  ПОВАР  -  МОЛОДЕЦ.

                                                                                 

                                                                                     

ВЫРАЩИВАТЬ РАСТЕНИЯ                                 МАЛИНЫ МАЛО НАБРАЛА

НАМ С МАМОЧКОЙ НЕ ЛЕНЬ.                           И УКОЛОЛАСЬ НИНА.    

ОДНИ НА СОЛНЦЕ НЕЖАТСЯ,                           ТАК  ДОЛГО ЯГОДЫ НЕСЛА,

ДРУГИЕ ЛЮБЯТ ТЕНЬ.                                          ЧТО СЪЕЛА ВСЮ МАЛИНУ.

                                                                                                                                                       

МЕСЯЦ ЯСНЫЙ НАД РЕКОЙ.                           БЕЛАЯ МЕБЕЛЬ

ТИШИНА КРУГОМ, ПОКОЙ.                             В ДОМЕ МОЁМ.

ВСЁ УСНУЛО ДО УТРА.                                      ЧТОБ  НЕ  ЗАПАЧКАТЬ

И ТЕБЕ УСНУТЬ ПОРА.                                        НА КУХНЕ ЖИВЁМ.

                                                                           

                                                                               

ГЕНА В ЛАГЕРЬ УЕЗЖАЕТ                                НИНА В ПЯТНИЦУ УРОКИ    

ОТДЫХАТЬ НА ЛЕТО.                                       ДЕЛАТЬ НЕ ХОТЕЛА.

МАМУ ПРОСИТ: «ПРИЕЗЖАЙ,                      В ВОСКРЕСЕНЬЕ  ЦЕЛЫЙ  

ПРИВОЗИ КОНФЕТЫ».                                      ДЕНЬ

                                                                                  С НИМИ ПРОСИДЕЛА.

ВСЕ                                                                      

         СТУПЕНЬКИ                                                МИМО МИНУТЫ

                                 ЛЕСТНИЦЫ                                                         ПРОХОДЯТ.

Я ПЕРЕСЧИТАЮ.                                                 МИРНО ОНИ ШЕЛЕСТЯТ.

ЭТО – ЕСЛИ ВВЕРХ ИДУ,                                   ВРЕМЯ КУДА – ТО  УХОДИТ

НУ А ВНИЗ – СЛЕТАЮ.                                       И НЕ ВЕРНЁТСЯ НАЗАД.                              

       В начальных классах  формируется навык написания трудных слов. Эта работа должна быть последовательна и интересна и разнообразна.

        Цель учителя – пробудить интерес к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой орфограммы.

Для запоминания написания слов из словаря вместе с детьми придумываем ребусы или выделяем букву для запоминания рисованными «ассоциациями». Уместно любое творчество, если оно работает на достижение главной цели – грамотное письмо!

                           

 

Придумывание образов для запоминания написания трудного слова вызывает интерес у школьников. Опираясь на образ,  дети лучше запоминают правильное написание слова. «Образ — подсказка» должен быть ярким, смешным, нереальным, фантастическим. У школьников при работе вырабатывается внимание большое к слову, его структуре, составу. Если встречаются ошибки, их следует разбирать общими усилиями.

Фонетические ассоциации имеют место, но злоупотреблять ими нельзя. Обязательно   обращать внимание при созвучных ассоциациях на состав слова, в частности, на корень слов.

Загадки, кроссворды, ребусы, шарады учат мыслить образно, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Особенно полезна эта работа в 1 во 2 классах, когда дети мыслят образами. В 3 и 4 классах ученики уже активно включаются в работу и помогают учителю.

Работа с трудными словами должна быть интересной и последовательной.

Важно не только научить грамотно писать, но и правильно употреблять в речи словарные слова. Для этого использую такие виды работы:

1. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря»

1.САПОГИ, БОТИНКИ - ЭТО ОБУВЬ, А ....- ЭТО ОДЕЖДА.

2.3АЯЦ,         -ЭТО ЗВЕРИ,    А        ,        -ЭТО   ПТИЦЫ.

З.ПЕН АЛ, ....-ЭТО УЧЕБНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, А        , ,        -ЭТО

ИНСТРУМЕНТЫ.

4. МОРКОВЬ,         ,           -ЭТО ОВОЩИ.

Каждое предложение пиши с заглавной буквы. Вспоминай правописание словарных слов.

2.Подбери к каждому из слов БЛИЗКОЕ по значению слово из «Словаря»

ДРУГ   -   ТОВАРИЩ,    УЗОР-           , ТРУД-        ,    ТОРЖЕСТВО-....,

ХОЛОД - ....,   БОЕЦ -         ,.

3.Подбери к каждому из слов слово из «Словаря» противоположное по значению.

СПРАВА   -        ,    СВЕРХУ-         , ЗАВТРА-        , ЗДРАВСТВУЙ -        ,

ПОЖАЛУЙСТА-        , БЕЛЫЙ-        , СЕГОДНЯ-        

4. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова.

  1. КАК АЛМАЗЫ        НА ЛИСТЬЯХ РОСИНКИ.
  2. ПЫЛАЕТ   ЗАРЯ,  ....   РОСА.
  3. СНЕГ            ПОД ЛУЧАМИ СОЛНЦА.
  4. СОЛНЦЕ      ... „АМЕСЯЦ        

Слова для справок: БЛЕСТЕТЬ,   ГОРЕТЬ, СВЕТИТЬ, СИЯТЬ,   СВЕРКАТЬ. Подчеркни орфограмму в словарном слове.

5.Объясните значение выделенных слов.

1 .Весело сияет МЕСЯЦ за окном.   Белый снег сверкает синим огоньком. 2.Третий МЕСЯЦ у ворот - это к солнцу поворот. Подчеркни в слове МЕСЯЦ орфограмму. Запомни, как оно пишется.

5. Прочитай.

1.Вот и лето подоспело — земляника покраснела.

 2. Земляничка, земляничка - красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек.

 3. Но если  вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

Найди однокоренные слова, подчеркни буквы, которые надо запомнить.

                         ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ.

АВТОМОБИЛЬ (а     в       том   мобильном   телефоне,   авто)

АГРОНОМ       (АГРО- ,ГОРО- АГРОФИРМА)

АЛЛЕЯ        ( Алла   по аллее)

БАГАЖ       (АГА,    тяжёлые вещи!)

БЕРЕГ (   беркут    на   обрыве)

БЕРЁЗА ( баран ведёт беседу под берёзой -    БЕ, БЕ, БЕ!)

БЕСЕДА

БИБЛИОТЕК А(   Библия - святое Писание)

БИЛЕТ ( купили билет и поехали: « БИ, БИ , БИ с пути уйди!)

БОГАТСТВО (БОГ даст богатство, трудись!)

ВАГОН   ( В А...     сколько мест в вагоне!)

ВОРОБЕЙ (ВОР, ВОР, ЕГО НЕ БЕЙ, он крошки ест)

ВОРОНА ( ВОР   - ОНА, потому ворона)

ВОСЕМЬ (ВО! Семь!)

ВОСТОК (ВО! СТО)

ГАЗЕТА ( гусь читает газету: «Га - га - га!»)

ГОРЕТЬ (Мчись с ГОРЫ, будут щёки ГОРЕТЬ!)

ДОЕНАДЦАТЬ (ДВЕ на   ДЦАТЬ - десять, 2 на 10)

ДЕЖУРНЫй ДЕти     ДЕжурят   в ДЕкабре)

ДЕКАБРЬ

ДЕРЕВНЯ( ДЕд    живет в ДЕревне)

ЖЕЛАТЦ Женя лает...)

ЖЕЛЕЗО (ЕЛЕ -еле режу)

ЖЕНЩИНА ( ЖЕНА варит щи)

ЖИЛИЩЕ (жили - были)

ЗАВОД, ЗАЯЦ, ЗАВТРА, ЗАВТРАК - ЗА!

ЗАВТРАК (На завтрак рак - ура!)

ЗАПАД (На западе солнце падает) ЗЕЛЕДЕЛИЕ ( Выращиваем ЗЕЛЯНИКУ на земле)

ИНЖЕНЕР (Женя)

КАЛЕНДАРЬ, КАПУСТА    (ка)

КАРАНДАШ, КАРТИНА, КАРТОФЕЛЬ( ворона    «КАР!»)

КВАРТИРА     (лягушка  «КВА!)

 КАПУСТА (Дождик поливает   «КАП - КАП!»

КОМАНДИР, КОМБАЙНДОМНАТА (КОМ)

 КОРАБЛЬ, КОРОВА (КОР...) КОСТЁР ( ость) ЛАГЕРЬ ( Гена поехал в лагерь) МАГАЗИН (Продавец Зина всегда говорит: «Ага!»)

МАЛИНА (Маленькая Лина ест малину)

 МАШИНА (Маша моет шины)

 МЕДВЕДЬ (мёд ведает)

МЕСЯЦ,  МЕБЕЛЬ, МЕТАЛЛ, МЕТРО ( «Ме - ме! - кричит коза.)

ОБЕД   (О,   сколько бед, когда сын не ест обед)

 ОВЁС, ОВЦА, ОВОЩИ (   Не только О,   а   ОВ..!) ОГОРОД ( ОГО!)

ОДЕЖДА, ОДНАЖДЫ ( Сбежало не только О,   а О и Д.... ОД...)

ОДИННАДЦАТЬ Один     на-дцать,т. е 1   на           10)

ПАЛЬТО (Павел, пальцы)

ПАССАЖИР (Взял билет в каССе)

ПЕНАЛ (Петя принёс пену мыть пенал)

ПЕСОК (Петя пьёт сок)

ПОГОДА- ПОСУДА, ПОНЕДЕЛЬНИК, ПОБЕДА, ПОТОМ   ( Всё   ПО!)

ПРЕКРАСНЫЙ ПРЕССЕДАТЕЛЬ

РАБОЧИЙ, РАБОТА (Работает раб)

РЕБЯТА (Решают ребус)

РИСУНОК (На рисунке рис)

САЛЮТ (Кто любит сало?)

САМОЛЁТ (Саша сам летит)

СВЕРКАТЬ (Светит сверчок)

СВОБОДА (Свой   герой)

СЕВЕР, СЕГОДНЯ, СЕЙЧАС, СЕМЕНА, СЕЯЛКА (    СЕ,.. )

СЕГОДНЯ ( Сева играет а «Сего»)

СЕМЕНА (Без   Е смена)

СОЛДАТ , СОЛОМА   (Доскажи:   СОЛ...(Ь)

СТОЛИЦА (100)

СУББОТА   (Нашу собаку зовут Бота)

ТЕЛЕФОН. ТЕПЕРЬ, ТЕПЛОВОЗ,ТЕТРАДЬ ( Слова ещё  те!..)

ТОВАРИЩ (Толя, вари щи!)

Топор (Толя, где топор?)

ТРАКТОР ( ТОР... У трактора мотор.)

ТРАМВАЙ (Крокодил   готов всех проглотить: « Ам!»)

УЖИН (Где живут ужи?)

УЛИЦА ( На улице много знакомых лиц.)

УЧЕНИК    (Ученик взял учебник)

УЧИТЕЛЬ   (Строитель, - тель-)

ФАМИЛИЯ ( Лиля пела ноты ФА, МИ.)

ХОРОШО (Хор пел хорошо!)

ЧЁРНЫЙ   (Чёрные чернила, чернь и чернота)

ЧЕСТНО (Честь    и О)

ЧЕТВЕРГ (Четыре) Четвёртый день недели.

ШЕСТНАДЦАТЬ (Шесть   на - дцать, 10)

ШОССЕ, ШОФЁР (В словах естьШО...)

ЭКСКУРСИЯ  ( Эта экскурсия была очень интересная.)

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ, ЭЛЕКТРОВОЗ (Это ЭЛЕКТРИК.)

ЯБЛОКО (В облаке ЛАК, а в яблоке ЛОК)

ЯГОДА  (В слове ягода - года)

ЯЗЫК  (Ябеда показывает язык)

ЯНВАРЬ  (Январь любит Яна.)

  Важно, чтобы дети, изучая слова с непроверяемыми орфограммами, видели их со всех сторон, тем самым учились думать, рассуждать, ассоциировать. Изучение так называемых словарных слов строится на основе традиционнго принципа русской орфографии с опорой на запоминание.  Вся работа должна носить развивающий характер,  а ученик переведен из объекта обучения в субьект продуктивного изучения материала. Работа должна быть последовательной и интересной, а дети должны видеть результат своего труда.

Орфографию считают своеобразным лабиринтом, из которого можно выбраться, если вовремя увидеть указатели и научиться им следовать.

АНАЛИЗ  И ВЫВОДЫ.

            Организованная таким образом работа  даёт хорошие результаты. На протяжении трёх лет обучения процент качества знаний   по русскому языку  составляет 50% . В классе нет « неуспевающих» учащихся.  Между детьми установлен тесный контакт,  они оказывают взаимопомощь друг другу, учатся с интересом и увлечением.  Работу в этом направлении надо продолжать. Предложить свои наработки  коллегам.

                                                 ЛИТЕРАТУРА.

  1. В. П. Кананыкина. «Работа  над трудными словами. М. « Просвещение». 1991.
  2. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. « Школа     вежливости».   М. Просвещение.

1999.

З.Е. Леонович. Русский язык». М. «Аст - Пресс».  1996.

4.Л. Г. Моршнева. «Занимательные упражнения по русскому языку». Саратов.

ОАО «Издательство «Лицей». 2004.

5.        Л. Г. Наймушина,     Л. И.    Лемешко,   Э. Ф. Дубинина.    «Нетрадиционные

уроки в начальной   школе».

6.        С. В. Савинова, Е. Е. Гугучкина. «Нестандартные уроки в начальной школе».

Волгоград. Издательство « Учитель». 1997.

  1. М. С. Тоцкий. «Орфография без правил». М. Просвещение.   1991.
  2. Журналы « Начальная школа».

     « Н. Ш.» № 8. 07. « Словарно - орфографическая работа на       уроках русского языка». А. П. Мишина.

« Использование особенностей образного мышления при совер шенствовании орфографического навыка». О. И. Серикова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание трудных слов

Правописание трудных слов (словарная работа 1,2,3 класс):  к учебнику Т.Г. Рамзаева. 2009 год. Одно из важных направлений в работе учителя является работа со словарными словами. Данное пособие п...

работа над трудными словами

Словарь тудных слов.Лексическое значение слова,однокоренные слова, примеры....

работа над трудными словами

Словарь трудных слов.Лексическое значение слова,однокоренные слова и т.д....

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

"Трудные слова в загадках" (словарная работа на уроках русского языка)

Данный материал позволяет активизировать мыслительную деятельность младших школьников на уроках русского языка, способствует развитию зрительной памяти при запоминании написания "трудных" слов....

педагогический проект «Проектный метод как методический приём при обучении орфографии «трудных» слов»

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных нав...

трудные слова в русском языке

  Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране. Во всех школах страны мальчики и девочки уч...