Урок русского языка в 1 классе по теме: Алфавит
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Алфавит
Цели: Повторить изученное о буквах русского языка;
Помочь первоклассникам: а) осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его;
б) приобрести опыт обращения к словарям для решения языковых задач;
Совершенствовать культуру устной речи.
Воспитывать интерес к уроку через ситуацию успеха.
Ход урока
1.Оргмомент. -Какое настроение у улитки? - Как догадались? -Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи - ведь с маленькой удачи начинается большой успех. -Сформулируйте цели урока. |
2. Введение в тему урока - На предыдущих уроках вы и ваши друзья Антон и Том, учились записывать слова значками звуков. Антон решил, что он теперь научился писать и захотел помочь жителям своего двора. Около опасного места во дворе он сделал вывеску, чтобы предупредить прохожих. Вот что написал Антон.( [ лук] ). -Догадались ли вы, какое опасное место есть во дворе? - Можно ли такую вывеску поместить во дворе? Все ли прохожие поймут, что в ней написано? Годятся ли значки звуков для письменной речи? - Сравните наш вывод с выводом авторов учебника о записи слов с помощью звуков. Стр. 59. упр. 90. - Свою помощь Антону предложил мальчик – иностранец и сделал запись на вывеске буквами. « L U K» -Можно ли такую вывеску поместить во дворе? Почему? Как бы мы с вами написали эту вывеску для опасного места во дворе? Сделайте запись в тетрадях. - Возьмите в руки карандаш и знаками + или – оцените каждую букву: довольны ли вы тем, как ее написали? - Какие же нужны буквы, чтобы записывать русскую речь? - Прочитайте новый заголовок учебника. Он подскажет, что мы будем обсуждать дальше. |
3. Повторение изученного о буквах русского языка - Как вы считаете, хорошо ли вы знаете русские буквы, сумеете ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим? - Найдите и аккуратно карандашом зачеркните нерусские буквы- буквы других языков. Упр. 91. Сколько букв вы зачеркнули? (6) -Давайте хором назовем буквы, которые у вас остались. -Вы уже многое знаете о буквах. Например, знаете, что их……. Сколько? (33) Но у нас с вами записано 22. Нужно найти ещё 11 потерявшихся. Будем искать их и вставлять. Какой нет первой буквы? Пишем в тетради красиво, аккуратно. Теперь читайте по порядку все буквы русского алфавита и ищите потерявшиеся. (Вписываются буквы : а г е з й о п сф ш ы) Почти все буквы русского алфавита обозначают какие-то звуки. Почему я говорю почти все буквы? Какие две буквы сами никаких звуков не могут обозначать? - А какие звуки обозначаются другими буквами? |
4. «Открытие» понятий алфавит, азбука - Мы многое повторили о буквах русского языка. Сегодня нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие. Нам помогут названия двух первых букв в двух языках- греческом и старом русском. (на доске запись: а-альфа а-аз В- вита б-буки - Из названий этих букв составлено два важных слова. Кто-нибудь догадался, что это за слова? (алфавит и азбука) - Вернитесь к обратной стороне обложки. Какой заголовок вы видите? Прочитаем его все вместе. - Как вы понимаете, что такое алфавит? - Вы сказали правильно, но не совсем точно. Чтобы узнать точно значение слова алфавит, хором прочитаем сведения в рамке на стр. 61 Физминутка |
5. Обсуждение практической значимости знания алфавита. - Хорошо мы с вами выяснили, что такое алфавит. Для чего же он нужен? - Заполним « Корзину идей» (устные ответы детей) - «Созвездие» (выбор и запись основного) - Мы сегодня составили еще и слово азбука. Антон, услышав слово азбука, вспомнил учебник, по которому мы недавно учились читать, и задал вопрос. Прочитайте его на стр. 61, внизу. - Чтобы ответить Антону, нам надо обратиться к толковому словарю. Толковый он потому, что в нем толкуются, объясняются значения слов, которые нам порой непонятны. Слова, которые нас интересуют, мы найдем и в маленьком толковом словаре нашего учебника. Откройте стр. 135. (Работа в группах) –найдите слова азбука и алфавит. Прочитайте, что они обозначают. Есть ли у них одинаковое значение? Какое? - Чем отличаются слова? -На этой же странице объясняется слово словарь: это перечень слов в определенном порядке. Но что это за порядок? Давайте узнаем ответ. - Назовите в последних словах нашего маленького толкового словаря выделенные буквы. ( С Т) -Догадались, почему сначала напечатано слово на букву С, а потом- на букву Т? - Давайте обратимся к алфавиту? Ничего интересного не заметили? Как расположены буквы С Т? -Как же расположены слова в словаре? (по алфавиту) - Проверим. Назовите две первые выделенные буквы. В алфавите они идут в таком порядке? - Ну-ка, закройте глазки и по памяти назовите буквы, которые находятся между А и Д? -Почему же мы не видим в словаре этих букв выделенными голубым цветом? - Вы догадались правильно: слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. Как вы думаете, а зачем авторы тратят столько времени, чтобы расположить слова по алфавиту? - Чтобы мы быстрее находили нужные слова. Для всех нас в алфавитном порядке приводятся слова в самых разных словарях, энциклопедиях, справочниках. Встречались ли вам книги, при работе с которыми нужно знание алфавита? 6. Тренировка в расположении слов по алфавиту. Орфографическая работа. (работа в группах) Слова: арбуз, чудак, лыжи, коза. -Отметьте орфограммы, расположите слова в алфавитном порядке. Наверху ставьте цифру. -Запишите 2 слова. 7. Подведение итогов урока. Дополнить «Созвездие» -Кому трудно было работать на уроке положите кружок на парту, кто не смог ответить на все вопросы, поднимите его на высоту согнутой в локте руки, а кому легко было ответить на все вопросы, поднимите руку высоко вверх.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".
Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100
Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"
В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....
Презентация к уроку русского языка 1 класс по теме "Алфавит"
Это второй урок по данной теме. Цель: формирование практических навыков пользования алфавитом....
Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"
Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...