Конспект для урока на тему "Суффикс"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Кучер Анжела Игоревна

Урок по русскому языку в 3 классе. Цель урока - познакомить со словообразовательной ролью суффикса  в слове, развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; развивать умение разбирать слова по составу, повторить написание слов с непроверяемыми написаниями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-prezentacii_po_russkomu_yazyku.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка Кучер Анжелы Игоревны.

Урок-презентация по курсу «Русский язык».

Программа 3 класса.

Тема «Суффикс - значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов».

Целевые установки урока

        Предметные результаты: познакомить со словообразовательной ролью суффикса  в слове, развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; развивать умение разбирать слова по составу, повторить написание слов с непроверяемыми написаниями.

        Метапредметные результат: учащиеся контролируют выполнение заданий, оценивают достигнутые результаты, выполняют исследовательские задания, совершенствуя УУД анализа, синтеза, сравнения.

        Личностные результаты: развитие интереса к русскому языку.

        Ресурсы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.

Ход урока:

Актуализация имеющихся знаний.

- Из чего состоят слова? (Слайд 2)

- Какие части слова вы уже знаете? (Слайд 3)

- О какой части слова идет речь: общая часть родственных слов. (Слайд 4)

- Что такое приставка? (Слайд 5)

- Какая часть слова обозначается значком ? (Слайд 6)

- Что такое окончание? (Слайд7)

- Что такое основа слова? (Слайд 8)

- Из каких частей может состоять основа? (Слайд 9)

Изучение материалов урока

а)  Наблюдение над ролью суффиксов.

Разгадываем загадки (Слайд 10)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок много, а нитки ни одной. (Ёж)

- А если еще маленький? (Ёжик)

- Мама ежат? (Ежиха)

- Чем различаются эти слова?

        б) Целеполагание.

Что я узнаю на уроке? (Слайд 11)

- название новой части слова;

- место этой части в слове;

- какую роль эта часть слова выполняет;

        в) Составление правила о суффиксе:

Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Слайд 12)

Оценка деятельности учащихся. ( Слайд 13)

        г) Целеполагание. (Слайд 14)

Тренировочные упражнения в образовании новых слов с помощью суффиксов.

а) игра «Побудь волшебником» (Слайд 15-17)

- Какой оттенок придают суффиксы –ик и –ок?

        б) самостоятельная работа по образованию новых слов. (Слайд18)

        в) самопроверка учащихся. (Слайд 19)

- кто выполнил без ошибок? Поставьте себе на полях «5». У кого 1 – 2 ошибки – поставьте «4».

Словарная работа. (Слайд 20)

Запись слов учащимися в тетрадь. (  Слайд 21)

Минутка отдыха. (Слайды 22-24)

Тренировочные упражнения в разборе слов по составу.

 Отгадывание загадок (Слайд 25)

Из-под снега расцветают,

Раньше всех весну встречают.

Тонкий стебель у дорожки,

 На конце его сережки,

На земле лежат листки-маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Кувшинки и блюдца

Не тонут и не бьются.

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит.

Запись слов-отгадок в тетрадь, разбор слов по составу. (Слайд 26)

Закрепление. Разгадывание шарад. (Слайд 27)

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.    

                                                                                                                             

Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.

В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.

Мой корень в «просьбе» заключён

(в ней он озвучен и смягчён);

Приставка – в «воплощенье» где-то,

На целое – все ждут ответа.

Проверка учащимися составленных слов. (Слайд 28)

Домашнее задание.

упражнение 151, стр. 29.(Слайд 29)

Подведение итогов.

Я узнал, что….

- суффикс – это часть основы;

- суффикс стоит после корня;

- суффикс служит для образования новых слов.  (Слайд 30)

Вспомним, ребята, снова,

Что суффикс - это  часть      основы.

Однозначно и бесспорно

Он стоит только после  корня.

И пусть корень - это слова глава,

Зато суффикс образует новые слова.  (Слайд 31)

Гимназия № 74

Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...