Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter._chtenie_3_klass.rar | 85.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010г.,стр.46). При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году»
Авторская программа отводит 136 часов (4 часа в неделю) на изучение предложенного материала, в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ (8). В рабочей программе объем часов учебной нагрузки определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. и составляет 140 часов
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.)
Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие.- Вентана-Граф, 2006.-272 с.
Литературное чтение: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Авт.-сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.- М.: Вентана-Граф, 2011г.
Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений\Авт.-сост.: Л.А.Ефросинина, - М.: Вентана-Граф, 2008г.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.
В авторскую программу изменения не внесены.
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.
Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания обучающимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширение круга чтения обучающихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся.
Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Как осуществляется обучение литературному чтению в 1-4 классах?
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.
В 3 классе проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Программа включает следующие основные рубрики круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся каждого класса, а также межпредметные связи.
Основные линии программы:
развитие навыка чтения;
развитие восприятия произведения;
развитие литературоведческих представлений и понятий;
развитие речевых умений;
развитие творческой деятельности.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
3 класса
К концу обучения в 3 классе обучающиеся должны уметь:
читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой.
Календарно- тематическое планирование
Литературное чтение 3 класс (140 часов)
№ п/п | Название темы урока | Кол-во час | Дата по плану | Дата фактич пров | Характеристика основной деятельности ученика |
Устное народное творчество (15 ч) | |||||
Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик». | 1 |
| Понятие о загадке. Виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть. | ||
Пословицы. Русская народная сказка «Самое дорогое». | 2 |
| Определение сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев. | ||
Русская народная сказка «Про ленивую и радивую». | 1 |
| Рассказывание сказки от лица одного из героев | ||
Сказки с загадками. « Дочь-семилетка». | 1 |
| Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. | ||
Волшебные сказки. Русская народная сказка. Царевич Нехитёр-Немудёр». | 2 |
| Работа с книгой: предисловие, послесловие | ||
Дополнительное чтение. Волшебные сказки «Умная внучка». «Елена Премудрая» | 2 |
| Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных | ||
Скороговорки. Проверь себя по произведениям устного народного творчества. | 1 |
| Дополнительное чтение из хрестоматии скороговорок, потешек. | ||
Былины. «Добрыня и змей». « Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 2 |
| Понятие о былине как жанре устного народного творчеств а. Былинные герои: их внешний вид, поступки | ||
Былины. «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич. Вольга и Микула». | 1 |
| Персонажи положительные и отрицательные. Особенности былины. Рассказывание былин по плану | ||
Слушание. Былины. Первый бой Ильи Муромца. Алёша Попович. | 1 |
| Слушание былины "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча". Сравнение ее с былиной "Добрыня и Змея". | ||
Проверь себя по разделу «Былины» | 1 |
| |||
Басни Эзопа и И.А.Крылова (6ч ) | |||||
Лисица и виноград. Эзоп. Лисица и виноград И.А.Крылов | 1 |
| Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ (развитие ействия),олицетворение. Упражнения в выразительном чтении басен | ||
Дополнительное чтение. «Голубь, который хотел пить». Эзоп, «Бесхвостая Лиса». Эзоп, «Филин и Чиж». А.Е. Измайлов | 2 | Сравнение басен Эзопа и И.Крылова. | |||
Ворона и Лисица. И.А.Крылов Дополнительное чтение «Ворона и Лисица». Эзоп. | 1 |
| Сравнение героев. Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение | ||
И.А.Крылова. Чтение наизусть басни «Ворона и лисица». Дополнительное чтение «Петух Жемчужное Зерно Волк и Ягнёнок» | 1 |
| Повторение: олицетворение, мораль, вступление. Соотнесение иллюстрации с текстом басни | ||
Проверь себя по разделу «Басни». | 1 |
| |||
Произведения А.С.Пушкина (12ч ) | |||||
Руслан и Людмила. «У лукоморья дуб зелёный…» Отрывок из поэмы | 1 |
| Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты. Понятие об олицетворении. | ||
Чтение наизусть «У лукоморья дуб зелёный». Дополнительное чтение «Бой Руслана с головой» | 1 |
| Упражнения в выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения | ||
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». | 1 |
| Сравнение "Сказки о царе Салтане" с русской народной сказкой "Царевич Нехитер-Немудёр» | ||
Чтение наизусть отрывка «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Работа над произведением | 2 |
| Наблюдение в сказке за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора | ||
Дополнительное чтение А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 2 |
| Упражнения в выразительном чтении: определение задачи чтения, | ||
А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер», | 1 |
| Сравнение стихотворений: определение их тем, наблюдение за построением строф и рифмой | ||
А.С.Пушкин «Няне». К.Г. Паустовский. Сказки Пушкина | 2 |
| Тон и темп стихотворения. Отношение поэта к няне. | ||
Проверь себя по произведения А.С. Пушкина. | 1 |
| Проверочная работа | ||
Диагностический тест сформированности учебной и читательской деятельности | 1 |
| Диагностический тест | ||
Стихи русских поэтов (5ч ) | |||||
Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…». | 1 |
| Работа с текстами стихотворений Ф.Тютчева. Сравнение их содержания. Выразительное чтение. | ||
Ф.И.Тютчев. Чтение наизусть «Есть в осени первоначальной…» А.Н.Майков «Осень» | 1 |
| Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике. Упражнение в выразительном чтении | ||
А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Кот поёт, глаза прищуря…». | 1 |
| Определение тона и темпа чтения. Наблюдения за употреблением автором знаков препинания. Заучивание одного из стихотворений наизусть | ||
А.А.Фет. Чтение наизусть стихотворения «Кот поёт, глаза прищуря» Дополнительное чтение И.А.Бунин «Листопад» | 1 |
| Работа с книгами со стихами для детей. Слушание стихотворения И.А.Бунина "Листопад" | ||
Проверь себя по произведениям русских поэтов. | 1 |
| |||
Произведения Л.Н.Толстого (8ч ) | |||||
Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк». Дополнительное чтение Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» | 2 |
| Сравнение жанров произведений и выделение особенностей. Чтение басни по ролям . | ||
Л.Н.Толстой «Лебеди», «Зайцы». | 1 |
| Выделение фактов из текста "Зайцы" и их описаний. Сравнение этих рассказов. | ||
Л.Н.Толстой «Прыжок». Дополнительное чтение Л.Н.Толстой «Лев и собачка», | 2 |
| Художественный рассказ "Прыжок", его сюжет | ||
Л.Н.Толстой. Былина «Как боролся русский богатырь». | 1 |
| Чтение молча. Обучение рассказыванию былины | ||
Дополнительное чтение Л.Н.Толстой «Ореховая ветка» | 1 |
| Дополнительное чтение. | ||
Проверь себя по произведениям Л.Н.Толстого. | 1 |
| |||
Произведения Н.А.Некрасова(6ч) | |||||
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети», «Славная осень!..». | 1 |
| Чтение и сравнение двух отрывков. Выделение эпитетов. | ||
Н.А.Некрасов. Чтение наизусть стихотворения «Славная осень!..». Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок». К.И.Чуковский «Мужичок с ноготок» | 1 |
| Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. | ||
Н.А.Некрасов «Мороз-воевода» Дополнительное чтение К.И.Чуковский «Зеленый шум» | 2 |
| Сравнение описаний героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их чувств, поведения. | ||
К.И.Чуковский. О стихах Проверь себя по произведениям К.И.Чуковского | 2 |
| |||
Произведения А.П.Чехова (7ч) | |||||
А.П.Чехов «Степь». Дополнительное чтение И.С.Тургенев «Лес и степь» | 1 |
| Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Сравнение рассказов. | ||
А.П.Чехов «Ванька» | 2 |
| Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, выделение эпизодов описаний героя, его жизни. | ||
Дополнительное чтение А.П.Чехов «Белолобый» Л.Андреев «Кусака» | 2 |
| Работа с книгами о животных: рассматривание, работа с аппаратом книг. | ||
Н.Шер «О рассказах А.П.Чехова» Проверь себя по произведения А.П.Чехова | 1 |
| Проверь себя. | ||
Итоговая контрольная работа. | 1 |
| |||
Сказки зарубежных писателей(5ч) | |||||
Ш.Перро «Подарки феи». | 1 |
| Работа с текстом сказки: особенности речи, развитие событий, повторы, герои положительные и отрицательные | ||
Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре», | 1 |
| Наблюдение: начало и конец сказки, большие числа, поведение героев. | ||
Итоговая проверка. Тест. Дополнительное чтение Ц.Топелиус «Зимняя сказка». Х.К.Андерсен «Снеговик». | 2 |
| Итоговая проверка. Повторение сказок с загадками. | ||
Дополнительное чтение Братья Гримм «Умная дочь крестьянская» | 1 |
| Слушание сказки Бр.Гримм "Умная дочь крестьянская". Выполнение заданий в тетради | ||
Стихи русских поэтов (5ч) | |||||
И.С.Никитин «Русь» , «Утро», Дополнительное чтение И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…». | 1 |
| Понятие о тоне, ритме. Выделение логических ударений и соблюдение пауз. | ||
И.С.Никитин .Чтение наизусть стихотворения «Утро». И.Суриков «Детство». | 1 |
| Описание картин природы (пейзаж), выделение эпитетов и олицетворений. | ||
С.Дрожжин «Привет», «Зимний день». Дополнительное чтение Ф.Глинка «Москва». | 1 |
| Повторение: выделение олицетворений, сравнений и эпитетов. | ||
С.Дрожжин. Чтение наизусть стихотворения «Зимний день». Проверь себя по произведениям русских поэтов | 2 |
| Пейзаж в стихотворении "Зимний день". Работа с иллюстрацией и текстом | ||
Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка (8ч) | |||||
Д.Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 |
| Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. | ||
Д.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Работа с планом текста. Пересказ. | 2 |
| Описание героев рассказа. Выделение эпитетов и сравнений. Работа по сюжету. | ||
Д.Мамин-Сибиряк. Сказка «Умнее всех». Знакомство с произведением. | 1 |
| Дополнение плана. Выполнение заданий в тетради | ||
Д.Мамин-Сибиряк. Сказка «Умнее всех». Работа с текстом. | 1 |
| Работа с текстом. | ||
Дополнительное чтение Д.Мамин-Сибиряк «Постойко». Проверка выразительности чтения изученных произведений (текущая) | 2 |
| |||
Проверь себя по произведениям Д.Мамина – Сибиряка | 1 |
| Проверь себя. | ||
Произведения А.И.Куприна (6ч) | |||||
А.И.Куприн «Синяя звезда». Знакомство с произведением. | 1 |
| Знакомство с произведением. | ||
А.Куприн «Синяя звезда». Работа над пересказом текста по плану. | 1 |
| Работа над пересказом текста по плану. Выполнение заданий в тетради. | ||
А.Куприн «Барбос и Жулька». Знакомство с произведением. | 1 |
| Знакомство с произведением. | ||
А.Куприн «Барбос и Жулька». Работа с планом. | 1 |
| Работа с планом. | ||
Проверь себя по произведениям А.И.Куприна Дополнительное чтение . А.И.Куприн «Собачье счастье», « Ю-ю» | 2 |
| Проверь себя. | ||
Стихи С.А.Есенина (4ч) | |||||
С.Есенин «Стихи о Родине», «Нивы сжаты, рощи голы…». «Береза» | 1 |
| Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. | ||
С.Есенин. Чтение наизусть «Береза». «Бабушкины сказки» Дополнительное чтение С.Есенин «Топи да болота» | 1 |
| Чтение стихов, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Упражнение в выразительном чтении стихотворения "Береза": | ||
Проверь себя по произведениям С.А.Есенина. Дополнительное чтение И.С.Тургенев «Деревня» | 2 |
| Проверь себя. | ||
Произведения К. Паустовского(10 ч) | |||||
К.Паустовский «Стальное колечко». Знакомство с произведением. | 1 |
| Работа с произведением. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана. | ||
К.Паустовский «Стальное колечко». Работа над пересказом текста по плану. | 2 |
| Описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца"анютины глазки с косичками". | ||
К.Паустовский «Кот-ворюга». Дополнительное чтение К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» | 1 |
| Понятия: юмористический рассказ, юмор. Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет | ||
К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Работа над произведением. | 2 |
| Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике. | ||
Дополнительное чтение К.Паустовский «Заячьи лапы». | 1 |
| Выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение художественному пересказу по плану (план в учебнике) | ||
Проверь себя по произведения К.Г.Паустовского | 1 |
| Проверь себя. | ||
Проверочная работа уровня начитанности и читательских умений. | 1 |
| Проверочная работа. | ||
Дополнительное чтение В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип», | 1 |
| Слушание рассказа. Работа с книгами о природе сравнение книг с одним и тем же произведением но разных изданий. | ||
Дополнительное чтение И.С.Тургенев «Перепёлка», «Воробей» | 1 |
| Слушание рассказа. Работа с книгами о природе сравнение книг с одним и тем же произведением но разных изданий. | ||
Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности | 1 |
| |||
Произведения С.Я. Маршака (3 часа) | 1 |
| |||
С.Я.Маршак «Урок родного языка». | 1 |
| Повторение произведений С.Я.Маршака. Работа со стихотворением : чтение, | ||
С.Я. Маршак .Чтение наизусть стихотворения «Урок родного языка» С.Я.Маршак «Ландыш». | 1 |
| Слушание стихотворения "Ландыш", выделение эпитетов и сравнений | ||
С.Я. Маршак. Чтение наизусть стихотворения «Ландыш». В.Субботин «С Маршаком». | 1 |
| - выразительное чтение стихов С.Я.Маршака; - аннотация "своей" книги, принесенной на урок; | ||
Рассказы Л. Пантелеева (5 часов) | |||||
Л.Пантелеев «Честное слово». Знакомство с произведением. | 2 |
| Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, "автор-рассказчик", "автор-герой рассказа".
| ||
Л.Пантелеев «Честное слово». Работа над произведением. | 1 | ||||
Л.Пантелеев «Камилл и учитель» | 1 |
| Исторический рассказ, автор-рассказчик. Сюжет рассказа (работа с "сюжетным треугольником"). | ||
Л.Пантелеев «Камилл и учитель». Работа над произведением. | 1 |
| Работа с произведением. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана. | ||
Дополнительное чтение . Л.Пантелеев «Новенкькая», «Фенька» | 2 |
| Работа с рассказами Л.Пантелеева "Фенька", "Новенька". | ||
Проверь себя по произведениям Л.Пантелеева | 1 |
| Проверь себя. | ||
Итоговая проверка выразительности чтения подготовленного текста | 1 |
| |||
Произведения А. Гайдара (4 часа) | |||||
А.Гайдар «Горячий камень» | 1 |
| Работа с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства | ||
А.Гайдар «Тимур и его команда». Отрывок | 2 |
| Знакомство с книгой "Тимур и его команда". Работа с отдельными главами: чтение | ||
С.Михалков «Об А.Гайдаре». К.Паустовский «Об А.П.Гайдаре». | 1 |
| Работа со стихотворением С.В.Михалкова "Аркадий Гайдар": чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. | ||
Дополнительное чтение С.В.Михалков «Ошибка» В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» | 2 | Дополнительное чтение произведений. | |||
Проверь себя по произведениям о детях. | 1 |
| Проверочная работа. | ||
Произведения М. Пришвина (5 ч) | |||||
М.Пришвин «Моя Родина» Дополнительное чтение М.Пришвин «Двойной след» | 2 |
| Работа с очерком "Моя Родина": чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради Развитие сюжета в рассказе "Двойной след". | ||
М.Пришвин. Чтение наизусть отрывка из рассказа «Моя Родина». М.Пришвин «Выскочка» | 2 |
| Самостоятельное ознакомительное чтение, комментирование заглавия. | ||
М.Пришвин «Жаркий час». | 1 |
| Работа над произведением. | ||
Дополнительное чтение В.В.Бианки «По следам» | Слушание рассказа В.В.Бианки "По следам" | ||||
В.Чалмаев. Воспоминания о М.М.Пришвине. Проверь себя по произведениям М. Пришвина. | 2 |
| Проверь себя. | ||
Итоговая проверка навыка чтения молча. Библиотечный урок | 1 |
| Работа с произведениями | ||
Произведения зарубежных писателей (6 часов) | |||||
Дж.Лондон «Волк» (1-3 часть) | 2 |
| Работа с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. | ||
Дж.Лондон «Волк»(4-6 часть). | 2 |
| Работа над произведением | ||
Э.Сетон-Томсон «Чинк» | 3 |
| Сюжет рассказа, герой, описание кульминационного момента. | ||
Дополнительное чтение Дж.Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | 3 |
| Слушание стихотворений. Работа с выставкой книг зарубежных писателей. | ||
2 | Итоговая контрольная работа | 1 |
| Контрольная работа | |
2 | Проверь себя по произведения зарубежных писателей. Итоговая проверка начитанности и читательских умений. | 1 2 |
|
Содержание программы
(140 часов)
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях(добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты ,особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Литературная (авторская) сказка :сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений ,устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы)-это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное).Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение. Рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп , ритм.
Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев).Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время ( в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка ;деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Читательские умения:
самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру и авторской принадлежности.
Формы и средства контроля:
На уроках литературного чтения используются следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый.
Основным объектом текущего контроля являются языковые умения и навыки, возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. Для этих целей используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.
Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, творческие работы.
Итоговый контроль призван выявить конечный результат обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. В ходе проверки используются преимущественно тесты, развернутые ответы на поставленные вопросы, выборочная работа с текстом, задания с элементами творчества.
Формы и средства контроля
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. В рабочей тетради по литературному чтению после каждого раздела есть задания "Проверь себя".
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
№ п/п | Название темы | № урока | Дата |
1 | Диагностический тест сформированности учебной и читательской деятельности | 25 | |
2 | Итоговая контрольная работа. | 45 | |
3 | Проверка выразительности чтения изученных произведений (текущая) | 58 | |
4 | Проверочная работа уровня начитанности и читательских умений. | 74 | |
5 | Диагностический тест | 77 | |
6 | Итоговая проверка навыка чтения молча. | 98 | |
7 | Итоговая контрольная работа | 103 | |
8 | Диагностический тест сформированности учебной и читательской деятельности | 105 |
Учебно-методические средства обучения
Литература для учителя
Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие : 3 класс/ Л.А. Ефросинина. – 3 –е изд., доп. М.: Вентана – Граф, 2009. – 240 с.
Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
Ефросинина Л.А. Литатурное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.: Вентана – Граф, 2009.
Литература для учащихся и родителей
Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Дополнительная:
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005
Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
Приложение
Контрольная работа №1
Вариант 1.
1. Отметь фамилию баснописца.
Л.Н. Толстой
С.А. Есенин
И.С. Никитин
И.А. Крылов
С.Д. Дрожжин
2. Что такое мораль басни?
установка
правило
нравоучение
закон
развитие
3. Отметь слова, которыми можно дополнить предложение.
И.А. Крылов писал басни, а А.С. Пушкин — ...
стихи
сказки
басни
былины
загадки
4. Дополни предложение, отметив ответ. Басню «Лиса и виноград» написал русский баснописец И.А. Крылов, а басню «Лисица и виноград» — древнегреческий баснописец ...
□ Л.Н. Толстой
□ А.Е. Измайлов
□ С.А. Есенин
□ Эзоп
□ А.С. Пушкин
5. Отметь лишнее слово. Объясни свой выбор.
□ пословица
□ загадка
□ стихотворение
□ былина
□ потешка
6. Отметь слово, чтобы дополнить предложение.
Эзоп и И.А. Крылов — это ...
□ сказочники
□ баснописцы
□ поэты
□ летописцы
7. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Былина, сказ, пословица, потешка,
8. Какой автор писал рассказы о природе? Отметь
ответ.
И.А. Крылов
А.С. Пушкин
И.С. Тургенев
Л.Н. Толстой
С.А. Есенин
9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.
обложка
цвет обложки
оглавление (содержание)
аннотация
переплёт
10. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Заголовок, фамилия автора, титульный лист, аннотация, __ __
Вариант 2.
1. Отметь фамилию автора сказок.
Эзоп
И.З. Суриков
А.С. Пушкин
И.С. Тургенев
В.Ю. Драгунский
2. Что такое абзац? Отметь ответ.
рассказ
произведение
часть текста
пословица
текст
3. Допиши предложение.
Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Тургенева —
4. Отметь лишнее слово. Объясни выбор.
Илья Муромец
Алёша Попович
Добрыня Никитич
Лесной Дед
Соловей-разбойник
5. Кто написал рассказ «Перепёлка»? Отметь ответ.
Н.Н. Носов
А.С. Пушкин
И.С. Тургенев
Е.И. Чарушин
И.А. Крылов
6. Закончи предложение, отметив ответ.
Иван Сергеевич Тургенев писал рассказы, а Иван Андреевич Крылов —...
сказки
былины
небылицы
басни
загадки
7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.
аннотация
титульный лист
обложка
предисловие
оглавление (содержание)
Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Шутка, скороговорка, потешка, небылица,
Отметь фамилию поэта и сказочника.
И.С. Тургенев
И.А. Крылов
А.С. Пушкин
С.А. Есенин
А.Е. Измайлов
10. Героем каких произведений стал Илья Муромец? Отметь ответ.
сказок
рассказов
басен
былин
Контрольная работа №2.
Вариант1.
1. Отметь фамилию писателя- сказочника.
А.А.Фет
Ф.И.Тютчев
Л.Н. Толстой
Н.А. Некрасов
И.А. Бунин
2. Что такое пейзаж? Отметь ответ.
□ рассказ о природе
описание картины природы
сказка о природе
стихотворение о природе
история о природе
3. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
Ф.И. Тютчев писал стихи, а А.П. Чехов ...
басни
песни
рассказы
загадки
былины
4. Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить предложение.
Сказку «Подарки феи» написал Ш. Перро, а сказку «Два брата» ...
А.С. Пушкин
Л.Н. Толстой
братья Гримм
Х.К. Андерсен
В.Г. Сутеев
5. Отметь лишнее слово.
пословица
загадка
рассказ
потешка
скороговорка
6. Кто автор стихотворения «Крестьянские дети»? Отметь ответ.
А.А. Фет
А.Н. Майков
А.С. Пушкин
□ Ф.И. Тютчев
НА. Некрасов
7. Отметь слово, которым можно дополнить предложение.
А.А. Фет, И.А. Бунин, АН. Майков — русские ...
сказочники
баснописцы
летописцы
поэты
8. Допиши одно слово в ряд слов.
Загадка, потешка, закличка, пословица,
9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответы.
переплёт
цвет обложки
оглавление (содержание)
аннотация
обложка
10. Героем какого произведения является Ванька Жуков? Отметь ответ.
сказки
рассказа
басни
стихотворения
былины
Вариант 2.
1. Отметь фамилию русского поэта и сказочника.
И.А. Крылов
А.А. Фет
А.Н. Майков
А.С. Пушкин
Н.А. Некрасов
2. Сколько абзацев в отрывке? Допиши предложение.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
В этом отрывке…
3. Что такое пейзаж? Отметь ответ.
часть текста
текст
абзац
описание картины природы
описание внешнего вида героя
4. Допиши предложение.
Толстого зовут Лев Николаевич, а Некрасова —
5. Кто автор рассказа «Белолобый». Отметь ответ.
Л.Н. Толстой
Н.А. Некрасов
А.П. Чехов
Н.Н. Носов
Н.И. Сладкое
6. Отметь лишнюю фамилию.
А.А. Фет
А.Н. Майков
НА. Некрасов
И.А. Бунин
А.П. Чехов
7. Что поможет выбрать нужное произведение в книге-
сборнике? Отметь ответы.
предисловие
иллюстрация
оглавление (содержание)
титульный лист
аннотация
8. Дополни ряд фамилий авторов произведений.
Н .А. Некрасов, И.А. Бунин, А. А. Фет, Ф.И. Тютчев,
9. Кто автор научно-познавательного рассказа «Зайцы»? Отметь ответ.
И.С. Тургенев
М.М. Пришвин
Л.Н. Толстой
А.П. Чехов
Е.И. Чарушин
10. Героем какого произведения является Соловей-разбойник? Отметь ответ.
басни
сказки
рассказа
былины
стихотворения
Контрольная работа №3.
Вариант 1.
1. Отметь жанр фольклора.
басня
художественный рассказ
научно-познавательный рассказ
сказка
стихотворение
2. Отметь фамилию поэта.
А.П. Чехов
И.С. Тургенев
С.А. Есенин
А.И. Куприн
К.Г. Паустовский
3. Отметь фамилию автора, которой нужно дополнить
предложение.
Стихотворение «Бабушкины сказки» написал ...
И.С. Никитин
С.А. Есенин
С.Д. Дрожжин
Ф.И. Тютчев
НА. Некрасов
4. Отметь имя и отчество Есенина.
Александр Сергеевич
Николай Алексеевич
Сергей Александрович
Иван Захарович
Фёдор Иванович
5. Отметь лишнее слово.
загадка
потешка
считалка
олицетворение
былина
6. Отметь слово, которым нужно дополнить предложение.
И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, С.А. Есенин - это ...
сказочники
баснописцы
летописцы
поэты
7. Допиши одно слово в ряд других.
Обложка, переплёт, заголовок, титульный лист,
8. Отметь фамилию поэта, который написал стихи
о русской берёзе.
С.А. Есенин
И.С. Никитин
А.С. Пушкин
Н.А. Некрасов
С.Д. Дрожжин
9. Отметь заголовок рассказа К.Г. Паустовского.
«Белолобый»
«Стальное колечко»
«Барбос и Жулька»
«Акула»
«Воробей»
Допиши одну фамилию в ряд других.
Пушкин, Есенин, Тютчев, Фет,
Вариант 2.
1. Отметь жанр фольклора.
басня
рассказ
былина
повесть
стихотворение
2. Отметь сказочных героев.
Приёмыш
Индюк
Ёж
Соболько
Ю-Ю
3. Дополни предложение.
Глупый Индюк — герой
4. Отметь лишнее слово.
рассказ
сказка
былина
обложка
басня
5. Отметь фамилию автора рассказа «Кусака».
Л.Н. Андреев
А.И. Куприн
А.П. Чехов
И.С. Тургенев
Д.Н. Мамин-Сибиряк
6. Отметь имя и отчество писателя, которыми нужно
дополнить предложение.
Есенина зовут Сергей Александрович, а Паустовского — ...
Иван Сергеевич
Антон Павлович
Александр Иванович
Михаил Михайлович
Константин Георгиевич
7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение
в книге-сборнике? Отметь ответ.
П заголовок произведения
обложка
сведения об авторе
цвет корешка
размер книги
8. Допиши одну фамилию в ряд данных.
Пушкин, Есенин, Фет, Майков,
9. Отметь фамилию автора рассказов о животных.
А.С. Пушкин
И.С. Никитин
А.И. Куприн
И.А. Крылов
С.Д. Дрожжин
10. Героя какого произведения зовут Ваня Малявин?
Отметь ответ.
сказки
басни
повести
рассказа
былины
Контрольная работа №4.
Вариант 1.
1. Отметь жанр и тему произведения М.М. Пришвина
«Двойной след».
рассказ о животных
рассказ о детях
рассказ о природе
сказка о животных
сказка о природе
2. Отметь заголовок стихотворения.
«Честное слово»
«Фенька»
«По следам»
«Ландыш»
«Жаркий час»
3. Допиши предложение.
Рыжий - герой рассказа Джека Лондона «Волк», а Скрип — герой
4. Отметь лишнее слово.
рассказ
басня
пословица переплет
считалка
5. Отметь фамилию автора рассказа «Чинк».
Дж. Чиарди
Дж. Лондон
А. И. Куприн
М.М. Пришвин
Э. Сётон-Томпсон
6. Дополни предложение.
Куприна зовут Александр Иванович, а Гайдара —
7. Отметь обобщающее слово, которым можно допол-
нить предложение.
И.С. Никитин, С.Я. Маршак, СА. Есенин — это ...
баснописцы
поэты
летописцы
сказочники
8. Кто написал рассказ «Фенька»? Отметь ответ.
К.Г. Паустовский
А.П. Гайдар
Л. Пантелеев
М.М. Пришвин
А.И. Куприн
9. Отметь заголовок произведения Л. Пантелеева.
П «Двойной след»
«Новенькая»
«Заячьи лапы»
«Горячий камень»
«Выскочка»
10. Допиши одну фамилию в ряд других.
АН. Куприн, В.В. Бианки, Дж. Лондон, Д.Н. Мамин
Сибиряк, —
Вариант 2.
1. Отметь имя и отчество Маршака.
Михаил Михайлович
Александр Сергеевич
Самуил Яковлевич
Николай Николаевич
Николай Алексеевич
2. Отметь заголовок рассказа В.В. Бианки.
«По следам»
«Двойной след»
«Воробей»
«Стрижонок Скрип»
«Заячьи лапы»
3. Допиши предложение.
Джек Лондон — автор рассказа «Волк», а В.П. Астафьев —
4. Отметь лишнее слово.
потешка
скороговорка
рассказ
пословица
загадка
5. Кто написал сказку «Снеговик»? Отметь ответ.
Ш. Перро
Ц. Топелиус
Дж. Чиарди
Х.К. Андерсен
Дж. Лондон
6. Допиши предложение.
Куприна зовут Александр Иванович, а Паустовского —
7. Отметь слова, которыми можно дополнить предло-
жение.
А.П. Гайдар и Л. Пантелеев писали рассказы ...
о животных
о природе
о детях
о Родине
о приключениях
8. Отметь фамилию поэта.
Л.Н. Андреев
А.П. Чехов
А.И. Куприн
А.П. Гайдар
СВ. Михалков
9. Отметь заголовок басни СВ. Михалкова.
«Стрекоза и муравей»
«Ландыш»
«Выскочка»
«Ошибка»
«Волк»
10. Допиши одну фамилию в ряд других.
Братья Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсен, Дж. Чиарди,…
Итоговый тест
Вариант 1
Прочитай текст «Пират». Выполни задания.
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного
текста, и отметь его
Бревенчатая избушка пастуха стояла в центре села. □
Пират был породистой собакой. □
Весной старик вернулся к своему стаду. □
Зимой Пират жил в конуре. □
2. Объясни, почему старик назвал пса Пиратом.
Старик назвал пса Пиратом
3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.
Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.
Сникший уж было старик ожил, пошёл на поправку.
Пёс стал старику незаменимым и надёжным помощником.
Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху.
Собака-то как раз и выручила.
Но однажды старик заболел.
4. Старик не прогнал собаку. Как ты думаешь, почему? Отметь свой ответ.
потому что его изба стояла на краю села и ему нужен был сторож
потому что у него была старая заброшенная конура
потому что Пират был преданным и смышлёным псом
потому что он был добрым человеком и пожалел собаку
Выпиши из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, которые произошли с Пиратом вскоре после того, как он стал жить у старика.
______________________________________________________________
6. Почему старик не мог сам пойти за дровами? Отметь свой ответ
потому что решил научить Пирата приносить дрова □
потому что он болел и у него не было сил □
потому что во время пурги он очень сильно замёрз □
потому что он хотел проверить Пирата на смышлёность □
7. Пират был очень умным псом. Приведи два примера его действий,
которые подтверждают это.
1.
2.___________________________________________________________
8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении
с лютыми ветрами и метелями? Отметь свой ответ
колючими □
сильными □
злостными □
старательными □
9. Как ты понимаешь выражение угрюмый на вид в предложении:
«Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху,
одинокому, угрюмому на вид человеку»? Отметь свой ответ
видно, что угрюмый □
точно угрюмый □
действительно угрюмый □
кажущийся угрюмым □
10. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Вместе ещё
затемно уходили они со двора, вместе усталые возвращались вечером
домой»? Отметь свой ответ
вечером □
поздно вечером □
рано утром □
ночью □
11. Автор называет Пирата разными словами, например, дворняжка. Найди в тексте ещё не менее 3 слов и запиши их.
Пират, дворняжка, __________________________________________________________________
12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
Отметь свой ответ /.
Сказка за сказкой □
Рассказы о природе □
Басни о животных □
Рассказы о дружбе и верности □
13. Объясни, как ты понимаешь предложение: «Сникший уж было старик
ожил»._________________________________________________________
14. Как появление Пирата изменило характер пастуха?
_____________________________________________________________
Выпиши из текста предложение, которое доказывает твой ответ.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
________________________________________________________________________________
15. Какие чувства испытывает Пират к старику? Отметь свой ответ.
жалости и привязанности □
отчаяния и надежды □
преданности и любви □
страха и недоверия □
16. О чём главным образом хотел рассказать автор?
Отметь свой ответ /'.
о болезни старика □
об одиноком пастухе □
о бездомной беспородной собаке □
о дружбе человека и собаки □
17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста? Отметь свой ответ.
Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной. □
Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не прогнал. □
Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу. □
Даром что простая и беспородная дворняга, Пират верой
и правдой нёс свою службу. □
18. Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ
Любую собаку можно дрессировать. □
Когда есть друг, жизнь становится лучше. □
Бездомным собакам очень плохо живётся. □
Пастуху нельзя пасти своё стадо без собаки. □
19. Докажи, что пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь» — подходит к этому произведению.
20. Как ты думаешь, если бы Пират умел говорить, о чём бы он рассказал старику? Напиши об этом.
Пират
Эта дворняжка невесть откуда появилась в селе, хромая и одноглазая. Она осторожно передвигалась на трёх лапах, явно оберегая повреждённую. Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому, угрюмому на вид человеку. Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не согнал.
Бревенчатая избушка пастуха стояла в самом конце села. Здесь и прижился пёс, которого с первого же дня старик окрестил Пиратом за его единственный глаз. Нашлась для него и конура, хоть старая и заброшенная. В ней когда-то обитали прежние сторожа многолюдного дома.
Шли дни. Силы и здоровье возвращались к собаке, зажила лапа, а единственный глаз уже не выражал прежнюю боль и обиду. К тому же одноглазый Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной. Повсюду он сопровождал старика, деля с ним все тяготы и заботы. Охраняя стадо, проявлял немало старания и изобретательности: вовремя возвращал в стадо отставших и потерявшихся животных.
С утра до вечера старик и его четвероногий друг были неразлучны. Вместе ещё затемно уходили они со двора, вместе усталые возвращались вечером домой. Пёс стал старику незаменимым и надёжным помощником. Даром что простая и беспородная дворняга, Пират верой и правдой нёс свою службу. Да и сам хозяин привязался к питомцу. В часы отдыха любил подолгу разговаривать с ним так, словно тот был своим, близким человеком. И казалось старику, что умная собака понимает его: сочувствует в горе, разделяет радость. А односельчане заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговорчивей, глаза потеплели. Словно бы душа у него оттаяла...
Пролетело лето, отшумела дождями осень. Зима случилась морозная, с лютыми ветрами и метелями. Пастух забрал собаку в дом: вдвоём и теплее, и веселее. Но однажды старик заболел. Сил его хватало только на самые необходимые домашние дела. А тут ещё печь. Не топить нельзя — замёрзнешь в такую стужу. Хорошо, что с осени были впрок заготовлены дрова. Да вот беда: сложенные в сенях поленья уже на исходе, а поленница дров в самом дальнем углу двора, под навесом. Пурга же, как назло, не утихала уже которые сутки. Про такую погоду обычно говорят: собаку на улицу не выгонишь.
Собака-то как раз и выручила. Уж как сумел хозяин объяснить, что от неё требовалось, трудно сказать. Только с этого дня старик уже не знал заботы с дровами. Достаточно ему было подойти к печи и погреметь на ладони спичечным коробком, как Пират немедленно устремлялся к двери, ожидая, когда хозяин отодвинет засов. Вытянув из поленницы очередное полешко, пёс в зубах нёс его в дом, клал у печи и тут же спешил за следующим...
В доме стало тепло и уютно. Сникший уж было старик ожил, пошёл на поправку. А к весне он настолько окреп, что снова вернулся к своему стаду. На пару с Пиратом, конечно. Да и как иначе? Ведь только с верным другом жизнь в радость. Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.
По Юрию Новикову
Литературное чтение 3 класс 3 четверть.
Автор Ефросинина Л.А.
Бурундук.
В самом конце лета, охотясь на берегах реки Камы, я жил у приятеля моего, лесника, в глухом прикамском лесу. Сидя у открытого окна, я увидел, как в лесниковом небольшом огороде, почти рядом с окном, сам собою колышется тяжёлый цвет дозревающего подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.
Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк, похожий на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями, в земляных неглубоких норах. В этих норах они устраивают вместительные кладовые, где прячут обильные запасы: кедровые орехи, подсолнухи, хлебные семена. Быстрый бурундук всегда находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста, сложенного в лесу. Живого, очень любопытного зверька нетрудно поймать. Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята. В руках они держат лёгкую палочку с привязанной на конце волосяной петлёю. Стоит посвистеть в берестяную или ивовую дудочку — и любопытный бурундук выбегает из своей норы. На шею ему нетрудно накинуть лёгкую петельку. В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро. Их можно держать в большой клетке, кормить орехами, семенами. Они очень весело гоняются друг за дружкой по клетке, и на их весёлые игры и схватки приятно любоваться.
У бурундуков в лесу много лютых врагов. Их уничтожают хищные птицы, ловят домашние кошки, а кладовые бурундуков находят и разоряют в лесу медведи.
Мне очень приятно вспоминать маленьких бурундуков. Я помню глухой таёжный лес, освещённые солнцем, окружённые высокими деревьями зелёные поляны и маленьких зверьков, оживляющих таёжную глушь и тишину.
И.С. Соколов – Микитов
Вопросы и задания
1. С каким чувством говорит автор о бурундуке?
2. Каким ты представляешь бурундука? Где он живёт? Чем питается? Расскажи.
3. Кто является врагами бурундука?
4. Какую картину вспоминает автор? Прочитай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...