Урок русского языка на тему: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Авдонина Раиса Ивановна

Тема урока: «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».

Цели: в процессе анализа пробудить способность выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структу­ре; помочь учащимся составить и записать сочинение; научить читать картину, ос­мысливать ее содержание, выбирать точ­ные слова для ее описания, для реализа­ции идеи.

Оборудование. Репродукция картины В. М. Васнецова; портрет художника; компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, целей урока.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине В. М. Васнецова «Аленушка». Перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмыслить её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. В. М. Васнецов родился в 1848 году, а умер в 1926году. За свою жизнь он написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки. В Москве есть Дом-музей Васнецова, построенный по его собственному рисунку.

Всем известны такие картины, как «Богатыри», «Витязь на распутье»,

imageimage«Иван Царевич и серый волк», «Аленушка»  

3.Просмотр репродукции картины «Але­нушка».

Краткий пересказ сказки. Вывод. Образ русской девочки-сирот­ки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце ху­дожника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказ­ке. Васнецов создал не сказочный персо­наж, а правдивый образ бедной крестьян­ской девочки. Картина «Аленушка» напи­сана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее.

 4. Беседа по картине.

 — Посмотрите на картину и скажите, ка­кое впечатление создается у вас при первом взгляде на нее? Почему картина произво­дит такое впечатление? Как художник дос­тигает такой силы выразительности? Каки­ми средствами пользуется? Назовите их (цвет, светотень, композиция).

Что называется композицией? Как же построена картина Васнецова? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть ее одиночес­тво, художник не поместил на картине дру­гих персонажей.)

Опишите внешность Аленушки. (Але­нушка — бедная крестьянская девочка. У нее худые руки. Аленушка босиком; одежда бед­ная: рваный сарафан, старая вылинявшая го­лубая кофта; каштановые волосы распусти­лись по плечам, голова опущена.)

Что художник особенно выделил во внешности Аленушки? (Светлым розовым полотном на темном фоне выделяются ли­цо и руки Аленушки. Сразу видишь ее груст­ное лицо и большие глаза.)

Подумайте, какими словами точнее оха­рактеризовать взгляд Аленушки.

Большое горе обрушилось на Аленушку. Как художник это показал? Обратите вни­мание на позу Аленушки. (Аленушка оди­ноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судо­рожно обхватила колени, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе.)

Какими словами можно охарактеризо­вать горе девочки? (Горе — безутешное, ве­ликое, безысходное, большое, тяжелое и т.д.)

 

синонимы ярче передают душев­ное состояние Аленушки? (Тоска, печаль, грусть и т.д.)

Что вы знаете о значении цвета в живо­писи?

Вывод. Цвет в картине — это главное. Живопись — искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создает образ, добивается нужного впечатления. Жел­тый, розовый, красный — это теплые цве­та, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно-зеленых, синих, серых красок, ху­дожник вызывает у зрителя чувство тос­ки, печали, грусти.

— Какие цвета использовал Васнецов и почему? (В картине есть и теплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зе­лени. Теплых цветов мало: светло-розо­вые на лице, руках, розовые цветы на сара­фане. Больше темно-коричневых, мрач­ных красок. Это производит грустное впе­чатление.)

Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, крас­новатая осенняя листва, пожелтевшая зе­лень подчеркивают общий коричнево-зеле­ный тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гас­нущей зари, яркую изумрудную зелень осо­ки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, кон­трастные тона, художник усиливает созда­ваемое картиной впечатление.

На каком фоне изображена Аленушка? (На фоне осенней природы.)

Какой период осени художник изобра­зил? По каким признакам вы определили время года? (На картине изображена ран­няя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое.)

Почему художник выбрал именно осен­ний пейзаж? (Осенью умирает природа, это навевает грусть. Такой пейзаж переклика­ется с настроением Аленушки.)

Учитель обращает внимание детей на детали пейзажа: небо, листья, омут, осинки, лес, вода — и их характеристику.

Небо — осеннее, хмурое, унылое, сум­рачное, серое; неприветливое, тоскливое, пасмурное.

Листья — опавшие, желтые, пожел­тевшие.

Омут — глубокий, глухой.

Вода — темная, холодная, темно-ко­ричневая, почти черная, неподвижная, застывшая.

Осинки — тоненькие, задумчивые, тре­петные.

Лес — дремучий, хмурый, темный, мрач­ный, глухой, угрюмый.

— Почему художник выбрал для фона картины раннюю осень, а не пору ее рас­цвета, «в багрец и золото одетые леса»? (Ранней осенью все начинает увядать, и это увядание природы вызывает грустное настроение.)

Да, внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибега­ет к неярким тонам темно-зеленых, синих, желто-коричневых красок. Осенние, блек­лые, тусклые краски пейзажа создают нас­троение грусти, печали. Художник пока­зал, что природа созвучна настроению Але­нушки, она как бы прислушивается к мыс­лям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опус­тились в воду тонкие ветки осинок, поник­ли кое-где стебли осоки. Тихо щебечут лас­точки, словно стараются успокоить, рассе­ять грусть Аленушки. И Аленушка пони­мает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе.

Понравилась ли картина? Какое она вы­зывает чувство?

5. Коллективное составление плана.

План

  1. Краткая справка о художнике.
  2. Описание картины:

а) описание Аленушки (внешний вид, одежда, поза, лицо);

б)  фон картины; осенняя природа.

  1. Как Васнецов художественными спо­собами (композиция, цвет) выражает со­держание картины?
  2. Что мне особенно понравилось в кар­тине и почему?
  3. Какие мысли и чувства вызывает кар­тина?
  4. Написание сочинения.

Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. Ребята, в вашем распоряжении много средств, чтобы сделать свою речь яркой и выразительной. Желаю вам удачи.

     Образец сочинения.

Виктор Михайлович Васнецов — вели­кий русский художник. Он родился в 1848, умер в 1926 году. Им написаны картины на исторические темы и сказочные сюжеты. Свою замечательную картину «Алёнуш­ка» художник написал в 1881 году на сю­жет русской народной сказки о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Картина хранится в Государственной Третьяков­ской галерее.

На сером камне около лесного озера оди­ноко сидит Алёнушка. Старая вылинявшая одежда, босые ноги говорят о бедности де­вочки. Каштановые волосы в беспорядке рассыпались по плечам. Призадумалась-пригорюнилась Алёнушка. Глаза её полны слёз. Худенькое тело мягкой линией изогну­лось на фоне тёмно-зелёного леса. Вся фигу­ра Алёнушки, сиротливо сжавшейся в комо­чек, выражает безутешное горе.

Наступила осень. В коричнево-чёрной воде омута плавают упавшие листья. Уныло скло­нились травинки к воде. Сиротливо торчит осока. Только молодые осинки своей пожел­тевшей листвой что-то нежно шепчут де­вочке. Природа защищает Алёнушку и сочувс­твует ей. Художник изображает осеннюю природу холодными красками. Серое небо, се­рый камень, зеленовато-серая листва осинок.

Вся картина навевает грусть: тяжело жилось бедной крестьянской девочке.

 


Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь".

Презентация содержит репродукцию картины, материал для подготовки к сочинению - план сочинения, работу над лексикой....

Презентация к уроку русского языка по теме: Сочинение по картине И.Ф.Хруцкого "Цветы и плоды" 3 класс

В презентации дана краткая биография художника, его ранние картины....

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины А.А.Рылова "В голубом просторе" 3 класс

Презентация знакомит с творчеством живописца Рылова А.А. Здесь даны репродукция картины, этапы урока, план....

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс

В презентации краткая биография художника В.М.Васнецова, его картины, план работы над сочинением....

Презентация к уроку русского языка по теме «Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

Презентация к уроку русского языка по теме «Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода».  УМК «Школа России». 4 класс....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»).

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»)....