Большая буква в именах собственных
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Погорелая Светлана Викторовна

          Тема урока: «Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей». Урок проводился во 2 классе.

Образовательной система Л.В. Занкова.

Учебник «Русский язык» 2 класс, автор А.В Полякова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx187.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык.

Тема: Большая буква в именах, фамилиях, отчествах.

Тип урока: интегрированное учебное занятие по изучению нового материала и первичному закреплению.

Общедидактическая цель урока:

создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Триединая дидактическая цель урока:

образовательная: обеспечить закрепление знаний о правописании большой буквы в именах, фамилиях и отчествах людей, обучение умению отличать полные имена от кратких.

развивающая: развивать у учащихся умения находить в тексте собственные имена существительные и аргументировать написание в них большой буквы;

воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формировать познавательный интерес к самостоятельному чтению книг.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

-общеклассная;

-индивидуальная.

Средства обучения:

-изображения литературного героя;

-учебник русского языка А.В. Поляковой, 2 класс.

-мультимедийная презентация "Большая буква в словах" (см. электронное приложение).

Ход урока

Орг. момент.

Слайд 1.

Вновь собрались мы в кружок.

Ну-ка ты проверь, дружок,

Всё ль на месте и в порядке –

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

И внимательно глядят?

Готовы думать, понимать

И друга в гости принимать?

- А в гости к нам сегодня пришёл любимый сказочный герой, а кто именно, я хочу чтобы вы угадали.

В одной весёлой книжке

Живёт смешной мальчишка.

Он многого не знает,

Учиться не желает (Незнайка)

Слайд 2.

- Вот сегодня мы и поможем Незнайке узнать много нового и вспомнить то, что  он забыл.

Минутка чистописания.

Незнайка держит два флажка

С флажками он – как буква … (К).

Слайд 3.

     Кк

- В какие группы, можно отнести данные буквы? (Строчные и прописные.)

-Для чего нужны строчные буквы? Прописные?

Словарно-орфографическая работа.

Слайд 4.

- Составьте из букв слова.

я з а ц     о р б е о й в     т е п у х

-Какие слова получились?

Заяц, воробей, петух.

-Запишите слова, подчеркните «опасные места».

- Что можно сказать об этих словах? (существительные, одушевлённые, мужского рода).

Работа над темой.

Собираясь к нам в гости, Незнайка приготовил букет цветов. Угадайте название этих цветов.

Слайд 5.

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?    (Ромашка)

Колосится в поле рожь..

Там во ржи цветок найдёшь,

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

Хоть не зверь я и не птица,

 Но сумею защититься!

 Растопырю коготки -

 Только тронь мои цветки! (Роза)

 - Что можно сказать о словах? (Существительные, неодушевлённые, в единственном числе,   мужского и женского рода.)

- С какой буквы пишутся эти слова? (С маленькой)

- Почему? (Это имена нарицательные)

- В каком случае эти имена нарицательные могут стать именами собственными? ( Когда эти слова     будут обозначать имена.)

- Давайте поможем Незнайке выполнить следующее задание.

2. Прочитайте рассказ. Объясните, как нужно написать слова, которые заменили рисунками?

Слайд 6.

     Меня зовут Света, а мою сестру     (Роза) . Есть у меня братишка     (Василёк).  Вечером мы пошли к бабушке. Её зовут        (Груша).  Василёк подарил бабушке  

                  (васильки, ромашку, розу). Бабушка угостила нас         и        .

- Запишите текст, подчеркните имена собственные.

Физкультминутка.

- А теперь вам и Незнайке пора отдохнуть.

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирает ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

 

Работа с учебником.

1.Упражнение  78, с. 44  – индивидуальная работа.

2.Игра «Имена в загадках».

-Ребята,  Незнайка принёс вам задание, с которым у него никак не получается справиться. Поможем?

Слайд 7.

3)                                                   4)

-Запишите отгадки.(Галя, Леонид, Елена, Юля)

-Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова?

(Имена собственные пишутся с большой буквы.)

- Разделите слова на слоги. Какое слово нельзя разделить для перенося? Почему?

- На какие группы можно разделить эти слова? (Краткие и полные)

- Когда мы называем полные имена? А когда краткие?

- Запишите своё краткое и полное имя.

- Есть ли у нас в классе дети, у которых одинаковые имена?

- Как называют людей с одинаковыми именами? (Тёзки.)

- Как же можно различать таких людей? (По фамилии.)

- А бывает ли так, что и фамилии у людей одинаковые?

- Как таких людей называют, если ли не родственники? (Однофамильцы.)

Итог урока.

- Дети, давайте ещё раз напомним Незнайке, о чём мы говорили на уроке, что надо помнить при написании имён, фамилий и отчеств?

Слайд 8.

(Имена, фамилии и отчества людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные.)

-Что нового узнали?

VIII.Домашнее задание.

Упражнение 77, стр.44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая буква в именах собственных (презентация)

Урок закрепление по теме: "Заглавная буква в именах людей, кличках животных, географических названиях", можно использовать в 1, 2 классах по любому УМК....

Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс

Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...

Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"

В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....

Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.

Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...

Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях.                 Москва: «Дрофа», 2008 год....

Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.

Данную  презентацию  можно  использовать на  уроках  русского  языка,  как  при  знакомстве  с  новой  темой,  так  и  на ...