Развитие речи учащихся с применением современных педагогических технологий
методическая разработка по русскому языку по теме
В работе описан опыт работы по трём направлениям: работа над словом, над словосочетанием и предложением, над связной речью.
Рассмотрены различные методики и приёмы работы по развитию речи, которые способствуют формированию коммуникативных умений, развитию активного самостоятельного творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.doc | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
« РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,
ПРИМЕНЯЯ СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками…
В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека общества.
Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков. Особенно важна практическая сторона обучения языку: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, т. е. устное и письменное выражение своих мыслей, чувств.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь. Логически чёткая доказательная речь – показатель его умственного развития.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей, национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Решение этой проблемы определяет цель и задачи работы, а также предмет и направление исследования.
Цель работы – исследовать уровень развития речи младших школьников, применяя современные педагогические технологии.
Объектом исследования является проблема развития речи младших школьников.
Предметом исследования является разнообразие методик и форм по развитию речи.
Задачи:
- проанализировать свой опыт работы по данной теме;
- рассмотреть различные методики работы по развитию речи;
- апробировать эти приёмы и средства на уроках и внеклассных занятиях;
- изучить лингвистическую, психолого–педагогическую, научно – методическую литературу по данному вопросу.
- разработать серию уроков, в процессе которой происходит формирование умений связной речи.
Я предполагаю, что активное введение в учебный процесс разнообразной методики работы по развитию речи будет способствовать формированию коммуникативных умений, развитию самостоятельного творческого мышления, эмоционального мира ребёнка, формированию позитивного отношения к учёбе.
Речь – это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, намерений, чувств. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и монолог артиста, призыв оратора, и ответ ученика в классе и научный труд.
Речь выполняет ряд функций:
Обозначения – каждое слово, предложение имеет определённое содержание.
Сообщения – передача сведений, знаний, опыта.
Выражения – обнаружение через интонацию, ударение, построение, использование пословиц, чувств, потребностей, отношений.
Воздействия – побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов.
Функции речи по-разному проявляются в различных её видах. В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.
Выделяют три основных типа внутренней речи:
а) внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишённая фонации, т е. произношения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затруднённых условиях.
б) собственно речь внутренняя , когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами ( код образов и схем, предметный код, предметные значения ).
в) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
Речь устная – вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.
Устная речь делится на диалогическую и монологическую.
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая, имеющая собеседника, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударение.
Диалогическая речь может быть ситуативной, т .е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные и контекстуальные диалоги – непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.
Речь письменная – вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях – типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для неё функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно - структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда – особая задача обучения письменной речью в школе.
Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.
Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило непосредственны. Преобладает сжатая, непроизвольная речь. Однако школьный курс способствует формированию произвольной, развёрнутой речи, учит её планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развёрнутые ответы на вопрос, рассуждать, рассказывать по определённому плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объёму материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью.
Заботясь об обогащении лексики детей, мы должны понимать, что слова, усваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребёнок не только понимает, но и сознательно вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определёнными представлениями, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено.
Какую же речь можно считать хорошей, и к чему следует стремиться учитель и ученику?
Первое требование – требование содержательности речи. Говорить или писать нужно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нём будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.
Второе требование – требование логичности, последовательности, чёткости, построения речи, хорошее знание того, о чём школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего – либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.
Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отборов фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
Ясность речи – это её доступность тем людям, к кому она обращена.
Чрезвычайна важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.
И выразительность, и ясность речи предполагают её чистоту. Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной норме. Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.
Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.
С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью.
Слово – важнейшая единица языка. Чем богаче словарный запас человека, тем больше у него знаний, тем больше у него возможностей для точного оформления мыслей. Важнейшим условием развития речи является словарная работа, сущность которой заключается в обогащении словаря (усвоении новых слов), его уточнении (углублении - понимания значения уже известных слов) и активизации (свободном и грамотном употреблении новых слов в речи.)
Очень важно планировать словарную работу, т.е. выделять те слова, значение которых будет уточняться на уроке, и разрабатывать приёмы, которые будут способствовать наиболее эффективному решению поставленных задач. В качестве таких методических приёмов я предлагаю следующие:
толкование лексемы помогает лучше понять лексическое значение слова,
использовать это слово в речи в соответствующем значении. На мой взгляд, здесь очень важно приучать работать с толковым словарём русского языка С. И. Ожегова, в котором раскрывается самое существенное в слове – его значение, не забывая и о внешнем облике слова. Толковый словарь призван содействовать повышению культуры речи, учит правильному произношению и написанию.
показ самого предмета или его изображения. Например, дети рассматри-
вают на предметной картинке изображения инструментов (молоток, топор), определяют их назначение, объясняют отличительные признаки этих предметов.
одним из средств , обеспечивающих осмысленность слова является эти-
мологический анализ или этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.
Например, слово «капуста» - очень древнее слово. Оно произошло от латинского «капут» (голова).
использование ребусов. При разгадывании ребусов дети самостоятельно
или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов.
Пе (пенал)
л 40а (сорока)
практический материал: загадки, пословицы, предложения и тексты по-
зволяют наблюдать за функционированием слов в речи.
очень важно в работе над развитием речи использование синонимов.
Это слова, по – разному называющие одно и то же понятие. Они различаются по эмоционально – экспрессивной окраске и по сферам управления. Например, глупый - бестолковый – безмозглый.
Предлагаю следующие виды работ:
- найти близкие по значению слова;
- подбор близких по значению слов к данному слову;
- упражнения на употребление синонимов в речи.
Для работы над синонимами не обязательно искать в тексте их группу, можно
подыскивать синонимы самостоятельно. Это:
- выбор и группировка слов, близких по значению;
- расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого – то призна-
ка (огромный – гигантский – большой);
- подбор синонимов к данному слову (метель – вьюга, буран, пурга.)
- замена синонима в предложении: Стрелять метко (без промаха)
- выбор одного из данных, близких по смыслу слов. Небо (закрыло, заволокло) тучами.
Основная цель упражнений с антонимами – использование их в устной
и письменной речи. Антонимы – слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, всегда воспринимаются ярче. Не случайно так часто антонимы используются в пословицах. (Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Труд кормит, а лень портит. Дружбу помни, а зло забывай.)
На уроках использую следующие упражнения над антонимами:
- группировка антонимов по парам;
- подбор антонимов к данным словам (ясный- пасмурный, ненастный);
- замена антонимов в предложении;
- дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.
Очень важным считаю работу со сравнениями. Они встречаются в сти-
хах, в прозе. Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило в таких примерах, где предмет, с которым сравнивают был бы хорошо знаком детям, в противном случае образ не проясняется, а затемняется. Иногда сравнение превращается в широкую поэтическую картину, в которой явление природы олицетворяется. Например, в стихотворении «Пороша», дети встречаются с таким видом сравнения:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Анализ сравнений не должен сводиться к одной лишь логической работе. Нужно вызвать в воображении учащихся картины, образы, целесообразны также упражнения в самостоятельном подборе сравнений, которые в дальнейшем используются в устных рассказах и письменных сочинениях.
Во 2 – 3 классах детям предлагаю следующие задания:
Найти сравнения в связи с наблюдениями природы осенью:
Примерные сравнения:
«По воде плавают жёлтые листья, как кораблики».
«Листья на осине красные, как огоньки».
«Птицы летают стаей, как туча».
Во всяком художественном сравнении всегда есть субъективный элемент. Работа над сравнениями, как и над другими тропами (тропы – это поэтический оборот, слова и выражения, употреблённые в переносном смысле. Троп даёт возможность кратко, но ясно охарактеризовать предмет, явления) не должна навязываться детям. Каждое сравнение только тогда представляет ценность в речевом развитии, когда оно родилось в сознании учащихся как потребность выразить, передать яркую, впечатляющую картину.
Начиная со второго класса провожу специальную работу по подбору эпитетов. (Эпитет- это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором.) работа состоит в следующем. Учащимся предлагается подумать как можно сказать о хорошо знакомом им предмете. Например: о вечернем небе, о разбушевавшемся море, о тёплом ветерке.
Детские эпитеты:
- Небо огненное, пылающее, багровое, спокойное;
- Море грозное, свирепое, могучее, жёсткое, величественное. Учащимся предлагается также дать определение птицам, растениям. Выбор сам по себе полезен, так как развивает наблюдательность, образное мышление.
Огромной изобразительной силой обладает метафора.
В метафоре одно явление полностью употреблено другому, чем – то сказанному с ним, при этом создаётся яркая, поэтическая картина.
Нередко встречаются такие метафоры, в котором явление природы уподобляются живым существам (олицетворение). У А. С. Пушкина:
« Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница Зима.
Метафорой может быть одно слово или целая картина. Наиболее развёрнутая метафора – это аллегория, т. е. такое изображение жизни, где всё: сюжет, действующие лица, язык – имеет не прямое, а иносказательное значение. Такова аллегория в сказках, баснях. Где действуют обычные животные. На метафорах строятся многие русские народные загадки. (Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает). В каждой загадке образ, метафора исходят из сходства с действительными, реальными признаками, что и помогает их отгадывать.
Первоклассникам задаётся загадка: «Чёрные птички на каждой страничке». Здесь метафора – целая картина. Дети могут их представить, но в словесных объяснениях нередко испытывают трудности. По аналогии этой загадки дети придумывают свои загадки, загадывают их в классе. Такие загадки нередко очень интересны: «Старик самый сильный, но никто его не видел». (Ветер).
Метафора не только образ, в метафоре скрыт глубокий смысл, дан намёк на понимание второго плана. Работа над метафорами носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи.
Фразеология как раздел школьного курса русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. "Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы... Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации". Употребление фразеологизмов усиливает выразительность фразы, так как в большинстве из них присутствуют обобщенно-метафорический смысл, эмоциональность. Знание семантики и стилистической принадлежности фразеологизмов, наличие их в активном словаре придает речи особую яркость, меткость, образность.
С целью активизации словаря младших школьников использую следующие упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом; подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста; подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов:
1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?
Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.
2. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.
За тридевять земель | Хоть пруд пруди |
3. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)
4. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.
Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
5. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
Для выработки правильной интонации можно использовать следующие задания. Учитель пишет на доске диалог героев и просит при чтении показать повышение и понижение голоса, вводя условный значок виде стрелочки. Пример:
-Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
- Знаешь, кто мои соседи?
- Лисы, волки и медведи.
Речь детей развивают рифмовки. Приведу несколько упражнений по
рифмовке:
Олень (лень, тюлень)
Орех (смех, всех)
Клён (лён, бульон)
Игры с богатым словесным материалом является важным средством развития речи в течение всего периода их обучения в школе, начиная с младших классов и кончая старшими. Особенно они необходимы для детей младшего школьного возраста. Игры в школе должны быть прежде всего обучающими. Они должны сосредотачивать внимание детей на материалах урока, так как они развивают у детей природное языковое чутьё, подготавливают его к восприятию сложных поэтических форм, которые изучаются в старших классах.
Особой популярностью пользуются скороговорки. Скороговорка – это народно – поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания звуков и слов. Вся прелесть скороговорки состоит в том, что её очень трудно проговорить с первого раза. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, и в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговорить и не перевыговорить».
На своих уроках я использую скороговорки для выработки навыков и умения правильного произношения звуков и их сочетаний, для обучения артикулирования звуков речи, а также выразительному чтению. Скороговорки интересны ребятам. К тому же они знакомят с богатством русского языка.
Не каждому ребёнку удаётся её повторить с первого раза без ошибок, поэтому дети повторяют её за учителем хором и по одному. Скороговорки очень важны для развития фонематического слуха детей. Если в скороговорках есть непонятные слова, то необходимо провести словарную работу. Затем отрабатывается произношение каждого слова.
Для разучивания скороговорок детям предлагаю следующую памятку:
Как разучивать скороговорку:
1. Прочитай скороговорку медленно.
2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.
3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук повторяется много раз?
4. Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.
5. Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз. Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.
6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
7. Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.
Детям очень нравится читать и сочинять чистоговорки:
Ра-ра-ра – весь мусор уберём с утра.
Ро –ро – ро – весь мусор соберём в ведро.
Ре – ре –ре – метём усердно во дворе.
Ри – ри –ри – двор убрали раз, два, три.
Ры – ры –ры – не заметили жары.
Далее дети сочиняют чистоговорки по образцу.
На уроках использую следующие игровые приёмы:
Эмоциональные речевые разминки:
Лиса читает стихотворение: « На го[л]е А[л]а[л]ат [л]астёт к[л]упный виног[л]ад. Доктор выписывает лекарство – скороговорку : «Проворонила ворона воронёнка». Дети произносят скороговорку хором по рядам, в парах, выделяют повторяющийся звук [р], характеризуют его.
Или такая речевая разминка:
Учитель: «Перед вами два рисунка. На одном рисунке изображён грустный ще-
нок, на другом – весёлый. Нужно составит рассказ или диалог.
- Почему ты такой грустный?
Примерные ответы детей:
- Я потерял кость.
- Я поранил лапу.
- Меня обидел хозяин.
Что тебя обрадовало?
Примерные ответы детей:
- У меня хорошее настроение, потому что мне дали большую кость.
- Меня похвалил хозяин.
- Я догнал кошку, которая дразнила меня.
Игра «Тренируем эмоции».
Нахмурьтесь:
- как осенняя туча;
- как злая волшебница;
- как рассерженный человек.
Улыбнитесь:
- как хитрая лиса;
- как будто увидел чудо;
- как радостный ребёнок;
- как кот на солнце.
Игра «Слово – магнит».
Слово – магнит - -это «цветы». Какие слова притягиваются к этому слову? (Красивый, душистый, букет, яркий, стебелёк, лепестки, зелёная, ножка, жёлтый, глазок, садовый, луговой, полевой, лекарственный).
Игра «Угадай по описанию».
Ведущий описывает цветок, дети показывают карточку с изображением растения или называют цветок.
Размышление над положительной и отрицательной окраской слова.
- Поразмышляйте о положительной или отрицательной окраске слова. Разделите лист на две части. Слева напишите слова, которые вызывают положительные эмоции, справа - отрицательные эмоции.
+ | - |
конфета | зло |
солнце | гнев |
праздник | страшно |
мама | война |
- А теперь составьте предложение, которые бы отражали положительные и отрицательные эмоции. (Мне весело, когда все радуются, мама с папой шутят. Я очень рада приходу бабушки).
Лесенка из слов.
Из слов (имён существительных) составлена лесенка, в ней 12 ступенек.
А
Ар
Азу
Аист
Актёр
Аромат
Абрикос
Акустика
Агрономия
Арифметика
Артиллерист
Автомобилист
Все слова начинаются на букву «а», в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем. Попробуйте составить такую же лесенку, начиная с гласной буквы «и». У кого получится больше ступенек?
Составление тематического словарика на тему: «Лето».
- Назовите слова на тему «Лето». (Солнце, отдых, пляж, море, цветы, велосипед, ролики, мороженое).
- Назовите слова на тему «Книги». (Приключения, фантастика, читатель, библиотека, сказка, писатель, поэтесса).
Игра «Четвёртый лишний».
- Март, апрель, декабрь, май. (Декабрь).
- Капелька, ручеёк, листопад, проталины. (Листопад.)
- Сугробы, проталины, подснежники, солнышко. ( Сугробы.)
Игра «Кто быстрее?»
На карточках – 2 ряда слов, в каждом ряду – равное количество одушевлённых и неодушевлённых существительных. Дети получают следующее задание: подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос «кто?» - синим маркером, а на вопрос «что?» - зелёным маркером.
Игра «Кто больше придумает?»
Класс делится на две команды и каждая группа получает сюжетную картинку (можно использовать иллюстрации к сказкам). Необходимо написать как можно больше имён существительных. Выигрывает команда, которая напишет больше всех имён существительных.
Эти и другие игры закрепляют учебный материал, посредством игровой мотивации, развивают воображение, смекалку, устную и письменную речь, умение работать в группе.
Учитель в процессе работы над развитием речи должен нацеливать их на самостоятельное добывание знаний в области русского языка: обращение к книгам по занимательной грамматике, лингвистике, словарям и справочникам. В этих изданиях дети могут почерпнуть информацию о том, как правильно говорить, почему надо говорить так, а не иначе. Учителю необходимо создать в классе такую ситуацию общения, при которой каждый ученик имел бы желание поделиться своими знаниями с остальными. Кроме этого, необходимо также создание атмосферы внимания к речи, речевая рефлексия, пищей для которой служит обмен мнениями о просмотренных кинофильмах, спектаклях, прочитанных книгах. Важна также компетентность родителей в вопросах обращения к источникам информации по культуре речи.
Творческая деятельность учащихся состоит в следующем:
- исследовательская деятельность;
- моделирование лексических отношений и структур;
- конструирование;
- критический анализ;
- творческие работы;
- составление собственных словариков.
Мне очень нравятся уроки – исследования слов. Пример такого урока см. в приложении.
Умение строить разные предложения являются фундаментом развития связной речи. В основе любого связного высказывания лежит составление предложений. Формирование указанного умения осуществляется на практической основе через систему разнообразных упражнений:
Чтение образцов предложений с отработкой выразительного чтения.
Анализ предложений с выяснением их значения.
Уже на уроках обучения грамоте дети знакомятся с отдельными признаками предложения, а именно: предложение выражает законченную мысль, в предложении всегда о чём – то говорится. Усвоение этих признаков предложения осуществляется через постоянный анализ предложений с помощью смысловых вопросов:
- О чём говорится в предложении? Что говорится? Именно эти вопросы в последующем будут служить основным приёмом самостоятельного распознавания учащимися предложений в контексте.
Упражнение «Живые слова» (можно выполнять в группах). Командам даются сло –
ва, записанные в разброс. Даётся задание: поставить слова в таком порядке, чтобы получилось предложение. (бабу, дети, снежную, вылепили, большую). Предложение: «Дети вылепили снежную бабу».
Упражнение, в которых вставляется в предложение пропущенное слово:
...вьют гнёзда. Рыбаки…рыбу. …грызёт морковку. Птицы поедают … .
Составление предложений заданной структуры. Как правило этот приём использу-
ется в ходе практического обучения учащихся употреблению в речи определённых синтаксических конструкций, которые являются новыми для них или редко и не совсем грамотно применяемыми. Хорошо при организации такой работы пользоваться не только устными образцами (продолжите :Мальчик плакал, потому что… , примерное продолжение: «Мальчик плакал, потому что упал и ушибся»), но и соответствующими схемами предложений:
, потому что ________ . (На дороге стояли лужи, потому что недавно прошёл сильный дождь.)
Распространение простого предложения с помощью вопросов.
Предложение : Дети вылепили бабу. Учитель задаёт вопросы:
-Вылепили где?
- Бабу какую?
- Дети, отвечая на них, составляют более объёмное предложение: « В центре двор дети вылепили большую снежную бабу».
Составление предложений: «Чем вы можете заняться летом?» Допишите предложения.
(Читать) …книгу, кататься на ..(велосипеде), плавать …(на лодке), играть … (с мячом).
(Летом я буду читать любимую книгу. Я буду целыми днями кататься на велосипеде с другом. Я люблю с папой плавать на резиновой лодке. Летом мы с подружками часто играем с мячом).
Языковая игра «Бесконечное предложение».
Каждый называет по одному слову так, чтобы получилось предложение. Начинаем со слова «слон».
Слон.
Слон выступает.
Слон выступает в цирке.
Огромный слон выступает в цирке.
Крылатые выражения.
- Вспомните пословицы и крылатые выражения о волке.
( Волков бояться - в лес не ходить.
Волки сыты, и овцы целы.
Волки ноги кормят.
Волк коню не товарищ.
Хоть волком вой.
Волк в овечьей шкуре.)
Преврати предложения в яркие, праздничные и красивые.
Перечисленные упражнения способствуют формированию умения выделять предложения в устной речи, обозначать его границы на письме, ясно и точно выражать свои мысли в предложении, выбирать для этого нужные слова.
Упражнения со словом и предложением относятся к разряду подготовительных – это лишь определённые ступени на пути развития связной речи.
Успех уже первых изложений и сочинений учеников будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию речи первоклассников, по формированию умений устного высказывания как необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями: насколько пробуждалась творческая инициатива учеников, стремление к самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове.
Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально, когда в обучении действует свойство многогранности методики.
В 1 – 2 классах раскрываются основные признаки текста: целостность и законченность сообщения (единство темы, наличие основной мысли и её развитие, строение (структура) текста, его связность и членимость на микротемы – абзацы). На уроках русского языка дети получают представление о стилях речи ( разговорный, научно – деловой, художественный) , о типах речи (повествование, описание, рассуждение).
Одним из важных источников для устных высказываний являются экскурсии.
Вот в первые дни сентября первоклассники идут на первую экскурсию в парк, останавливаются на аллее.
- Посмотрите на небо, - говорит учительница.
- Ой, глазам ярко!
- Солнце слепит!
- Оно как золотое!
Затем дети всматриваются в небо. Одним оно кажется синим, другие уточняют: «Небо голубое», а кто – то видит его белым. Нужно помочь детям увидеть, что небо над ними светлое, вдали голубое, безоблачное и очень высокое. Предложить вдохнуть воздух и помочь найти точные слова: Воздух свежий, тёплый, чистый и прозрачный. Потом рассматриваются деревья и кусты, листва, трава, цветы, насекомые. Ребята слушают голоса птиц. Наконец, можно определить время года – ранняя осень. Дети находят сохранившиеся приметы лета и подмечают, чем ранняя осень отличается от лета. Наблюдение и сравнение – необходимые приёмы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, диктуемые свойством многогранности.
На экскурсии в природу дети придут и в разгар осени, и в позднюю её пору, попробуют потаптаться по насту и потом здесь же увидят как «змейкой вьётся по земле лёгкая позёмка». На знакомых проталинах они порадуются первым проталинам и первой травке, приходу весны и началу лета.
Совместные наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельным наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать новое.
В самой школе проходят утренники, сборы, встречи с интересными людьми. Также необходимо водить детей в театры, музеи, на выставки.
Все впечатления школьной и внешкольной жизни требуют выхода, у ребёнка появляется естественная потребность поделиться своими новыми знаниями, открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями. Он выражает себя в рисунке, игре и, конечно, в слове.
Дети хотят говорить. И нужно предоставить им такую возможность. Это и будет реализацией свойства вариативности методики, т. е. обеспечения активного участия на уроке всех учеников с учётом возможностей каждого.
Задача учителя – научить их пользоваться словом, учить речи точной и стройной, правильной и последовательной, ясной и выразительной. Такое учение, в процессе которого накапливается некоторый навык устных высказываний, является непременной основой перехода от устной речи к письменной с элементами литературного творчества.
На первых порах во 2 классе следует один раз в неделю на уроке давать ребятам задание: составить несколько предложений на определённую тему, чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе. Например: « Осенний воздух», «Снег на солнце», «Капризный апрель». Кроме указанных заданий, нужно практиковать следующие упражнения:
Составление сочинения – миниатюры с использованием опорных схем провожу по следующей схеме:
1. Прочитать заглавие, вводное предложение и опорные схемы предложений. Обдумать содержание сочинения. Наметить продолжение.
2. Восстановить предложение по схемам, вставить слова, подходящие по смыслу и отражающие сегодняшние наблюдения и впечатления прошлых дней.
3. Продолжить описание. Включить два новых предложения и сообщить свои личные наблюдения.
Примерные варианты описания погоды в ясный и пасмурный день сентября – октября.
Ненастье.
Уже конец сентября. Сегодня ______ _______ день. На ______ небе ______облака. С утра _____ ______ дождь.
Прекрасная погода.
На дворе сентябрь. Но солнце _____ _______. Сегодня _____ осенний ______. Небо ____ , по небу бегут _____ ______ . Воздух ___ и _____ ! Короткая, но дивная пора!
Чтобы научить предмет видеть со всех сторон нужно давать сочинения – описания предметов по плану: форма, величина, материал, цвет, назначение.
Отредактируй. Замени повторяющиеся слова синонимами.
Щенок бегал по весеннему лугу. Щенок гонялся за бабочками. Щенок чувствовал всевозможные запахи. Иногда щенок останавливался и несколько минут сидел на одном месте. Потом щенок снова нёсся сломя голову по свежей траве.
Прочитай сочинение. Определи раскрыта ли тема. Если нет, то попытай-
ся сделать это.
Лучший друг.
Моего лучшего друга зовут Гена. Он живёт в соседнем доме. В его доме двенадцать этажей, а в моём шестнадцать. Но Гена живёт на восьмом этаже, а я на третьем. А ещё один мой друг Серёжа живёт в Генином доме на одиннадцатом этаже.
Составление рассказа по его началу.
Членение сплошного текста на предложения.
Восстановление деформированного текста.
Изложение текста по вопросам, подсказывающим слова для ответа.
Напиши сочинение по плану:
Моё любимое музыкальное произведение.
1.Вступление: название моего любимого произведения, его автор.
2. Часто ли его слушаю.
3. Какие чувства оно во мне вызывает.
4. Почему это произведение – моё самое любимое.
5. Заключение: зачем людям нужна музыка.
Определи границы предложений.
Красив лес высокие сосны и ели тихо шумят.
Отредактируй (тавтология)
Зимой я люблю кататься на лыжах, коньках и санках. Мне нравятся зимние забавы- катания на лыжах, санках и коньках.
Составление устных текстов разного типа теме.
«Май – месяц цветов и зелени».
1) повествование (что произошло?)
2) описание (какой?)
3) рассуждение (почему?)
При разборе сочинений можно записать на доске предложение из работы, напри-
мер на тему «осень» и коллективно поработать над ним: «Осенний воздух пахнет опавшими листьями». Надо попробовать уточнить, когда и как пахнут опавшие осенние листья. Также ребята подбирают свои варианты к слову «пахнет». В результате всех поисков дети составляют предложение: « Когда приходит листопад, воздух наполняется свежим и сырым запахом опавших листьев».
Наиболее важен здесь сам процесс работы над словом и предложением, поиск, вариативность. Но ещё важнее то, что благодаря свойству процессуальности развитие речи идёт как непрерывный процесс коллективного познания, в который включаются живая мысль и чувства каждого ученика.
Работая над сочинениями по любой теме, учащиеся должны знать, к чему они стремятся, по каким показателям оцениваются их работы: 1) соответствие теме; 2) полнота и последовательность изложения; 3) не подражательность, не пересказ чужих мыслей, а самостоятельность, своё понимание, собственные чувства и свой рассказ, т. е. творчество; 4) стилистическая и орфографическая грамотность.
На мой, взгляд писать сочинение можно только о том, что хорошо знаешь. Поэтому очень важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли свободно оперировать материалом.
Хочу поделиться своим опытом по работе над сочинением «В чём красота русской зимы?»
Предварительно, на уроках русского языка, а также на других уроках учитель с детьми проводит работу по отбору материалов для сочинения.
На уроке окружающего мира проводится экскурсия в природу, которую можно провести следующим образом:
- Постоим тихо – тихо. Послушаем зимний лес.
- Посмотрите на этот куст. На что он похож?
- А теперь вглядитесь в деревья. Кто что представил себе?
- Найдите какой – нибудь предмет в зимнем лесу, такой, какой хотелось бы описать. Хорошенько всмотритесь в него; найдите в нём что – нибудь особенное.
- Всмотритесь в снег, потрогайте его. Как его описать, чтобы передать наше впечатление?
На уроках литературного чтения изучаются стихи русских поэтов о красоте зимней природы.
На уроках русского языка провожу следующие упражнения:
подбор определений к слову снег (рыхлый, белый, чистый, свежий, серый, гряз-
ный, сырой, мокрый, липкий, глубокий, искристый, сверкающий…)
подбор глаголов к слову снег: идёт, падает, валит, сыплет, кружится, искрится, блестит, скрипит под ногами..)
слова – находки: маленькие пеньки под снегом; как белые медвежата; сосенка – снегурочка спрятала ручки в пуховые рукавички; каждая снежинка, как маленькое серебряное кружево..(дети предлагают свои слова – находки после экскурсии)
найти сравнения, ответив на вопросы:
- Как сверкают снежинки? (узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на цветочки, на звёздочки…)
-Какими глаголами можно описать действие ветра? (бушует, бросает)
-Какие имена прилагательные подойдут больше, чтобы показать, что тучи наполнены снегом? (тяжёлые, снеговые, серые, мрачные)
Урок по теме: « В чём красота русской зимы?» смотри в приложении.
С первых дней обучения в школе дети проявляют любовь к пересказу. Их рассказы и описания оживляют уроки, развивают в ребятах инициативность, общительность, воображение. Работа с готовыми текстами предусматривает формирование умения анализировать текст ( определять тему, основную мысль, , устанавливать соответствие заголовка теме и основной мысли, определять тип текста, выделять микротемы, делить текст на части, составлять план и передавать его содержание в устной и письменной форме. Ведущим видом упражнений в данной работе являются письменные изложения по образцовым текстам (художественным, публицистическим, научно – популярным).
Использую следующие виды изложений:
- подробные;
- сжатые;
- выборочные;
- творческие.
Подробные изложения проводятся во всех классах. Целью таких упражнений является формирование у учащихся следующих умений: строить текст по логическим частям (по плану), полно и точно передавать его содержание, раскрывать тему, выделять главное, соблюдать последовательность и связность мыслей, использовать разнообразные синтаксические конструкции, правильно пользоваться способами связи предложений, выражать мысли грамотно, придерживаться норм литературного языка.
Подробные изложения пишутся:
- по вопросам;
- по готовому плану, данному учителем;
- по коллективно составленному плану;
- по самостоятельно составленному плану.
Подробные изложения проводятся во всех классах. Целью таких упражнений является формирование у учащихся следующих умений: строить текст по логическим частям (по плану), полно и точно передавать содержание, раскрывать тему, выделять главное, соблюдать последовательность и связность мыслей, использовать разнообразные синтаксические конструкции, правильно пользоваться способами связи предложений, выражать мысли грамотно, придерживаясь норм литературного языка.
Подробные изложения пишутся:
- по вопросам;
- по готовому плану;
- по коллективно составленному плану;
- по самостоятельно составленному плану.
При самостоятельном составлении плана учащимся необходимо руководствоваться требованиями, которым должны отвечать формулировки плана:
1. В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком (о чём) и что говорится в каждой части рассказа.
2. Пункты плана должны быть связаны по смыслу. ( Из одного пункта плана вытекает другой пункт чтобы получался как бы «ручеёк»).
3. Пункты плана должны быть краткими.
Сжатые изложения требуют передачи содержания в краткой форме. Суть подготовки к написанию такого рода изложений заключается в выделении главного в содержании всего текста, а также главного и второстепенного – того, что безболезненно можно опустить, в содержании отдельных его частей.
Методику работы над сжатым изложением смотри в приложении 3.
Выборочное изложения предполагают письменный пересказ определённой части текста: конкретного эпизода, отрывка, который соответствует заявленному вопросу или более узкой теме ( описать, как выглядит персонаж, изложить ту часть текста, в которой рассказывается о встрече друзей и т. д.)
Творческие изложения повышенный уровень собственного вклада ученика в создание текста: помимо передачи содержания образцового текста от учащихся требуется его перестройка в определённом плане, которая заключается в задании дополнить текст или внести в него изменения. К числу таких изложений относятся те, в которых даётся задание изменить лицо рассказчика.
Мы живём в мире информационных технологий. Человек должен быстро и чётко находить необходимую информацию. Это неважно, откроет он книгу или Интернет – страницу. Главное – надо знать о существовании таких справочников и принципах расположения в них материала. Чем раньше мы познакомим младших школьников с различными энциклопедиями, словарями, тем быстрее расширим их кругозор. Привожу пример внеклассного занятия по теме: «Русской речи государь по прозванию словарь». (См приложение 4)
В последнее время всё чаще используется метод проектов как один из способов организации учебно – познавательной деятельности учащихся. Этот метод помогает развитию у учащихся ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской. У детей формируются следующие коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально – интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:
- умение спрашивать ( выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить чётко, регулировать громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения ( понятно для всех сформулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Важным условием формирования знаний, умений, навыков учащихся является хорошо продуманное, организованное повторение, закрепление и обобщение учебного материала.
Одной из форм этой работы считается проведение обобщающих уроков. По моему мнению, такой формой обобщающих уроков являются уроки тренинги. Как следствие проведения уроков- тренингов является усиление коммуникативного аспекта в обучении, повышение уровня абстрактного мышления, логического мышления учащихся. Процесс закрепления, повторения знаний становится творческим, осознанным.
Схема – модель урока – тренинга.
1Постановка цели.
2.Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.
3.Работа в паре (четвёрке). Поочерёдное высказывание мнений. Обсуждение. принятие общего решения.
4. Выслушивание классом различных мнений и доказательств.
5.Экспертная оценка учителя.
6.Самооценка.
7. Подведение итогов.
1. Учитель, вместе с детьми определяет цели урока. Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый чувствовал поддержку, доброе отношение к нему.
2. Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и несколько вариантов ответов. Правильным может быть 1, 2, а то и все три варианта. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся.
3. При работе в группах каждый ученик должен объяснить, какой вариант он выбрал и почему. Работа в парах (четвёрках) требует от каждого ученика активной речевой деятельности, развивает умения слышать и слушать.
Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создаёт условия для развития личности и группы.
4. Предоставляя слово для высказывания различным группам, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли в свою речь.
5. После обсуждения учитель и учащиеся озвучивают верный вариант выбора.
6. Ребёнок учится сам оценивать результаты своей деятельности.
Этому способствует система вопросов:
Внимательно ли ты слушал товарища?
Смог ли ты доказать правильность своего выбора?
Если нет, то почему?
Что получилось, что было трудно? Почему?
Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Тренинги могут включать от 4 до 7 заданий.
7. Подведение итогов проходит в ресурсном круге.
Очень полезно проводить социально – психологические тренинги. Это наиболее эффективный в настоящее время и широко используемый в цивилизованном мире метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в малых группах при содействии ведущего.
В каждом тренинге условно выделяются 3 этапа: вводный, основной и заключительный. На первом проводятся специальные упражнения и игры – «ледоколы», направленные на снятие напряжения, создание творческой атмосферы. Во время основного этапа подбираются упражнения и задания, собственно решающие задачи тренинга (развитие специальных навыков, умений, знаний). Последний этап – рефлексии, групповой и индивидуальной оценки работы.
Нашего ученика – читателя, который живёт в 21 веке, надо научить читать и вычитывать всё, что автор вложил в своё произведение, анализировать и понимать художественные тексты любого типа, любой сложности. Современная модель уроков литературного чтения выглядит следующим образом:
Использую такой методический приём, как составление картинного плана. Рассматривая чередующиеся картины в стихотворении, мы можем чётко проследить, как меняется настроение лирического героя стихотворения, т.е. в итоге получаем партитуру чувств.
А. С. Пушкин «Зимнее утро».
Картинный план.
1. «Мороз и солнце…»
2. «Вечор …вьюга злилась…»
3. « А нынче … погляди в окно…»
4. «В комнате».
5. « …поля пустые, леса недавно столь густые»…
Партитура чувств:
1. радость, бодрое настроение
2. тоска, грусть, печаль.
3. радость, восторг.
4 умиротворение, тихая радость
5. лёгкая светлая печаль.
В результате анализа партитуры чувств дети увидели изменение чувств и поняли глубокий философский смысл стихотворения: « В жизни человека радость сменяется печалью, печаль радостью. Так и идёт жизнь человека, и всё надо благодарно принимать.
Ученики начальной школы – это маленькие дети, у которых маленький запас слов, особенно для передачи собственных чувств, их тонких оттенков. Поэтому предлагаю словарь настроений:
Для того, чтобы понять автора произведения, его идею, для понимания которой создана вся художественная структура произведения, создано определённое число образов героев, выстроен именно такой сюжет, мы с учениками – читателями прежде всего должны выявить систему образов произведения, составить его «структурную схему», которая поможет увидеть все образы, разобраться в их связях и взаимоотношениях и вывести идею как главную мысль произведения, ради утверждения которой всё это и создано писателем.
Для этого рисуем в тетради по литературе кружочек, которым обозначаем образ главного героя. Далее по сюжету появляются новые герои, мы рисуем на схемы эти образы и стрелкой обозначаем отношение главного героя к другим героям. Смысл этих отношений может быть передан своими словами или цитатой.
Дидактические игры, вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит – очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики: воображения, мышления, речи, эмоций, памяти и др. Кроме того, игровая ситуация организует глубокое заинтересованное общение всех участников игры, способствует организации совместно-разделенной деятельности, где каждый участник знает свою «роль» и полностью отвечает за нее. В этом воспитательный смысл игры. В процессе игры, особенно ролевой, идет примеривание на себя иной социальной роли, что помогает детям пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни», как сказали сами дети. Громадные возможности в этом смысле предоставляют уроки литературы, особенно если игра ролевая, и ученики «исполняют» предлагаемые им роли. Конечно, и в соревновательных играх происходят те же процессы, но в них нет вхождения в ситуацию жизни другого человека, проигрывания различных нравственных ситуаций, поисков выхода, необходимости организации взаимодействия с другими – того, что требуют условия ролевой игры.
Самые простые по организации – игры «типа спортивные», по классификации философа Ю.А.Левады, когда соревновательный момент присоединяется к процессу обучения, обобщения знаний или самостоятельного добывания их. Они могут быть очень простыми: например, когда класс делится на группы, а учитель говорит заветные слова: кто больше придумает, найдет в тексте, вспомнит. Еще интереснее будет, если повторение знаний теоретико-литературных знаний или текста произведения проводится, например, в виде игры «Покорение высоты»: к доске вызываются представители команд, которые, отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске. Можно «срежиссировать» и более сложную игровую ситуацию, уже как бы ролевую. Например, мы использовали для проверки знаний учащихся по объемной и сложной теме «Мифы» игру «Литературный футбол». Класс делится на две команды, капитаны которых формируют «группу нападения», которая готовит вопросы противнику, «группу защиты», которая будет отвечать, «вратаря», которому «защита» сможет «перепасовать» вопрос, если сама не сумеет ответить. За каждый неправильный ответ назначается гол команде, возможны «пенальти», т.е. удар прямо в «ворота», т.е. вопрос вратарю. Ролевые игры – это игры, где требуется ролевая трансформация, перевоплощение, вхождение в образ героя произведения. Мы проводили игру «Мой любимый бог и герой мифа», где дети не только представляли греческих и русских богов и героев, но и инсценировали мифы об амазонках и Костроме и Купале.
Но, конечно, самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу творческую. и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя».
Дети с желание включаются за постановку спектаклей, потому что это работа способствует самому активному включению в учебный процесс, причём включению творческому по выбору.
«Прогнозирование по названию».
- Каким будет произведение, судя по названию? (На этом этапе выясняется, как дети понимают название произведения ещё до работы над произведением, а потом вернуться к предположениям. Или подобрать другие заглавия к текстам .
Итак, активное введение в учебный процесс разнообразных методик и форм по развитию речи способствует формированию коммуникативных умений, развитию активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка, формированию позитивного отношения к учёбе. К концу младшего школьного возраста речь учащихся достигает более высокого уровня развития.
Данный вопрос не закрыт, необходимо искать новые формы, подходы, направления, новые методические обоснования для более успешной работы по развитию речи учащихся начальных классов.
Список литературы:
1. М. Р. Львов «Методика развития речи младших школьников». М: Просвещение, 1985г.
2. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов, Москва, «Просвещение», 1991 г.
3. « Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем» / сост. М. С. Умнова – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008г
4. Н. Н. Каландарова « Уроки речевого творчества», Москва, «ВАКО», 2009г
5. С. А. Есенина «Как научить вашего ребёнка писать сочинения», издательство Грамотей 2005
6. Н. И. Политова « Развитие речи учащихся начальных классов», М.: Просвещение, 1990г.
7. Виктория Лазарева « Уроки литературного чтения в современной начальной школе». : Педагогический университет « первое сентября», 2005 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»
Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
В опыте представлены разные виды работ с учащимися...
Активизация и развитие познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики с применением современных педагогических технологий
«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. » (Б. Паскаль)Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения шк...
Из опыта работы. Применение современных педагогических технологий. Технология проектов.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая ставит глав...
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.
Отличительная черта любой проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....
Презентация «Применение современных педагогических технологий на уроке по ФГОС для достижения нового качества знаний учащихся».
В данной презентации содержатся главные аспекты темы, которая была подготовлена для школьного методического дня....