Однородные члены предложения. Урок - презентация. 4 класс
презентация к уроку (русский язык, 4 класс) по теме

Гнездилова Наталья Владимировна

Урок - презентация по русскому языку. Тема урока: однородные члены предложения. 4 класс.

презентация - http://depositfiles.com/files/e6olzkdxq

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorodnye_chleny_predlozheniya._4_klass.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   однородные члены предложения.

Автор:  Гнездилова Н.В. учитель ГБОУ школы-интерната № 16 г. Москвы.

    Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения;

 УУД:

Предметные:

Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.

Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.

Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.

Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

   Технология деятельностного подхода:

 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 3) Постановка проблемы.

 4) Построение проекта выхода из затруднения.

 5) Реализация построенного проекта.

 6) Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

 8) Включение в систему знаний и повторение.

 9) Рефлексия учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

  1. Организационный момент. Готовность к уроку. Мотивирование учащихся к учебной деятельности

Минутка чистописания

(слайд 1) Внимательно посмотрите на запись на слайде:

Доктор - врач

Рёв - ?

Зов - ?

Ураган - ?

У. Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания.

Д. К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву Ч: доктор – врач, рёв – плач, зов – клич, ураган – смерч. Во всех словах правого столбика есть буква согласного звука [ч]. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Ч.

У. Букву «Ч» мы напишем с буквами, которые обозначают непроверяемые безударные гласные в данных словах.

Д. Это буквы «о» и «а» в словах: доктор, ураган.

У. Какие ещё орфограммы вы можете назвать в этих словах?

Д. Правописание парных согласных на конце слов «рёв», и «зов». (дети подбирают проверочные слова).

Мягкий знак в конце существительных после шипящих. («Ь» не пишется, т.к. это существительные мужского рода).

У. Определите порядок следования букв в данном ряду:

Чао оач …

Д. Порядок букв меняется на обратный.

Словарно – орфографическая работа.

У. Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, последовательно соединив буквы, являющиеся орфограммами в именах существительных:

Ключ, берёза, солнце, добро, улов, север срок

Какое это слово?

Это слово «ЧЕЛОВЕК»

У. Подберите родовое понятие к слову «человек».

Д. Человек – это живое существо.

У. Правильно. Но животные – это тоже живые существа. Чем же человек отличается от них?

Д. Человек умеет говорить, мыслить. Человек умеет трудиться.

У. Попробуйте теперь, обобщив всё сказанное, определить значение этого слова.

Д. Человек – это живое существо, которое умеет говорить, мыслить, трудиться.

У. Где можно найти сведения о правописании слова?

Д. В орфографическом словаре. (Дети находят слово и записывают его, объясняя орфограммы).

У. Прочитайте написанные пословицы (слайд)

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.

Русский человек добро помнит.

Человека ценят не по словам, а по делам.

У. Какие пословицы можно объединить между собой по какому- то признаку?

Д. Можно объединить первую и третью пословицы по смыслу. (Человека ценят за его умения, дела и поступки).

У. Назовите в последней пословице слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Д. «По словам», «по делам» отвечают на один и тот же вопрос и относятся к  сказуемому «ценят».

У. Как вы думаете, чему будет посвящена новая тема урока?

Д. Новая тема урока будет посвящена словам, отвечающим на один и тот же вопрос и относящимся к одному и тому же члену предложения.

Изучение нового материала. (слайд)

На слайде написаны предложения:

Ласточки, скворцы, соловьи возвращаются с юга.

Они щебечут, суетятся, устраиваются.

Появились гнёзда на деревьях, под крышами, в кустах.

У. Прочитайте первое предложение. Разберите его по членам предложения.

Какую особенность вы заметили в этом предложении?

Д. В этом предложении три подлежащих  и одно сказуемое.

 У. Несколько подлежащих (их может быть два, три и более при одном сказуемом) – это однородные члены предложения.  Показываю, как можно составить схему к данному предложению с однородными подлежащими.

Прочитайте второе предложение. Разберите его по членам. Какая особенность в этом предложении?

Д. В этом предложении три сказуемых при одном подлежащем (они).

У. Несколько сказуемых при одном подлежащем это однородные члены предложения.

Попытайтесь самостоятельно составить схему к этому предложению. Учащиеся, разбившись по парам, составляют схему. Три пары делают небольшую презентацию плакатов на доске.

Прочитайте последнее предложение и разберите его по членам. Что можете отметить в третьем предложении?

Д. В этом предложении три второстепенных члена.

У. На один и тот же вопрос отвечают второстепенные члены или на разные? Данные второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же слову или к разным словам? Как можно назвать второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову? (Дети делают вывод и составляют схему предложения).

Какие знаки препинания есть в этих предложениях? Что нам ещё предстоит узнать на уроке?

Дети пытаются ответить на данный вопрос, но понимают, что им не хватает знаний.

Где можно узнать, правильно ли мы ответили на поставленные вопросы? (В учебнике) Учащиеся открывают учебник и знакомятся с правилом. 

У. Сделайте вывод по плану: (слайд)

Какие члены предложения называются однородными?

Какие знаки препинания ставятся между однородными членами?

(Работа в группах по 6 человек ):

Что узнали нового на уроке? Сделайте презентацию к ответу.

(У учащихся на столе фломастеры и лист ватмана. На данный вид работы отводится

 2 минуты.)

Физкультминутка

У. Я буду называть предложения с однородными членами и  без них Если назову предложение с однородными членами, вы хлопаете. Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперёд. Постарайтесь сосчитать, сколько предложений с однородными членами я назову.

На клумбе растут цветы. На клумбе растут астры и розы.

Над полем кружатся насекомые. Над полем кружатся бабочки и стрекозы. Летом солнце светит и греет.

Закрепление

Прочитайте предложения. Напишите их в порядке изучения правила об однородных членах предложения. Подчеркните орфограммы.

(слайд) Упражнение 1. (Работа в парах)

Стрижи на лету едят, пьют, спят.

Черника, брусника, клюква созревают осенью.

Из нефти люди производят бензин, керосин, резину, пластмассу.

(слайд) Упражнение 2. (Работа в группах)

Прочитайте предложения. Напишите, ориентируясь на таблицу и учитывая смысловую связь между ними. Вставьте пропущенные буквы.(см.Слайд)

У неё яркое праздничное оперение.

Щегол – певчая птица.

Щегол вьёт гнёзда на сливе, яблоне, клёне, тополе.

Щеглята вылетают из гнезда, собираются в стайки и кочуют в окрестностях.

Птенцов кормят семенами и насекомыми. Он облицовывает свой дом мохом, пухом, хвоинками.

-Что у вас получилось? Подберите к тексту заглавие. Сгруппируйте пропущенные орфограммы.

(слайд) Упражнение 3.

Прочитайте. Напишите предложения, отражая последовательность событий, избегая повторения одних и тех же слов.

Рыба испугалась и уплыла. В море появилась лодка.

По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручьи. Солнце согрело землю.

Паук – рыбоед плетёт сеть и погружает её в воду. В сеть попадают рыбы и лягушки.

 Из винограда получается изюм. Виноград очищается и сушится.

(Образец:

Виноград очищается и сушится. Из него получается изюм.)

Подчеркните однородные члены предложения. Почему между ними не ставятся запятые?

(слайд)

В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины. Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в смысловом порядке: причина – следствие. Замените одинаковые слова близкими по смыслу.

Птенцы певчих и хищных птиц долго сидят в гнезде.

Птенцы певчих и хищных птиц вылупляются слепые и слабые.

Многие животные строят себе жилища.

В своих жилищах животные согреваются и укрываются от опасности.

Образец:     Птенцы певчих и хищных птиц вылупляются слепые и слабые. Они долго сидят в гнезде.

(слайд)

Прочитайте. Устно сгруппируйте пословицы и поговорки по смыслу. Из каждой составленной пары напишите пословицу или поговорку с однородными членами.

Добро не горит и не тонет.

Без труда нет плода.

Наш сокол маленький, но удаленький.

Терпенье и труд всё перетрут.

Из малого выходит великое.

Не устоять худу против  добра.

Прочитайте текст. Составьте и введите в него предложение, объясняющее, что такое гнездо.  (Гнездо – это место житья, кладки яиц и выведения детёнышей у насекомых, птиц и других животных.

(слайд) Данное задание можно вынести на самоподготовку. 

Прочитайте текст. Составьте и введите в него предложение, объясняющее, что такое гнездо.

После совместной работы учащиеся составляют предложение. (Образец:  Гнездо – это место житья, кладки яиц и выведения детёнышей у насекомых, птиц и других животных.)

                                     Гнёзда.

  Гнёзда лепят, пл…тут, складывают. (У) гр…чей и в…рон гнёзда сложены (из) суч(ь,-)ков. (У) ремеза гнездо сплетено (из)мха и паутины. С(е,и)ницы, дятлы прячут св(о,а)и гнёзда (в)дупле. Ч(а,я)ще всего птич(ь,-)е гнездо похоже на (на) ч(а,я)йную ч(а,я)шечку.Оно сплетено (из)веточек, внутри выстлано пухом, Пер(ь,-)ями и шерст(ь,-)ю. Каждую в(и,е)сну большинство птиц в(ь,-)ют гнездо заново.      

(слайд)    Что нового узнали сегодня на уроке?

(слайд)   Рефлексия.

Используемая  литература: И.А. Бакулина «Интеллектуальное  развитие младших школьников на уроках русского языка» 3 класс – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 216с.

 

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:"Однородные члены предложения" в 3 классе по учебнику С.В.Иванов.

Урок по теме:"Однородные члены предложения" в 3 классе по учебнику С.В.Иванова с использованием Электронного образовательного ресурса (ЭОР) "Единая коллекция ЦОР"....

Карточка по теме "Однородные члены предложения". "Перспектива", 4 класс

Карточка к уроку русского языка  на закрепление и обобщение знаний по теме "Однородные  члены предложения". "Перспектива", 4 класс...

"Однородные члены предложения" в 4 классе.

тестовые задания по русскому языку....

Однородные члены предложения 3-4 класс

Однородные члены предложения 3-4 класс...

Тест по теме "Однородные члены предложения" ПНШ 4 класс

Тестирование по теме "Однородные члены предложения" 4 класс ПНШ. 10 вопросов....

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Однородные члены предложения. Урок русского языка в 4 классе

На уроке учились распознавать однородные члены предложения, определять по существенным признакам принадлежность однородных членов к той или иной группе. Учились ставить знаки препинания....