рабочая пограмма по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс создана на основе:
- Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
- Примерной Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011;
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. – М.: Просвещение, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._cht._2_kl.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема раздела урока | часы | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды конт-роля | Планируемый результат освоения деятельности | Информационно-методическое обеспечение | Дата проведе- ния |
план | факт |
1 | Любите книгу Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрации. Ю.Энтин «Слово про слово», В.Боков «Книга-учитель», Г. Ладонщиков «Лучший друг». | 1 | Комб | фронтальный | устный опрос | Объяснять, в чем ценность книги, объяснять нравственный смысл стихотворений, рассказывать о своем отношении к книге | презентация | 4.09 |
2 | Книги из далекого прошлого. Рукописные книги Древней Руси. | 1 | Комб. | Фронтальный | Устный опрос | Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация, классифицировать книги по темам, находить нужную книгу по заданным параметрам. | презентация | 6.09 |
3 | Краски осени. Основные понятия раздела: сравнение, сборник. Осень в произведениях А. Пушкина, С. Аксакова,А. | 1 | Комб | Фронталь-ный | Устный опрос | Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. | Учебник, презентация | 11.09 |
4 | Майков, С.Есенин. Осень в произведениях живописи В. Поленова. А. Куинджи.И. Токмакова «Опустел скворечник», А.Плещеев «Осень наступила». | 1 | Комб. | Фронталь-ный, групповой | Устный опрос | Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Классифицировать книги по подтемам. Участвовать в работе группы: договариваться друг с другом, распределять роли. | Учебник, презентация | 13.09 |
5 | Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова «ОСЕНЬ» | 1 | Комб | Фронталь-ный | Устный опрос | Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроение, уметь их передать в игре. | Учебник, презентация | 18.09 |
6 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | комб | Фронталь-ный | Устный опрос | Знать главный признак стихотворения (ритмическое построение),правильное чередование ударных и безударных слогов | Учебник, презентация | 20.09 |
7. | Мир народной сказки Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль. Русские народные сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | устный | Читать самостоятельно учебный материал(вопросы и задания к текстам),читать осознанно, целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. | Учебник, презентация | 25.09 |
8-9 | Корякская сказка «Хитрая лиса».. Русская народная сказка «Зимовье». Чтение сказки по ролям. | 2 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Рассказывать сказку с помощью опорных слов, определять качества главных героев, делить текст на части, объяснять, что в сказке является правдой, а что –вымысел. | Учебник, презентация | 27.09 2.10 |
10-11 | Русская народная сказка « У страха глаза велики». Составление плана сказки. Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок. | 2 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Сравнивать героев, события сказки. Выявлять особенности сказочного текста, находить в тексте сравнения с помощью слов будто , как, словно. Рассказывать сказку с помощью опорных слов, определять качества главных героев, делить текст на части, объяснять, что в сказке является правдой, а что –вымысел. | Учебник | 4.10 9.10 |
12-13 | Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога. Самостоятельное чтение сказки «Идэ»(хантыйская сказка). Семейное чтение «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».. | 2 | Комб. | Групповой | Устный опрос | Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажа, выразительно читать диалоги, делить текст на части, объяснять, что в сказке является правдой, а что –вымысел. | Учебник, презентация | 11.10 16.10 |
14 | Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки. Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценирование сказки. | 1 | Комб. | Фронталь-ный, груп-повой | Устный опрос | Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажа, выразительно читать диалоги, делить текст на части, объяснять, что в сказке является правдой, а что –вымысел. | Учебник, презентация | 18.10 |
15 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа. | 1 | Контр | Индивид. | контр | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы представленной в учебнике. Сочинять текст на основе опорных слов и прочитанных произведениях о лисе. | учебник | 23.10 |
16 | Веселый хоровод. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Б.Кустодиев «Масленица» Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Читать самостоятельно учебный материал, различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Составлять устный рассказ по картине. Читать самостоятельно учебный материал, различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод | Учебник, презентация | 25.10 |
17 | Небылицы, перевертыши, веселые стихи. Переводная литература. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Готовить сообщение по заданной тематике, находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей. Объяснять назначение справочной и энциклопедической литературы. | Учебник, презентация | 30.10 |
18-19 | Мы идем в библиотеку. Справочная литература для детей. Самостоятельное чтение. Д.Хармс «Веселый старичок». Семейное чтение К.Чуковский «Путаница» небылица. | 2 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Читать самостоятельно учебный материал, предполагать по названию раздела, какие произведения представлены в нем, работать в группе. | Учебник, справочная литература, энциклопедии | 1.11 13.11 |
20 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы представленной в учебнике. | Учебник, презентация | 15.11 |
21 | Мы – друзья! Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. Стихотворения о дружбе. М.Пляцковский «Настоящий друг», В.Орлов «Настоящий друг». | 1 | Комб. | Фронталь-ный, групповой | Устный опрос | Читать самостоятельно учебный материал, предполагать по названию раздела, какие произведения представлены в нем, работать в группе. Читать текст осознанно, целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Выбирать стихи для заучивания. Обсуждать в паре значения понятий: дружба, терпение, уважение. | Учебник, презентация | 20.11 |
22 | Н.Носов «На горке». Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Обсуждать в классе проблемы «Кого можно назвать другом», «Как найти друзей». | Учебник, книги – рассказы о детях | 22.11 |
23-24 | Самостоятельное чтение. С.Михалков «Как друзья познаются». Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 2 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Восстанавливать порядок событий по рисункам, обсуждать в классе проблемы «Кого можно назвать другом», «Как найти друзей». | Учебник, презентация | 27.11 29.11 |
25 | Семейное чтение. А. Гайдар «Чук и Гек».. Наш театр. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Инсценирование Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | Комб. | Фронталь-ный, групповой | Устный опрос | Обсуждать в классе проблему «Правильно ли поступили герои рассказа А.Гайдара?», подробно пересказывать от имени героя, определять главную мысль произведения. | Учебник, презентация |
26 | Здравствуй, матушка-зима! Основные понятия раздела. Лирические стихотворение о зиме: А.Пушкин. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Читать выразительно понравившийся текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. | Учебник, презентация | 4.12 |
27 | Лирические стихотворение о зиме: Ф.Тютчев, С.Есенин. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Выразительно читать стихотворения. Находить в тексте выразительные средства речи: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения. | Учебник, презентация | 6.12 |
28 | Праздник Рождества Христова. С. Черный «Рождественское», К.Феофанов «Еще те звезды не погасли», «Рассказ о празднике». | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Читать наизусть стихотворения, распределять роли для инсценировки, договариваться друг с другом, находить нужный материал для проведения праздника. | Учебник, презентация | 11.12 |
29-30 | К.Бальмонт « К зиме», С.Маршак «Декабрь», А.Барто «Дело было в январе». С.Дрожжин «Улицей гуляет» | 2 | Комб. | Фронталь-ный, групповой | Устный опрос | Участвовать в работе группы, находить нужный материал, инсценировать произведение. Читать наизусть стихотворение. | Учебник, презентация | 13.12 18.12 |
31 | Загадки зимы. Соотнесение загадки и отгадки. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Соотносить загадку и отгадку. | Учебник, презентация | 20.12 |
32 | Праздник начинается, конкурс предлагается | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Соотносить загадку и отгадку. | Учебник, презентация, книги с авторскими сказками | 25.12 |
33 | Чудеса случаются! Основные понятия раздела: литературная сказка. Мои любимые писатели. Сказки А. Пушкина. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Определять основные события сказки, называть главную мысль сказки, соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку, распределять роли для инсценирования, сравнивать сказки. | Учебник | 27.12 |
34 | Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Определять основные события сказки, называть главную мысль сказки, соотносить рисунки и текст. | Учебник, презентация | 15.01 |
35 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Подробно пересказывать сказку, распределять роли для инсценировки, сравнивать сказки | Учебник, презентация | 17.01 |
36 | Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Определять основные события сказки, называть главную мысль сказки, соотносить рисунки и текст. Осмысливать понятие «литературная сказка», давать характеристику героям, называть их качества. | Учебник, презентация | 22.01 |
37 | Э. Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Находить нужную книгу в библиотеке, называть выставку книг, определять основные события сказки, называть главную мысль сказки, соотносить рисунки и текст | Учебник, презентация | 24.01 |
38 | Мы идем в библиотеку. Литературные сказки. Мои любимые писатели. Сказки К.Чуковского | 1 | комб | Фронталь-ный, груп- повой | Устный опрос | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, подробно пересказывать сказку, распределять роли для инсценировки, сравнивать сказки. | Учебник, презентация | 29.01 |
39 | Самостоятельное чтение. К.Чуковский « Приключения Бибигона» | 1 | Комб. | Фрон-таль-ный, груп- повой | Устный опрос | Определять тему произведения, сравнивать образы, наблюдать прием контраста , определять систему вопросов, находить олицетворения | Учебник, презентация | 31.01 |
40 | Семейное чтение. Л.Толстой «Два брата» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Определять тему произведения, сравнивать образы, наблюдать прием контраста , определять систему вопросов, находить олицетворения | Учебник, презентация | 5.02 |
41 | Наш театр. К.Чуковский «Краденое солнце» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Распределять роли для инсценирования, договариваться друг с другом, придумывать свои сравнения, определять тему произведения, сравнивать образы | Учебник, музыка Чайковсого «Времена года» | 7.02 |
42 | Большие и маленькие секреты страны Литературии. | 1 | Комб. | Фронталь-ный, групповой | Устный опрос | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы | Учебник, презентация, картины И.Левитана «Ранняя весна» | 12.02 |
43 | Весна,весна! И все ей радо! Основные понятия раздела: олицетворение, воображение. Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» | 1 | Контр. | Индивид. | контр | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы. | учебник | 14.02 |
44 | Весна в лирических произведениях И.Никитина, А.Плещеева, И.Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А.Куинджи. Сравнение произведений. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Определять тему произведения, сравнивать образы, наблюдать прием контраста , определять систему вопросов, находить олицетворения, наблюдать за природой в произведениях живописи, сравнивать. | Учебник, презентация | 19.02 |
45 | Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А.Барто | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Определять тему произведения, сравнивать образы, наблюдать прием контраста , группировать книги по подтемам. | Учебник, презентация | 21.02 |
46 | Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. С.Маршак, И.Токмакова, С.Черный. Семейное чтение. А.Майков «Христос воскрес!»,К.Крыжицкий «Ранняя весна» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Определять тему произведения, сравнивать образы, наблюдать прием контраста , определять систему вопросов, находить олицетворения. | Учебник, презентация | 26.02 |
47 | Устное сочинение по картине И.Левитана « Ранняя весна | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Создавать собственные тексты по произведениям живописи, представлять свою творческую работу в группе | Учебник, презентация | 28.02 |
48 | Наш театр. С.Маршак « Двенадцать месяцев» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие, выразительно читать, отражая авторскую позицию, придумывать свои сравнения, определять тему произведения, сравнивать образы . | Учебник | 5.03 |
49 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Составлять план произведения, характеризовать героя произведения, читать диалог по ролям, сравнивать художественный и научный тексты, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Учебник, презентация | 7.03 |
50 | Мои самые близкие и Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность. Стихи о маме и папе. Р.Рождественский, Ю. Энтин,Б.Заходер | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие, выразительно читать, отражая авторскую позицию. Размышлять, в чем заключается семейное счастье, рассказывать о традициях своей семьи, соотносить содержание текста и пословицы | Учебник, презентация | 12.03 |
51 | А.Барто «Перед сном», Р.Сеф «Если ты ужасно гордый», «Рассказ о маме», Д.Родари «Кто командует?» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Составлять план произведения, характеризовать героя произведения, читать диалог по ролям, сравнивать художественный и научный тексты | Учебник, презентация | 14.03 |
52 | Мы идем в библиотеку. Книги о маме. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Составлять рассказ по серии картинок, задавать вопросы к тексту, находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие | Учебник, презентация | 19.03 |
53 | Семейное чтение Л.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие, выразительно читать, отражая авторскую позицию, распределять роли, уметь их показать с точки зрения писателя. | учебник | 21.03 |
54 | Наш театр. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить.» | 1 | Комб. | Фронталь-ный, груп-повой | Устный опрос | Составлять план произведения, характеризовать героя произведения, читать диалог по ролям. | Учебник, презентация | 2.04 |
55 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | Комб. | Фрон-тальный, групповой | Устный опрос | Называть выставку книг, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Учебник, презентация | 4.04 |
56 | Люблю все живое (15ч) Основные нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание. С.Черный «Жеребенок» | 1 | комб | Фронталь-ный | Устный опрос | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. | Учебник, презентация | 9.04 |
57 | С.Михалков «Мой щенок» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие, выразительно читать, отражая авторскую позицию. | Учебник, презентация | 11.04 |
58 | Г.Снегирев « Отважный пингвиненок» Поступки героев М.Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Обсуждать с товарищами, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание. Соотносить содержание текста с пословицей, обсуждать поступки героев произведения | Учебник, презентация | 16.04 |
59 | Е.Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие, выразительно читать, отражая авторскую позицию. | Учебник, презентация | 18.04 |
60 | Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Н.Рубцов «Про зайца» и «Заяц» из энциклопедии. В.Берестов «С фотоаппаратом» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Составлять план произведения, характеризовать героя произведения, читать диалог по ролям, сравнивать художественный и научный тексты. | Учебник, презентация | 23.04 |
61 | Мы идем в библиотеку. В.Бианки. Рассказы и сказки о природе. В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка». | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Составлять каталог книг на тему «Природа нашего края», называть выставку книг, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 25.04 |
62 | Самостоятельное чтение. Н. Сладкова. Семейное чтение. В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» Г.Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?» | 1 | Комб. | Фронталь- ный | Устный опрос | Составлять план произведения, характеризовать героя произведения, читать диалог по ролям. Соотносить содержание текста с пословицей, обсуждать поступки героев произведения | Учебник, презентация | 30.04 |
63 | Наш театр. В.Бианки «Лесной колобок- колючий бок» | 1 | Комб. | Груп-повой | Устный опрос | Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие, выразительно читать, отражая авторскую позицию, распределять роли | учебник | 2.05 |
64 | В.Берестов «Шутки-минутки. Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Выразительно читать, отражая авторскую позицию, распределять роли, уметь их показать с точки зрения писателя. | Учебник, презентация | 7.05 |
65 | Жизнь дана на добрыеделОсновные нравственные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие С.Баруздин «Какие дела самые важные», «Стихи о человеке и его делах» Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Обсуждать с друзьями, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание, кого можно назвать честным, трудолюбивым. | Учебник, презентация | 9.05 |
66 | В.Осеева «Просто старушка», «Три товарища» Кого можно назвать сильным человеком. Э.Шим «Не смей!» А.Гайдар «Совесть», Е.Григорьева «во мне сидит два голоса…» | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Соотносить содержание текста с пословицей, обсуждать поступки героев произведения Объяснять смысл заголовка, придумывать свои заголовки, соотносить содержание текста с пословицей. Участвовать в работе группы, составлять рассказ на тему, инсценировать произведение. | Учебник, презентация | 14.05 |
67 | . Дискуссия на тему « Что значит поступать по совести» И.Пивоварова «Сочинение» . Рассказы Н.Носова Наш театр. С.Михалков «Не стоит благодарности» | 1 | Комб. | Фронт-тальный, групповой | Устный опрос | Участвовать в работе группы, составлять рассказ на тему Делить текст на части, пересказывать текст подробно, инсценировать произведение. | Учебник, презентация | 16.05 |
68 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Комб. | Фронталь-ный | Устный опрос | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | учебник | 21.05 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс создана на основе:
- Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
- Примерной Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011;
- Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. – М.: Просвещение, 2011;
- Учебного плана МБОУ «»Гимназия №1 на 2012-2013 учебный год.
Характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой
развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения
с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Место предмета в базисном учебном плане
По программе на изучение литературного чтения во 2 классе отводится 136 часов в год ,4 часов в неделю, а по учебному плану гимназии 68 часа в год ,2 часа в неделю.( Приказ № 4154/12 от 09.08.201 “Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования”)
Результаты изучения предмета.
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и истории России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смыслового смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представление о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Пониманиями значимости позитивного стиля общения, основного на миролюбии, терпения, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценности и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результат.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
- Умения включаться в обсуждения проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
- Умения понимать причины успеха \ неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
- Умение создавать и использовать знакомо – символические модели для решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организация, передачи и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивания речевого высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составления текстов в устной и посменной форме.
9. Овладения следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщения по родовым признакам;
- установление аналогии и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений;
- отнесение к известным понятиям.
10.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существование различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей целей современной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределен6ии функции и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать соответственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве многообразии языкового и культурного пространства Росси, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что представляет собой явления национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка национального общения.
- Первоначальное усвоение главных курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
- Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значение и звучание слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
- Овладение первоначальными представлениями о норах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенных знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Основные содержательные линии
Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса и программы, которая включает следующие разделы:
1. «Круг детского чтения. Тематика».
2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».
3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».
4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Круг детского чтения. Тематика.
1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».
2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных)
стран).
Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).
Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.
3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.
— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.
— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.
— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших
текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.
— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.
— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).
— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.
— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).
— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.
— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.
— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.
— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.
Кол-во уроков | Раздел |
2 урока | «Любите книгу» Ю.Энтин «Слово про слово». В.Боков. «Книга – учитель…». Г.Ладонщиков «Лучший друг». Н. Кончаловская «В монастырской келье». Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». |
4 урока | «Краски осени» А.С.Пушкин «Унылая пора...» А.Аксаков «Осень» В.Поленов «Осень в Абрамцево». А.Куинджи «Осень». А.Майков «Кроет уж лист золотой…» С.Есенин «Закружилась листва золотая» А.Плещеев «Осень наступила». И.Токмакова. «Опустел скворечник» С.Маршак «Октябрь». Н.Сладков «Сентябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу» Н.Сладков «Осень» Н.Никитин «Встреча зимы» И.Бунин. «Листопад». А.Майков «Летний дождь». |
9 уроков | «Мир народной сказки» Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» Корякская сказка «Хитрая лиса» Русская народная сказка «Зимовьё» Русская народная сказка «У страха глаза велики» Белорусская сказка «Пых» Хантыйская сказка «Идэ» Нанайская сказка «Айога» Ненецкая сказка «Кукушка». Сказка «Лиса и журавль». |
5 уроков | «Весёлый хоровод» Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница» Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небываль-щина» К.Чуковский «Храбрецы». С.Маршак «Храбрецы» |
5 уроков | «Мы-друзья» Михаил Пляцковский «Настоящий друг» В.Орлов «Я и мы» Н.Носов «На горке» Т.Коти «Замок на песке» С.Михалков «Как друзья познаются» Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» |
7 уроков | «Здравствуй,матушка-зима!» А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» С.Есенин «Поёт зима, аукает…»; «Берёза» С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...» К.Бальмонт «К зиме». С.Маршак «Декабрь» А.Барто «Дело было в январе...» С.Дрожжин «Улицей гуляет…» |
10 уроков(2 часть) | «Чудеса случаются» А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» Э.Распе «Чудесный олень» «Оттаявшие звуки» К.Чуковский «Я начинаю любить Бибигона», «Бибигон и пчела», «Краденое солнце» Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца». |
7 уроков | «Весна,весна! И всё ей радо!» Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» И.Никитин «Весна». А.Плещеев «Весна». Т.Белозёров «Подснежники» А.Чехов «Весной». А.Фет «Уж верба вся пушистая…». А.Барто «Апрель» С.Маршак «Март». И.Левитан «Ранняя весна» И.Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи». С.Маршак «Двенадцать месяцев» |
6 уроков | «Мои самые близкие и дорогие» Р.Рождественский «На земле хороших людей немало» Ю.Энтин «Песня о маме». Б.Заходер «С папой мы давно решили» Э.Успенский «Разгром» Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» |
9 уроков | «Люблю всё живое!» Саша Чёрный «Жеребёнок» С.Михалков «Мой щенок» С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок» М.Пришвин «Ребята и утята» Е.Чарушин «Страшный рассказ» Н Рубцов «Про зайца». Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка» Н.Сладков «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и ёж». В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» А.Барто «Думают ли звери?» |
4 уроков | «Жизнь дана на добрые дела» С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах» Л.Яхнин «Пятое время года» В.Осеева «Просто старушка» Э.Шим «Не смей!» А.Гайдар «Совесть» Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса…» В.Осеева «Три товарища» И.Пивоваров «Сочинение» Н.Носов «Затейники» «Фантазёры» С.Михалков «Не стоит благодарности» |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.
Учащиеся должны уметь:
— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;
— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
— объяснять заглавие прочитанного произведения;
— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
— отгадывать загадки;
— находить в тексте слова, характеризующие поступки
героя;
— различать слова автора и героев;
— определять тему произведения по заглавию;
— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно выбирать и читать книги;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- определять содержание книги по заглавию, аннотации;
- находить в словаре значение неизвестного слова.
Критерии оценок:
В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
- Способ чтения: чтение целыми словами.
- Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
- Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
- Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
- Выразительное чтение текста;
- Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
- Выразительное чтение наизусть;
- Составление простого плана;
- Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
- Работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.
Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного.Во 2 классе в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.
Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
Учебно-методическое обеспечение
для педагога:
Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». – М.: Просвещение, 2011.
Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М.: Просвещение, 1998. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.
для учащихся:
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. – М.: Просвещение, 2012.
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. – М.: Просвещение, 2012.
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». – М., Просвещение, 2012.
Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению
Класс: 2 а
Учитель Мирзанурова Р. М..
Количество часов: 68
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков __________, зачетов , тестов ч.
Административных контрольных уроков ________ ч.
Планирование составлено на основе (1- 4) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, начальная школа, Москва, Просвещение, 2011. Стандарты второго поколения, УМК Перспектива.
Учебник: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» в 2-х частях – М.:
Просвещение, 2012.
Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». – М., Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая пограмма по математике 2 класс УМК Занкова
Календарно-тематичекое планиерование...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...