Урок русского языка по теме : Сочинение по картине И.Левитана "Осень"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Яшкина Нина Ильинична

 

 

 

 

 

Урок русского языка

                    

 

       Сочинение

             по картине И.Левитана

                « Золотая осень»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель Яшкина Нина Ильинична

 

 

 

2017г.

Тема: Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»

Цель: учить детей писать сочинение по репродукции картины И.Левитана «Золотая осень», повышать грамотность учащихся, проводя словарно-орфографические упражнения по подготовке к сочинению;

развивать устную и письменную связную речь учащихся, расширять кругозор, умение собирать разнообразные материалы к сочинению, внимательно относясь к слову, пробуждать интерес к наблюдениям, самоанализу, работе с книгой;

воспитывать  у детей любовь к родной стране, краю, бережное, осторожное отношение к природе.

Оборудование: репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень», гербарий, словарная работа

 

 

                                        Ход урока.

 

1.Организация внимания учащихся

II.Вступительная беседа.

 

       Сегодня мы подводим итог нашей работе. В году 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Каждое время прекрасно и интересно по-своему. Сегодня к нам в гости пришла осень.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: « Не жалейте лета!»

Посмотрите – роща золотом одета».

 

Наша осень, правда золотая,

Как ее иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет желтые лучи.

И сидит поджаристый пахучий

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки пахучие, крутые

То и дело шлепаются вниз,

И зерна потоки золотые

Из колхозов морем полились.

 … Тишина в лесу. Оглянись! Какая  красота! Багряные листья осины точно крупные спелые яблоки. Желтизна березок будто золотая. Но вот из желтизны проглядывает вечнозеленая хвоя елочек и сосен.  Свеж и прозрачен воздух. Голубое небо. Солнце ласкает землю.

        Паустовский, Пришвин, Скребицкий, Майков, Толстой и другие писатели и поэты очень любили русскую природу и много о ней писали.

        О временах года создавали свои произведения и композиторы, и художники.

- Вспомните, кто из известных вам художников писал об осени? Исаак Ильич Левитан.

- Как называется его картина, воспевающая осень?

- Картина называется «Золотая осень»

 

III. Беседа по картине. Словарная работа.

(частичная)

 

-Представьте себе, что мы пошли на прогулку (открывается репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»)

-Куда мы пришли? (на опушку леса)

-Что обозначает слово «опушка»? ( край леса)

-Докажите, что на картине изображена осень.

-Какие чувства, желания испытываете вы, когда смотрите  на эту картину?

          Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая, теплая погода, и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

- Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки?

-Почему осинки можно назвать трепетными?

-Как разукрасила из осень?

- Что еще можно сказать про осинки?

( Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями)

- Какие  деревья изображены вдали?

-Что можно сказать о наших любимцах?

(Они собрались все вместе в кружок и водят хоровод)

- Какой наряд подарила этим березкам осень?

(Осень накинула на них легкие сарафаны)

- Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? ( это тоже береза)

- Какого цвета наряд у этой березки? ( она вся золотая)

- Чем отличается ее окраска от окраски других деревьев? ( одинокая береза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеленый лист)

-Какие деревья остаются зелеными, не хотят одевать золотой наряд?

- Докажите , что день, изображенный на картине, солнечный и теплый.

(небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)

- С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости, покоя?

(показывая чистые, яркие краски – голубые, желтые, художник создает у нас праздничное  настроение. Солнышко желтого цвета, нам от солнышка тепло, на картине много желтого цвета, листья желтые, от них тоже как будто идет тепло)

- День теплый солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней?

(вода у берега темная, в ней отражается трава, вода темная, как в омуте, очень холодная)

- Верно. Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.

-А что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? О чем говорят эти озимые всходы?

(Чтобы мы не грустили. Пройдет зима, придет весна, и опять все кругом зазеленеет)

- Посмотрите еще раз на картину. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? ( чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес)

 

IV. Словарно-орфографическая работа.

(на доске слова)

з.л.тая                          бронзовая  к.льчуга

кр.савица                    лимонная ж.лтизна

легкие                         багряная

р.зоватые                    с.р.фан

облака                         к.сынка

треп.тная                     набросила

 

- О чем можно сказать «золотая», «красивая»? Подберите родственные слова.

- При описании чего можно использовать слова «легкие», «розоватые»? Подберите проверочные слова.

-Какая осенью береза, осина?

- Подберите к глаголу «набросила» слова, близкие по значению.

- Объясните значение слов «сарафан», «косынка».

- Разберите по составу слова «лимонная» , «желтизна»

 

V. Составление плана сочинения.

 

План.

                            1. Осень наступила.

2.Лес, точно терем расписной

3. Река луговая.

 

VI. Пересказ по частям, всего сочинения.

VII. Подбор эпиграфа ( домашнее задание индивидуально)

VIII.Запись сочинения.

IX. Перед написанием сочинения слушание отрывка из «Времен года» П.И.Чайковского «Осенняя песня»

X. Самопроверка.

XI. Итог урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине И. Грабарь "Февральская лазурь"...

Урок русского языка на тему: "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"

Тема урока: «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».Цели: в процессе анализа пробудить способность выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественн...

Презентация к уроку русского языка по теме "Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь".

Презентация содержит репродукцию картины, материал для подготовки к сочинению - план сочинения, работу над лексикой....

Презентация к уроку русского языка по теме: Сочинение по картине И.Ф.Хруцкого "Цветы и плоды" 3 класс

В презентации дана краткая биография художника, его ранние картины....

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины А.А.Рылова "В голубом просторе" 3 класс

Презентация знакомит с творчеством живописца Рылова А.А. Здесь даны репродукция картины, этапы урока, план....

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс

В презентации краткая биография художника В.М.Васнецова, его картины, план работы над сочинением....