Урок русского языка в 1 классе по теме: Алфавит
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Татьяна Владимировна Кочнева

Разнообразные формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1_klass_russkiy_yazyk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Алфавит

Цели: Повторить изученное о буквах русского языка;

Помочь первоклассникам: а) осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его;

                                              б) приобрести опыт обращения к словарям для решения языковых задач;

Совершенствовать культуру устной речи.

Воспитывать интерес к уроку через ситуацию успеха.

Ход урока

1.Оргмомент.

-Какое настроение у улитки?

- Как догадались?

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи - ведь с маленькой удачи начинается большой успех.

-Сформулируйте цели урока.

2. Введение в тему урока

- На предыдущих уроках вы и ваши друзья Антон и Том, учились записывать слова значками звуков. Антон решил, что он теперь научился писать и захотел помочь жителям своего двора. Около опасного места во дворе он сделал вывеску, чтобы предупредить прохожих. Вот что написал Антон.( [ лук] ).

-Догадались ли вы, какое опасное место есть во дворе?

- Можно ли такую вывеску поместить во дворе? Все ли прохожие поймут, что в ней написано? Годятся ли значки звуков для письменной речи?

- Сравните наш вывод с выводом авторов учебника о записи слов с помощью звуков.

Стр. 59. упр. 90.

- Свою помощь Антону предложил мальчик – иностранец и сделал запись на вывеске буквами. « L U K»

-Можно ли такую вывеску  поместить  во дворе? Почему?

Как бы мы с вами написали эту вывеску для опасного места во дворе? Сделайте запись в тетрадях.

- Возьмите в руки карандаш и знаками + или – оцените каждую букву: довольны ли вы тем, как ее написали?

- Какие же нужны буквы, чтобы записывать русскую речь?

- Прочитайте новый заголовок учебника. Он подскажет, что мы будем обсуждать дальше.

3. Повторение изученного о буквах русского языка

- Как вы считаете, хорошо ли вы знаете русские буквы, сумеете ли отличить их от букв иностранных языков? Проверим?

- Найдите и аккуратно карандашом зачеркните нерусские буквы- буквы других языков.  

Упр. 91.

Сколько букв вы зачеркнули? (6)

-Давайте хором назовем буквы, которые у вас остались.

-Вы уже многое знаете о буквах. Например, знаете, что их……. Сколько? (33)

Но у нас с вами записано 22. Нужно найти ещё 11 потерявшихся. Будем искать их и вставлять. Какой нет первой буквы?

Пишем в тетради красиво, аккуратно. Теперь читайте по порядку все буквы русского алфавита и ищите потерявшиеся.

(Вписываются буквы : а г е з й о п сф ш ы)

Почти все буквы русского алфавита обозначают какие-то звуки.

Почему я говорю почти все буквы? Какие две буквы сами никаких звуков не могут обозначать?

- А какие звуки обозначаются другими буквами?


4. «Открытие» понятий алфавит, азбука

- Мы многое повторили о буквах русского языка. Сегодня нам предстоит сделать ещё одно маленькое открытие. Нам помогут названия двух первых букв в двух языках- греческом и старом русском.

(на доске запись: а-альфа              а-аз

                              В- вита               б-буки

- Из названий этих букв составлено  два важных слова. Кто-нибудь догадался, что это за слова? (алфавит и азбука)

- Вернитесь к обратной стороне обложки. Какой заголовок вы видите? Прочитаем его все вместе.

- Как вы понимаете, что такое алфавит?

- Вы сказали правильно, но не совсем точно. Чтобы узнать точно значение слова алфавит, хором прочитаем сведения в рамке на стр. 61

Физминутка

5. Обсуждение практической значимости знания алфавита.

- Хорошо мы с вами выяснили, что такое алфавит. Для чего же он нужен?

- Заполним « Корзину идей» (устные ответы детей)

- «Созвездие» (выбор и запись  основного)

- Мы сегодня составили еще и слово азбука. Антон, услышав слово азбука, вспомнил учебник, по которому мы недавно учились читать, и задал вопрос. Прочитайте его на стр. 61, внизу.

- Чтобы ответить Антону, нам надо обратиться к толковому словарю. Толковый он потому, что в нем толкуются, объясняются значения слов, которые нам порой непонятны.

Слова, которые нас интересуют, мы найдем и в маленьком толковом словаре нашего учебника. Откройте стр. 135.

(Работа в группах) –найдите слова азбука и алфавит. Прочитайте, что они обозначают. Есть ли у них одинаковое значение? Какое?

- Чем отличаются слова?

-На этой же странице объясняется слово словарь: это перечень слов в определенном порядке. Но что это за порядок? Давайте узнаем ответ.

- Назовите в последних словах нашего маленького толкового словаря выделенные буквы. ( С  Т)

 -Догадались, почему сначала напечатано слово на букву С, а потом- на букву Т?

- Давайте обратимся к алфавиту? Ничего интересного не заметили? Как расположены буквы С Т?

-Как же расположены слова в словаре? (по алфавиту)

- Проверим. Назовите две первые  выделенные буквы. В алфавите они идут в таком порядке?

- Ну-ка, закройте глазки и по памяти назовите буквы, которые находятся между А и Д?

-Почему же мы не видим в словаре этих букв выделенными голубым цветом?

- Вы догадались правильно: слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. Как вы думаете, а зачем авторы тратят столько времени, чтобы расположить слова по алфавиту?

- Чтобы мы быстрее находили нужные слова. Для всех нас в алфавитном порядке приводятся слова в самых разных словарях, энциклопедиях, справочниках. Встречались ли вам книги, при работе с которыми нужно знание алфавита?

6. Тренировка в расположении слов по алфавиту. Орфографическая работа.

(работа в группах)

Слова: арбуз, чудак, лыжи, коза.

-Отметьте орфограммы, расположите слова в алфавитном порядке.  Наверху ставьте цифру.

-Запишите 2 слова.

7. Подведение итогов урока.

Дополнить «Созвездие»

-Кому трудно было работать на уроке положите кружок на парту, кто не смог ответить на все вопросы, поднимите его на высоту согнутой в локте руки, а кому легко было ответить на все вопросы, поднимите руку высоко вверх.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Презентация к уроку русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

Это второй урок по данной теме. Цель: формирование практических навыков пользования алфавитом....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...