Урок русского языка на тему: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Тема урока: «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».
Цели: в процессе анализа пробудить способность выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре; помочь учащимся составить и записать сочинение; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи.
Оборудование. Репродукция картины В. М. Васнецова; портрет художника; компьютер.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы, целей урока.
Сегодня мы будем писать сочинение по картине В. М. Васнецова «Аленушка». Перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмыслить её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками. В. М. Васнецов родился в 1848 году, а умер в 1926году. За свою жизнь он написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки. В Москве есть Дом-музей Васнецова, построенный по его собственному рисунку.
Всем известны такие картины, как «Богатыри», «Витязь на распутье»,
«Иван Царевич и серый волк», «Аленушка»
3.Просмотр репродукции картины «Аленушка».
Краткий пересказ сказки. Вывод. Образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Аленушка» написана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее.
4. Беседа по картине.
— Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на нее? Почему картина производит такое впечатление? Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется? Назовите их (цвет, светотень, композиция).
Что называется композицией? Как же построена картина Васнецова? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)
Опишите внешность Аленушки. (Аленушка — бедная крестьянская девочка. У нее худые руки. Аленушка босиком; одежда бедная: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта; каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)
Что художник особенно выделил во внешности Аленушки? (Светлым розовым полотном на темном фоне выделяются лицо и руки Аленушки. Сразу видишь ее грустное лицо и большие глаза.)
Подумайте, какими словами точнее охарактеризовать взгляд Аленушки.
Большое горе обрушилось на Аленушку. Как художник это показал? Обратите внимание на позу Аленушки. (Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе.)
Какими словами можно охарактеризовать горе девочки? (Горе — безутешное, великое, безысходное, большое, тяжелое и т.д.)
синонимы ярче передают душевное состояние Аленушки? (Тоска, печаль, грусть и т.д.)
Что вы знаете о значении цвета в живописи?
Вывод. Цвет в картине — это главное. Живопись — искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создает образ, добивается нужного впечатления. Желтый, розовый, красный — это теплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно-зеленых, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.
— Какие цвета использовал Васнецов и почему? (В картине есть и теплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зелени. Теплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше темно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление.)
Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление.
На каком фоне изображена Аленушка? (На фоне осенней природы.)
Какой период осени художник изобразил? По каким признакам вы определили время года? (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое.)
Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Осенью умирает природа, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Аленушки.)
Учитель обращает внимание детей на детали пейзажа: небо, листья, омут, осинки, лес, вода — и их характеристику.
Небо — осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое; неприветливое, тоскливое, пасмурное.
Листья — опавшие, желтые, пожелтевшие.
Омут — глубокий, глухой.
Вода — темная, холодная, темно-коричневая, почти черная, неподвижная, застывшая.
Осинки — тоненькие, задумчивые, трепетные.
Лес — дремучий, хмурый, темный, мрачный, глухой, угрюмый.
— Почему художник выбрал для фона картины раннюю осень, а не пору ее расцвета, «в багрец и золото одетые леса»? (Ранней осенью все начинает увядать, и это увядание природы вызывает грустное настроение.)
Да, внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам темно-зеленых, синих, желто-коричневых красок. Осенние, блеклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроению Аленушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. И Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе.
Понравилась ли картина? Какое она вызывает чувство?
5. Коллективное составление плана.
План
- Краткая справка о художнике.
- Описание картины:
а) описание Аленушки (внешний вид, одежда, поза, лицо);
б) фон картины; осенняя природа.
- Как Васнецов художественными способами (композиция, цвет) выражает содержание картины?
- Что мне особенно понравилось в картине и почему?
- Какие мысли и чувства вызывает картина?
- Написание сочинения.
Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. Ребята, в вашем распоряжении много средств, чтобы сделать свою речь яркой и выразительной. Желаю вам удачи.
Образец сочинения.
Виктор Михайлович Васнецов — великий русский художник. Он родился в 1848, умер в 1926 году. Им написаны картины на исторические темы и сказочные сюжеты. Свою замечательную картину «Алёнушка» художник написал в 1881 году на сюжет русской народной сказки о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
На сером камне около лесного озера одиноко сидит Алёнушка. Старая вылинявшая одежда, босые ноги говорят о бедности девочки. Каштановые волосы в беспорядке рассыпались по плечам. Призадумалась-пригорюнилась Алёнушка. Глаза её полны слёз. Худенькое тело мягкой линией изогнулось на фоне тёмно-зелёного леса. Вся фигура Алёнушки, сиротливо сжавшейся в комочек, выражает безутешное горе.
Наступила осень. В коричнево-чёрной воде омута плавают упавшие листья. Уныло склонились травинки к воде. Сиротливо торчит осока. Только молодые осинки своей пожелтевшей листвой что-то нежно шепчут девочке. Природа защищает Алёнушку и сочувствует ей. Художник изображает осеннюю природу холодными красками. Серое небо, серый камень, зеленовато-серая листва осинок.
Вся картина навевает грусть: тяжело жилось бедной крестьянской девочке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" | 891.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь".
Презентация содержит репродукцию картины, материал для подготовки к сочинению - план сочинения, работу над лексикой....
Презентация к уроку русского языка по теме: Сочинение по картине И.Ф.Хруцкого "Цветы и плоды" 3 класс
В презентации дана краткая биография художника, его ранние картины....
Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины А.А.Рылова "В голубом просторе" 3 класс
Презентация знакомит с творчеством живописца Рылова А.А. Здесь даны репродукция картины, этапы урока, план....
Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс
В презентации краткая биография художника В.М.Васнецова, его картины, план работы над сочинением....
Презентация к уроку русского языка по теме «Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
Презентация к уроку русского языка по теме «Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода». УМК «Школа России». 4 класс....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»).
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»)....