Рабочая программа.Обученик грамоте. 1 класс. Школа России
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочсая программа.Обученик грамоте. 1 класс. Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_obuchenie_gramote.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Назарово Красноярского края
г. Назарово Красноярского края ул. Вокзальная д. 5а т. 3-22-89
e- mail: scool17-nazarowo@rambler.ru
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (207 ч)
Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) и для является составной частью Основной образовательной программы начального общего образования (далее ООПНОО) Муниципального Казенного Образовательного Учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» (далее – МКОУ «СОШ №17») с учетом индивидуальных особенностей и социального уровня детей, посещающих данную школу, и направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода.
Обучение грамоте - составная часть курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:
овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
- развитие умений слушания и говорения;
расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
овладение грамматическим строем речи;
овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
приобретение и систематизация знаний о русском языке;
раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи
с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
звуковой состав и обозначение звуков буквами;
состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов- с помощью приставок);
грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами
сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
Изучение русского языка в начальной школе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 23 учебных недели, по 9 часов в неделю), определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в его изучении во многом определяют результаты обучения учащегося по другим школьным предметам, а так же обеспечивают успешность в обществе.
Специфика курса «Обучения грамоте» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах и предложениях. Уроки обучения письму интегрируются с уроками обучения чтению.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико – орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучения грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Продолжение обучения русскому языку и чтению в 1-м классе и последующих классах начальной школы предусмотрено в учебниках тех же авторов, реализующих идею непрерывности образования.
Периодичность уроков обучения письму – 5ч. в неделю. Всего 115 часов
Периодичность уроков обучения грамоте (чтение) -4ч. в неделю. Всего 92 часа
Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Для достижения поставленных целей используется учебно-методический комплект (УМК) образовательной программы «Школа России», Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
В обучении грамоте выделяются три периода:
подготовительный, букварный (основной) и после букварный.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: обучение первоначальному чтению и обучение письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.
Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки. Правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текстов, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.
В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.
На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом — отвечать на вопросы учителя. Пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.
В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.
В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.
Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми.
На уроках обучения чтению и письму учитель стремится разнообразить виды деятельности. С учетом психофизиологических особенностей первоклассников, использует занимательный материал. Включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения и письма.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
В это же время на занятиях внеклассным чтением (1 раз в неделю 15-20 минут на уроке) у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения детских книг на занятиях внеклассным чтением. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.
При обучении грамоте в 1 классе реализуются основные дидактические принципы:
доступности,
преемственности
перспективности
развивающей направленности
самостоятельности
учета индивидуальных особенностей учащихся
Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальный курс русского языка предполагает решение таких основополагающих вопросов, как:
формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей;
обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, развитие логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности — учебной, умения рационально использовать время на уроке;
овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге — источнику знаний.
В период обучения грамоте особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у детей положительного отношения к учебе.
Тематическое планирование
Обучение грамоте (4 часа в неделю) | Письмо (5 часов в неделю) |
92 часа | 115 часов |
№ | Тема | Всего часов | Контрольные работы | Развития речи | Внеклассное чтение |
Подготовительный период | 40 ч | 4 |
Речь | 2 ч |
Предложение и слово | 2 ч |
Слог, ударение | 4 ч |
Звуки и буквы | 4 ч |
Гласные звуки и буквы | 7 ч |
Основной период | 144 ч | 1 списывание | 12 | 14 |
Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами | 140ч |
Буквы Ъ и Ь | 4 ч |
Послебукварный период | 33 ч | 1 диктант, 2 списывания | 5 | 2 |
Чтение художественных произведений | 19 |
Письмо. Практическое применение правил. | 14 |
| Итог: | 216 ч | 4 | 17 | 16 |
Основное содержание тем
Слушание. | Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. |
Говорение. | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. |
Чтение. | Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста |
Письмо. | Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). |
Фонетика. | Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. |
Графика. | Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. |
Слово и предложение. | Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением:выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. |
Орфография. | Ознакомление с правилами правописания и их применение: обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча — ща, чу — щу, жи — ши); заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина); раздельное написание слов; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения |
Развитие речи. | Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера |
Подготовительный период (39 часов)
Речь (устная и письменная). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Гласные и согласные звуки. Выделение в словах отдельных звуков (), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.
Букварный период (основной) (144 ч)
Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звуко-слогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знаки в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу). Знакомство с правилами гигиены письма.
Буквы Ъ и Ь. Знакомство с буквами, не обозначающими звука. Формирование представления о правописании Ъ и Ь разделительных знаков, сравнение с Ь знаком как показателем мягкости согласных.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуко-слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующим событиям.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Послебукварный период (33 часа)
Чтение. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, М. Маршака, С. Михалкова о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыков чтения.
Русский язык. Практическое применение правил, изученных в основной период. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдение за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста. Составление предложений на определенную тему по картинкам, по личным наблюдениям детей, по вопросам учителя. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и письмо предложений из таких слов. Наблюдение за словами, которых не расходится с произношением. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки. Работа над формами букв и их соединений в словах.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса
К концу 1-го года обучения дети должны
Знать:
- звуки речи;
- гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);
- ударение, слог;
- произношение ударных и безударных гласных;
- алфавит;
- буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- названия букв;
- прописные буквы,
- признаки предложения,
- отличие текста от набора предложений.
Уметь:
называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,; глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); несмешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих
согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и
указание на твердость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и
небольшие предложения, используя правильные начертания букв.
соединения;
правильно читать плавным слоговым чтением тексты;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Навыки чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Результаты освоения программы, содержание, тематическое планирование по обучению грамоте
Раздел курса | Содержание учебного предмета | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
Предметные умения | УУД |
Фонетика. | Звуки речи. Установление числа и последовательности звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких звуков, звонких и глухие. Слог как единица речи. Деление слов на слоги. Определение места ударения. | Производит фонетический разбор (Делит слова на слоги; определяет место ударения в слове; устанавливает количество и последовательность звуков в слове, характеризует гласные и согласные звуки ) Определяет функцию гласной буквы как показателя твёрдости или мягкости согласного звука . | Познавательные УУД анализирует звучащее слово (определяет значение слова, звуковой и буквенный состав); использует знаково-символические средства для обозначения звуко-буквенного состава слова и структуры предложения; | Регулятивные УУД - принимает и сохраняет учебно-практическюу задачу и следует ей под руководством учителя; - находит и исправляет ошибки с помощью учителя; - воспринимает содержательную оценку учителей и сверстников. | Коммуникативные УУД -умеет договариваться, работая в паре, отвечает на вопросы учителя. |
Графика | Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных звуков, как показатель твердости – мягкости согласных. Функция букв е,ё,ю,я. Ь – как показатель мягкости предшествующего согласного. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Знакомство с алфавитом. | Соотносит звуковой и буквенный состав слов, в т.ч. в словах с гласными е, ё, ю, я; Ь –показателем мягкости предшествующего согласного. Определяет работу букв при обозначении звуков на письме. Распознаёт образ букв Ъ и Ь | Познавательные УУД анализирует звуковой и буквенный состав слова и выделяет признаки; использует знаково-символические средства; |
Чтение | Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением. Орфографическое чтение. | Читает по слогам или целыми словами соблюдая интонацию и паузы Читает выразительно и понимает смысл прочитанного. Проговаривает орфографически слова при письме под диктовку и списывании. | Познавательные УУД отвечает на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного; читает дополнительно книги по интересам; |
Письмо | Печатный и письменный образ буквы. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Списывание текста. | Пишет буквы, буквосочетания с соблюдением гигиенических норм. Применяет при записи предложений небуквенные графические средства: пробел, знак переноса. Записывает под диктовку слова и предложения (3-5 слов со звуками в сильной позиции). Использует приёмы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Различат на письме прописные и строчные букв. Списывает текст из 3-5 предложений, используя заданную последовательность действий. | Познавательные УУД анализирует звуковой состав слов; использует знаково-символические средства; |
Слово и предложение | Слово. Значение слова. Различение слова и предложения. | Определяет значение слов. Понимает лексическое значение слов в контексте. Разграничивает реальные предметы окружающего мира и слова, их обозначающие. Различает при помощи вопросов слова, обозначающие предметы, признаки и действия. Различает слово и предложение. Составляет предложения по заданной схеме. Определяет задуманное слово по его лексическому значению. | Познавательные УУД использует знаково-символические средства;
|
Орфография | Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу); прописная заглавная буква в начале предложения; в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. | Умеет писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Умеет оформлять предложение на письме: заглавная буква в начале предложения и в именах собственных, раздельное написание слов, знаки препинания в конце предложения. Умеет переносить слова по слогам без стечения согласных. Записывает под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из 3-5 слов со звуками в сильной позиции. | Познавательные УУД умеет подбирать слова с изученными орфограммами; |
При изучении курса «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1) основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
В период обучения грамоте по учебнику «Азбука» В.Г. Горецкого ученики получают первоначальные сведения о территории России, о Москве как столице государства, знакомятся с важнейшими историческими событиями Российского государства: основанием Петербурга, защитой Родины в разные периоды её истории и, как обобщение, — со статьёй К.Д. Ушинского «Наше Отечество».
Особая роль в формировании гражданской идентичности и усвоении гуманистических ценностей в учебнике по обучению грамоте и чтению принадлежит пословицам, сказкам, как квинтэссенции народной мудрости, и рассказам Л.Н. Толстого.
2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Тексты учебников дают представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение. В «Азбуке» при работе по осмыслению значения слов и чтении текстов большое внимание уделяется знакомству детей с явлениями природы (радугой, грозой, листопадом), составляющими родной природы (лесом, рекой, морем), растениями и животными, в том числе не только с домашними и дикими животными средней полосы России (лосем, бобром, белкой, волком, лисой и т. д.), но и с экзотическими (слоном, китом, бегемотом, обезьянами, жирафом, зеброй), садовыми и полевыми цветами, огородными культурами.
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Тексты учебников направлены также на воспитание уважения к чужому мнению, в том числе мнению сверстников. Для реализации данной цели часто используются специальные задания типа «Выскажите своё мнение…» к текстам учебника.
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Переход из дошкольного мира к обучению в школе является большим стрессом для ребёнка. Поэтому необходим определённый этап адаптации, обеспечивающий постепенность перехода от игры к учёбе. Этот этап адаптации предусмотрен в добукварном периоде обучения грамоте. Так знакомство с элементарными грамматическими понятиями проходит на известных детям литературных произведениях, на сериях сюжетных картинок по сказкам «Репка», «Колобок», «Вини-Пух», «Волк и лиса». Дети учатся сохранять сюжетную линию при пересказе.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
С учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников в методическом аппарате учебника используются упражнения и задания, разнообразные по форме и содержанию, степени сложности их выполнения. Большинство упражнений сопровождаются красочными иллюстрациями.
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
Достижению этой цели служит художественное оформление, текстовый и иллюстративный материал учебников.
Учебно-методический комплект:
программа….
учебник «Русская Азбука» 2010 (В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько)
прописи 2011 (Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи № 1- 4)
хрестоматия для внеклассного чтения 2006 (В.Г. Горецкий)
методические рекомендации для учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...
Рабочая программа "Обучение грамоте", УМК "Школа России", 1 класс, 2014-2015 уч.год
Рабочая программа "Обучение грамоте", УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС, 2014-2015 уч.год...