трудные слова в русском языке
творческая работа учащихся по русскому языку (2 класс) по теме
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране. Во всех школах страны мальчики и девочки учатся на родном язык- украинцы на украинском, грузины на грузинском, якуты на якутском, но все они изучают русский язык и говорят на русском языке.
Знание русского языка помогает понимать друг друга, укреплять дружбу между народами. Русский язык изучают во многих странах, потому что он красив, мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_slova_v_russkom_yazyke.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудные слова в русском языке.
План
1 Введение.
2 Трудные слова в русском языке:
А) толкование слова;
Б) этимология слова;
В) загадки, пословицы, поговорки;
Г) стихотворения;
Д) ребусы.
3 Заключение.
1 Введение.
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране. Во всех школах страны мальчики и девочки учатся на родном язык- украинцы на украинском, грузины на грузинском, якуты на якутском, но все они изучают русский язык и говорят на русском языке.
Знание русского языка помогает понимать друг друга, укреплять дружбу между народами. Русский язык изучают во многих странах, потому что он красив, мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».
Теплотой и радостью веет от близких нам с детства слов РУЧЕЙ, РОЩА, ПОЛЯНА, ТРОПИНКА. Торжественно, с душевным трепетом произносим слова : РОДИНА, МИР, ТРУД, СВОБОДА, БРАТСТВО, СЧАСТЬЕ, ПОБЕДА. Есть слова разные: веселые и грустные, маленькие и большие. Есть вежливые слова: ЗДРАВСТВУЙТЕ, СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ , ПОЖАЛУЙСТА. Есть дорогие для нас слова: МАМА, ШКОЛА, ТОВАРИЩ. Есть самое важное слово, самое дорогое слово это – Родина.
Мы с первого класса учимся читать и писать на русском языке. В русском языке встречаются трудные слова, написание которых мы не можем проверять по правилам. Эти слова относятся к словарным словам. Написание этих слов мы должны запомнить, чтобы писать грамотно.
Мы на уроках русского языка не только учимся писать грамотно, но и изучаем сами слова, откуда это слово появилось, как правильно говорить.
Конечно же, я хочу научиться писать без ошибок, как каждый ученик в классе. Но это очень непростое умение. Именно поэтому я решила самостоятельно изучить трудные слова, узнать больше об этих словах. Интересно искать к этим словам загадки, пословицы, поговорки, составлять ребусы. А между тем лучше запоминаешь правописание словарных слов.
Что я нашла, составила, какие книги прочитала, хочу поделиться с вами, ребята.
Трудные слова в русском языке.
Правописание трудных слов – одна из проблем при освоении русского языка. Но простое заучивание этих слов редко ведёт к прочному их запоминанию. Если я понимаю значение слова, сама искала, прочитала, то лучше запоминаю это слово.
Сначала я выписала все слова из словаря, разделила их на группы по темам. Вот такие получились темы- школа, продукты, месяцы, животные, одежда, цвета, дни недели, Россия, растения, вежливые слова, транспорт, мебель, культура.
Затем я искала в толковых словарях значения трудных словарных слов и откуда произошли эти слова - этимологию слов. Подобрала пословицы и поговорки, загадки, составила ребусы. В разных книгах выбрала стихи к словарным словам.
Школа : класс, пенал, рассказ, карандаш, рисунок, русский язык, библиотека, тетрадь, ученик, учитель, учительница.
Россия : город, деревня, космос, космонавт, Красная площадь, Кремль, Москва, народ, памятник, победа, родина, русский, столица, хоккей.
Продукты : горох, земляника, картофель, компот, малина, молоко, морковь, овёс, огурец, орех, помидор, пшеница, сахар, ягода, яблоко.
Одежда : ботинки, валенки, пальто, платок, сапоги.
Месяца : сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль , месяц.
Цвета : жёлтый, чёрный.
Дни недели : понедельник, четверг, пятница, суббота, воскресенье, вчера, завтра, сегодня.
Животные : воробей, ворона, заяц, корова, лисица, медведица, медведь, петух, собака, сорока, соловей, животное.
Растения : берёза, осина, яблоня, капуста, растение.
Мебель : кровать, мебель.
Транспорт : автобус, машина, метро, трамвай.
Культура : картина.
Вежливые слова : здравствуй, спасибо, до свидания.
ЗАГАДКИ
Заворчал живой замок
Лёг у двери поперёк . (собака)
На жаркой солнышке подсох
И рвётся из стручков ------- (горох)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я---- (тетрадь)
Белый, а не снег, сладкий, а не мёд. (сахар)
Двенадцать братьев мчат вперёд,
Всегда вперёд, за годом год. (месяцы)
Но им друг друга не догнать.
Скажи, как братьев этих звать?
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (собака)
Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет –
Вот и завтрак, и обед. (картофель)
А его соседу в поле
Хорошо расти на воле.
Чем жара стоит сильнее,
Тем он слаще и краснее. (помидор)
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит,
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (петух)
Подземная железная дорога (метро)
Единица массы, равная тысяче граммов. (килограмм)
Специалист, совершающий полет в космическом пространстве. (космонавт)
Скульптура в память кого-нибудь. (памятник)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (ветер)
Сам погибай, а товарища выручай.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Я – черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине,
Я с острым ножиком дружу
И что хочу, изображу. (карандаш)
У избы он побывал –
Все окно разрисовал.
У реки погостил –
Во всю реку мост лежит. (мороз)
Инструмент для забивания гвоздей (молоток)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (ветер)
Где встречается такое,
Что земля над головою? (метро)
Сам погибай, а товарища выручай.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Я – черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине,
Я с острым ножиком дружу
И что хочу, изображу. (карандаш)
То по лесу кружит,
То в поле свистит,
Но мы не видали,
Каков он на вид.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит. (ветер)
Я оставляю тонкий след,
Но жить он может много лет. (карандаш)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (ветер)
КУОБАХ (ЗАЙЧИК)
1 Куобах, куобах, барахсан
Куотан, куотан кэлэммин
Ойуур, ойуур быыныгар
Утуйа, утуйа сытабын.
Отец – ага, ата, баба, bab
Bab—по английски, ага- по якутски, ата- по азербайджански, баба- по турецки.
Земляника - дьэдьэн, чияляк.
Дьэдьэн – по якутски, чияляк – по азербайджански.
Довшан - довшан, а довшан
Гацма сяни севярям
Дзван кими бясляйярям.
Дайанмарам, а гардаш,
Дзанында вар алабаш.
Аманын гядрини бил
Сян дя оларсан бир ата.
Ай пипийи ган хоруз
Кезляри мяргян хоруз
Сян ня тездян дурурсан
Гышгырыб банлайырсан
Гоймурсан мястян хоруз.
Русский Якутский Азербайджанский
Овёс эбиэс арпа
Орех эриэхэ гоз
Тарелка тэрилкэ гошпак
Дорога суол ёл
Морковь моркуоп чёч
Трусливый заяц хоргус куобах гямли дойшан
Сам погибай, а товарища выручай.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Собака
Она с утра лежит не лая,
Она собака пожилая.
Ей надоело лаять,
Злиться………..
Большая, рыжая, как львица,
Она лежит, не шевелится,
И смотрит молча, не ворча,
На прилетевшего грача,
А этот грач совсем не глуп:
Из чашки пьет собачий суп.
«Ты что молчишь?» -
Кричит ей кто-то.
Ей даже тявкнуть неохота,
Её с утра берет в дремоту,
Собака спит, ей снится детство:
Она щенок,
И все кричат:
«Да замолчи ты!
Наконец-то!
Опять ты лаешь на грача!».
Зайка
Зайку бросила хозяйка-
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Черный Ивашка –
Деревянная рубашка.
Где носом проведет,
Там заметку кладет. (карандаш)
Бел как снег-
Любят все.
В рот попал –
Там пропал. (сахар)
Сам худ,
Голова с пуд. (молоток)
Латка на латке,
А игла не была. (капуста)
Без рук, без ног,
А ворота открыл. (ветер)
Русские пословицы
Собака лает - ветер носит.
Старого воробья на мякине не проведешь.
С родной сторонки и ворона мила.
Всяк кулик свое болото хвалит.
Ворон ворону глаз не выклюнет.
Говорят, они воришки,
Эти серые малышки,
Но шумливы и драчливы.
Все щебечат:
«Чьи вы? Чьи вы?» (воробьи)
Круглое, румяное
С дерева достану я.
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка, скажу». (яблоко)
У нас два дружка: один поит, а второй охраняет. Кто они? (корова, собака)
Еду, еду – следу нету,
Режу, режу – крови нету. (корабль)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит. (мороз)
Сестрица сидит в темнице,
Коса же ее наверху. (морковь)
Два медведя в одной берлоге не уживаются.
Птичка –невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (воробей)
Напиши в клеточках первые буквы имен существительных в порядке следования слов и ты прочитаешь слово из «Словаря для справок»
мебель, аптека, лагерь, имя, народ, адрес
м | а | л | и | н | а |
весело, веселье, адрес, лестница, ель, ноябрьский, народ, комнатное, космос, ива
в | а | л | е | н | к | и |
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Угадайте, что это за шапка:
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (заяц)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки. (морковь)
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (топор)
Семьдесят одежек и все без застежек. (капуста)
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Чудо выросло какое! Сладкое и наливное! (яблоко)
Основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи детей, развивая их мышление. Самостоятельная работа развивает мышление и речь детей , помогает в усвоении материала, в закреплении знаний, развивает интерес. Самостоятельная работа развивает творчество, воспитывает волю, настойчивость в достижении цели., интересно самим открывать и узнавать новое. При самостоятельном поиске материала я много прочитала текстов, а это развивает и мою речь.
Я хочу продолжить эту интересную работу со словарными словами.
Желаю всем успехов в изучении и разгадке тайн русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Слова - предметы. Слова - действия." Русский язык. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»
Урок по русскому языку по теме «Значение слов в русском языке»...
Использование схемы "Река слов" в разделе "Состав слова" уроков русского языка, с применением знаково-символических систем в интегрированных уроках.
Актуальность и эффективность использования знаково-символических систем подтверждается опытом работы сними в учебном процессе. Представленная методическая разработка является продуктом поиска новых ин...
ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка
Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...
"Закрепляем трудные темы по русскому языку", 1 класс
quot;Закрепляем трудные темы по русскому языку", 1 класс, автор: Г.Г.Мисаренко...
Словарные слова по русскому языку. 2 класс. Учебник В.П.Канакиной "Русский язык" по программе "Школа России"
В документе содержатся словарные слова, изучаемые во 2 классе. Слова разбиты на группы, согласно букве, написание которой надо запомнить....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...