Практическое пособие по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Данное пособие предназначено для развития у младших школьников умения делить слова на слоги, опираясь на правила слогоделения, сформулированные Р.И. Аванесовым. Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, или родителями для индивидуальной работы с детьми, обучающимися по УМК «Перспективная начальная школа»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
Учитывая сложность понятия «слог», в начальных классах по сложившейся традиции определение данной категории не дается. Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. На какой же признак слога опираются учащиеся, чтобы правильно разделить слово на слоги? В слове столько слогов, сколько гласных. Данное сведение содержит «Русский язык» для I класса, но практически учащиеся знакомятся с ним уже в период обучения грамоте. Произнесенное слово дети делят на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном (напечатанном) слове учащиеся сначала находят гласные буквы, затем делят на столько частей (слогов), сколько гласных. В течение первого полугодия I класса упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные (в том числе и подбор учащимися слов с определенным количеством слогов). Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, над которыми идет работа в I классе. Во-первых, с опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике является ведущим. Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова, ученик прежде всего делит слово на слоги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначения согласных и гласных звуков. Пример рассуждения ученика I класса: «В слове родина три слога. Первый слог — ро, звук р — твердый, пишу буквы эр, о. Второй слог — ди, звук д — мягкий, пишу буквы дэ, и. Третий слог — на, звук н — твердый, пишу буквы эн, а». Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Поэтому работа над слогом должна включать списывание по слогам (научить списывать!), запись под диктовку по слогам (послоговое проговаривание).
Проблема слогораздела является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Тем не менее наиболее распространены в современной русистике две теории слога. Они связаны с именами двух выдающихся советских языковедов – Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются (так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Аванесова так: ко-шка, согласно теории Щербы так: кош-ка). Поэтому в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.
Разные подходы к определению слога зависят от того, какая сторона речи принимается во внимание – артикуляционная или акустическая.
С артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком.
С этих позиций определяется слог в школьных учебниках. Это не совсем верно, т.к. не учитывается фонетическая сторона речи, ее звучание. Максимально звучными в русском языке являются гласные, они и бывают слогообразующими. Слоговыми могут быть также сонорные, но в русской речи это бывает редко и только в беглой речи: [ру?–бл?'], [жы?–зн?'], [р'и?–тм?], [ка?-зн']. Это происходит потому, что для образования слога важна не абсолютная звучность слогообразующего, а лишь его звучность по отношению к другим рядом стоящим звукам.
Звучность можно условно обозначить цифрами: гласные – 4, сонорные – 3, шумные звонкие –2, шумные глухие – 1:
[л'иэса?], [?д'и?н]
3 4 14 4 2 43
Различают открытые и закрытые слоги. Открытым является слог, оканчивающийся слоговым звуком: [ст'иэ-на?], [в?-да?], [мъ-л?-ко?]. Закрытый слог заканчивается неслоговым звуком: [б?м-б'и?т'], [цэ?л'], [сто?л- б'ик].
По тому, с какого звука начинается слог, различают прикрытые и неприкрытые слоги. Прикрытый слог начинается с согласного ([пр'и–ка?с]), неприкрытый – с гласного ([?-у?л], [а?-ист]).
Деление на слоги в целом подчиняется общему для современного русского языка закону восходящей звучности, или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Поэтому граница между слогами чаще всего проходит после гласного перед согласным: [м?-шы?–нъ].
Конец одного слога и начало другого называется слогоразделом, или границей слога.
С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков.
В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым.
Исходя из этого, слог определяется как сочетание звуков с разной степенью звучности.
Звучность – это слышимость звуков на расстоянии. В слоге имеется один наиболее звучный звук. Он является слоговым, или слогообразующим. Вокруг слогового звука группируются менее звучные, неслоговые, или неслогообразующие.
В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными:
1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог
2. Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу
3. Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу
4. Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу
В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу
5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу
6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу
7. При сочетании [j] с последующими шумными и сонорными согласными [j] отходит к предшествующему слогу
Таким образом, из примеров видно, что не конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный.
Предварительный просмотр:
Закономерности в распределении
согласных между гласными:
1). Согласный между гласными всегда входит в последующий слог
БУ-СЫ | КО-РО-ВА | БЕ-РЕГ | ВИ-ТЯЗЬ |
ВА-ЗА | БО-ЛО-ТО | ВЕ-НИК | КА-РАСЬ |
ДА-ТА | БУ-МА-ГА | СА-ХАР | МЕ-ЛОЧЬ |
МЯ-СО | ВО-РО-НА | МЕ-СЯЦ | МЯ-КОТЬ |
ЗИ-МА | ГА-ЗЕ-ТА | ТА-НЕЦ | ФО-НАРЬ |
ШИ-ЛО | ГИ-ТА-РА | ПА-ДЕЖ | ПЕ-ЧАЛЬ |
ЧА-СЫ | ДО-БЫ-ЧА | ЛИ-МОН | ВО-СЕМЬ |
СЫ-РО | ДО-РО-ГА | МО-РЯК | ПЕ-РЕ-ВО-ЗИТЬ |
ДУ-ХИ | ДО-ЛИ-НА | СО-БОР | ПО-ГО-ВО-РИТЬ |
ТУ-ЧА | ВО-ЛО-СЫ | ВО-ДО-ПАД | ПО-ЦЕ-ЛО-ВАТЬ |
ЩУ-КА | ГО-РО-ШИ-НА | КО-ЛО-БОК | ЩЕ-БЕ-ТАТЬ |
ПЕ-РО | КА-НИ-КУ-ЛЫ | ЛЕ-ДЕ-НЕЦ | БО-ГА-ТЫРЬ |
ЛЕ-БЕ-ДИ | СО-ЛО-МИ-НА | МА-ГА-ЗИН | ЧА-СО-ВОЙ |
ПО-СУ-ДА | ЧЕ-РЁ-МУ-ХА | ПИ-РО-ЖОК | ПУ-ХО-ВЫЙ |
ЧА-СИ-КИ | ЦА-РА-ПИ-НА | ТЕ-ЛЕ-ФОН | СА-НА-ТО-РИЙ |
СО-БА-КА | ЛУ-КО-ВИ-ЦА | ЧЕ-ЛО-ВЕК | КО-МА-РИ-НЫЙ |
МА-ЛИ-НА | ДО-БЕ-ЖА-ЛА | ХО-ЛО-ДОК | БЕ-РЁ-ЗО-ВЫЙ |
ЗО-ЛО-ТО | ПИ-РА-МИ-ДА | ПЕ-РЕ-ВОД | ПО-ЖИ-ЛОЙ |
БЕ-СЕ-ДА | НА-КА-НУ-НЕ | ЧЕ-МО-ДАН | ГО-ЛУ-БОЙ |
ФО-НА-РИ | НЕ-БЫ-ЛИ-ЦА | ШО-КО-ЛАД | МО-ЛО-ДОЙ |
Гласный звук слогообразующий, может быть отдельным слогом в начале слова, в конце и в середине
И-ВА | ГИ-Е-НА | ЗА-ТЕ-Я |
У-ХО | ДИ-Е-ТА | КА-КА-О |
Я-МА | КА-Ю-ТА | ЛИ-ЛИ-Я |
Ю-ЛА | КО-А-ЛА | ПЕ-НИ-Е |
А-КУ-ЛА | ЛИ-А-НА | СЕ-РИ-Я |
А-РЕ-НА | НА-У-КА | РА-ДИ-О |
О-ПЯ-ТА | ПО-Э-МА | ТА-ЛИ-Я |
У-ЛИ-ЦА | ПА-У-ЗА | ЧЕ-ШУ-Я |
Ю-НО-ША | СА-У-НА | ВЕ-ЗЕ-НИ-Е |
Я-БЕ-ДА | ПА-У-ТИ-НА | ВЯ-ЗА-НИ-Е |
Я-ГО-ДА | МА-Е-ТА | ДЫ-ХА-НИ-Е |
И-НЕЙ | СУ-Е-ТА | ЖЕ-ЛА-НИ-Е |
У-ЗЕЛ | СЕ-Я-ЛА | ЗА-ДА-НИ-Е |
О-БЕД | ПО-И-ЛА | ЗА-ПЯ-ТА-Я |
О-РЁЛ | ЗА-ЛА-Я-ЛА | ЛО-ТЕ-РЕ-Я |
У-ГОЛЬ | ПО-СЕ-Я-ЛА | ФА-МИ-ЛИ-Я |
О-СЕНЬ | КЛЯ-У-ЗА | БА-ТА-РЕ-Я |
Э-ТИ-КЕТ | ПЛЕ-Я-ДА | КИ-ПЕ-НИ-Е |
Ю-БИ-ЛЕЙ | ПО-Ю-ЩИЙ | МЕ-ЛО-ДИ-Я |
У-ЧИ-ТЕЛЬ | ТО-ПА-Ю-ЩИЙ | ПИ-ТА-НИ-Е |
У-РО-ВЕНЬ | ЗНА-Ю-ЩИЙ | ДО-ВЕ-РИ-Е |
У-СА-ТЫЙ | БО-ЛЕ-Ю-ЩИЙ | ЛЕ-ЧЕ-НИ-Е |
Е-ЛО-ВЫЙ | ЗА-ДА-Ю-ЩИЙ | РЕ-ШЕ-НИ-Е |
2) Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу
ВА-ННА | У-МНИ-ЦА | У-ПО-РНО | ШУ-МНЫЙ |
ГО-РЛО | СО-МНЕ-НИ-Е | ЛИ-МО-ННИ-ЦА | ТО-ННЕЛЬ |
МА-РЛЯ | ЗЕ-МЛЯ-НИ-КА | ПО-ЛЕ-ННИ-ЦА | ПО-МНИТЬ |
СУ-ММА | А-РЛЕ-КИН | СУ-ХА-РНИ-ЦА | ВЕ-РНУТЬ |
ТО-ННА | О-РЛИ-НЫЙ | СА-ХА-РНИ-ЦА | КО-РМИТЬ |
ЗЕ-РНО | МА-РМЕ-ЛАД | ЗА-МУ-РЛЫ-КАЛ | СО-ЛНЦЕ |
ЗЕ-МЛЯ | ЧЕ-РНО-ВИК | ЗА-ТО-РМО-ЗИЛ | СКРО-МНЫЙ |
ВО-ЛНА | ПЕ-РНА-ТЫЙ | ХО-ЛМИК | СПО-РНЫЙ |
ВЕ-РНО | СО-НЛИ-ВЫЙ | ГА-РНИР | ШТО-РМО-ВОЙ |
ЖИ-РНО | ЗЕ-МЛЯ-НОЙ | ЖУ-РНАЛ | ШТУ-РМО-ВАТЬ |
МИ-РНО | МИ-ЛЛИ-ОН | ЗЕ-МЛЯК | ГРА-ММО-ФОН |
ТЕ-МНО | ПЕ-КА-РНЯ | КА-РМАН | СБО-РНИК |
ЧЕ-РНО | РА-ЗУ-МНО | КА-РНИЗ | ДВО-РНИК |
МО-ЛНИ-Я | У-МНИК | ПЕ-РРОН | ВТО-РНИК |
БЕ-РЛО-ГА | А-ЛМАЗ | СО-РНЯК | СКО-РЛУ-ПА |
ЗА-РНИ-ЦА | О-МЛЕТ | ТЕ-РМИТ | СВЕ-РЛО |
ТЕ-РРА-СА | У-МНЫЙ | ТУ-РНИК | СТА-РИ-ННЫЙ |
ЧЕ-РНИ-КА | СУ-МРАК | ТУ-РНИР | ПРИ-МЕ-РНЫЙ |
ЧЕ-РНИ-ЛА | СЫ-РНИК | ЗИ-МНИЙ | СГУ-ЩЁ-ННЫЙ |
КО-МНА-ТА | ТЕ-ННИС | ГО-РНЫЙ | КО-МНА-ТНЫЙ |
ФО-РМУ-ЛА | ТЕ-РМИН | ПО-ЛНЫЙ | У-КРО-МНЫЙ |
ТЕ-МНО-ТА | ТЕ-РМОС | ТЁ-МНЫЙ | СУ-ВЕ-НИ-РНЫЙ |
ЧЕ-РНО-ТА | ТО-РМОЗ | ЧЁ-РНЫЙ | ПО-ДО-КО-ННИК |
3). Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу
У-ТКА | МА-ЧТА | СУ-ББО-ТА | ПО-ДКИ-НУТЬ |
Я-ХТА | МА-ССА | ПА-СТИ-ЛА | ПО-ДБО-РО-ДОК |
О-ВЦА | МЕ-СТО | ПО-ХВА-ЛА | ГИ-ППО-ПО-ТАМ |
О-ЧКИ | МИ-СКА | ПУ-СТО-ТА | КА-ШТА-НО-ВЫЙ |
У-ШКО | НИ-ТКА | И-СТО-РИ-Я | МА-КУ-ШКА |
БО-ЧКА | ПИ-ХТА | РО-ЖДЕ-НИ-Е | ЛЯ-ГУ-ШКА |
БУ-ДКА | ПО-ЧВА | РА-СТЕ-НИ-Е | РО-МА-ШКА |
БУ-КВА | ПЯ-ТКА | Э-СТА-ФЕ-ТА | РУ-БА-ШКА |
ВЕ-ТКА | РУ-ЧКА | ПО-ЧТЕ-НИ-Е | СЕ-РЁ-ЖКА |
ГУ-БКА | ФИ-ШКА | О-СКО-ЛОК | МУ-ХО-ЛО-ВКА |
ДО-ЧКА | О-ТВА-ГА | О-ТТЕ-НОК | МЫ-ШЕ-ЛО-ВКА |
ДУ-ДКА | У-СЛУ-ГА | Э-КВА-ТОР | ШО-КО-ЛА-ДКА |
ДУ-ЖКА | А-ЗБУ-КА | И-СТУ-КАН | МО-ЛО-ДЧИ-НА |
ЖА-ЖДА | И-СТИ-НА | ПО-СТУ-ПОК | ХО-ККЕЙ |
КЕ-ПКА | О-КТА-ВА | ВЕ-ЗДЕ-ХОД | ТО-ПТАТЬ |
КО-ФТА | А-ПТЕ-КА | ДО-ЖДЕ-ВИК | СИ-НО-ПТИК |
КО-ЧКА | КА-ССЕ-ТА | МУ-ШКЕ-ТЁР | ХО-ЛО-СТЯК |
КО-ШКА | МУ-ЖЧИ-НА | ПА-ССА-ЖИР | ШИ-ПО-ВНИК |
ЛА-СКА | ПУ-СТЫ-НЯ | РА-ЗГО-ВОР | ПЕ-РЕ-ДА-ТЧИК |
ЛА-СТЫ | РА-СТЯ-ПА | СА-КСО-ФОН | РА-СТЯ-ЖКА |
ЛО-ДКА | ЧА-СТИ-ЦА | ПО-ЧТО-ВЫЙ | КО-СТО-ЧКА |
ЛО-ЖКА | ЧУ-ЖБИ-НА | ЧА-СТО-КОЛ | ШНУ-РО-ВКА |
МА-СКА | СИ-СТЕ-МА | ЧИ-СТО-ВОЙ | ШЛЯ-ПО-ЧКА |
У-ТРО | О-СНО-ВА | ФА-БРИ-КА | ЦА-РЕ-ВНА |
И-ГЛА | ТЕ-ХНИ-КА | ТЕ-ХНИ-КА | ЧЕ-РЕ-ШНЯ |
И-ГРА | О-ХРА-НА | МО-КРО-ТА | ЗА-РО-СЛИ |
И-КРА | О-БЛА-КО | СО-БРА-НИ-Е | СЕ-РЕ-БРО |
КУ-КЛА | Я-БЛО-КО | СО-ГЛА-СИ-Е | МО-РО-ЗНО |
ВИ-ШНЯ | Я-БЛО-НЯ | РА-ВНЕ-НИ-Е | ПО-ЛЕ-ЗНО |
КА-ПЛЯ | ВИ-ТРИ-НА | ПО-ПЛА-ВОК | ЖА-ЛО-БНО |
КУ-КЛА | ЗА-ПРУ-ДА | РО-ДНИ-ЧОК | ПО-РО-ВНУ |
КУ-ХНЯ | ЗА-СЛУ-ГА | КА-БЛУ-ЧОК | КО-РО-МЫ-СЛО |
МА-СЛО | КО-ТЛЕ-ТА | ШУ-ТЛИ-ВЫЙ | МО-ЛО-ЧНИ-ЦА |
ПА-ШНЯ | НА-ГРА-ДА | РУ-БЛЕ-НЫЙ | ПЕ-СО-ЧНИ-ЦА |
ПЕ-СНЯ | РА-ВНИ-НА | ТЕ-ПЛО-ВОЙ | ПО-ЛО-ТНИ-ЩЕ |
ТУ-ФЛИ | ТА-БЛИ-ЦА | СЕ-КРЕ-ТАРЬ | ПО-МО-ЩНИ-ЦА |
ЦА-ПЛЯ | ТЕ-ПЛИ-ЦА | РИ-ФМО-ВАТЬ | ХУ-ДО-ЖНИ-ЦА |
ЦИ-ФРА | РА-ВНЕ-НИ-Е | ПО-ДМИ-ГИ-ВАЛ | БУ-ЛО-ЧНИ-ЦА |
БЕ-ДРО | ТИ-ГРИ-ЦА | РО-ДНИ-КО-ВЫЙ | ВО-РО-ТНИ-ЧОК |
ВЕ-ДРО | МО-КРО-ТА | О-ПА-СНО | ПУ-ТНИК |
ВЕ-СЛО | ША-ХМА-ТЫ | У-ДА-ЧНО | СУ-СЛИК |
ВЕ-СНА | ДО-БРО-ТА | У-ДО-БНО | ХИ-ЩНИК |
ДО-БРО | ПО-СЛА-НИ-Е | У-ЖА-СНО | ЗА-ПЛЫВ |
КО-ПНА | РА-ВНЕ-НИ-Е | ДЕ-РЕ-ВНЯ | ЧЕ-СНОК |
ПЕ-ТЛЯ | СО-БРА-НИ-Е | КО-НЮ-ШНЯ | ШУ-ТНИК |
СЕ-ДЛО | СО-ГЛА-СИ-Е | ПО-ВИ-ДЛО | ЛЫ-ЖНЫЙ |
4) Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу
5)При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу
АР-БУЗ | ГОР-ШОК | ПРИН-ЦИП | ИН-ДЕКС |
ИН-ДЮК | ЖЕЛ-ТОК | ПТЕН-ЧИК | ГОР-ДОСТЬ |
ОР-ГАН | КАР-ТОН | СВАР-ЩИК | СЕН-ТЯБРЬ |
ЮР-КИЙ | КИН-ЖАЛ | СВЁР-ТОК | КУР-ТКА |
ЯР-КИЙ | ПОМ-ПОН | СТОЛ-БИК | СЕР-ДЦЕ |
ЯС-НЫЙ | ПИН-ЦЕТ | БЛОН-ДИН | ТУН-ДРА |
ЯН-ВАРЬ | КОЛ-ПАК | КВАР-ТАЛ | ПОЛ-ДНИК |
ЯН-ТАРЬ | ЖАР-КИЙ | ПЛОМ-БИР | ВЕР-БЛЮД |
ЛАН-ДЫШ | ЖЁЛ-ТЫЙ | ГРОМ-КИЙ | ВЕР-СТАК |
ЛАР-ЧИК | ЖИР-НЫЙ | ЗВОН-КИЙ | ГАН-ДБОЛ |
ЛОМ-ТИК | КОЛ-КИЙ | ТВЁР-ДЫЙ | ПОР-ТРЕТ |
ПАЛ-ТУС | МЕЛ-КИЙ | СЕН-ТЯБРЬ | СЮР-ПРИЗ |
ПОН-ЧИК | ЦИР-КУЛЬ | КУР-ТКА | ТОЛ-СТЯК |
ФАН-ТИК | ВОЛ-ДЫРЬ | СЕР-ДЦЕ | ДЕР-ЗКИЙ |
ФАР-ТУК | МОР-КОВЬ | ТУН-ДРА | ЖЕН-СКИЙ |
БАЛ-КОН | ШАМ-ПУНЬ | КЕН-ТАВР | НЕР-ВНЫЙ |
БАМ-БУК | ПОЛ-ЗАТЬ | КОМ-БАЙН | БУР-КНУЛ |
БЕН-ЗИН | ФЫР-КАТЬ | КОН-ВЕРТ | ТОР-ЖЕ-СТВО |
БАР-СУК | ТВЁР-ДО | КОН-ЦЕРТ | КОМ-ПЛЕКС |
БОЛ-ТУН | КВАР-ТИ-РА | СЕР-ВАНТ | КОН-ФЛИКТ |
ВОЛ-ЧОК | ДЖЕМ-ПЕР | ФАН-ТАСТ | СТРЕЛ-КА |
ВОР-ЧУН | ПЛИН-ТУС | АР-ТИСТ | СКЛЯН-КА |
ВУЛ-КАН | ПРИН-ТЕР | АР-БИТР | ЩЁЛ-КНУЛ |
6)Мягкий знак - показатель мягкости относится к впередистоящему звучному согласному
Мягкий знак - разделительный переходит в последующий слог вместе с согласной буквой
МАЛЬ-ЧИК | МЕ-БЕЛЬ-НЫЙ | ДРУ-ЗЬЯ | РАЗЪ-ЕЗД |
МЕЛЬ-НИК | ПО-НЕ-ДЕЛЬ-НИК | СЕ-МЬЯ | ПОДЪ-ЕЗД |
БУЛЬ-ВАР | КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК | КО-ЛЬЯ | О-ТЪЕЗД |
БУЛЬ-ДОГ | ХО-ЛО-ДИЛЬ-НИК | СУ-ДЬЯ | О-БЪЯ-ВЛЕ-НИ-Е |
ДЕЛЬ-ФИН | МИ-НЕ-РАЛЬ-НЫЙ | СКА-МЬЯ | О-БЪЯ-СНИТЬ |
ТЮЛЬ-ПАН | МУ-ЗЫ-КАЛЬ-НЫЙ | ДЕРЕ-ВЬЯ | СЪЕ-ЗДИТЬ |
ВОЛЬ-НЫЙ | РА-ССОЛЬ-НИК | ЗВЕ-РЬЁ | СЪЁ-МКА |
ГОРЬ-КИЙ | ЗЕР-КАЛЬ-НЫЙ | БЕ-ЛЬЁ | О-ТЪЕ-ХАЛ |
ДАЛЬ-НИЙ | ФУ-ТБОЛЬ-НЫЙ | ВОРО-БЬИ | ВЪЕ-ХАЛ |
ДЕЛЬ-НЫЙ | ЧЕ-РНИЛЬ-НЫЙ | ЛИ-СТЬЯ | О-БЪЕ-ДКИ |
МА-ЛЕНЬ-КИЙ | СТУЛЬ-ЧИК | КО-ЛО-СЬЯ | СУ-ЧЬЯ |
МЫЛЬ-НЫЙ | СТУ-ПЕНЬ-КА | ПЛА-ТЬЕ | КО-ПЬЁ |
СИЛЬ-НЫЙ | ПРА-ВИЛЬ-НО | РА-ЗДО-ЛЬЕ | О-БЕ-ЗЬЯ-НКА |
БОЛЬ-ШОЙ | СЛА-БЕНЬ-КО | У-ЧЕ-НЬЕ | ВО-СКРЕ-СЕ-НЬЕ |
БОЛЬ-НОЙ | ТЩА-ТЕЛЬ-НО | ХЛО-ПЬЯ | О-СЕ-НЬЮ |
ВОСЬ-МОЙ | ГЛА-ГОЛЬ-НЫЙ | МУ-РА-ВЬИ | БЕ-ЛЬЁ |
СЕДЬ-МОЙ | СВЕ-КОЛЬ-НЫЙ | СО-ЛО-ВЬИ | БУ-ЛЬОН |
БУ-ДИЛЬ-НИК | ГЛА-ДЕНЬ-КИЙ | О-ЛЕ-НЬИ | ПО-МЕ-СТЬЕ |
НА-ПИЛЬ-НИК | ПЛО-ХОНЬ-КИЙ | ВЕ-СЕ-ЛЬЕ | РУ-ЧЬИ |
РЕ-ЗУЛЬ-ТАТ | ПРА-ВИЛЬ-НЫЙ | ВА-РЕ-НЬЕ | ГО-СТЬЯ |
КИ-СЕЛЬ-НЫЙ | СТУ-ПЕНЬ-КА | СЧА-СТЬЕ | НО-ЧЬЮ |
КУ-ПАЛЬ-НЫЙ | ШКОЛЬ-НИК | ВЬЮ-ГА | КРЫ-ЛЬЯ |
7) Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу
ШО-ССЕ | БА-ЛЛОН | СУ-ББО-ТА | А-ККОРД |
А-ППА-РАТ | КА-ССИР | КО-ЛЛЕ-КТИВ | ВЕ-СЕ-ННИЙ |
А-ППЕ-ТИТ | ПО-ДДОН | ВА-ННА | КУ-ХО-ННЫЙ |
ДРО-ЖЖИ | РА-ССОЛ | ГРУ-ППА | МА-ССА |
ТЕ-ННИС | О-СЕ-ННИЙ | СУ-ФФИКС | А-ННА |
8)При сочетании ĵ с последующими шумными и сонорными согласными ĵ отходит к предшествующему слогу
ШАЙ-БА | ВЕЙ-ТЕ | ДАЙ-ТЕ | ДУЙ-ТЕ |
ЛЕЙ-ТЕ | МОЙ-ТЕ | ШЕЙ-ТЕ | ЗА-ТЕЙ-НИ-ЦА |
ПЕЙ-ТЕ | РОЙ-ТЕ | ПОЙ-МИ | ТАЙ-НИК |
ПОЙ-ТЕ | СЕЙ-ТЕ | ПОЙ-ТИ | ИН-ДЕЙ-ЦЫ |
НА-КЛЕЙ-КА | ЗМЕЙ-КА | СТОЙ-КА | ТРОЦ-НИК |
РАЗ-БОЙ-НИК | ФЛЕЙ-ТА | ТРОЙ-КА | ХВОЙ-НЫЙ |
МАЙ-КА | ЛАЙ-КА | СОЙ-КА | ЗЕ-МЛЕ-РОЙ-КА |
Предварительный просмотр:
Карточки с заданиями для самостоятельной работы. На обратной стороне карточки помещена рубрика «Проверь себя». Рубрика «Проверь себя даёт возможность формировать навык самоконтроля.
Карточки можно использовать для списывания текстов в период обучения грамоте, а также изучая русский язык.
Алгоритм деления слова на слоги.
1.Поставь точки под буквами гласных звуков, определи количество слогов в слове
2.Найди, есть ли в слове стечение согласных
3.Определи, может ли стоящая впереди буква согласного звука, быть границей слога, или является началом следующего.
4.Раздели слово на слоги
Карточка №1
Зима | Зи-ма. |
Морозы. | Мо-ро-зы |
Сугробы. | Су-гро-бы |
Холода. | Хо-ло-да |
Карточка №2
Ворона | Во-ро-на |
Синицы | Си-ни-цы |
Воробей | Во-ро-бей |
Снегири | Сне-ги-ри |
Птицы | Пти-цы |
Карточка №3
Осы малы. | О-сы ма-лы |
У осы усы. | У о-сы у-сы. |
Осы больно жалят. | О-сы боль-но жа-лят |
Карточка №4
На лугу корова Зорька и телёнок Черныш. | На лу-гу ко-ро-ва Зорь-ка и те-лё-нок Че-рныш |
Телёнок мал. | Те-лё-нок мал. |
Карточка №5
Слава удил рыбу. | Сла-ва у-дил ры-бу. |
Он поймал щуку. | Он пой-мал щу-ку. |
Карточка №6
Вот Мишка. Это козлик. А тут машина. | Вот Ми-шка. Э-то ко-злик. А тут Ма-ши-на. |
Это мои любимые игрушки. | Э-то Мо-и лю-би-мы-е и-гру-шки. |
Карточка №7
Пришла весна, стала видна на лугу трава. | При-шла ве-сна, ста-ла ви-дна на лу-гу тра-ва. |
Трава зелена. | Тра-ва зе-ле-на. |
Карточка №8
Седой туман Наступил осенний вечер. Густой туман спустился на деревню. Стало сыро и холодно. Прощай, лето! Здравствуй, осень. | Се-дой ту-ман На сту-пил о-се-нний ве-чер. Гу-стой ту-ман спу-стил-ся на де-ре-вню. Ста-ло сы-ро и хо-ло-дно. Про-щай, ле-то! Здра-вствуй, о-сень! |
Карточка №9
Целый день сегодня шью. Я одела Всю семью. Погоди немного, кошка,- Будет и тебе одёжка! | Це-лый день се-го-дня шью Я о-де-ла Всю се-мью. По-го-ди не-мно-го, ко-шка,- Бу-дет и те-бе о-дё-жка! |
Карточка №10
Раздели слова на слоги, найди лишнее слово
Стульчик, ступенька, правильно, большой, платье | Стуль-чик, сту-пень-ка, пра-виль-но, боль-шой, пла-тье |
Карточка №11
Раздели слова на две группы по правилам деления на слоги
Масло, яркий, копна, петля, арбуз, колпак | ма-сло ар-буз ко-пна кол-пак пе-тля яр-кий |
Карточка №12
Раздели слова на две группы
Кепка, кофта, умник, турник, термос, пихта, пятка, черника | ке-пка у-мник ко-фта ту-рник пи-хта те-рмос пя-тка че-рни-ка |
Карточка №13
Раздели слова на две группы
Ванна, волна, пекарня, масса, сорняк, формула, суббота | ва-нна во-лна ма-са со-рняк су-ббота фо-рму-ла гру-ппа пе-ка-рня |
Карточка №14
Ответь на вопросы:
- Как узнать, сколько в слове слогов?
- Может ли слог состоять из одного гласного звука?
А из одного согласного?
- Может ли согласный звук быть границей слога?
- Какой слог называют открытым?
1.Поставь точки под буквами гласных звуков, определи количество слогов в слове
2.Найди, есть ли в слове стечение согласных
3.Определи, может ли стоящая впереди буква согласного звука, быть границей слога, или является началом следующего.
4.Раздели слово на слоги
Предварительный просмотр:
Литература
1.Аванесов Р.И. О слогоразделе и строении слога в русском языке //Вопросы языкознания.1954 №6 //
2.Бондаренко Л.В., Павлова Л.П. О фонетических критериях при определении места слоговой границы. //Русский язык за рубежом.1987 №4//
3.Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Москва. ОНИКС 2006 г.
4.Тикунова Л.И. Дидактический материал по русскому языку.1 класс Дрофа 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическое пособие по русскому языку 2 класс. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?...
Учебно-методические пособия по русскому языку.
У учеников начальной школы всегда трудности с запоминанием терминов. Я предлагаю ряд занимательных упражнений на развитие внимания и запоминание терминов и словарных слов....
" Описание авторской модели универсального пособия по русскому языку для начальной школы "Звуковой светофор "
Звуковой светофор можно разбить на 2 сектора: 1- цветной сектор 2- обозначения орфограмм. для крепления можно использовать гайку и винтик из школьного конструктора. Чтобы светофор прослужил дольше, мо...
Наглядные пособия по русскому языку
Схемы подобраны с учётом индивидуальных особенностей детей. Слова-действия; разделительый мягкий знак;парные согласныена конце слова; большая буква; безударные гласные....
Электронное пособие по русскому языку "Пажи-Падежи"
Пособие предназначено учителям как электронное пособие для организации учебного процесса и детям и их родителям ...
Интерактивное пособие по русскому языку 3 (4 класс) «Изучаем падежи русского языка»
Пособие можно использовать на уроках русского языка при изучении темы «Склонение имени существительного». В пособии представлена информация о падежах русского языка (вопросы, предлог...