Урок по русском языку в 4 классе на тему: «Окончание имен существительных единственного числа»
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Урок по русском языку в 4 классе на тему: «Окончание имен существительных единственного числа» проведён с целью закрепить знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русском языку на тему: «Окончание имен существительных единственного числа», 4 класс.
Цели:
- Закрепить знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа.
- Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных.
- Повторить правописание слов с парными согласными и непроизносимыми согласными в корне слова, развивать внимание, мышление.
Оборудование:
- Карточки с парными согласными.
Классная работа. Тема: Окончание имен существительных единственного числа. В Г Д Ф с к Т ш Ж з П б |
Ход урока
- Организационный момент.
Молча поприветствуем наших гостей.
- Сообщение темы и целей урока
- Урок русского языка.
- Тема нашего урока: «Окончание имен существительных единственного числа».
- Сегодня на уроке мы снова будем закреплять правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
- Наш урок мы начинаем с орфографической минутки.
- Орфографическая минутка
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (на парные звонкие и глухие согласные).
- Посмотрите на доску. Подумайте. Какое задание нужно выполнить?
ВЕРЁВ..КА
ПОВЯ..КА
ФЛА..
ЗАГА..КА
СТОРО..
ПРО..КА
- Ученики называют проверочные слова, по одному выходят к доске и вставляют нужную букву.
- Запишите слова в столбик.
- Давайте еще раз скажем, как проверяем парный согласный в корне?
- Какой части речи относятся эти слова? (существительные).
- Определите склонение этих существительных. (Устно).
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение? (Определить род и окончание).
(открыть доску)
Работа в парах.
На каждой парте лежит листок с непроизносимыми согласными.
- Посмотрите на слова в левом столбике. Прочитайте их.
- Какая встретилась орфограмма в этих словах?
- В каждой строке правого столбика вам нужно найти лишнее слово и объяснить почему?
Поз.?.но – опоздать, поздний, опаздывать.
Свис.?.нуть – присвистнул, свистеть, засвистел.
Опас.?.но – опасен, опасность, опасаться.
(Опустить экран, пока учащиеся работают в парах).
Проверка.
- Зачитайте строки и назовите лишние слова.
- Как вы проверяли слова с непроизносимыми согласными в корне?
(Если в сочетании согласных при изменении слова согласный слышится, то мы пишем его в нашем слове. Если согласный не слышится, то в проверяемом слове мы его не пишем).
Физминутка.
Если я называю слово с парной согласной в корне, то вы хлопаете в ладоши, если с непроизносимой согласной – поднимаете руки вверх, а если в слове нет этих орфограмм, то вы опускаете руки.
(сердце, сладкий, снежки, тарелка, грустный, травка, книжечка, капустный).
- Закрепление.
- Как звучит тема урока?
- Сейчас мы с вами потренируемся в умении правильно определять окончания существительных единственного числа.
Таблица 1.
Хорошо видно. Гладить по головк.. Все время хвалить. Видно как на ладон.. Очень медленно. Делать из мух.. слона Сильно преувеличивать. В час по чайной ложк... |
- Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые словосочетания из правого столика.
Таблица 2.
Гладить по головк.. Видно как на ладон.. Делать из мух.. слона В час по чайной ложк... |
- Спишите устойчивые словосочетания, вставьте окончания, укажите в скобках падеж.
- Как мы проверяем падежные безударные окончания существительных в единственном числе? (Поставить слово в начальную форму, определить род, склонение, падеж выделить основу и по таблице определить окончание.) Таблица 1.
- Поднимите руку, кто не пользовался таблицей падежных окончаний существительных?
Таблица 3.
Гладить по головке (Д.п.) Видно как на ладони (П.п.) Делать из мухи (Р.п.) слона В час по чайной ложке (Д.п.) |
Самопроверка.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?
Поставьте себе плюс, если сделали так же.
Встаньте те, кто выполнил это задание верно.
- Найдите в данных словосочетаниях слова с парной согласной в корне, подберите к ним проверочные слова. (по головке – голова, по ложке - ложечка).
(Выключить проектор, поднять экран).
Работа по учебнику
Страница 128.
Упражнение 126.
- Прочитайте задание.
- Прочитайте стихотворение.
- О каком времени суток идет речь?
- Что значит лес «зардел»? (засветился).
- Как вы представляете «запел в лазури жаворонок звонкий»? (сквозь прозрачный пар пробиваются лучи солнца).
- Какие это предложения по составу? (сложные, потому что состоят из нескольких грамматических основ).
- Назовите эти основы.
- Что нужно сделать в этом упражнении? (Списать стихотворение, у существительных определить склонение и падеж).
- Назовите существительные, у которых окончания – орфограммы.
Проверка.
- Назовите падеж и склонение существительных, у которых окончания – орфограммы.
Самостоятельная работа.
А сейчас вы будете работать самостоятельно с перфокартами по вариантам. (У каждого ученика на парте лежит перфокарта с существительными.). Вы должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение, падеж, окончание.
1 вариант
Слово | Начальная форма | Род | Склонение | Падеж | Окончание |
В памят… |
По дорог… |
Из огн… |
2 вариант
Слово | Начальная форма | Род | Склонение | Падеж | Окончание |
На пут… |
До речк… |
Из дерев… |
- Работы будут проверены и всем выставлены оценки.
Домашнее задание
Упражнение 129.
Вам нужно будет списать, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, определить падеж существительных и выделить окончание.
Итог урока.
Что сегодня закрепляли на уроке? Что повторяли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"
Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"
Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...
Презентация по русскому языку 3 класс на тему "Окончания имен существительных"
Презентация к уроку русского языка по теме "Окончания имен существительных"...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Род имен существительных"
Урок изучения нового материала...
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных", УМК Начальная школа 21 века
План- конспект по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных".Цель: создать условия для развития умения определять род имен существительных....