Урок по русском языку в 4 классе на тему: «Окончание имен существительных единственного числа»
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Дремлюга Раиса Петровна

Урок по русском языку в  4 классе на тему: «Окончание имен существительных единственного числа» проведён с целью закрепить знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русском языку на тему: «Окончание имен существительных единственного числа», 4 класс.

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа.
  2. Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных.
  3. Повторить правописание слов с парными согласными и непроизносимыми согласными в корне слова, развивать внимание, мышление.

Оборудование:

  1. Карточки с парными согласными.

Классная работа.

Тема: Окончание имен существительных единственного числа.


                                                                         В

                                                                   Г           Д

                                                               Ф        с            к

                                                                       Т       ш

                                                                   Ж      з

                                                                         П         б

Ход урока

  1. Организационный момент.

Молча поприветствуем наших гостей.

  1. Сообщение темы и целей урока

- Урок русского языка.

- Тема нашего урока: «Окончание имен существительных единственного числа».

- Сегодня на уроке мы снова будем закреплять правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

- Наш урок мы начинаем с орфографической минутки.

  1. Орфографическая минутка

- На какие две группы можно разделить эти буквы? (на парные звонкие и глухие согласные).

- Посмотрите на доску. Подумайте. Какое задание нужно выполнить?

ВЕРЁВ..КА

ПОВЯ..КА

ФЛА..

ЗАГА..КА

СТОРО..

ПРО..КА

- Ученики называют проверочные слова, по одному выходят к доске и вставляют нужную букву.

- Запишите слова в столбик.

- Давайте еще раз скажем, как проверяем парный согласный в корне?

- Какой части речи относятся эти слова? (существительные).

- Определите склонение этих существительных. (Устно).

- Что нужно сделать, чтобы определить склонение? (Определить род и окончание).

(открыть доску)

Работа в парах.

На каждой парте лежит листок с непроизносимыми согласными.

- Посмотрите на слова в левом столбике. Прочитайте их.

- Какая встретилась орфограмма в этих словах?

- В каждой строке правого столбика вам нужно найти лишнее слово и объяснить почему?

Поз.?.но – опоздать, поздний, опаздывать.

Свис.?.нуть – присвистнул, свистеть, засвистел.

Опас.?.но – опасен, опасность, опасаться.

(Опустить экран, пока учащиеся работают в парах).

Проверка.

- Зачитайте строки и назовите лишние слова.

- Как вы проверяли слова с непроизносимыми согласными в корне?

(Если в сочетании согласных при изменении слова согласный слышится, то мы пишем его в нашем слове. Если согласный не слышится, то в проверяемом слове мы его не пишем).

Физминутка.

Если я называю слово с парной согласной в корне, то вы хлопаете в ладоши, если с непроизносимой согласной – поднимаете руки вверх, а если в слове нет этих орфограмм, то вы опускаете руки.

(сердце, сладкий, снежки, тарелка, грустный, травка, книжечка, капустный).

  1. Закрепление.

- Как звучит тема урока?

- Сейчас мы с вами потренируемся в умении правильно определять окончания существительных единственного числа.

Таблица 1.


Хорошо видно. Гладить по головк..


Все время хвалить. Видно как на ладон..


Очень медленно. Делать из мух.. слона


Сильно преувеличивать. В час по чайной ложк...

- Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые словосочетания из правого столика.

Таблица 2.


Гладить по головк..


Видно как на ладон..


Делать из мух.. слона


В час по чайной ложк...

- Спишите устойчивые словосочетания, вставьте окончания, укажите в скобках падеж.

- Как мы проверяем падежные безударные окончания существительных в единственном числе? (Поставить слово в начальную форму, определить род, склонение, падеж выделить основу и по таблице определить окончание.) Таблица 1.

- Поднимите руку, кто не пользовался таблицей падежных окончаний существительных?

Таблица 3.


Гладить по головке (Д.п.)


Видно как на ладони (П.п.)


Делать из мухи (Р.п.) слона


В час по чайной ложке (Д.п.)

Самопроверка.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?

Поставьте себе плюс, если сделали так же.

Встаньте те, кто выполнил это задание верно.

- Найдите в данных словосочетаниях слова с парной согласной в корне, подберите к ним проверочные слова. (по головке – голова, по ложке - ложечка).

(Выключить проектор, поднять экран).

Работа по учебнику

Страница 128.

Упражнение 126.

- Прочитайте задание.

- Прочитайте стихотворение.

- О каком времени суток идет речь?

- Что значит лес «зардел»? (засветился).

- Как вы представляете «запел в лазури жаворонок звонкий»? (сквозь прозрачный пар пробиваются лучи солнца).

- Какие это предложения по составу? (сложные, потому что состоят из нескольких грамматических основ).

- Назовите эти основы.

- Что нужно сделать в этом упражнении? (Списать стихотворение, у существительных определить склонение и падеж).

- Назовите существительные, у которых окончания – орфограммы.

Проверка.

- Назовите падеж и склонение существительных, у которых окончания – орфограммы.

Самостоятельная работа.

А сейчас вы будете работать самостоятельно с перфокартами по вариантам. (У каждого ученика на парте лежит перфокарта с существительными.). Вы должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение, падеж, окончание.

1 вариант

Слово

Начальная форма

Род

Склонение

Падеж

Окончание

В памят…

По дорог…

Из огн…

2 вариант

Слово

Начальная форма

Род

Склонение

Падеж

Окончание

На пут…

До речк…

Из дерев…

- Работы будут проверены и всем выставлены оценки.

Домашнее задание

Упражнение 129.

Вам нужно будет списать, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, определить падеж существительных и выделить окончание.

Итог урока.

Что сегодня закрепляли на уроке? Что повторяли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...

Презентация по русскому языку 3 класс на тему "Окончания имен существительных"

Презентация к уроку русского языка по теме "Окончания имен существительных"...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных", УМК Начальная школа 21 века

План- конспект по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных".Цель: создать условия для развития умения определять род имен существительных....